Наши проекты: Склей-ка Модель! : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна

Эдвард Хейнеманн, столетие со дня рождения которого отмечает 14 марта этого года все прогрессивное человечество (а вы не забыли?), был, несомненно, выдающимся авиаконструктором, а A4D (A-4) Skyhawk – его лучшим творением. А модель «Skyhawk», производящаяся японской Fujimi, считается лучшей в 1/72, и именно японскими «Ястребами» мы сегодня и займемся.
Вы удивлены, что сначала речь идет об одной модели, а потом вдруг возникает множественное число? Объясню позже, но сначала – традиционное «слово о прототипе»: а то вдруг кто-то не знает, что есть «Skyhawk»…

Цитирую по «Ястребиной книге»: «В начале января 1952 года вниманию группы еще не отошедших от новогодних праздников моряков во главе с контр-адмиралом Аполло Соучеком была представлена целая презентация, посвященная проблеме роста веса современных боевых самолетов. Суть ее сводилась к следующему: новые американские истребители набивают всевозможным тяжеловесным оборудованием, не слишком нужным в боевых условиях, но зато снижающим летные характеристики машин и требующим разработки более мощных двигателей. Простые, как грабли, «МиГи» сбивают оснащенные совершеннейшей электроникой и прочими приборами «Сейбры», разработка новых двигателей задерживается, и если мы будем продолжать проектировать «толстозадые» истребители, то Советы нас задавят. Не качеством, так количеством. А чтоб военные чины от такой перспективы не впадали в уныние, Хейнеманн тут же представил пред их очи свой собственный проект легкого (7000 фунтов) истребителя – «мигобойца», рассчитанного на уже освоенные в производстве движки.

Проект был многообещающим, однако флот уже раскошелился на разработку целой гаммы палубных истребителей: F9F-6 Cougar, F10F Jaguar, FJ-2 Fury, F3H Demon и F7U Cutlass. Шестым было детище самого Хейнеманна – Douglas F4D Skyray, пребывающий в застое по причине проблем на WestinghoUSe с мощнейщим по тому времени двигателем J40. По этой же причине “зависли” и “Демон” с “Ягуаром”, но моряки резонно полагали, что уж парочку из всех этих новых типов истребителей удастся-таки довести до ума, и еще один перехватчик им не особо нужен. И тут Соучека осенила великолепная мысль: а не сможет ли мистер Хейнеманн сделать на базе своих теоретических выкладок реактивный штурмовик на замену “Скайрейдера”?

Без особых размышлений главный конструктор из Эль-Сегундо ответил “да”. Тогда контр-адмирал спросил, какой взлетный вес будет иметь такая машина. Услышав, что 12000 фунтов, Соучек тут же поймал Хейнеманна на слове и попросил оперативно подготовить предварительный проект для передачи «на самый верх». Дугласовский конструктор условия игры принял и пообещал представить свои наработки по сверхлегкому штурмовику в ближайшее время.»

Вот так и зародился A4D (после сентября 1962 года - A-4) Skyhawk – один из самых удачных боевых самолетов второй половины XX века. Первый полет XA4D-1 состоялся в 1954 году, а в 1979-м с конвейера в Палмдейле сошла последняя, 2960-я машина – уже навороченный A-4M. А сколько потом было «апгрейдов», последним из которых стал A-4AR Fightinghawk образца 1994 года – гибрид планера разработки сорокалетней давности и электроники от F-16. «Ястребы» участвовали в войнах во Вьетнаме, на Ближнем Востоке, Фолклендско-Мальвинских (sic!) островах, а также в операции «Буря в Пустыне» и некоторых других мелких конфликтах. В Аргентине и Бразилии (и, возможно, в Израиле) разные версии «Skyhawk» состоят на вооружении до сих пор. Наряду с противолодочным самолетом “Tracker”, “Ястреб” является чемпионом по длительности эксплуатации с авианосцев (с 1955 года, т.е. уже 53 года!), и по этому показателю может считаться лучшим палубным боевым самолетом всех времен и народов.

