В начале 50-х годов, практически все реактивные истребители первого поколения имели, как правило, прямое крыло, но по расчетам конструкторов, лишь стреловидное крыло позволяло приблизиться к звуковому барьеру и преодолеть его. После появления в небе Кореи советского МиГ-15 и американского Сейбра F-86, это преимущество новой схемы крыла стало бесспорным. Палубная F9F-5 «Panther» неплохо поработала в качестве штурмовика, но при встрече с МиГ-15 значительно уступала ему в скорости. ВМФ США, не желая отставать от ВВС, заказал фирме "Grumman" "палубник", но уже со стреловидным крылом.
За основу нового истребителя конструкторы взяли все тот же F9F-5 «Panther», получивший новые плоскости с углом стреловидности 35 град. Изменения в оборудовании, вооружении и силовой схеме фюзеляжа были незначительными, а наиболее радикальным доработкам подверглась система поперечного управления. Вместо классических элеронов конструкторы применили, так называемые, флаппероны - отклоняемые щитки сверху и снизу крыла.
В марте 1951-го "Grumman" подписала контракт на постройку трех прототипов нового "палубника". Уже через полгода шеф-пилот фирмы Фред Роули поднял самолет в воздух с полосы в Бэтпейдже. Вскоре первые машины приступили к оценочным полетам в испытательном центре авиации флота, а на заводе "Grumman" началось серийное производство самолета, получившего обозначение F9F-6 "Кугуар" (Cougar).
Первые 30 серийных F9F-6 оснащались ТРД "Пратт-Уитни" J48-H-6, как и на "Пантере" F9F-5. Все последующие "Кугуары" получили двигатели J48-P-8 с увеличенной до 3289 кгс тягой при впрыске водоспиртовой смеси. Система управления огнем Мк6 и радар AN/APG-30 остались неизменными, как на "Пантере", так же как и стрелковое вооружение из четырех
пушек М-3 в передней части фюзеляжа с общим боезапасом 760 снарядов.
В ноябре 1952-го эскадрилья VF-52 авиации флота, базировавшаяся на Атлантическом побережье США, первой переучилась на новый истребитель. Поведение "Кугуара" в воздухе почти не отличалось от "Пантеры", и летчики довольно быстро освоили пилотаж на очередном представителе кошачьего семейства фирмы " Grumman ". Максимальная скорость F9F-6 в 1052 км/ч более чем на "сотню" превышала такую же характеристику "Пантеры". Превосходство было не только в скорости, но и в количестве серийных машин - с конвейера в Бэтпейдже до февраля 1960-го сошло 1985 "Кугуаров" всех модификаций.
Темпы серийного выпуска фирма "Grumman " набрала очень стремительно, поскольку большая часть оснастки сохранилась от F9F-5 «Panther». На вооружение авиационных частей флота и корпуса морской пехоты поступило 706 самолетов первой модификации F9F-6, в основном, в варианте фоторазведчика F9F-5P с семью фотокамерами в носовой части.
В апреле 1954-го тройка "Кугуаров" F9F-6 с устройствами для дозаправки топливом в полете эскадрильи VF-21 участвовала в испытательном полете на максимальную дальность. Полет начался из Сан-Диего на Тихом океане, а завершился на базе Флойд Беннет под Нью-Йорком. Дистанцию в 3923 км все истребители прошли меньше чем за четыре часа, дозаправившись один раз в воздухе над базой Хатчинсон в Канзасе. А самым быстрым оказался лейтенант Брэди, показав время 3 час. 45 мин. 30 сек.
В октябре 1956-го другая тройка "Кугуаров" эскадрильи VF-144 выполнила еще более сложный полет. Самолеты взлетели с аэродрома в Калифорнии, пересекли всю территорию США и, долетев до Лонг-Айленда (Нью-Йорк), вернулись обратно. Дважды летчики пополняли топливные баки в воздухе и один раз на земле, а лучшее полетное время составило 10 час. 49 мин. 11 сек.
За вариантом F9F-6 флот и морская пехота США получили 168 F9F-7, первый из которых взлетел в марте 1953-го. "Семерка" отличалась лишь установкой ТРД "Аллисон" J33-A-16 (тяга 2835 кгс). Этот ненадежный двигатель плохо зарекомендовал себя и на "Пантере" F9F-4, поэтому неудивительно, что F9F-7 стал самым малочисленным в семье "Кугуаров".
