Сегодня я хотел бы немного поговорить о гормонах, а вернее, об одном из них - Hormone-B по классификации НАТО, более известном в наших краях под названием Ка-25Ц.
Как и положено, начну с истории, но ограничусь только историей модели этого вертолета, поскольку история прототипа описана во многих справочниках и энциклопедиях авиации, доступных в сети.
Итак, модель производства фирмы Sky High в масштабе1:72 была приобретена вскоре после ее появления на полках магазинов, отлежалась в шкафу (как и положено) некоторое время и дождалась своей очереди. Мне сейчас чрезвычайно сложно назвать год ее постройки, но, думаю было это не менее 15 лет тому назад. Модель строилась в условиях отсутствия у меня какой либо информации о прототипе и на полном доверии инструкции производителя. Единственное исправление, которое тогда было сделано - это разворот лопастей, дабы они вращались в разных направлениях, а не в одном, как получалось при сборке по инструкции. По схемке из той же инструкции был выполнен интерьер кабины пилотов из кусочков листового пластика, фольги, проволоки и всякого мусора. Особенностью этой модели было использование металлика ModelMaser (Silver Chrome) в качестве грунтовки фюзеляжа. Визуальный эффект после нанесения финальной окраски оказался просто потрясающим - некий "жирный" металлический отлив, создающий реалистическое впечатление металлической окрашенной поверхности. К моему большому сожалению, этот эффект на фото передать никак не удается, хотя я и перепробовал разные режимы и условия съемки.
Хоть и построена была эта модель достаточно давно, и с множеством ошибок и недочетов, и на более низком уровне, чем я бы сделал это сейчас, но она всегда была одной из моих любимых моделей, исключительно субъективно, исходя из моих эстетических соображений. Стояла модель на полке и никого не трогала, и вот однажды я с удивлением обнаружил разрушение покрасочного слоя лопастей. Просто выбросить модель рука не поднялась, так я и созрел на капитальный ремонт сего агрегата.
На фото ниже проиллюстрировано состояние модели до начала капитального ремонта. Снимал пару лет тому назад, вскоре после того, когда обнаружил отслаивание краски.
Ну что ж, приступим. Лопасти оказались только началом. При внимательном изучении схемы покраски лопастей по фотографиям оказалось, что и с колонкой вообще все не так. Облегченно вздохнув, что не придется обдирать начисто и красить лопасти в сборе на колонке, я взял нож и нарезал все это хозяйство на мелкие детали, после чего они приняли ванночку из "крота" и финишную зачистку абразивами, шпаклевку, и т.д., и т.п. Но аппетит, как известно, приходит во время еды. Поэтому было решено исправить еще и неверно нанесенные декали. Бортовой номер и звездочку следовало бы переместить, как показано стрелками на фото.
Изучение имеющихся в сети фото и "боковиков" показало, что бортовые номера были в основном желтые с черной окантовкой и размещались на капоте. Существование белых "25" не удалось обнаружить нигде. И вот тут возникла проблема с номерами. Перерыв немалую стопку декалей из моих загашников, мне так и не удалось найти подходящий по размерам и цвету номер "60" или "54" из 830-го КПЛВП (по материалам "Мир авиации", 2004/2). Поход в магазин и перелистывание подборок различных декалей также не увенчался успехом. Тогда я внимательно пересмотрел продукцию "Бегемота" и обнаружил подходящий номер "35" на листе декали для Ка-27. Было бы логично предположить, что раз существовал желтый "54", то вполне вероятно был и "53". Ну а поменять местами цифры - вовсе несложная задача. Сложность задачи замены декалей заключалась в попытке смывки старых и еще в том, что с правого борта номер "25" был нарисован краской от руки много лет назад, когда хлипенькая декаль развалилась при ее переносе. Ну и вдобавок решил заменить цельнолитые со стойками шасси колеса на резиновые от "Экипажа".
Начал я с самого интересного, с колонки винтов. Детали из набора очень далеки от совершенства, поэтому пластик, литники, проволока и обрезки имеющихся деталей стали основой для обновленной колонки. Были еще использованы пара фототравленых деталей из моего набора для Ка-18, модифицированных под его старшего брата. На следующей серии фотографий показан последовательно процесс изготовления деталей колонки. Обращу внимание, что нижняя "звездочка" из набора выглядела довольно грубовато в цельнолитом (и неправильном) исполнении, поэтому была срезана и изготовлена заново.
На следующей серии фото показаны обе части колонки в сборе (в основном) и дальнейшая обвязка их трубопроводами/проводкой. Колонку я решил выполнить из двух частей, чтобы обеспечить возможность их контр поворота по вертикальной оси и для удобства сборки и транспортировки/хранения.
Ну вот и подготовленные к покрасочным работам части колонки. Сфотографировались, примерились... И вот во время примерки посадки в "тушку" произошел несчастный случай - фюзеляж выскользнул из моих немощных рук, в результате чего немножко пострадал. Отлетела и повисла на проводах левая шайба, с правого борта разрушилась основная стойка шасси, отлетел бак и датчики в носовой части. Отсутствие датчиков я сразу и не заметил, поэтому впоследствии они были благополучно поглощены пылесосом.
После колонок я плавно перешел к работам над фюзеляжем. Отодрал все стойки шасси и разобрал их на составляющие части. Далее смыл все декали в обозначенных ранее местах, а также в носовой части. Для этого использовал Микроскэйловскую жидкость для декалей, на которой есть надпись, что ее можно использовать для удаления декалей. Декали удалились, в носовой части - на отлично, а в остальных местах - с разрушением краски. По правому борту, где номер был накрашен белой краской, использовал модельный нож и абразивы. Результаты показаны ниже на фото.
Теперь шасси. Для того, чтобы установить резиновые колеса, необходимо аккуратно удалить оригинальные, которые отлиты единой деталью со стойкой и вилкой. Через часок работы ножиком результат был достигнут, потом просверлены отверстия под тонкую медицинскую иглу, которая будет служить осью вращения колес. Сами стойки в своей верхней части были не очень копийны, поэтому я их слегка доработал, добавив несколько деталей, что значительно улучшило их внешний вид. Обнаружив пропажу датчиков, изготовил эту деталь заново. Приближается время покрасочных работ, поэтому вернулся к колонке винтов и лопастям и прогрунтовал их. Фото лопастей на этой стадии я не сделал, а все остальное, о чем я писал выше, находится на фото ниже:
На последующих фото представлены результаты покраски колонки и лопастей. Лопасти покрашены по схеме "белый верх, черный низ", то есть светло-серые верхние поверхности и почти черные нижние, кромки белые и цвет в районе крепления в тон колонке. Покраска колонки на фото показана самая первая, потом их было еще две. Мне показалось, что цвет слишком темный по сравнению с фюзеляжем и я осветлял каждую последующую покраску.
Следующий этап был самым тяжелым в этом проекте - подкраска поврежденных областей фюзеляжа после снятия старых декалей. А сложность заключалась в том, что изначально, то есть 15 лет назад, краска замешивалась самостоятельно и что с чем и в каких пропорциях, я уже конечно не помнил. Поэтому на подбор краски ушло у меня четыре вечера, но результат оказался вполне приемлемым. В процессе работы над фюзеляжем оборвал нижнюю антенну, это видно на первых фото. Восстановление заняло несколько минут, поскольку на этой модели я использовал эластичную нить от Эльфа. Да, еще добавил огонь на центральном оперении хвостовой балки. В модели он не был предусмотрен, а на боковиках в журнале и на музейных фото он есть. На фото видно изготовленное и установленное на место основание этой "мигалки".
Ну а потом последовало нанесение декалей в нужные позиции, монтаж конструкций опор шасси, везеринг...
Модель почти готова, установил всякую мелочевку (огни, датчики), подшаманил тут и там, и на финальную съемку.
Ну и еще немного фото, сделанных при рассеянном дневном свете. Акцентировался в основном на колонке.
Итак, капремонт моего Ка-25Ц закончен. Я достиг поставленной перед собой цели, а именно восстановить покраску лопастей этой модели, попутно поправив еще несколько косячков. Результатом я остался доволен, хотя модель, конечно, далека от совершенства. Просто одна из моих любимых старых моделей получила новую жизнь и стала немножко лучше.
Очень надеюсь, что и вы, коллеги, потратили свое время не зря, читая эту статью, и мне удалось поделиться с вами тем позитивом, который я получил во время этого капитального ремонта.
Сережа, Юра, спасибо вам за теплые слова! :smile:
Кашка-восемнашка пока лежит. Я хотел с ней во втором конкурсе поучаствовать, но не получилось. А времени много прошло, надо теперь восстанавливать все странички в памяти. :smile: Склоняюсь к тому, что следующей законченной моделью будет именно она.
Толя, приветствую. Очень хорошая работа и громадная статья.
Очень понравился подход к втулке НВ, по тягам уже озвучивали, смотрелось бы элегантнее.
Можно было бы добавить концевые выключатели на передние стойки, проводку на подкосы основных стоек, поручни на кабину экипажа, датчик на фонарь и датчик обледенения, поручень за входным устройством. Мелочь очень сильно оживляет модель.
А так еще раз повторюсь - очень хорошая модель.
Svarschik, Приветствую, Саша! Спасибо за твой отзыв!
Не могу не согласиться по поводу роли мелочей в модели, ты знаешь мой подход. :smile: И если бы модель рождалась "с нуля", она была бы совсем иная. Цель была - всего лишь перекрасить лопасти. :grin:
Svarschik, Приветствую, Саша! Спасибо за твой отзыв!
Не могу не согласиться по поводу роли мелочей в модели, ты знаешь мой подход. :smile: И если бы модель рождалась "с нуля", она была бы совсем иная. Цель была - всего лишь перекрасить лопасти. :grin:
:grin: :smile:
Carlsson
Ну, 25-е тоже давно не летают, а модели делают и будут делать. Я вот тоже собираюсь и статья, уверен, мне в этом поможет. Я вообще всю линейку Камова хочу собрать, так что надеюсь на советы и поддержку в будущем :wink:
Carlsson
Ну, 25-е тоже давно не летают, а модели делают и будут делать. Я вот тоже собираюсь и статья, уверен, мне в этом поможет. Я вообще всю линейку Камова хочу собрать, так что надеюсь на советы и поддержку в будущем :wink:
Спасибо, надеюсь, там (в статье) есть немного полезного опыта, который можно будет использовать :smile:
Тоже люблю машины Камова, особенно колонка винтов меня возбуждает. :smile: А задачу Вы себе поставили непростую, но очень увлекательную. Я не эксперт, конечно, но если смогу чем-то помочь - всегда пожалуйста. :grin:
Кашка-восемнашка пока лежит. Я хотел с ней во втором конкурсе поучаствовать, но не получилось. А времени много прошло, надо теперь восстанавливать все странички в памяти. :smile: Склоняюсь к тому, что следующей законченной моделью будет именно она.