Для перечисления серийных модификаций “Skyhawk” не хватит пальцев не только рук, но и ног, даже если у вас полидактилия в тяжелейшей форме. Попробую упомянуть всех: A4D-1 (A-4A), A4D-2 (A-4B), A4D-2N (A-4C), аргентинский A-4C (это особая модификация!), армейский A-4C, A-4E, израильский A-4E, TA-4F (он же TA-4E), EA-4F, A-4F, A-4F Super Fox, A-4G, TA-4G, A-4H, TA-4H, TA-4J, A-4K, TA-4K, A-4L, A-4M, OA-4M, A-4KU, TA-4KU, A-4P, A-4Q, A-4N, TA-4N, A-4S, TA-4S, A-4S-1, TA-4S-1, A-4SU, TA-4SU, A-4PTM, TA-4PTM, AF-1, AF-1A (оба называются Falcao), A-4AR, OA-4AR (эти два носят имя Fightinghawk) – ну, вроде все… “Fudjimi” (или все же “Фудзими”? Большинство “наших” произносят это название “через “ж”. Иногда и сама фирма делает свои изделия точно так же…) делает шесть моделей, охватывающих 11 модификаций, но в этом обзоре мы ограничимся имеющимися в моем распоряжении тремя первыми (в скобках – номер по каталогу): A-4B (72139), A-4C (25026) и A-4E/F (25024).
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
A4D-2 (он же A-4B), визуально отличался от “единички” (которую “Fudjimi” обещала, но так и, насколько я знаю, не сделала) конструкцией руля направления и наличием штанги дозаправки в воздухе; всепогодный A4D-2N (A-4C) представлял собой гибрид A4D-2 и комплекса радиоэлектроники от нереализованного A4D-3; A4D-5, более известный как A-4E – “продвинутая” версия со множеством отличий, вызванных установкой нового типа двигателя и улучшенной радиоэлектронной начинки. Кому интересно узнать побольше о самом “Скайхоке” – советую дождаться публикации вышеупомянутой “Ястребиной книги” (надеюсь, первая часть выйдет к лету), а сейчас – про модели.

A-4E/F

Начну я с A-4E/F – хотя бы потому, что в каталоге он стоит раньше других. Внутри коробки – пять серых литников в отдельных пакетиках, плюс еще один – с прозрачными деталями. Деталей для такого маленького самолета много, качество отливок хорошее, хотя кое-где и присутствует облой. Теперь поконкретнее:

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник A. Правый борт фюзеляжа, рули высоты, воздухозаборники, обе половинки носовой части фюзеляжа, носовая стойка шасси (для “Эхо”) и мелочевка (преимущественно антенны РЭБ).

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник B. Левый борт фюзеляжа, предкрылки, сопло, часть форкиля, корневые части крыла (там, где торчат (или не торчат) стволы пушек).

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник C. Детали крыла.

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник D. Интерьер кабины («ванна», кресло, приборная доска и ручка управления), створки шасси и его основные стойки, ниша носовой стойки и правая часть ее вилки, колеса, воздушные тормоза, внутренности воздухозаборников и прочая мелочевка. Тут же и еще пара пилонов, четыре многозамковых балочных держателя (по паре TER и MER), а также вооружение, представленное парой блоков НУР “Зуни». Бомб нет, что для «Fudjimi» традиционно.
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник E. ПТБ, три подкрыльевых пилона, две штанги дозаправки (прямая – для “Эхо”, гнутая – для поздних “Эхо” и “Фокса”), “горб” для поздних “Эхо” и “Фокса”, еще одна носовая стойка шасси (для “Фокса”), задняя стенка пилотской кабины, обтекатель радиовысотомера и две детали для “Фокса” из “Blue Angels» - подхвостовой контейнер с тормозным парашютом и «штырь» (на самом деле – часть вместилища лесенки, по которой пилот залезал в кабину).

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Прозрачных деталей всего 4 – два фонаря (один из них «раскрытый») и стекло прицела. Фонари кажутся толстоватыми, но это из-за их миниатюрности: тоньше их можно сделать только «вакушкой».

Распространяться о копийности этого “Skyhawk” в целом бессмысленно – он действительно похож на себя, лучший в 1/72 и таковым, судя по всему, и останется. Хорошая проработка ниш и створок шасси, аккуратные стойки и колеса, хорошо выполненые тормозные щитки и их ниши, большое количество мелких деталей (антенн и пр.), приборная доска дана в декали и индивидуальна для каждой модификации. Опять же, тонкая внутренняя расшивка, пусть и не слишком похожая на то, что можно найти на прототипе. В общем, все очень и очень неплохо, но о частностях, вызванных унификацией, сказать все же стоит.

