Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вам свою недавно законченную модель - артиллерийский тягач "Коминтерн" в "правильном" масштабе.
Немного истории
В 1934 году на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна начался серийный выпуск артиллерийского трактора «Коминтерн», который был создан в рамках реализации комплексной программы по созданию целой серии тракторов для нужд РККА: "малый трактор РККА", "средний трактор РККА" и "большой трактор РККА". Предполагалось, что базой для тракторов будут служить шасси танков и танкеток, состоявших на вооружении Красной Армии.
Основной артиллерийский трактор, состоявший на вооружении Красной Армии в начале тридцатых годов "Коммунар" уже устарел и не устраивал военных по своим тяговым свойствам, подвижности и надежности. Им нужен был быстроходный средний гусеничный тягач для решения целого круга задач таких, как транспортировка тяжелой артиллерии (орудий массой до 11 тонн), расчета и боеприпасов.
В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления группа сотрудников ХПЗ под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов и Д.Ф.Бобров) приступила к разработке такого арттягача, который получил новой имя "Коминтерн", и уже к 7 ноября 1931 года было построено три опытных образца типов БНВ-1 и БНВ-2 ("Борис Никонорович Воронков"). Первые образцы «Коминтерна», выполненные по схеме обычного гусеничного трактора развивали скорость до 18 км/ч, были оснащены новой подвеской и ходовой частью, однако тяговое усилие оказалось недостаточным. К тому же, как и у "Коммунара", не было положенных артиллерийским тягачам закрытой кабины, грузовой платформы и лебедки. То есть новый трактор недалеко ушел от прототипа. В ходе доводки опытных машин и устранения многочисленных недостатков бригада тракторно-конструкторского бюро во главе с Н.Г.Зубаревым (Воронков перешел на ХТЗ) поменяла двигатель, поставив новый, увеличенной мощности, специально созданный для "Коминтерна", ходовую часть и подвеску взяли от ранее выпускавшегося заводом маневренного танка Т-24, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для размещения орудийного расчета, возимого боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на арт.тягаче установили лебедку с тяговым усилием, которое было равно массе прицепа. Машина стала отвечать всем предъявляемым требованиям и в 1934 году была принята на вооружение РККА как армейский артиллерийский тягач. Армейские испытания "Коминтерна", прошедшие в августе - ноябре 1937 года показали, что, несмотря на архаизм некоторых инженерных решений, машина вышла добротной . Эти машины могли буксировать практически весь парк тяжелых артиллерийских систем: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года, 85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года, 122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20), 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20).
Разумеется "Коминтерн" унаследовал некоторые недостатки Т-24, но часть из них была устранена, другие же, будучи неприемлемы для танка, оказались менее существенны для трактора. В 1940 году производство "Коминтерна" было прекращено в связи в появлением более совершенного и мощного арттягача "Ворошиловец". Всего за период с 1934 по 1940 гг. было изготовлено и поступило в войска 1798 "Коминтернов", из них 1712 передали РККА. По состоянию на 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 1017 "Коминтернов" (4,7% парка специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня того же года в войсках их имелось уже 1500. В годы Великой Отечественной "Коминтерны" принимали самое активное участие в боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери (основные потери мат.части приходятся на начало войны и связаны отступлением войск и частей и бросанием мат части, что в общем- то характерно для всей красной армии летом- осенью 1941года). Запасные части к ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например, двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега всего с одной перетяжкой шатунных подшипников. На 1 января 1943 года в артиллерии оставалось всего 385 таких тягачей, еще некоторое количество эксплуатировалось в других родах войск, в том числе и танковых. К концу войны в действующей армии числились 568 "Коминтернов". Представляет интерес такой факт: потери с 1 сентября 1942 года до конца войны составили всего 56 машин.
"Коминтерн" по праву считался одним из лучших средних арт.тягачей 30-х годов, благодаря которому удалось заметно повысить тактическую и оперативную подвижность артиллерийских частей РККА. До наших дней ни одного трактора этого типа не сохранилось, хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.
