Уважаемые коллеги, представляю Вам свои очередные модели. Это советские истребители 2-ой Мировой войны Як-1 (установочная серия), а также Як-1 первых серий 292-ого завода, выполненные в масштабе 1/48 украинской фирмой Modelsvit.
Прототип:
Як-1 - первый и один из основных истребителей семейства «Як», ставший базовым для последующих типов и модификаций. По назначению Як-1 – одноместный фронтовой истребитель, а по схеме – свободнонесущий (т.е. без подкосов и расчалок) моноплан с низким расположением крыла и убирающимся в полете шасси обычной схемы.
Для сокращения времени освоения Як-1 был запущен в массовое производство до проведения Государственных испытаний опытных образцов, вследствие чего имел ряд крупных дефектов, не менявших, однако, общей высокой оценки самолета.
С 11 по 27 сентября 1940 г. десять истребителей И-26 первой серии были облетаны и приняты военными представителями. Все они незамедлительно были направлены на войсковые испытания, которые проводились в Кубинке в 11-м истребительном авиаполку (иап) с октября по ноябрь 1940 года.
Проверить самолет в полном объеме на готовность к боевым действиям не удалось. С одной стороны, в связи с сокращением программы государственных испытаний, а с другой - в связи с неотлаженным и непристрелянным вооружением на всех машинах.
Но, несмотря на имеющиеся конструктивные и производственные недостатки, войсковые испытания И-26 прошел удовлетворительно. Они показали, что самолет обладает высокими летно-тактическими качествами. По технике пилотирования на посадке, пилотаже, в облаках и ночью он оказался значительно проще находящихся на вооружении частей ВВС КА истребителей И-15 и И-16. Летный состав, освоивший И-16, без труда переучивался на новый тип самолета и вылетал самостоятельно даже без вывозных полетов на УТИ-26 (так первоначально назывался учебно-тренировочный вариант Як-1).
Нельзя сказать, что Як-1 был лишен конструктивных недостатков. Основным из них была течь топлива из баков. От вибрации при посадках перегородка, препятствующая перетеканию топлива в баках при маневрах, крепившаяся точечной сваркой, вырывала крепления вместе с телом стенки. Отмечалась слабая конструкция педалей, срыв покрышки колеса хвостовой опоры, массовое вывертывание шурупов, крепящих люки бензобаков, плохая видимость показаний бензомеров и другие недостатки. Как и на машинах других типов, из-за попадания влаги коробилась и расклеивалась фанерная обшивка.
Тем не менее, в частях эту машину любили. Она была проста и легка в полете, неприхотлива в обслуживании.
В умелых руках Як-1 успешно противостоял Bf-109F, потому что в воздушном, бою техническое превосходство машины не играет решающей роли. На первый план выходит то, что сейчас принято называть человеческим фактором. Это и военная хитрость, и тактический замысел, и внезапность, и дерзость атак, которые несомненно выравнивали шансы на победу.
ТТХ самолета:
Размах крыла: 10,0 м
Длина: 8,48 м
Площадь крыла: 17,15 м2
Масса пустого самолета: 2 445 кг
Нормальный взлетный вес: 2 950 кг
Тип двигателя: М-105ПА
Мощность: 1 050 л.с.
Максимальная скорость:
у земли: 472 км/час
на высоте: 569 км/ч
Практическая дальность полета: 650 км
Скороподъемность: 877 м/мин
Потолок: 10 000 м
Вооружение: 1х20 мм ШВАК (130 снарядов) и 2х7,62 мм ШКАС (по 750 паторонов)
Сборка проходила на нашем сайте в рамках ГБ: Красные Звезды-4: авиация и наземная техника, более подробно все здесь: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_69611.html
Работу над моделью начал несколько не стандартно – со сборки крыла. Долго возился удаляя облой с деталей, следы питателей и т.п., затем подгонка. Сильно пришлось помучиться выводя заднюю кромку нормальной толщины. В конечном итоге мне не помогло даже стачивание деталей крыла изнутри – после склейки половинок крыла по заднему торцу вдобавок образовалась еще и щель. Решил проблему оклеиванием задней кромки тянутым литником и дополнительной шлифовкой. В итоге все удалось.
Далее вклеил и заполировал БАНО и топливомеры. И с последними я совершил досадную ошибку, неправильно расположив их шкалы. Они должны быть развернуты в сторону законцовок крыла, а не в сторону задней кромки, как на моей модели. Надеюсь, кому-то эта информация окажется полезной.
Далее сборка водорадиатора. Доработал его, изготовив из пластикового прутка тягу РВ.
И наконец, перешел к кабине. Травление Анатолия ака GONZA несомненно украшает модель. Проработка всех деталей четкая и продуманная. Мне понравилось. Но трудоемкость сборки возросла многократно, ибо разместить на своих местах такое огромное количество мелких деталей для меня оказалось непросто. Отмечу отсутствие в наборе травления рукоятки управления закрылками (на левом пульте прорезь под нее есть, а детали нет). Взял похожую рукоятку из Эдуардовского набора травления. Также из проволоки сделал в кабине имитацию электропроводки и воздушных магистралей, расположенных под бортовыми пультами. И эта самая проводка после сборки фюзеляжа и вклейки на свое место сиденья пилота оказалась совсем не видна.
Сборка фюзеляжа прошла непросто: шпаклевка, вклейка пластика и прочее… Но стыковка в дальнейшем фюзеляжа и центроплана это вообще что-то с чем-то, не поддающееся описанию приличными словами, только матерными. Но победил и этот этап.
Далее доработал стойки шасси проволокой 0,3 мм, таким образом имитировал шланги гидравлики, а также на подкосах заменил пластиковую имитацию пружин, свив их из проволоки 0,25 мм.
В завершение работ из проволоки 0,3 мм сделал приводы фюзеляжных створок шасси, из ворса кисти сделал "солдатики" основных стоек шасси. ПВД из трубочки 0,6 мм.
Окраска:
Модель загрунтована Mr. Surfacer 1200. Окраска выполнена эмалямиTamiya, Gunze Mr. Color, Alclad II и АКАН. Сделал прешейдинг. Низ покрасил немного осветленным XF-23 от Tamiya, а верх АКАН 63018, также предварительно осветленный.
Декали:
Декали изкоробочные, понравились. Не просвечивают, хорошо втянулись в расшивку, подложка очень тонкая. Приваривал скорее по привычке, чем по необходимости. Пользовался жидкостью Tamiya Mark fit Strong, результатом доволен.
Что сказать в заключение? Двоякие ощущения от набора. С одной стороны красивый самолет получился, понравилась детализация набора. Очень рад, что у меня на полочке теперь стоит эта модель. С другой стороны я просто устал бороться с плохой стыкуемостью деталей, необходимостью обтачивать и подгонять практически все детали. Основные ошибки, которые я допустил в работе:
- неверно расположенные шкалы топливомеров. У меня они развернуты к задней кромке крыла, а правильное положение – к законцовкам крыла;
- неверная окраска обивки бронеспинки. У меня дермантин окрашен под цвет кожи (коричневый), а правильно – под цвет интерьера кабины пилота (светло-серый).
Итак, коллеги модели перед Вами – приятного просмотра! Критика, замечания и предложения как всегда приветствуются. Всем отличного настроения!