Изначально “Fudjimi” с минимальными издержками планировала выпустить максимальное число модификаций “Ястреба”. Но начала она, видимо, с конца. Иначе почему крыло имеет интерцепторы, свойственные только поздним самолетам, начиная с TA-4F (в «детстве» TA-4E) и A-4F? На «Эхо» их не было, но об этом в инструкции – ни слова. Удаление интерцепторов – дело неприятное: сначала надо зашпатлевать глубокую канавку сверху крыла, а потом поверх нее прорезать более тонкую – под стать основной расшивке.

На верхней поверхности крыла присутствуют два ряда турбулизаторов – один на предкрылках, другой собственно на крыле. Первые в целом похожи (не хватает только еще двух на законцовке крыла), а в имитации вторых есть неточности. Пока турбулизаторы идут параллельно задней кромке крыла, все хорошо, но когда ряд начинает «загибаться» – погибает и копийность. В модели тут 9 турбулизаторов, последний заходит на законцовку. В реальности 9 турбулизаторов были на самом крыле и еще два – на законцовке. Я бы не заметил, но пересчитать турбулизаторы надоумил коллега Fishbed – он в процессе сборки «Чарли» (результат – лучший, что я видел) всю фуджимовскую модель и ее неточности изучил «от и до».

Другой «нехороший» момент – «ступеньки» на носу самолета и на верхушке киля.

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Это места контакта основной пресс-формы и вставок, используемых для придания крупным базовым деталям особенностей конкретной модификации, и тут надо шкурить. Из пластика данной модели прямо из коробки можно собрать любой A-4E и большинство “Фоксов” – кроме тех, которые имели измененную верхнюю законцовку киля с “нашлепкой” системы предупреждения об облучении радиолокатором – да и их тоже, если сделать упомянутое “украшение” самостоятельно . Только не забудьте обзавестись фотографией прототипа выбранного вами самолета – на разных машинах количество и расположение и количество всяких антеннок могло быть различным (это касается и других модификаций)! Не берите в качестве руководства инструкцию к модели – там виды справа и слева в плане антенн кое-где не совпадают между собой!
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
В комплекте присутствует декаль на четыре варианта: два “Эхо”, один “Фокс” и… A-4G. Этот последний – безгорбый A-4F для австралийского флота, представлен поздний вариант окраски самолета с бортовым номером 885 эскадрильи VF-805 (а не 885!), летавшего с единственного австралийского авианосца «Мельбурн». Но на самом деле шрифт бортового номера и надписи NAVY был другой – в оспреевской Air Combat про «Skyhawk» на стр 130-131 и 136-137 вы можете заценить, как выглядел именно этот самолет. Не слишком хорошо получилась и эмблема 805-й эскадрильи, но, к счастью, она наносилась на реальные самолеты не краской, а в виде липучки-стикера и периодически отваливалась…

Замечу, что первостепенной задачей A-4G являлось ПВО авианосного соединения, так что из подвесного вооружения на них чаще всего имелась пара “Сайдвиндеров”. Ни самих ракет, ни переходников под них в комплекте модели нет, а жаль – “Сайды” регулярно вешали и на “Эхо”, и на более ранние модификации при исполнении ими функций истребителей…

«Осси» является своеобразным бонусом, поскольку заявленная на коробке тема «TopGun» предполагает варианты из так называемых adversary squadrons, то есть тех, которые занимаются учебными воздушными боями с самолетами из боевых эскадрилий флота. Наиболее известным из таких подразделений и является Naval Fighter Weapons School, она же «Топ Ган». Кино с таким названием видели? Ну, с Томом Крузом? Вот, первые два варианта именно оттуда – один «Эхо», другой - «Фокс» (точнее, «СуперФокс» – облегченная версия A-4F с более мощным движком, специально для воздушного боя.

Фото BuNo 150044 (того, что изображен на коробке) нашлось в японской Famous Aircraft of the world, №3 на странице 10, еще одно – в оспреевской US Navy Attack, Spads, Scooters & Whales (стр 77) и еще парочка в Detale&Scale Camouflage&Markings 06 US Navy adversary aircraft - The aircraft of Top Gun (стр 19, 20). В отличие от разарботчиков декали я имею счастие рассмотреть обе стороны самолета и вижу, что под хвостом у него на правом борту есть какая-то надпись красным (BuNo?), в декали ее, соответственно, нет – как на левом борту...

