Возможно, эта новость понравится как любителям ПМВ, так и поклонникам темы ВВС малых стран: благодаря фирме AML появилась возможность малой кровью построить модель финского Fokker D.VII. Теперь для этого есть все: и декаль, и лыжи на зимний вариант.
Известная своим "уклоном в экзотику" компания AML Models, как кажется, впервые обратила внимание на самолет, относящийся к периоду Первой мировой войны. Один из лучших истребителей эпохи Fokker D,VII по окончанию боевых действий оказался востребованным и в качестве трофея и в качестве товара. Самолеты, захваченные в плен, брошенные прежними хозяевами, полученные по репарациям, как и вновь построенные в Голландии состояли на вооружении многих стран, в некоторых - до середины 30-х годов. На вскидку, ВВС США, Бельгии, Польши, Голландии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, СССР, Литвы, Финляндии располагали в разное время разным числом таких самолетов.
Последним из перечисленных - "семеркам" финских ВВС и посвящен рассматриваемый выпуск Fokker D. VII in Finnish Service # C9002.
Как известно, финнам удалось добыть 3 самолета этого типа: аэропланы были тайно от Союзной комиссии собраны из задела в Германии на фирме OAW и несли все характерные признаки поздних "семерок" этого завода.
По сведениям из разных источников первый самолет, доставленный в страну летом 1919 года, внешне ниникак не отличался от германских машин: несли камуфляж типа "лозенг" и полный комплект германских ОЗ в виде "балочных крестов" (balkenkreuz), которые уже на месте финны превратили в свастики, дорисовав отсутствующие перекладины-крюки. Так же на борту фюзеляжа присутствовали стандартные немецкие весовые таблицы и серийные номера германского образца. Кроме свастик финны добавили от себя лишь собственные номера вида 1.Сххх прямо над германскими.
Все три самолета использовались в основном для повышения летной подготовки, при этом один был разбит в январе, а другой - в феврале 1920 года. Что заставило финнов классифицировать аэропланы как учебные при том, что в боевых частях летали потрепанные "Ньюпоры" и "Спады" русской постройки, заметно уступающие семеркам в ЛТХ - то карельский медведь знает. Возможно - нелегальность поставки, заставившая держать эти аппараты подальше от глаз иностранцев. Только одному самолету, Fokker D.VII (OAW) 8545/18 - повезло больше: он летал до 1924 года. Его в разные периоды жизни и представляет рассматриваемая декаль.
Первый вариант в германском лозенге и с дорисованными черными свастиками представляет собой машину, эксплуатировавшуюся во 2-ом авиаотряде на аэродроме Утти в 1920-1922 годах.
Второй - гораздо более интересный. Такой оскольчатый многоцветный камуфляж самолет получил почти в конце своей карьеры зимой 1923 года. Финны предполагали использовать его на морских самолетах зимой.
Что касается инструкции, то она определенно содержит ошибки.
Окраска зеленых частей самолета в "немецкой" схеме указана по каталогу FS совершенно верно, как 34092: это 100% попадание если смотреть цвет на "Колорсервере": http://www.colorserver.net/showcolor.asp?fs=34092
Но я категорически не советую использовать краски LifeColor Medium Green 42, АКАН Euro Green 1 или Humbrol 153, которые обычно советуют - искомый цвет они напоминают очень отдаленно. Ближе всего к искомому - АКАН 80006, очень точно передающая цвет #227 Deep Brunswick Greenпо каталогу BS381C. Именно так, в темный брауншвейгский зеленый, согласно германским инструкциям и новейшим изысканиям (слава Богу, осталось достаточно артефактов) окрашивались капоты, фермы фюзеляжа и стойки крыла поздних "семерок".
Второе замечание - относительно цвета шестиугольников, покрывавших капот. Он (к бабке не ходи!) не зеленые, как в инструкции, а сиреневый или фиалковый (iliac): ищите фото музейных машин, благо - их полно. Возможно, в зеленый/фиалковый 50 на 50 по размаху красился и обтекатель оси шасси - но тут нет полной уверенности: кажется, что на самых последних сериях от нее отказались.
По поводу типа лозенга (4- или 5-цветный) наверное, можно довериться инструкции: в диапазоне серийных номеров 85хх/18 попадались как четырех так и пятицветные камуфляжи, и даже гибриды с четырехцветным фюзеляжем и пятицветными плоскостями. Однако с машин 854х/18 четырехцветная ткань преобладает.
По оскольчатому камуфляжу я ничего положительного сказать не могу, кроме как "сморите финские источники".
Пока декаль выполнена в 72-ом масштабе, но вскоре ожидается и ее увеличенный вариант в 48-ом.
Приятным дополнением для желающих построить финский аппарат станут лыжи, выполненные в смоле. Причем набор уже сейчас доступен в двух масштабах:
AMLA7220 1:72 Skis for Fokker D.VII / Finnish version
AMLA4832 1:48 Skis for Fokker D.VII / Finnish version
Очевидно, что эти продукты будут интересны как поклонникам авиации ПМВ, так и любителям самолетов под синей свастикой
Тема: Новинка AML 1/72 и 1/48 конверсионный...(#3772) - обсуждение
Подробно то как написал, не каждый может так. Задумался над этим набором.