Да, я в свое время заявил, что модели обозревать больше не буду – дабы никого не огорчать - и тем не менее написал этот обзор. Но табу таки соблюл – модель осталась «за бортом». И что в сухом остатке?
Не мной было подмечено, что развитие техники идет во многом по тем же законам, что и эволюция живого; по крайней мере, и там, и здесь наблюдаются цепочки переходных форм. Для систематика переходные формы – кошмар и шанс в одном лице: пользуясь различиями, можно выделить новый вид, но сколь трудно доказать, что различия между ним и ранее описанными видами дaостаточно велики и надежно определимы. В авиации все проще – систематизацию своего творчества проводят сами конструкторы, но наблюдать за эволюцией их творений столь же интересно, как штудировать страницы геологической летописи.
В эволюционных рядах самолетов обыкновенно случаются досадные пробелы – не все машины воплощаются в металл – но иной раз цепочки “перетекающих” друг в друга конструкций бывают весьма наглядными. Взять классичесикй пример превращения винтового прямокрылого “Spitfire” в реактивный “Свифт” со стреловидным крылом. У американской фирмы “Grumman” тоже наблюдалось что-то подобное, и прямокрылая “Panther” плавно трансформировалась в сверхзвукового “Tiger”.
«Hasegawa» в прошлом году решила переиздать две достаточно старых модели, F9F-8 Cougar и F11F-1 Tiger, засунув оба комплекта в одну коробку. В этом, конечно, есть некоторый резон, особенно если вспомнить, что F11F поначалу проходил под индексом F9F-9 и являл собой продолжение линейки “Пантер”-“Кугаров». Можно было бы, для полноты картины, положить в ту же коробку еще и F9F-2, но обошлось. И так цена набора получилась немалая.
О том, что собой представляют хасевские «Tiger» и «Puma» (кто не знает, пума и кугар (в русской литературе – кугуар) – один и тот же зверь), я особо распинаться не буду, сообщу только, что последняя сделана в том же ключе, что и некогда рассмотренная мною «Panther». «Тигр» тоже неплох, но имеет наружную расшивку, что в определенной степени плюс, ибо ее легче удалить. И то, и другое - не просто лучшие модели данных самолетов, но и, по сути, единственные, если не считать кривой и раритетной архаики. Так что если хочется «Кугар», вас спасет только «Хася», «Тигр» же, кроме японского, бывает еще корейский от Seminar, содранный с “Хаси” и несколько упрощенный.
Итак, новое в рассматриваемом комплекте – это коробка, инструкция по окраске и декаль. Первые две есть как факт и без них, при наличии соответствующей литературы, можно обойтись. Декаль представляет собой огромную «простыню» размера среднего между A5 и A4, но к ней, несмотря на то, что она отпечатана в Италии “Картографом”, с литературой приближаться не рекомендуется. Особенно если вы уже купили этот наборчик.
Я тоже его купил, но с хитрым расчетом: если декаль такая, как и должна быть, за все заплатит мой знакомый, не вникающий в тонкости копийности, но жаждущий обоих груммановских “кошек”. Если же учение собаки Кутьки даст сбой, каталожный номер 00906 останется моим. И как вы думаете, чем все закончилось?
Правильно! “Учение собаки Кутьки всесильно, потому что оно верно”! Вокруг враги!!!
Короче, из четырех вариантов декали (по два на каждый самолет), ни один не удовлетворяет требованиям копийности. В общем они похожи на прототип (как все люди похожи друг на друга), а в частностях – нет (как вы не похожи на меня и наоборот). Не верите? Ну, тогда читайте дальше…
Общее качество печати декали отличное – ни тебе смещений, ни тебе размытостей. Порядка двух третей листа занимает расписной “Кугар”, есть подробная техничка на обе машины, несколько более обильная, чем в “индивидуальных” изданиях (впрочем, часть ее не используется). Ну да это для нас не в новинку: глянцевые журналы тоже отпечатаны лучше, чем многие интересные книги. Нам в декалях подавай копийность – ее и будем искать. По вариантам.
Начнем с “Puma”, как более примитивной формы. Титульный вариант, тот, что изображен на коробке – машина из VF-112, BuNo 141073, летала с “Эссекса”. И надо же такому случиться: фотка именно ее есть на стр 35 в книжке F9F Cougar из серии Detail&Scale, номер 16. Цветная!
Первым делом я по привычке начал сличать шрифты надписей на самолете и на декали и столь же привычно обнаружил заметное (на мой взгляд) их расхождение, а равно и отсутствие таблички с именем пилота на борту. А потом прочел подпись под фоткой, и понял, что главный дефект, пожалуй, не в этом. А в том, что все те красочные элементы, которые заняли четверть декального листа, должны быть вовсе не желтыми, а золотыми! Хотите делать этот вариант – аэрограф и скотч вам в руки, и делайте все сами. Особенно вам понравится нанесение золота на нос – там оно должно быть окантовано тонкой белой каемочкой.