Вы золото любите? Я нет, в том числе и потому, что нормального воспроизведения золотой краски на декали вообще не видел. У “Fudjimi” она слишком тусклая, как латунь, а золото должно быть желтое и блестящее, как на фото! Ну и, в довершение ко всему, из-за небольшого смещения цветов эмблема NFWS на киле “поехала”, так что об этом варианте можно забыть.

По той же причине возникли проблемы и с другим «Скайхоком» из «Топ Ган», точнее, эскадрильи VF-126, раскрашенным под МиГ-17. Но тут еще и надпись MARINES мелковата, ибо по кеглю должна соответствовать номеру 56 на киле. Не верите – смотрите фото в Air Combat, стр 116.

Коль все же будете делать одну из топгановских машин, помните, что с них были сняты пушки – используйте имеющиеся на линтиках заглушки. А то в инструкции про это – молчок.

Последний, и самый расписной самолет – «горбатый» A-4E из «сборной» эскадрильи VC-1. Эти ребята тоже занимались воздушными боями, а еще совершали учебные налеты на корабли, таскали мишени и выполняли прочую черновую работу. Фото именно этого самолета - в журнале Koku Fan (5’1975) на стр 12. В целом все похоже, хотя надпись VC-1 должна в декали быть не столь изящной.

Для несведущих: голова мужика на борту этого “Skyhawk” (кстати говоря, не вполне похожая на себя) – вовсе не изображение панка и не имеет к шмоточному бренду Diesel никакого отношения. Это, братцы, портрет древнего гавайского воина (по-гавайски вроде это звучит «алии») в шлеме с гребнем из перьев - что-то похожее носили более привычные для нас древние греки. «Настоящий гаваец» стал эмблемой эскадрильи по простой причине – она дислоцировалась в Барберс Пойнт на этих самых Гаваях.

Но враг не убоялся вооруженных копьями и палицами разъяренных алии, и оскробил-таки одного туземного воина - не дал нам таблички с именем лейтенанта, летавшего на этом самолете. В журнале, с которым просто обязаны были ознакомиться разработчики декали, можно разобрать его имя. У меня «КокуФан», естественно, в копии, но и в ней можно узнать, что звали его Дэйв, был бы оригинал – сообщил бы и фамилию (Bricks?). Предав забвению пилота, нас лишили последнего варианта…

A-4C

Теперь перейдем ко второму акту марлезонского балета – к «Чарли», и вы сразу поймете, почему рассмотрение всех трех моделей слито в одну статью. Не правда ли, литники A-4C что-то напоминают? Так и есть – фонарь и крыло один в один те же, что и в коробке с «Эхо», разве что непрозрачный пластик у меня не серый, а белый. Зато на остальных литниках имеются некоторые изменения, достигнутые отсечением отдельных фрагментов пресс-формы от потока
расплавленного полистирола или, наоборот, открытием ранее заблокированных питателей:
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник A. Исчезли детали воздухозаборников, используемых на машинах с двигателем J52, на половинках носовой части фюзеляжа сделана вставка носа под «Чарли» - более короткого, чем у «Эхо». «Ступенька», естественно, тут присутствует, также как и на киле.
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник B. Тут, наоборот, появились воздухозаборники для ранних версий, на которых стояли двигатели J65.
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник D. «Испарились» пускачи НУР, зато добавилась пара ракет «Буллпапп», пилоны для них и две новых штанги дозаправки: подлиннее для собственно «Чарли» и покороче - для «Браво». «Зуни” жалко, но оставить их японцы не могли – иначе литниковая рамка не влезет в стандартную коробку…
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Литник E. Бесследно исчезли «поздние» штанги дозаправки, горб, управляемая носовая стойка, радиовысотомер и парашют.

Вот и все. Стоило ли это отдельного рассмотрения? Я так не думаю. Зато в ходе «даунгрейда» «Фокса» до уровня A-4C продолжилось накопление ляпов, и здесь их много больше.