Больше всего выпустили F9F-8 -712 машин, включая F9F-8B и F9F-8P Прототип "восьмерки", построенный на базе F9F-6, впервые поднял в воздух в декабре 1953-го Корвин Мейер, а первый серийный F9F-8 взлетел через месяц. Двигатель оставили J48-P-8, а изменения в конструкции были уже более значительными. Для улучшения аэродинамических характеристик на передней кромке крыла (примерно, посередине размаха) выполнили, так называемый, "зуб". Увеличили емкость топливной системы за счет двух баков по 113,5 л в передней части крыла и одного на 318 л в центре фюзеляжа, из-за чего длина самолета выросла на 20 см.
Под крылом можно было подвесить еще два бака по 568 л, а оборудование для дозаправки в воздухе стало наконец-то стандартным для серийного варианта. Появились и подкрыльевые узлы для четырех бомб по 227 кг. В дальнейшем на эти узлы подвешивали ракеты AIM-9В "Сайдуиндер" класса "воздух-воздух", а "Кугуар" стал первым морским истребителем-ракетоносцем США.
Истребитель " Grumman " стоял не только на вооружении флота, но и развлекал на авиационных праздниках любителей авиации. Показательная пилотажная эскадрилья ВМФ США "Голубые Ангелы" в 1955-м выбрала в качестве основного самолета "Кугуар" F9F-6. На машинах для облегчения сняли все вооружение, а пилотажную карьеру "восьмерки" закончили в 1958-м. (текст выше взят с сайта http://www.airwar.ru)
МОДЕЛЬ
Пару лет назад китайская компания KITTY HAWK выпустила на рынок модель этого истребителя в масштабе1:48. Правда, китайцы решили сделать «замануху», выпустив сначала учебно-боевой вариант TF-9J (F9F-8Т). И вот буквально месяц-два назад, мы, наконец дождались и боевой версии этого красивого самолета. Если кто помнит, ранее эту модель в 1:48 выпускал Fonderie Miniature и Collect Aire. И вот теперь Cougar от китайцев.
Давайте попробуем немного заглянуть в коробку.
Коробка
Большая коробка из плотного белого картона, с прекрасной полиграфией. На лицевой части изображен рисунок летящего F9F-8 из VF-81 «Jolly Rogers». По торцам изображены другие 3 боковика из 5-ти имеющихся вариантов. Короче, очень приличная коробочка. Теперь заглянем внутрь.
Здесь мы видим прекрасно отпечатанную инструкцию в формате В4, с цветными обложками и почти в полноразмерных вариантах окраски (1:48).
Схема сборки подробная, понятная для моделиста любого возраста. Варианты окраски привязаны к FS и Gunze Sangyo. Правда, тут начинаются вопросы. Не под все детали даны указания о применяемых цветах, и приходится догадываться и додумывать. Еще есть «косячок». В 1-м и 2-м шаге инструкции, где даны ДВА варианта использования катапультных кресел Grumman или Мартин-Бейкер Mk.5, не понятно, какое кресло в какой собираемой модификации использовать. Такой же вопрос возникает и по поводу приборных досок. Далее, начиная с шага «5», производитель уже подписывает “For F9F-8” или F9F-8P”. Вроде в остальном все нормально.
Пластик
В коробке 8 пластмассовых литника серого цвета. Плюс два литника с остеклением на два варианта, небольшая плата фототравления и декаль А4 формата на 5 вариантов самолета. Пластик мягкий, податливый в обработке.
Литье мне понравилось. Четкие и тонкие линии расшивки, поверхность ровная, чуть матовая. Очень четкие клепки. Следов толкателей практически не видно. Правда на килях, в зоне стабилизатора есть небольшая отметина, типа «просвечивающегося излома» от толкателя с обратной стороны (может только у меня). Но данная проблема не проблема, т.к., на качество поверхности не отображается. Проблема есть в другом. Мне показалось, что производитель дает очень толстые и широкие места стыка литника с деталью. Обрезать надо будет аккуратно, дабы не повредить при отделении деталь. Ну ведь понятно, что это неудобно, зачем это делать?