Кстати, в носу еще один прикол: «Hasegawa» рекомендует для этого варианта использовать деталь, на которой отсутствуют пушечные «амбразуры». Вообще-то она предназначена для самолетов из Blue Angels, а на BuNo 141073 пушки были. Но не было штанги дозаправки топливом, торчавшей из самого кончика носа. Дилемму “пушки или отсутствие штанги” “Хася” решила, порекомендовав имитировать пушечные порты декалью, хотя разумнее будет поставить самодельную заглушку на нос со “стволами”.
Ну ладно, с “золотом на голубом” все ясно, идем далее.
Второй вариант – BuNo 131138 из VF-13 с “Интрепида”. Крупное фото – в Squadron Signal 6160 USN Aircraft Carrier Air Units (Vol 1) 1946-56 на стр… 13! Дважды “чертова дюжина”! Или трижды – бортовой номер предыдущего варианта был 213. Разве ж может выйти при этом что-либо путное? Точно, не может. Хвостовой код по начертанию не имеет ничего общего с оригиналом, ибо искажены пропорции всей “композиции из трех букв”, шрифты надписей “левые” – все как всегда…
Итак, “Кугар” остается без декали. Добыть правильную не представляется возможным – изделия “Микроскейла-Суперскейла” двадцатилетней давности скорее всего столь же лажовые, старые декали “Хасегавы” тоже наверняка не фонтан, да и пожелтели, поди. А больше никто не делает, и, вероятно, не собирается – тираж-то у модели ограниченный…
Ну а “тигра”? Под номером первым идет BuNo 141757 из VF-21. Самолеты этой эскадрильи присутствовали и во всех других изданиях “Тайгера”, что объясняется, несомненно, привлекательной окраской с зубастыми акульими пастями. Но на этот раз, в отличие от 1989 года, хвостовой код дан не AD (соответствующий той эпохе, когда 21-я числилась чисто учебной), а AM, времен полетов с “Рейнджера”. Кажется, живи и радуйся – и будешь радоваться, пока не возьмешь соответствующую книжку из серии Naval Fighters. «От многия знания – многия печали», и при взгляде на фото на стр 99 (вверху) печали и вправду прибавляется: буквенный код на крыле дан в декали неверно, регистрационный номер на киле – тоже. Что именно не так? В основном наклон знаков – он больше, чем надо, и это, поверьте, заметно.
Пасть – это особая тема. Их любят изображать на своих машинах пилоты, «зубастые» варианты любят разработчики декалей. Одна беда – вторые систематически не желают приглядываться к творениям первых, и делают нечто «по мотивам». Вероятно, они не знают, что зубы – важнейший систематический признак для хрящевых рыб, к которым относятся и акулы, и искажения их формы недопустимы (тем более что пасти в VF-21 на большинстве машин были сделаны по одному трафарету). Но они знакомы с зубными врачами – так пусть же таким декалестроителям лечит зубы достойный их дантист. Но если и ваш зубной работает с такой же точностью, не ходите к нему, а то все очень плохо кончится. С декой проще – налепил и забыл…
Ну, последний шанс – BuNo 141745 из VA-156, летавший с «Шангри-лы» в 1958 году. Та же книжка, стр 92 и другие. Что шрифты буквально везде не те (буквы крыльевого кода, например, по ширине “усохли” минимум в полтора раза) – и раньше было ясно, но вот что хвостовой декор “ни в хвост, ни в гриву” – открытие. Вроде какие сложности: две буковки, слившиеся, как сиамские близнецы, и молния в три зигзага. Но буковки имеют искаженные пропорции (они словно сжаты сбоку и вытянуты вверх – в полную противоположность надписи NAVY, которая выглядит чересчур «приземистой»), а молния… Ну я понимаю, что в природе двух одинаковых «перуновых стрел» не бывает, но хвост самолета – это ж не туча! Тут молнию рисуют по трафарету! Особо советую обратить внимание на нижний зигзаг – он ведь в деке не имеет ничего общего с тем, что мы видим на фотографиях машин «Сандаунерс». Искажения в размещении и пропорциях отдельных элементов составляют полсантиметра при общей высоте киля всего 33 миллиметра – и с такой декалью вы собираетесь заикнуться о соответствии модели масштабу?!
А «Hasegawa», словно издеваясь, дала молнию в двух вариантах – с красной «подложкой» и без оной. Это они любят – у меня есть еще более любопытный образчик японского юмора. В ихней модели «Prowler» (специздание с декой под VAQ-140 Patriots) есть отдельно буквы хвостового кода и регистрационный номер, а отдельно – весь хвостовой “натюрморт” в сборе. Все бы хорошо, но главным его элементом является портрет орла, выполненый во весь киль и с массой мелких деталей.