Про крыло с интерцепторами я уже говорил. Их ставили на «Чарли» только в процессе превращения в A-4L, но одновременно появлялся и “горб”, которого в комплекте нет. Кто хочет “Лиму” – пусть берет его из комплекта A-4E, остальным придется заделывать интерцепторы.

С фюзеляжем – беда! Значительная часть расшивки тут совсем «не в кассу», потому как относится к самолетам, оснащенным J52. То же касается и низа крыла. Перешивать! Или плюнуть…
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
В инструкции нам предлагается срезать с носовой части фюзеляжа пластины-дефлекторы пороховых газов. Это правильно, однако японцы забыли о небольшом прямоугольнике перед козырьком кабины. На “Эхо” это вполне удовлетворительно изображает систему обдува лобового стекла (для удаления с него влаги в полете и при рулежке под дождем), на “Чарли” вместо нее стоял обычный “дворник”, как на автомобиле. В модели его нет, надо или делать самостоятельно, что хлопотно, или посчитать, что его по случаю хорошей погоды сняли (но стойку для его крепления все равно изготовить надо – самолет-то всепогодный!). В любом случае черную антибликовую панель, данную в декали, отправляем в утиль – она разрабатывалась с учетом наличия обдувателя.
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Декаль на «Чарли» целиком и полностью посвящена Вьетнаму, дано аж пять вариантов – целая простыня! Кто-то обрадуется, но «информированный оптимист» понимает: больше декаль – больше простора для врага…

Во-первых, типографский брак. Из-за смещения цветов два варианта в моем образце «повредились». Это самолет из VA-76 с “Индепенденса”, у которого “поехал” хвостовой код, и машина из VA-12 с “Шэнги” – там “поплыла” обводка эмблемы эскадрильи.

Во-вторых, неточности и искажения в исполнени элементов. Пойдем по вариантам:
В обзоре, напечатанном в “Детейл энд Скейле” под номером 32, посвященном A-4, написано, что BuNo149645 – это и есть тот самый самолет, на котором Теодор Шварц завалил вьетнамский МиГ-17. Фигня! Шварц летал на BuNo148609, борт 685, да и победу отметил нанесением над таблом со своей фамилией махонького вьетнамского флажка. Это потом вся эскадрилья намалевала на своих “Скайхоках” силуэты МиГов – трепещите, мол, узкоглазые!

Кстати, о фамилиях. На табличке, нанесенной под кабиной “титульного варианта”, в декали написано “CDR MAK KDE». Поскольку CDR – это “коммандер”, то после звания должно идти имя пилота. MAK вполне тянет на кличку-позывной, которые американские морские летчики не стесняются писать на бортах своих самолетов, но что есть KDE? Что-то подсказывает, что это и есть фамилия, только таких странных фамилиев даже в космополитичных Штатах не бывает. Фотка данного конкретного самолета имеется в «Валкараунде» за номером 5541 на стр 5, но снят он сзади, и что написано на табличке на носу (она есть!) – не разобрать. На сайте skyhawk.org (великолепный ресурс!!!) есть фото этого самолета, относящееся не к 1967, а к 1969 году, на табличке надпись CDR JOE BARTH (из самого фото это не явствует, но есть пояснительная информация в соответствующем ему htm-файле). В остальном облик самолета такой же, как в декали. Хотя нет, декоративные элементы и здесь, и в «Валкараунде» темносиние, а не просто синие! Почему – не знаю, но на двух разных фото – одно и то же, и это настораживает…

Кстати, в цветном боковике, который можно видеть в моделартовской 673 Camouflage & Markings of the USNAVY-USMC vol.2 1955-1975 (на японском, кстати), таблички с именем пилота вообще нет. Жулье!

Учитывая, что «Fudjimi» уже была поймана на искажении «подкабинных надписей», я записываю за ней еще один случай. А насчет того, что это мелочь – извините, а если на каком-нибудь И-16, скажем, напишут «За Родену!» - это тоже фигня?