Модель
Надо сказать, что до недавнего времени модели среднего артиллерийского тягача «Коминтерн» в «правильном масштабе» не существовало, ну, или я о таковых не знал. И вот в конце 2014 маленькая фирма «Огурец Проект» из Москвы выдала на гора литую из смолы модель «Коминтерна». Я давно хотел иметь в своей коллекции модели отечественных тракторов времен Великой Отечественной Войны, а посему к уже имеющемуся в закромах дядюшки хомяка «Ворошиловцу» была немедленно приобретена и вне очереди легла в работу на моем верстаке коробочка с «Коминтерном».
Что могу сказать про модель: сделана она замечательно. Часть деталей таких как капот двигателя с луврами охлаждения ( причем дается два варианта боковин капота), облицовка радиатора с изумительной имитацией штампованных надписей завода изготовителя и названия трактора, детали ходовой выращены на 3-D принтере и имеют на своей поверхности следы этой самой «растишки», не критично, можно оставить и так (в процессе грунтовки-окраски-везеринга все эти артефакты скроются), но я все-таки слегка прошелся по ним 2000 шкуркой. Остальные детали выполнены мастер моделью (кстати про создание самой модели можно почитать здесь http://www.acemodel.com.ua/ ). Гусеницы отлиты из эластичной резино-смолы и в месте крепления к литнику имеют некоторое количество облоя и после отделения гусеничной ленты от прилива я мелким пинцетом выщипывал этот злополучный облой дабы сохранить фактуру боковой поверхности гусеницы (на ней сымитированы даже пальцы межзвеньевого соединения. Модель комплектуется двумя небольшими платками фототравления с деталями подножек доступа в кабину,приборной панелью, задним стоп- сигналом, рычагами управления и крюками крепления капота, и бортов кузова. В качестве бонуса есть фигурка водителя и несколько литых траков из смолы. А вот чего нет так это пленочки с имитацией стекол кабины. Да они элементарной прямоугольной формы, и я думаю, что практически у каждого в закромах найдётся прозрачный пластик для их изготовления, но всё же факт остаётся фактом, короче, стеклить трактор надо по-любому, что я и сделал при помощи тонкого прозрачного листового полистирола фирмы Тамия. Литьё в целом на твердую четверку, помимо уже упоминавшегося выше облоя на гусеницах в моем комплекте три тележки были отлиты с разной степени смещением, которое соответственно пришлось шпаклевать и подтачивать, в результате чего на одной из тележек верхняя и нижняя горизонтальные составляющие истончились до состояния бумаги (кто будет делать эту модель будьте внимательны и аккуратны не сточите совсем площадку посредством которой тележка клеится к «ванне» корпуса, иначе нужно будет в этом месте делать проставку из пластика подходящей толщины), да некоторые замечательно сымитированные болтики и всяческие заклепочки на нескольких тележках не пролились и я попытался их восстановить в меру сил и возможностей. Собирается модель отлично, от себя добавил по паре недостающих горизонтальных лувров на каждую боковину капота в районе крепления стяжных крюков (отсутствуют в модели но имеются на всех фото), травленные рычаги монтировать не стал, заменив их на пластиковые и добавив недостающие согласно схемке найденной на просторах интернета. Кроме этого добавил самодельный огнетушитель на борт возле кабины и трос лебедки свитый из медной проволоки, а коуш использовал от Т-34 «Восточный экспресс» (для тридцатьчетверки он явно маловат, а трактору пришёлся в самый раз). Кстати, может кому пригодится, диаметр троса лебедки на настоящем тракторе равнялся 22мм. (0.3мм в 72-ом масштабе). В процессе работы над моделью появилась фотография перевернутого тягача на обочине дороги и я решил немного облагородить днище ванны корпуса ( из листового пластика были вырезаны крышки технологических люков доступа к трансмиссии и к лебедке, приклеены на днище корпуса и по контуру дополнительно добавил имитацию болтов крепления). Справедливости ради стоит отметить, что сейчас производитель комплектует модель травленой имитацией этих самых люков. Вот вроде и все мои доработки. Ах да чуть не забыл при монтаже гусеничной ленты на модель, я укоротил последнюю на семь траков, стоковая длинна, а провис на фотографиях настоящих «Коминтернов» выражен весьма незначительно- это вам не ИС-ы и КВ.
