Сказать, что я получил удовольствие от работы, было бы не совсем честно. Было всё: муки совести моделиста; страх и желание бросить; радость от интересных решений, воплощенных в модели, и от испытания новых составов, намазанных на нее; длительное обдумывание технологических маршрутов сборки и покраски; досада за неудавшиеся ходы с последующим возвратом к началу; долгие часы копания в недрах интернета, листание пыльных томов техописания; ползанье по бетону с фотоаппаратом; переписка и телефонные звонки в другие города; ожидание посылок; постоянные опасения за целостность модели и ее частей; легкое недовольство супруги - за длительный и нестерильный процесс; мучительные поиски мелких деталей, «выстреленных» из объятий пинцета (нашел все); коварные выхлопы разных модельных химий; предательство отработанных технологий; необъяснимые инциденты с деталями и инструментом; мандраж, практически предынфарктный, во время монтажа моделей на станине и вклейки самых мелких деталей – стекателей и солдатиков; полная апатия и изнеможение после фотосессии.
На этих фото – прототипы моделей.
Немного о красивом самолете, ставшем прототипом моделей.
Aero L-39 Albatros — учебно-тренировочный самолёт, пришедший на смену L-29, предназначенный для первоначального обучения курсантов технике пилотирования в простых и сложных метеоусловиях днём и ночью, обучения элементам боевого применения, связанным с перехватом воздушных целей визуально, действиям по наземным целям, а также для тренировки лётного состава лётных училищ и строевых частей.
Он был разработан в 1960-х годах в Чехословакии на авиастроительном предприятии Aero Vodochody (поселок Водоходы, близ Праги, ныне - в Чехии). Опытный экземпляр совершил первый полет 4 ноября 1968 года. "Альбатрос" серийно выпускался в 1971-1999 годы, всего было построено около 2 тыс. 900 экземпляров. С 1972 года по начало 1990-х годов L-39 являлся основным учебно-тренировочным самолетом стран - участниц Организации Варшавского договора. По состоянию на 2020 год продолжает эксплуатироваться в 37 странах, включая Россию, Украину, Беларусь, Азербайджан, Грузию, КНДР, Египет, Чехию и Болгарию. Ранее самолет использовался Афганистаном, Ираком, Латвией, Венгрией, Румынией, Югославией и рядом других государств.
Не стану утомлять описанием конструкции, это можно легко найти на сайтах Интернета. Остановлюсь только на модификациях этого самолета L-39С и L-39ZA.
Большая часть выпущенных самолетов была поставлена в СССР в учебные центры ДОСААФ, летные училища и аэроклубы и это в основном – «цешки». Некоторые из них после распада Союза разлетелись по всему миру в частные руки. В начале 70-х L-39С получили училища: Черниговское, Качинское, Харьковское, Армавирское, Ейское и Борисоглебское, Барнаульское, Тамбовское и Краснодарское. Численный состав учебных полков был значительно выше боевых, и в некоторых из них количество L-39 превышало сотню. «Альбатросы» также эксплуатировались несколькими центрами боевой подготовки и переучивания летного состава, Отдельным учебно-испытательным полком Центра подготовки космонавтов СССР (аэродром Чкаловская), подразделениями ГК НИИ ВВС, несколькими полками штурмовиков Су-25, где выполняли роль «спарок» до поступления двухместных «Грачей». В этом качестве несколько советских L-39 побывало на войне в Афганистане. За пределами силовых структур «Элками» располагал ЛИИ МАП (подмосковный Жуковский). Там L-39 использовали не только как летающие лаборатории, но и в качестве самолетов сопровождения, а также в Школе летчиков-испытателей.
Некоторым бывшим советским L-39С пришлось повоевать. Самолёты, числившиеся за Краснодарским училищем, отошли Азербайджану и использовались в войне за Нагорный Карабах. Машины Армавирского училища оказались в распоряжении правительства Джохара Дудаева. В ходе первой чеченской войны их пытались использовать для разведки и поддержки войск.
Спортивная работа «Элки» началась в 1984 году во время проведения XVII чемпионата СССР по высшему пилотажу на реактивных самолетах. Выступавшая на L-39 команда ВВС-1 заняла тогда 1 место по многоборью. К сожалению, спортивная карьера самолета оказалась недолгой: экономические неурядицы последних лет существования СССР быстро уничтожили «реактивный» спорт. Однако именно в тот сложный период, в 1987 году, на базе Вяземского учебного центра ДОСААФ была создана пилотажная группа «Русь», в которую включили десять L-39С. Она сумела выжить в наиболее трудные годы и продолжает успешно выступать по сей день. Не так давно несколько машин прошли обслуживание и были перекрашены в глянцевый черный цвет с желтыми узорами.