Фото BuNo 149553 борт 401 из VA-12 я нашел на все том же skyhawk.org. Сразу видно, что стиль написания хвостового кода и его размеры не соответствуют действительности – великоваты-с! А еще в Famous… на стр 80 (вроде бы, работаю с копией) нашелся его сослуживец – 149586, борт 410, тот же авианосец, тот же 1970 год. Под кабиной на левом борту - большая табличка с именем пилота. Была ли табличка там на 401-м – непонятно, на правом борту ничего нет…
Следующие два варианта – из одной и той же эскадрильи, но не VA-114, как на декали, а VA –144, как на коробке! Это лишний раз доказывает, что разработчики декали никогда не видели ни одной фотографии прототипов их творений, и не читали ни одной правильной книжки! И не смотрели, потому как правильные книжки обыкновенно снабжаются картинками. Картинку BuNo149532 с “Китти Хока” (но на базе в Да Нанге) мне удалось найти в старинном “Ин Экшне” 1011 на стр 23 (другое фото, вид сзади – на skyhawk.org). Заметно имя пилота под кабиной, над «ухом» опозновательного знака. В декали ничего подобного нет...

На варианте с “Конни” (BuNo 149561) хвостовые коды, равно как и буквы на верхней поверхности крыла, сделаны не тем шрифтом, что на настоящем самолете. Фото машины от 1963 года (тем же годом датирован вариант “Fudjimi”) найдете в оспреевской 69 US Navy and Marine… на стр 7. На стр 9 в той же книжке изображен тот же самолет, на том же авианосце, но в 1964 году (это же фото, но в худшем качестве – на skyhawk.org). Это больше похоже на то, что мы видим в декали, хотя номер на крыле и продолжает вызывать у меня некоторые подозрения.

Последний вариант – машина из VA-15 Valions, что из Атлантики, но со значком «Тонкинского яхт-клуба». Про золотой цвет я уже говорил, а так, если судить по неважной фотке из «Валкараунда» (стр 45), то более-менее похоже. Хотя если сравнить хвостовой «натюрморт» с фото его «коллеги» из детейл-энд-скейловской 18 Colorful US Navy A-4 Skyhawk (стр 6), то становится ясно, что ни один из пяти (!) вариантов, данных в декали, не может считаться полностью соответствующим прототипу. Можно помучиться с машиной из Roadrunners образца 1964 года, но ведь и на нем наверняка была табличка с именем пилота…

Враг снова торжествует!!! Доколе?!!

A-4B

Ну, теперь самый ранний «Skyhawk» в ассортименте «Fudjimi» – A-4B. Те, кто более-менее представляет себе различия между «Браво» и «Чарли», без труда скажут, чем отличается пластик A-4B от предыдущей модели.

Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр ХейнеманнаОбзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Ничем, кроме вставки в нос! Так что тут особо обозревать нечего, разве только указать, что лобовое стекло на этой модификации не имело ни дворника, ни «обдувателя», а антенн под рулем направления не было. Остальные неточности – те же, что и в «Чарли», не забудьте только, что по линии стыка основной пресс-формы и вставки в носу должна идти линия расшивки, которую удобнее наметить до стачивания «ступеньки».
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Декаль всего на два варианта, «титульным» выбран BuNo 144954 борт 512 из VA-152 с “Форрестола”. Фото именно его не нашел, зато на skyhawk.org на страничке этой эскадрильи есть фотографии других машин, относящихся к тому же времени. Код 17-го авиакрыла – буквы AA в виде стилизованных шпаг и молнии – на настоящих самолетах был не совсем таким, как в декали, а на табличке под кабиной точно не могла быть написана та чушь, что мы видим на листе. Воспроизвожу, благо качество печати отличное: “L1ICLOV. I .LTLILLLI”. Опять японцы сжульничали!
Обзор Fujimi 1/72 A-4E/B/C Skyhawk - Шедевр Хейнеманна
Второй вариант гораздо экзотичнее – это A-4Q аргентинского флота с авианосца «25-е мая». Похвально стремление «Fudjimi» дать нам машину, сражавшуюся с англичанами за Мальвинские острова, даже несмотря на то, что деталей для нее в коробке не хватает. На аргентинце стояло дополнительное радионавигационное оборудование, что выразилось и в «арках» на киле, и в нашлепке на «спине», и в иной антенне за кабиной – все это японцы советуют нам сделать заново. Еще на A-4Q обычно присутствовал «дворник» на лобовом стекле – в отличие от «Браво», «Квебек» был всепогодной машиной. Про «дворник» – ни слова.