Малярка
Тут все стандартно. Собранную модель (без грузовой площадки ) с предварительно замаскированными стеклами кабины промываем водой с мылом, сушим, грунтуем (я грунтую модели из смолы специальным грунтом фирмы Ганзю, так называемым сюрфайсер праймер, который развожу до рабочей вязкости 650 растворителем, аналогичный грунт есть и в ассортименте фирмы Tamiya). Многие интересуются: « Как держится грунт на резиносмоляных гусеницах», отвечаю - Отлично. Далее прешейдинг (кабина трактора вместе с капотом двигателя и облицовкой радиатора изобилует изумительнейшим рельефом, поэтому данный этап окраски обязательно отразится на конечном виде готовой модели).Так как я выбрал прототипом своей модели трактор ранних серий выпуска (отличался формой лувров охлаждения на боковинах капота; на тракторах поздних серий лувры были длинными и сплошными, на ранних же короткими и состоящими из двух секций) Красил я модель краскойАКАН 8**** серии защитным цветом. Дело в том, что во времена начала производства прототипа столь любимого всеми моделистами – танкистами цвета 4БО ещё не существовало, он стал применяться с 1939 года да и то не везде. Далее в дело пошли фильтры, смывки, пигменты (ну в общем всё, как у людей). Ну вот вроде бы и всё.
При написании статьи использовались материалы работ Валерия Потапова
Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии". (Бронеколлекция №3, 2002 г.)
"Гусеничные тягачи Красной Армии" Ч.I. ("Военные машины" №74)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол". (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.
Материалы из Интернета.
Резюме
Модель мне очень понравилась. Прототип не избитый, сделана замечательно, в сборке приятна. Что ещё человеку надо? Ну, а что у меня получилось представляю на Ваш суд уважаемые друзья. Обоснованная критика и комментарии приветствуются. Буду рад ответить на ваши вопросы.
PS. Надо будет к этому трактору какую-нибудь пушечку прицепить.
Только сейчас обратил внимание на то, что в процессе фотосессии, при случайном падении отломилась крайняя задняя тележка по правому борту и торчит вверх, из за чего гусеницы смотрятся справа и слева не семетрично. У Коминтернов верхняя образующая ветвь гусеницы должна быть практически прямой в плане.
Уже пошел реставрировать.
Очень неплохо получилось.
Но вот такое ощущение, что ленивцы сильно опущены вниз.
_________________
Приветствую вас, Леонид!
Отчасти соглашусь с вами. Но вот по этому Фото видно, что ленивцы тоже слегка опущены вниз, хотя у меня это выражено сильнее.
С уважением, Дмитрий.
Здравствуйте Марио!
Где купить в Москве данную модель, я не знаю ( сами мы не местные :grin: )
Вот сайт человека, который делал мастер, зовут его Юрий.
Попробуйте связаться с ним.
http://format72.ru/viewforum.php?f=8
Спасибо, Дмитрий, я попробую. На другом сайте еще упоминается Юрий Никулин (ник: Юрец Огурец) в связи с этой моделью:
http://www.acemodel.com.ua/forum/viewtopic.php?t=4056&postdays=0&postorder=asc&start= 135
Вы не знаете, это не одна команда?
Да, Юрий Никулин, он же Юрчик, он же Огурец Проект, он же Ogurets Projekt- автор этой замечательной модели.
С уважением, Дмитрий.
Тема: Ogurets Projekt 1/72 Артиллерийский тягач Коминтерн
Уже пошел реставрировать.