Модель эту подарил мне на день рожденья Михаил, узнав о моём перманентном интересе к авиации в 48-ом масштабе. Где я засветился – не помню, но не купить Як-3 от Звезды было невозможно. Испортить такую модель очень не хотелось, соответственно британец в качестве «кошки» подошёл очень кстати.
До сих пор в 48-ом масштабе я не работал, да и с авиацией отношения непростые – ни одной готовой модели… Так что на сборочный конвейер Spitfire попал довольно быстро: уже во второй декаде марта.
Задача ставилась до банальности простая: максимально быстрая сборка «из коробки» с отработкой технологий сборки авиации. Применение подручных материалов приветствуется, но без фанатизма.
Сначала кабина
Всё из коробки, ремни из фольги, пряжки гнутые из проволоки. В этой модели первый раз начал работать с водными акрилами GANZE SANGYO, в просторечии «ганза». На момент закупки всех нужных цветов не оказалось, поэтому набрал ближайших похожих. Интерьерный зелёный я месил сам. Насколько попал – судить вам, но мне цвет понравился. Для подбора использовались фотографии музейных машин, также очень помог Aero Detail №27. Кстати, цвет баллонов за сиденьем для меня так и остался загадкой, я решил красить его в серебристый металлик.
Покраска в следующей последовательности:
Грунт серый из баллона tamiya (поливал прямо из баллона).
Интерьерный серо-зелёный.
Покраска мелочей различными цветами.Tamiya smoke (X19).
Декаль (приборная панель и пр. в кабине). Укладка с помощью продукции Microscale.
Лак глянцевый АКАН.
Смывка маслом тёмно оливкового цвета.
Лак полуматовый АКАН.
Ремни – темпера.
«Сухая кисть» акрилом Tamiya.
Вклеивалась кабина в корпус комбинированным способом – модельный клей усиленный местами суперклеем. Почему-то кресло встало с сильным перекосом относительно продольной оси. В связи с этим прискорбным фактом кресло было выломано и вклеено заново.
Далее вроде бы всё понятно: собираем тушку, шасси; красим в базовые цвета, делаем камуфляж… Вроде всё просто, но!
Вылезли большие щели в местах стыковки верхних половинок крыла и корпуса – приклеены полоски листового пластика, щели порядка 0,5-0,8 мм ликвидированы. Особенно сложно было на кромке крыла – помог гелевый суперклей. В корне крыла снесена лишняя выпуклость, как я понял это признак более поздних машин с усиленным шасси.
Стабилизаторы бомб чудовищны – плоские элементы я просто сточил до приемлемой толщины, цилиндрические обечайки я согнул из жести и склеил суперклеем, хотя по хорошему их стоило спаять, впрочем, в финальную сборку бомбы не вошли.
Стойки шасси слегка доработаны – добавлены шланги. Я их делал из оловянногоприпоя диаметром 0,5 мм, удерживающие хомуты из фольги.
В крыло установлены пулемёты – иглы от шприцев.
Фонарь покрыт футурой методом окунания. Маски на фонарь выполнены из скотча tamiya. На передний элемент самостоятельно изготовить не получилось, поэтому я скачал скан Eduard-овских масок и распечатал их на принтере, далее вырезал по полученному шаблону из скотча.
На нижней части корпуса убрал лишние отверстия, в те, которые надо было оставить, вклеил шпильки с гайкой MasterClub - всё как-то поживей смотрится.
В отверстие, призванное имитировать хвостовую домкратную опору, вклеил кусочек тянутого литника.
Перед покраской вклеен фонарь и замаскирована кабина. Кстати, задняя часть фонаря по длине великовата, пришлось подрезать пластик.
В качестве шпатлёвки использовались продукты фирм Valejo (белая акриловая), Tamiya (серая из тюбика и жидкая) и GANZE SANGYO (жидкая).
Работы по восстановлению расшивки и клёпки в месте стыковки крыла с фюзеляжем вызвали небольшие сложности – шпатлёвка от Valejo крошится под скрайбером. Но после закрепления её суперклеем всё наладилось.
Кстати, при сборке и, в частности, при приклеивании фонаря использовался клей UHU PLAST SPECIAL, который сочетает свойства модельного клея для пластиков и двухкомпонентной эпоксидки. У него есть минусы (на воздухе почти сразу начинает тянуться нитями), но клеит он шикарно, тюбик снабжен длинной металлической иглой диаметром 0,5-0,8 мм. Для отдельных случаев просто незаменим. На второй картинке немного другая этикетка, но игла именно такая.
На этом этапе надо было сделать маски для камуфляжа. Контур я выложил колбасками BLU TACK, а вот с площадями мне возиться было лень и я просто замазал их шампунем.
Темно зелёный камуфляж.
Тут-то засада меня и ждала: при попытке смыть маски и соль за компанию с ними смылась и краска: вся, начиная с п.2.
В разрезе таких событий я впал в уныние и на недельку переключился на другой проект. Но, в рамках программы по борьбе с долгостроями, было принято силовое решение: доделывать! Поразмыслив над проблемой я решил пойти немного другим путём.
Модель, само собой, была отмыта в ИПС до грунта, кстати, сделал неприятное для себя открытие: ИПС смывает АКАН, не сразу, но… В общем после просушки Spitfire был снова загрунтован тонки слоем.
Покраска, подход 2, без выпендрёжа:
Про грунт я уже упомянул.
Светло серый низ.
Темно серый верх.
Маски: контуры пятен колбаски BLU TACK, а вот площади я решил закрыть полиэтиленом. Кажется это новая технология, по крайней мере нигде такого не видел: берём пакет из очень тонкого полиэтилена (у меня были «майки» голубого и красно цвета), вырезаем ножницами кусок большего размера; приклеиваем к контуру пятна из BLU TACK и острым ножом обрезаем излишки полиэтилена прямо по середине колбаски. При этом край полотна надёжно утапливается вглубь BLU TACK.