L-39ZA был разработан на базе L-39ZО в конце 70-х годов прошлого столетия и строился серийно с 1980 года.
В отличие от L-39С он имел четыре точки подвески вооружения вместо двух, а также получил на вооружение пушку ГШ-23. Самолеты этой модификации поступили на вооружение в ЧССР (ныне остаются в строю в Чехии и Словакии). Во второй половине 1980-х гг. интерес к L-39ZA стали проявлять новые заказчики. В 1986 г. самолет переоборудовали под требования Нигерии. Версия, получившая обозначение L-39ZA-N, отличалась радио- и навигационным оборудованием американской фирмы King, что было заметно внешне по расположению и форме антенн. Согласно первому контракту, выпустили 26 экземпляров L-39ZA-N. В 2001 г. нигерийцы не смогли оплатить поставку по второму контракту и 17 машин стали собственностью Алжира.
В начале 1992 г. завершилось переоборудование самолета под требования Таиланда. Основным отличием L-39ZA/ART стало установленное израильское прицельно-навигационное оборудование. Кроме того, машина получила возможность нести под крылом устройства для буксировки воздушной мишени Dart, которая напоминала сильно увеличенный дротик для одноименной игры. Буксировочное устройство подвешивалось на внешний пилон левой консоли, а под правой находился барабан с 700 м стального троса. В 1994 году было поставлено 40 самолетов. В том же году Камбоджа купила десяток L-39ZA.
В общей сложности «Аэро-Водоходы» построили 265 самолетов L-39ZA, включая экспортные варианты.
В Чехословацкой Народной Армии «Альбатросы» нашли применение не только для решения учебных задач, но и для борьбы с воздушными целями. В 1980-е гг. участились случаи нарушения границы со стороны ФРГ вертолетами армейской авиации США. Особенно ситуация обострилась в 1985 г. Попытки истребителей МиГ-21 перехватить нарушителей, вторгавшихся в воздушное пространство на малой высоте и следовавших с небольшой скоростью, оказались безуспешными. С этой задачей справилось звено L-39ZA из 2-й эскадрильи 39-го истребительно-бомбардировочного полка.
После распада федерации на два государства наличный парк «Альбатросов» был распределен между ними. Доставшиеся Словакии L-39ZA применялись для борьбы с низколетящими малоскоростными ЛА, время от времени нарушавшими границу страны и перевозившими контрабанду либо нелегальных мигрантов. Новые времена привнесли в биографию самолета события, казавшиеся ранее совершенно невозможными: L-39 стали регулярными участниками различных военных учений в рамках НАТО.
Модель
Первая модель была мной распакована из посылки в конце 2016 г. Впечатление от внешнего вида - достаточно приятное. Упакована хорошо, порадовал диск с инструкцией, качественно упакованы декаль, травление и маски. Лист с наклеенными образцами цветов для окраски. Рекламный проспект с Ме-410.
Сломанных деталей нет. Отвалившиеся от держателей детальки в количестве двух штук были сложены продавцом в пакет с замочком. Кажется, в коробке была еще бельгийская маленькая шоколадка (или конфета, точно не помню), она пострадала от тепла при пересылке.
В наборе присутствуют альтернативные детали, можно использовать металл или смолу. Есть переразмеренные детали, которые можно заменить самодельными, их немного.
В членении фюзеляжа на шесть частей есть определенный «литьевой» умысел. Но качественно собрать из этого сам фюзеляж – достаточно трудно. Об этом – чуть ниже.
Дефектов литья с выходом воздушного кармана на лицевую сторону не было. Но при детальном изучении пузырьки воздуха всё же нашлись. Я их вскрыл с внутренней стороны и залил цианоакрилом, чтобы не провалились.
После оценки возможностей, было принято решение о постройке сразу двух самолетов в одном коробе. Так было решено выбрать все возможные вкусности проекта: открытый и закрытый фонари, убранные и выпущенные закрылки, разные подвески.