Производитель достаточно аккуратно и подробно дает передний боевой (с пушками) и «разведывательный» отсеки самолета. В варианте разведчика много блоков оборудования, все достаточно плотно и красиво. Правда, чтобы сделать снимающийся, вернее «выкатывающийся» на полозьях защитный колпак отсека оборудования и вооружения, надо будет немного подумать и поработать.
Производитель же, предлагает просто приклеить переднюю часть и забыть о внутренней красоте или не клеить, и просто положить рядом.
Еще напрягли колеса. Я такого протектора на палубных самолетах не видел. Но здесь, как всегда придут на помощь производители афтермаркета..и быстро все сделают.
Еще не плохо и подробно разработана штанга топливозаправщика.
Производитель предлагает выбор позиционирования крыла – в полетном и сложенном, стояночном состоянии.
Достаточно подробна дана подвеска: 4 х AIM-9 Sidewinder, 4 х ракетных контейнера и два внешних топливных бака. Правда, в инструкции комплект показан как ракеты AIM-9B Sidewinders, а в пластике даны четыре более поздних AIM-9L Sidewinders. Поэтому, придется докупать нужные ракеты или покопаться у себя в загашниках. В конце концов Eduard выпускает прекрасные смоляные ракеты.
Травление
Небольшая плата с ремнями на кресла, педалями, двумя приборными досками, гребнями на плоскости. Вполне традиционная компановка.
Декаль
Большой лист А4 формата плюс еще небольшой фрагмент. Очень четко и ровно отпечатаны знаки и мелкие надписи. Технички много, ну, наверное, достаточно для правдивого отображения реальной машины.
Производитель дает декаль на пять вариантов:
1.F9F-8, №141124, VF-61 Jolly Rogers (это для меня специально). Жаль, что не дан вариант Jolly Rogers в синем цвете. Данный вариант светло-серый в FS16440.
2.F9F-8, №138837, VF-121
3.F9F-8, 131205, Blue Angels
4.F9F-8P, №144408, VFP-61
5.F9F-8P, №141702, United States Navy
Внимание. В инструкции по нанесению декалей, производитель показывает размещение различных служебных надписей для Blue Angels, но, как известно, на этих самолетах не было нанесено служебных надписей. Ну, это легко исправить – просто не использовать эту техничку (лишней не будет, и пойдет для другой модели).
Итог
В целом набор мне понравился. Немного непривычно скомпанован по склейке. Сначала собирается нос, потом хвостовая балка, плоскости и центроплан, и уже потом стыкуется верхняя часть фюзеляжа. Посмотрим, как оно все будет стыковаться. Собирать его я буду достаточно скоро, там и проверим.
Что сказать. Всем любителям палубной авиации США – просто подарок. Осталось только собраться с духом и собрать модель.
Спасибо. Вроде как все.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
да и к самому прототипу я спокойно отношусь...
Женя, а я наоборот, давно себе поставил "задачку" - собрать все самолеты Jolly Rogers. Поэтому и подбираюсь к этому (тихими шагами)
С ув. Юрий
Добавлено спустя 1 минуту 18 секунд:
Но это получается надо брать две коробки сразу...однако...
Да, "разведчик" тоже хорош..Да и вариант JollyRogers в синем цвете...(не дает успокоится)
давно себе поставил "задачку" - собрать все самолеты Jolly Rogers.
Достойная "задачка" :wink:
Только труъ-JR только один! :twisted: :twisted: :twisted:
Понятно как он подходит на медленном огне...
ага, долго они рождаются в последнее время. Еще "заказные" модели место и время занимают (а куда сейчас без них)..
В обзоре не отражен вопрос с наличием/отсутствием отсекателей пограничного слоя на этих машинах.
Тем, кто захочет собрать истребители придется подумать как на модели сделать сопряжение ВЗ с фюзеляжем, т.к на этих прототипах отсекателей ПГ не было.
И еще.
Тем, кто захочет сделать модель с выпущенными закрылками, придется вырезать подфюзеляжные щитки из пластика, т.к. закрылки отклонялись синхронно со щитками.
В остальном - согласен с автором, модель роскошная.
Nosfer
Беда в том, что на бритмоделе в обзоре об этом тоже было сказано, но, т.к., я модель не собирал на сухую в силу озвученных выше причин, проверить и посмотреть на эти "ляпы" возможности не было.
Начнем собирать, обязательно буду выкладывать и задавать вопросы.
Тема: Обзор Kitty Hawk 1/48 F9F-8 Cougar