Сама декаль… Враги, о которых не устает напоминать собака Кутька, всегда наносят самый страшный удар по самому для нас дорогому и любимому, в данном случае – «Квебеку». Результат их деятельности: «Майское солнце» в черной обводке (типа, в знак траура по погибшим в войне за острова? Или персонально по капитану Филиппи, которого 25 мая 1982 года после атаки фрегата «Ардент» именно на этом самолете сбил вражеский «Си Харриер»?) – а должно быть чисто желтым. Надпись на киле – что-то неразборчивое, а должно быть ARA 25 DE MAYO. Бортовой код – цифра 3 слишком «прямоугольная». Надпись «ARMADA» - в букве R верхняя часть («петелька») слишком узкая. Наконец, якоря на крыльях едва ли не в полтора раза меньше, чем надо, и на самолете их было не два, а четыре –еще и под крылом. Ну, а то, что в эмблеме эскадрильи наблюдаются некоторые мелкие отклонения от «стандарта» – уже ерунда.
Да, не к добру я взял книжку Хорхе Нуньеса Падина из серии Aeronaval (№11), посвященную A-4Q, и начал сравнивать декаль с имеющимися в ней фотографиями (3-A-307 есть на стр 24)… Я понимаю, в 1987 году этой книжки еще не было, но можно же было хоть какие-нибудь фотографии A-4Q посмотреть. Или не позориться…

Ну и что нам теперь от того, что декаль напечатана итальянским “Картографом” с присущим этой фирме отличным качеством? Ах да, модель из-за этого стала на 15 процентов дороже… И очень мне обидно за знакомого, который приобрел эту модель только из любви к аргентинскому флоту и ради декали (у него, как и у меня, уже был A-4C) – гнусные джапы его подло надули…

Ну, хватит! И без того обозрение переводных каритнок заняло места больше, чем пластика. Для оправдания своего скажу, что, в конце концов, моделист строит модель не просто самолета, например, того же самого «Skyhawk», а некой конкретной машины, и придание этой конкретики (в том числе и в «мелочах») без хорошей декали невозможно. Как мы увидели, у «Fudjimi» с реализмом в этом деле туго – происки врагов дают о себе знать. Так что первый совет желающим приобрести себе маленького «Ястреба» – разыскать правильную декаль. Сделать это, думаю, будет нелегко: во-первых, у производителей «переводных картинок» A-4 был популярен лет 10-15-20 назад, а сейчас, кажется, новые наборы под них не выпускаются – все делают F/A-18. Во-вторых, учитывая время, когда разрабатывались еще имеющиеся на рынке декали на “Скайхоки”, их соответствие реальным прототипам может быть даже хуже, чем у тех, что вы найдете в коробке “Fudjimi”. Так что, если есть возможность, сначала раздобудьте сканы или хотя бы фото декали (лучше всего именно того экземпляра, который вы собираетесь купить), потом найдите фото реального самолета (да поможет вам skyhawk.org! Ну и книжки всякие…), сравните их, и только после этого платите деньги.

Соответственно, уже под декаль стоит подбирать модель. Если же есть альтернатива между тремя представленными здесь версиями, я бы посоветовал «Эхо» – по крайней мере, можно особо не заморачиваться «перешиванием», да и пять пилонов с вооружением смотрятся лучше, чем три.

Выбор между самолетами с J65 сделать сложно, тем более что пластик у них практически идентичен. Но, думаю, переделать, при необходимости (по нахожденню декали), “Чарли” в “Браво” гораздо проще, чем наоборот

Ну а если у вас получается абстрагироваться от идеи копийности – я вам завидую! Берите любой, какой нравится, и делайте на здоровье! Обводы последнего творения Эда Хейнеманна не спутаешь ни с чем, а качество исполнения и деталировка японских моделей вполне позволяют сделать их “прямо из коробки” и получить “на выходе” украшение вашей коллекции игрушек. Дальнейшую доводку модели “Skyhawk” можно вести едва ли не до бесконечности – все зависит в основном от трудолюбия моделиста. Прецеденты изготовления из фуджимовских наборов настоящих шедевров уже были!