Естественно, орел изображен сильно неверно, в чем можно без труда убедиться, сравнив рисунок на декали и… фотографию реального самолета на коробке. Я так понял, что вот эти отдельные элементы азиаты дали специально для тех, кто будет рисовать “птичку” сам. Говорят, некоторые так могут – но я, да и большинство из вас не сподобятся поспроизвести такую красоту даже в масштабе 1:1, не то что в 72 раза меньше. Ой спасибо, Hasegawa-сан, намек понял – совершенству нет предела…
С декальным афтермаркетом у “Тигра” все та же история, что с “Кугаром” (см. все тот же Нэвэл Файтерс, там есть фото моделей с “посторонними” деками, по десять отличий в них от фотографий реальных машин найдете сами) и ситуация столь же безнадежна.
Таким образом, при работе над этим спаренным набором вам пригодится удвоенный запас оптимизма и уверенности в том, что если модель отличается от реального самолета, то всегда в лучшую сторону. И декали – тоже. Или придется ждать. Учитывая тот факт, что собранные “Кугары” и “Тайгеры” – зрелище редкое, большинство владельцев этих моделей предпочитает именно ждать. Дождутся ли?
А ведь можно, можно сделать эти модели и с некопийной декалью, и сделать очень качественно! Только но не стоит их после этого называть моделями конкретных самолетов. Назовите их, скажем, скульптурой. И без всех этих подробностей – эскадрилий, имен пилотов, регистрационных номеров и т.п. Просто: «Девушка с веслом», «Рабочий и колхозница», «Кугар» и «Тайгер»…
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Воистину, не оскудела земля продолжателиями традиций апостола Фомы! Но сегодня я добрый - интернет в доме появился! Поэтому для бваны линкора и всех остальных заинтересованных лиц привожу фотки "оригиналов" самолетов, послуживших прототипами декали. Теперя все смогут поиграть в "Найди 10 отличий"! Только фотки надо куда-нить еще переложить, а то они на 10 закачек рассчитаны...
Итак:
http://rapidshare.com/files/195945664/f9f-1.jpg.html
http://rapidshare.com/files/195945665/f9f-2.jpg.html
http://rapidshare.com/files/195945666/f11f-1.jpg.html
http://rapidshare.com/files/195945667/f11f-2.jpg.html
Впрочем, должен предупредить, что не все косяки F11F видны на прилагающихся фото - ракурс не тот... Так что для полного постижения стоит раздобыть книжку...
Сноррив 09.02.2009 - 16:37 Тема: Re: Hasegawa 1/72 F9F-8 Cougar + F11F-1 Tiger Combo - Две ко
А еще (позор на мои седины!!!) я забыл сделать изображение хасегавской коробки!!! Вот она:
http://rapidshare.com/files/195953794/box.jpg.html
И ее тоже надо перепостить...
Воистину, не оскудела земля продолжателиями традиций апостола Фомы! Воистину лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (или прочитать) И дело тут вовсе не в недоверии, а в том, что в противном случае ситуация напоминает написание картины по рассказам очевидцев. Вот так сказать и хочется поглядеть, так как фотографий длинноносого Тигра из VA-156 так и не нашел, вот и обратился с просьбой. За выложенные фотографии спасибо. Впрочем скачать их не удалось.
Вот они! Только первый кугар не цветной вышел, да переделывать лень. Но он точно синий с золотом (а не с желтым).
HOOLY_GUNв 22.05.2009 - 17:17 Тема: Re: Hasegawa 1/72 F9F-8 Cougar + F11F-1 Tiger Combo - Две ко
Офф.
Я получил такой набор совсем недавно. Выбор безальтернативен: эти модели только "хася" и ваяет. Деки - необычайно ярки и красивы. Жаль, что с исторической сводкой они не подружились: а ведь так надеялся, что вопрос закрыл...
Тема: Hasegawa 1/72 F9F-8 Cougar + F11F-1 T...(#1434) - обсуждение
Воистину, не оскудела земля продолжателиями традиций апостола Фомы! Но сегодня я добрый - интернет в доме появился! Поэтому для бваны линкора и всех остальных заинтересованных лиц привожу фотки "оригиналов" самолетов, послуживших прототипами декали. Теперя все смогут поиграть в "Найди 10 отличий"! Только фотки надо куда-нить еще переложить, а то они на 10 закачек рассчитаны...
Итак:
http://rapidshare.com/files/195945664/f9f-1.jpg.html
http://rapidshare.com/files/195945665/f9f-2.jpg.html
http://rapidshare.com/files/195945666/f11f-1.jpg.html
http://rapidshare.com/files/195945667/f11f-2.jpg.html
Впрочем, должен предупредить, что не все косяки F11F видны на прилагающихся фото - ракурс не тот... Так что для полного постижения стоит раздобыть книжку...