Удобно расположившись, взяв в руки Дремелку с гибким валом, я задал перцу своему кабинету. Пыль от микро- пильного диска, сделанного Владимиром Ивановичем, стояла столбом несколько дней. Надо как-то выкроить немного денег и пожертвовать объемом своей мастерской, чтобы такие работы выполнять с Керхером. При покупке нового, модного и красивого пылесоса LG, продавец сообщил, что всё, что касается стройки, резки и пилки обязательно мгновенно погубит сие изделие. Я почему-то не сомневаюсь.
Следующий этап был неминуем. Вспомнив всё, чему меня учили по плазово-шаблонной сборке, я взял наиболее достоверные чертежи, распечатал огромные (по меркам 72-го масштаба) листы чертежей.
Отобрал у друга – электрика пенопластовую коробку из-под лампы для «Кобры», сделал из нее стапель. Много раз он меня выручил и был незаменим почти до финала.
Отмыл всё с «Фейри».
Как положено, на грабли я всё- таки наступил. Первый планер я собирал, подозревая худшее, по инструкции: собрал носовой отсек, двигательный и склеил их вместе. Потом приклеивал воздухозаборники.
Долго не буду описывать все проблемы, которые от этого получил. В общем, так делать категорически не стоит.
Второй планер собрался на редкость приятно: вначале собрал двигательный отсек, затем приклеил к нему воздухозаборники, потом центроплан.
И только после этого вклеил носовой отсек. В обоих случаях пользовался шаблонами и стапелем, но в последнем варианте практически не пришлось шпаклевать, подгонять и долго мучиться. До сборки половин хвостовой части рассверлил с обратной стороны отверстия внутрь половин стабилизатора. Через них прошли два куска пружинной проволоки, выполнившие роль лонжеронов и направляющих. Стабилизатор собрался без щели и очень ровно. Киль был приклеен прозрачной эпоксидкой, также с использованием отрезка проволоки, уже после окраски. Так я избежал трудностей при окраске в трудном месте и добился строгой симметрии всего самолета.
Серьезным подспорьем в работе оказались качественные снимки Андрея SilverGhost, сделанные им в 2014 году в Вязьме. http://walkarounds.scalemodels.ru/v/walkarounds/avia/after_1950/l-39_05/ Однако, Андрей, если уже хватило мастерства попасть на стоянку к красивому самолёту, нужно всё-таки было упереться рогом (выкатить емкость алкоголя, подарить букет, угрожать наступлением глобального потепления, прикинуться бедным и несчастным юнармейцем) (нужное – подчеркнуть) и отснять его без чехла на кабинах. Здорово недоставало двух-трех ракурсов.
С шасси моделей больших проблем не было… до их установки.
Понимая, что размер модели велик, не доверяя производителю, я взял чертеж, вымерил углы установки основных опор шасси, сделал шаблон-кондуктор из твердого дерева. Посадочные места, куда вставляются стойки, залил клеем. После высыхания рассверлил их уже с правильными углами.
Когда собирал колеса, с помощью фена сделал их нагруженными.
При сборке стоек я сверялся с чертежом, чтобы было правдоподобно. Одно только не догадался сделать сразу - проверить положение оси самолета на стойках. На стоянке «Элка» стоит, ощутимо опустив носовой обтекатель. Пришлось под конец сборки повозиться, носовая стойка оказалась длиннее, чем нужно. Что-то чуток подрезал, где-то немного подложил, в итоге всё получилось, но было неприятно.
Важно. Я очень боялся клеить турбулизаторы на нижнюю часть стабилизатора. Выдумывал всякие технологические заглушки, сверлил, вставлял кусочки проволоки, паял это на первом самолете. На втором просто приклеил, и всё. Результат одинаковый. Не надо было загоняться.
При работе с окрашенным травлением будьте внимательны, рисунок легко отслоить.
При сборке кабины очень трудно правильно приклеить много крупных деталей, и инструкция в этом совсем не поможет. Позже я понял, что это связано либо со случайным нарушением копийности, либо с вынужденным нарушением, в пользу достаточной толщины деталей для литья. Выражено это в том, что стойки, в которых смонтированы рукоятки управления самолетом, без значительного перетачивания находятся слишком близко к приборной доске. Либо кресло вышло слишком длинным по нижнему основанию. Чтобы проверить догадку, надо было снова проситься на аэродром и перемерить внутри кабины всё. Это очень хороший совет тем, кто возьмется за модель после меня! Я доверился мастеру, делавшему модель. В результате РУСы, пристегнутые к приборным панелям эластичными стропами, как и положено им на стоянке (отчего рули высоты подняты до отказа вверх), на моих моделях стоят практически вертикально. Для человека, пристегнувшего крохотную рукоятку настоящей резинкой к приборной доске, это достаточно обидно. Другое дело, что большая часть людей, которая будет смотреть на модель, не увидят подвоха. (Хоть как-то себя успокоить)
Тяжелая головная боль -это кожух пушки. Хорошо, что он нужен был только один. Во-первых, только эти детали в обеих коробках были кривыми. Кривыми по-своему. Кое-как выровнял одну из двух. Жабры отвода воздуха никак не желали клеиться. Радость только в одном: место, где этот кожух установлен, далеко от взоров. Пародия на ГШ-23 не стоит добрых слов – целиком в мусор. Все фото, что я нашел, не дали четкого представления о том, как все это должно быть вместе.
Непонятно, как подходит лента, вообще, как закреплена пушка – на спине или на животе? Проник к друзьям – вооружейникам. Нашел у них макет. Обмерил, покрутил, повертел, пощупал. Вроде должно быть вот так. И как в той басне про автомобилиста, который так и не знает, как на самом деле работает карбюратор, я задал роковой вопрос: как проходит лента – по одному или по два снаряда за цикл? Мне показали 3D рендер, где разложен процесс стрельбы, что-то пытались объяснить. Только я так и не понял. Да и те, кто пытался объяснить, похоже, не вникали в суть. Пусть останется немного загадки.
На пилотажнике ПВД сделал из старых советских игл для инъекций. Они были длинные, вероятно пункционные. Диаметром ровно 1мм. В толстую иглу вклеил иглу 0,5 мм. К огромному сожалению, на чеха их не хватило. Разбазарил. Сколько не искал по сусекам, больше не попались. Пришлось выточить из сталистой проволоки подходящего диаметра.
Для крепления и ввода питания я решил использовать металлическую стойку. Сначала вклеил в центроплан небольшой брусок из смоляноголитника, чтобы увеличить надежность крепления. Просверлил отверстие 3 мм под стойку. У меня была шариковая тонкая ручка, в которой стержень из трехмиллиметровой металлической трубочки, длиной сантиметров десять. Я умудрился нарезать на одном его конце резьбу диаметром 3,5 мм, не очень глубоко, но гайка с перенарезанной резьбой М3,5 нормально держалась. Успокоенный сделанным, понимая, что таких стержней в любом «Глобусе» - как грязи, я отложил вопрос со второй стойкой на потом. И зря. Все те стержни, что я впоследствии приобрел, были из латуни, а не из нержавейки, как первый. Плашка их не резала, а рвала. Измучившись, я заказал стойки токарю. Они получились много лучше стержня, правда, стоили мне недели времени.
Тепловой кожух на срезе сопла двигателя сделал из фольги от шампанского. Она позволила как следует повторить сложный рельеф.
В сопло Русича дополнительно выведена трубочка от иголки шприца для вывода цветных дымов. Магистраль подвода, которая проходит снаружи фюзеляжа сымитирована пластиковым кругляком с дюритами в виде кусочков изоляции провода.
Подножки для «Чеха» - штатные. Только складной подкос выгнул и пропаял из иголок. При открытой кабине неинтересно выглядит самолет с защелкнутыми ручками открывания фонарей. Тут особо нечего рассказывать. Выдолбил «лунки», просверлил и вклеил ручки.
Шторку для слепых полетов на фото самолетов пилотажной группы «Русь», выполненных в разное время то видно, то нет. Видимо, в зависимости от необходимости, её ставили или снимали. Тоже самое с прицелом. Их похоже в конце концов сняли совсем. Так что в пилотажку решил прицел и шторку не ставить. На «Чеха» шторку сделал следующим образом. На круглой болванке ВЭСовским зубчатым диском прорезал углубления для каркаса. Промазал область раскрытой шторки слоем БФ-6. Высушил. Проложил две дуги, с небольшим запасом из гитарной струны, снова промазал клеем и высушил. Намочил кусок обычной бумажной салфетки, растянул его на плоскости и закрепил скотчем. Когда высохла, она стала гладкой. Приклеил на тот же БФ-6. После высыхания обрезал и покрасил. Потом «сложил». Отогнул запас каркаса наружу, обрезал лишнее. Шторка встала на свое место так, как будто там всю жизнь и была.
Как можно дольше тянул с установкой хвостиков нервюр между закрылками и элеронами и обтекателей рельса выпуска закрылка. Хоть гвоздями их прибей, все-равно будут пытаться отломиться. Хорошо, что это произошло только один раз.
Тяги системы управления элеронами и рулем направления изготовил из игл.
Подсветка.
Сразу скажу, есть недочеты и место, где я смалодушничал. Хвостовой белый огонь. Можно было помудрить, посверлить, поковырять, припаять, но, взвесив «за» и «против», я пожалел себя. Огонь сымитировал капелькой УФ-геля.
При всём богатстве выбора, я остановился на самом простом варианте: две пальчиковых батарейки (АА) на модель + светодиоды по минимуму + световоды от светильника + провода из кабеля PS/2 от старой мыши + кнопка «ВКЛ/ВЫКЛ» с фиксацией. Всё паял. Места пайки облагородил термоусадочными трубками.
Подсветку кабины «чеха» я делал световодами.
Пучок которых распределил по всей кабине, и даже проложил один под стекло манометра кислородной системы, который расположен под окошечком, за носовым обтекателем, слева по полету.
Поняв, что этого недостаточно, для пилотажника я добавил по светодиоду под козырек приборной панели. Получилось симпатично.
Посадочные фары. Тут необходимо было соответствующую мощность свету добавить. Выбор пал на квадратный LED элемент. Оказалось, он сильно греется. Я придумал теплорассеиватель из латунного корпуса старой советской иглы для инъекций. Закрепил источник на термопасту, а контакты изолировал термоусадочными трубками. Получилась довольно громоздкая конструкция. Но места в обтекателе много - уместились.
На БАНО левой и правой консоли своего света я решил не вести. Просверлил по месту лампочки огня отверстие диаметром в световод, с наклоном в сторону источника света. Вклеил небольшие кусочки световода, потом приклеил плафоны.
Самое наглое допущение, практически надругательство, я учинил после того, как собрал и примерил имитацию двигателя. Стало понятно, что вся эта красота там и померкнет. Один светодиод я врезал в канал воздухозаборника. Снаружи его не видно, но на всякий случай закрасил ему одну сторону, чтобы светил только назад по полёту, на колесо компрессора двигателя. Второй закрепил в районе турбины. Выглядит слегка балалаешно, но забавно.
На модели есть маленькие неточности. Часть сварочных аргоновых швов прорезана внутренней расшивкой. Я не потерпел такого и, углубив эти швы замечательными ВЭСовскими скрайберами вклеил в борозды кусочки медной проволоки и пролил цианоакрилом.
Покраска и декаль «Чеха».
Рутинная покраска. Ничего сверхудивительного. Одна неувязка. Фотографий прототипа в очень хорошем качестве и большом количестве я не нашел. Зато их много чуть более поздних. Когда тигровые полосы на пилотке киля и пеликанов на фюзеляже закрасили. Вначале я попытался вообще уйти от предложенного в декали варианта методом изготовления нового бортового (он же фрагмент заводского) номера. Но понял, что придется еще переделывать часть технички. Наверное, смог бы. А потом подумал, а зачем? У всех окраска типовая, «словака» делать не надо. Да и пеликан забавный. Следы подкрашивания малярной кистью, которые предлагает выполнить производитель, я начисто проигнорировал.
Грунтовал нитрогрунтом серым от Ганзы, шлифовал, отполировал; следующий слой – хром, тонко, убрал дефекты, что без него не видны. В модели лежал листок с выкрасками цветов. Строго на них не равнялся. Четко представляю, что любая краска выгорает, особенно где не накрывают чехлом. Если темно-зеленый и серые основные цвета меня удовлетворили сразу из банки (Мr. Color 309 и 325 соответственно), то со светло-зеленым немного помудрил. Мешал цвета от новой нитрушной Тамии – основной белый и желтый, каплями добавлял красный и что-то еще. Простите, рецепт весь не записал, но получилось много светлее. Так, как планировал. Как в самых выцветших местах на фото. Потом тонировал более темным, но очень разведенным middle stone 21. Задул фильтром зеленого цвета. Краской Мr. Color 125 покрасил законцовки стабилизатора и киля, а также противобликовые полосы на баках у посадочных фар и носу фюзеляжа. Швы пролил темно- коричневой Tамиевской смывкой. Немного поцарапал. Нарисовал серебром заклепки на противобликовой полосе носа. Всё под счёт: как на фотографии. Переплет фонаря красил отдельно от модели. Покрыл полуматовым лаком от Мr. Color. Матовым лаком задул всё матовое. Черной матовой краской сымитировал легкий нагар от ВСУ.
«Чеха» в глаза я не видел, и хороших фото его брюха я не нашел, поэтому доверился производителю и вклеил прозрачную деталь в панель, которая, по моему представлению, прикрывает аналог ДИССа. В последнюю очередь на прозрачную эпоксидную смолу приклеил антенны, вооружение, датчики и пушку.
Для блоков НУРС штатную декаль заменил техничкой от «Бегемота», которая осталась после работы над Трумпетеровскими Ми-24 и Су-27.
Результат. Прошу простить, тут и в разделе про пилотажника модели в готовности 95%.
«Кошка»
Изучив массу разных фото, понял, что в любой квартире голубого неба не будет. И как ни сделать глянцевой черную поверхность пилотажника, все равно не получится такого красивого оттенка. И еще, памятуя, что глянцевая поверхность должна быть почти идеальной, решил отказаться от любых матовых или полуматовых красок.
До покраски пилотажника я решил ознакомиться с предстоящими сюрпризами на «Кошке». Заодно получить представление о качестве декали, заказанной для «большой» Элки.
В роли подопытного кролика выступила самодельная деревянная модель примерно в 1:48. Я точно не знаю автора, совсем не уверен в определении времени начала постройки этой модели, которая ко мне попала случайно. По сути это была практически заготовка. Я заказал в Чехии фонарь и смолу для кабины. Выпросил у друга пару «реактивных» летчиков. Кое-как соединил все компоненты. Поставил полученное на заготовленную заранее подставку из карагача.
Не стремясь достигнуть идеала, красил, покрывал разными лаками. Мучал заказанную декаль. Цели – достиг. Получил представление о тонкостях и слабых сторонах.
Покраска Русича.
Потроха красил, как и у «чеха», Tамиевской серо-голубой LP-36. Грунтовал белой Ганзеевской грунтовкой, шлифовал, полировал. Тонкий слой серебра. Под желтый цвет и белые цифры, а также под звезды красил белым глянцевым. Золото - под логотип группы. Нанес маски цифр, букв и звезд. Желтый цвет (LP-8 мешал с парой капель LP-7) красил на белую грунтовку. Перенес маски, которые нарисовал Валентин Кладинов (KV decol), а нарезал Дмитрий Кежаев.
Аккуратно, в несколько тонких слоев красил синим LP-6, потом смесью глянцевых синего LP-6 и черного LP-1 цветов. Снял маски, отполировал, подредактировал. Декали, которые разработал и напечатал Валентин, перевелись хорошо. Приварились тоже.
До покраски фюзеляжа заклеил скотчем место вклейки киля. Покрыл двухкомпонентным автомобильным лаком. Снял маску под киль. Приклеил его. Установку киля проверял лазерным уровнем. Вклеил плафоны БАНО и фар. Приклеил фонарь. С которым намучился. Он был покрыт футурой, потом внутрь приклеен крашеный переплет. В процессе работы стекло начало мутнеть. Второй раз топить его в футуре вместе с каркасом я испугался. Боялся, что хорошего не выйдет. Стал полировать. От безысходности рискнул воспользоваться удалителем царапин для пластика немецкой фирмы SONAX. Результат порадовал: чуть хуже, чем после купания в футуре, но очень достойно.
С помощью кисти и черной смывки сделал подтеки масла и грязи на нижних поверхностях. Лак не позволяет себя царапать – колется, поэтому совсем чуточку нарисовал сколов серебрянкой.
С масками получилась засада. Я их заказал заранее. Год они пролежали в конверте. Когда они понадобились, выяснилось, что маскировочная орокаловская пленка сильно «дышит». Она усохла и сильно исказила даже некоторые цифры номера, не говоря уже о затейливых кружевах. Пришлось купить погонный метр пленки и нарезать макет на плоттере снова. Думаю, это касается всех масок, чем они свежее, тем точнее. Я уже несколько раз читал на форуме про искажения в размерах маски. Кстати сказать, маски, которые шли с моделью, тоже «уплыли», но не так сильно – куски были гораздо меньших размеров.
Результат (как и прошлый раз, на фото не на сто процентов готовая модель).
Водило.
Чтобы оживить всю композицию я добавил водило. С чешскими железяками у меня не срослось. Малоинформативные фотографии.
Зато советское водило я легко нашел, обмерил и сделал из пластика, стали, проволоки и родимых иголок для инъекций. Трос сплел из металлизации провода мыши. Покрасил. Измазал. Чуток поцарапал.
Сборка и монтаж.
Самый нервный кусок работы. Основание изготовлено на заказ из толстого МДФ. Отфрезеровано. Под зеркало сделано углубление. Я вымерял его и заказал зеркало в размер. Тут столкнулся с несколькими моментами. Первое. Изначально я планировал под каждый самолет 4 отверстия диаметром 3-4 мм, хотел крепить саморезами в каждое колесо + стойка, в которой идут провода. На стеколке выяснилось, что минимальный диаметр отверстия, который работники могут просверлить – 5 мм. Подумал, что с большим количеством отверстий и большим их диаметром промахов мне не избежать. Пришлось менять планы. Оставил только отверстие под носовую стойку и трубку. Самым неприятным был второй момент. Зеркало не вошло в паз. Поехал с основанием, заплатил второй раз 600 р. Первое зеркало обточить по кругу невозможно. Новое - вошло. Так и сразу надо было. Чтобы совместить четыре отверстия при установке зеркала, я сначала наклеил двухсторонний скотч к основе, затем воткнул в отверстия основы 5 мм стерженьки, снял защиту со скотча и по этим стерженькам, как по рельсам, водрузил зеркало на скотч. Центровка идеальна.
Следующий сюрприз выдало зеркало (или, по мнению одного человека, невидимые глазу клещи, которые откладывают продукты своей жизнедеятельности большими кучами). Во время монтажа на зеркале, отмытом с использованием изопропилового спирта, регулярно появлялись крошечные непрозрачные точки, которые вначале я принял за дефекты стеклообработки, но позже, поковыряв скальпелем, понял, что это похожая на воск субстанция. Так мы, отскоблив с десяток крапинок, и не пришли к единому мнению об их природе и поспешили закрыть купол.
Делая модели в 72 масштабе, я применяю маленькую хитрость. Чтобы внутри собранной модели, в частности на внутренней поверхности фонаря, не осела пыль или мелкие пластиковые опилки, кладу внутрь фюзеляжа кусок ваты, смоченной в машинном масле. Масло притягивает пыль. В этом коробе для ватки с маслом укромного уголка не нашлось. Пришлось его оборудовать. За табличкой я разместил небольшую пластиковую емкость, в которую вложил две пачки ватных косметических дисков, смоченных в масле. Если приглядеться, то табличка миллиметра на четыре не касается поверхности основания. Думаю, этого должно хватить, чтобы масло подхватило пылинки и опилки МДФ, которые я пропустил.
Перед тем как завернуть акриловый купол саморезами, выполнена самая гадкая работа: не касаясь модели, не дыша, проглотив сердце, чтобы не шатало организм, были вклеены на УФ-гель стекатели, механические сигнализаторы выпущенного положения (солдатики) и флюгарки.
Хочу поблагодарить за помощь с декалями и масками: Валентина Кладинова и Дмитрия Кежаева; за инструмент: Владимира Руденко; за консультации: Егора Пывина; за хороший фотообзор Андрея SilverGhost, за стапель и советы по электрике Андрея Порядского; за советы и «реактивных человеков» Андрея Страхова; за содействие в приобретении моделей Богумира Будика. Отдельное Спасибо Евгению Башкиреву за помощь и долготерпение.
Очень знакомые чувства от работы с HPH,(ай как больно, ай как приятно) второй год Me-410 собираю. За окончание работы огромный +, хотя такое размещение модели на стене неоднозначно воспринимаю.
про лишние телодвижения: да, педали скорее всего и не видно, но фото не передаёт всё то, на что ушли эти движения. Посмотрите видео. Оно в папке с фото. В облаке. https://yadi.sk/d/Di_ngoDR-ZTmnw?w=1
Тема: HPH models 1/32 L-39C+L-39ZA Albatro...(#14441) - обсуждение
Статью не читал. Слишком длинная. Посмотрел фото. Тёлка на носу самолёта в интересной позе.
-"мандраж, практически предынфарктный" - явный признак садомазомоделизма.
Плюс за ковыряние прставлю.