Темно зелёный камуфляж.
Снимаем маски – красота!
Далее мне подумалось, что подобрать цвет sky для кока винта так, чтобы он совпадал с таким же в декалях, довольно сложно. Я решил полосу и буквы надуть из аэрографа. Маски делал по ксерокопии декали, не супераккуратно, но приемлимо. Пришлось подправлять только некоторые буквы в уголках. Собственно sky я месил сам. Наверное, он получился светловат, но меня он вполне удовлетворил. Желтые кромки крыла выполнены по такой же технологии.
Непосредственно винт перекрашивался по крайней мере трижды – никак не удавалось получить одинаковые аккуратные законцовки жёлтого цвета.
Далее, по уже сложившейся у меня технологии, глянцевый лак АКАН, декали, ещё слой глянцевого лака АКАН. Из скотча сделаны и покрашены наклейки на пулемётные порты, кистью выполнены сколы краски до металла (на водной основе Hansa Color, смывается очень легко – удобно работать). Закрепляющий слой глянцевого лака АКАН.
Смывка маслом на пинене – темно оливковый цвет. Лак АКАН глянцевый. Далее следы эксплуатации – судя по фотографиям эти самолёты могли быть очень чумазыми снизу. Последний слой АКАН, полуматовый.
Пороховой нагар и копоть от патрубков двигателя я попытался надуть из аэрографа. И если с двигателем ещё ничего, то пороху я насыпал явно чрезмерно. Разглядывая это безобразие я вспомнил про пудреницы от Tamiya – вот оно, правильное решение! Дня три я собирался с духом, а потом попробовал смыть пороховой нагар локально аккуратненько ИПС. Не получилось – спирт подъел АКАН и местами протерлось до грунта. Я даже удивился, как мало меня это расстроило. Просто локально повторил весь технологический цикл окраски, работа несколько осложнялась декалями, но я сделал это. Кое-где пришлось подправлять декали маслом.
Далее нанесение нагара пудрой – сплошное удовольствие! А главное – лишнее можно в любой момент смыть водой. Также пудрой припылил колёса.
Под занавес окончательная сборка: установка стоек шасси, кормовой фонарик из тянутого литника, «солдатики» на крыльях. Небольшая доработка сдвижной части фонаря – защёлка с рукояткой выполнены из проволоки и лески (немного оплавляется до шарика на конце).
Вроде бы всё
осталось снять маски с фонаря и кабины и готово! Ан нет: под масками меня ждал новый «сюрприз». Хвалёный скотч Tamiya оставил на стекле не менее половины своего клеящего слоя! Вот ведь зараза! По рекомендации коллег попробовал аккуратно оттереть след уайтспиритом, потом ИПС: получилось, но вместе с ним оттерлась и футура. Расстраиваться я опять не стал, лишь порадовался, что не пострадал переплёт. Просто заново зафутурил фонарь, уже кистью.
После всего произошедшего я не удивлён, что приемлемо снять результат получилось с 6-го раза.
Как бы то ни было, у меня на полке появился первый самолёт! Мой опыт обогатился неимоверно и, возможно, я придумал новую технологию маскировки. По-моему неплохо…
Всего наилучшего и спасибо за помощь коллегам по цеху – ваши статьи и советы на форуме были весьма полезны. Задавайте любые вопросы, я дам вам любые ответы.
P.S. Одна из первых моих моделей, описание постройки которой велось в excel. Данное нововведение я применил в рамках программы по борьбе с долгостроями и собираюсь всю дальнейшую работу сопровождать аналогично.
В одном файле сосредоточена вся (ну или почти вся) информация: запасы моделей в закромах; статусы постройки; интернет магазины (которыми пользуюсь) и регистрационные данные для них; планирование по постройкам, покраскам, закупкам и пр. Заполняется с опозданием не более суток от события.
Рекомендую.
Для первой модели самолета-отличный результат!:) (я знаю моделистов, у которых модель далеко не первая, а получается гораздо хуже...)
Интересное решение с масками, нужно будет попробовать.
Общая оценка за статью и модель- отлично! :)
Хвала Вашему упорству и акуратности! Модель получилась, судя по фото, на очень высоком уровне, и главное всё правильно. Износ, потёки,
ободранность...всё на своих местах и в нужном колличестве. Поздравляю с удачной премьерой! Прошу на бис....
+1 в репутацию.
Вроде всё просто, но!
Вылезли большие щели в местах стыковки верхних половинок крыла и корпуса – приклеены полоски листового пластика, щели порядка 0,5-0,8 мм ликвидированы. Особенно сложно было на кромке крыла – помог гелевый суперклей.
Тут бяка не в щелях, у вас ошибка в порядке сборки. Вы то наверняка сначала половинки крыльев склеили, а надо было сначала нижнюю половинку к фюзеляжу приклеить, а потом верхние половинки крыльев клеить, а потом еще и перехватить желательно лентой до фиксации.
А так у вас поперечное V ушло полностью. Сравните фото
Короче, будьте внимательнее :wink:
А так вполне симпатяво! За старания +
За идею записей порядка работ в эл-виде, особенно когда несколько начатых моделей, спасибо. А то, прежде чем приступить к работам, чешешь репу, собирая в кучу отдельные записки
Тема: Hasegawa 1/48 Spitfire Mk.IX - Славно...(#6516) - обсуждение
Для первой модели самолета-отличный результат!:) (я знаю моделистов, у которых модель далеко не первая, а получается гораздо хуже...)
Интересное решение с масками, нужно будет попробовать.
Общая оценка за статью и модель- отлично! :)