P.S. Учитывая то, что «Skyhawk» состоял (или состоит до сих пор) на вооружении в десятке стран, и использовался не только как штурмовик, но и как истребитель, разведчик-корректировщик, учебный самолет, пилотажка, имитатор крылатых ракет и самолетов противника, буксировщик мишеней, самолет авиахимобработки, наконец, можно, если есть силы и желание, составить моноколлекцию, воссоздав все модификации этой легендарной машины. Отчасти в этом может помочь все та же “Fudjimi”, в ассортименте которой есть и двухместные машины (TA-4F/J, OA-4M), и A-4M, сделанные на базе все той же единой пресс-формы. А после «приложения рук» иные моделисты даже извращенные сингапурские “спарки” ухитрялись сделать! Так что вперед – к великим свершениям! Если декали найдете…

P.P.S. Один коллега в свое время заявил, что обгадить результаты чужого труда (в области «декалестроения») ума не надо, а ты попробуй сам что-нибудь такое сделай, тогда и критикуй. Тем, кто считает так же, я скажу, что делаю то, что умею, и что не умеют (или не хотят) делать некоторые производители декалей – веду поиск в источниках и вношу корректуру. Я-то знаю, что чтобы подобрать один реализуемый вариант (т.е. такой, где все элементы индивидуальной маркировки известны), нужно просмотреть иной раз сотню фотографий, и потратить немало времени. А декалестроители (особенно те, кто делает деки для моделей) считают, что цветного боковика из первой попавшейся под руку книжки вполне достаточно. Опять же, вырисовывать каждую букву, да еще сравнивать получившийся результат с фото сложнее, чем тиснуть все более-менее подходящим готовым шрифтом. Так делалось 20 лет назад; те же декали мы находим в коробках сегодня. Да, я сам крайне ленив; но я ненавижу жулье, которое «рубит бабки”, стараясь не перетрудиться. Лучше б вообще декали не клали – глядишь, дешевле б вышло…
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 6872
Опубликовано:
GROWLER в 09.01.2013 - 00:28
Babtor
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_p_798989.html#798989
GROWLER в 13.01.2013 - 09:06
И тихо
Memphis в 13.01.2013 - 14:42
И тихоТаки, что ви хотите? Я перед самым новым годом уволился - дайте понаслаждаться после упорного труда с кучей проблем на мой тощий зад. :lol: А если серьезно, то мне надо взять все имеющиеся чертежи, наложить на них фото аппаратов, отсканировать все модели (Фиксовский Браво, Фуджимовские Чарли, Ехо и ТА-4), вложить пластик. А у меня еще даже концепции нет... :oops:
GROWLER в 13.01.2013 - 16:02
Memphis
Да я вообще :lol: Хотя надежда,скорее только на Вас :roll:
Про уволился -поздравляю .Я тоже 30 ноября "исключен из списков части" Как-то так.
Memphis в 13.01.2013 - 16:23
Гы. Странная вещь обнаружилась. Выбор графики имеется исключительно для А-4Е. :???: На Браво, Чарли и ТА-4 только боковики :sad:
GROWLER в 13.01.2013 - 20:30
Могу на почту кинуть всё ,что перечислял(из графики) но В и С,помоему, тоже только с боку..
Memphis в 13.01.2013 - 21:18
GROWLER

Эти издания? Это у меня валяется. На днях сделаю подборку чертежей...
GROWLER в 13.01.2013 - 22:47
С Аеро только графика.Да скорее всего-Дата 91
ЗЫ И ждём Хабибосу !? :lol: :lol:
Memphis в 14.01.2013 - 13:57
ЗЫ И ждём Хабибосу !? :lol: :lol: Ну, блин. Фиг знает. Последние их новинки по тематике Вьетнама что-то не радуют: уныло передранные модели других производителей. :???:
Вот вся графика, что я смог найти из своих источников:
# # # # #
# # # # #
# # # #

Добавлено спустя 14 часов 24 минуты 14 секунд:

Что-то у меня плохо с фотографиями. Плана строго или около того сверху и снизу лишь пара фото... :???: Может, кто в архивах своих хранит, подкиньте плиз...
GROWLER в 14.01.2013 - 22:36
Memphis
Ну графика у меня та-же -даже кой чего нет.Там прикол есть с Варпоинтской (или Сузуковоской).. Надо на габариты "объекта " ориентироваться а не на шкалы.Я на шкалы - отсюда у меня косяки повылазили (разница в 0,5-1 мм).Фотки гляну..

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy