Т-90... как часто в последнее время мы слышим это название, и как часто видим этот танк! Сплав красоты и силы, олицетворение наземных вооруженных сил и самая мощная боевая машина российской армии. И как-то так случилось, что модельные фирмы очень долго не удостаивали вниманием эту замечательную машину, но и на нашей улице настал праздник - "Звезда" выпустила модель Т-90 со сварной башней! Посмотрим, что из этого получилось...
Основной танк Т-90 – популярная и известная машина, обросшая кучей прозвищ, историй, легенд и мифов. «Летающий танк», «не имеющий аналогов в мире», потомок Т-72 и последний танк, разработанный в СССР еще только поступает в войска нашей страны. Он унаследовал от Т-72 потрясающую надежность и простоту, и в то же время приобрел новую систему управления огнем, прицелы и прочую «умную» начинку, сделавшую его конкурентоспособным на поле боя рядом с аналогичными зарубежными боевыми машинами. Вот только «меркавы», «леопарды», «челленжеры», «леклерки» и «абрамсы» уже давно шагнули в своей массе далеко за 50 тонн, а Т-90, кажущийся рядом с ними малышом, весит всего 46,5 тонн. Да, есть у него и недостатки, и достоинства, но одним он кардинально отличается от зарубежных танков – возможностью стрельбы управляемой ракетой из ствола орудия, и как следствие, возможностью поражения танков противника на дальности, превышающей дальность стрельбы их пушек. И на ближних дистанциях Т-90, отличаясь низким силуэтом, великолепной маневренностью и проходимостью, имеет все шансы нанести поражение любому танку потенциального противника.
Для меня Т-90 – совершенно особенный танк. Предмет особой гордости, и за нашу страну, и за мой родной город. Красивая, хищная машина со стремительным, брутальным силуэтом и двумя горящими «глазами» покоряет с первого взгляда. А каков в работе! На каждой выставке Т-90 проходит целый ряд препятствий, обязательно начинающийся знаменитым прыжком с трамплина и залпом в полете, от которого все внутри сжимается и подпрыгивает. Если сравнивать Т-90 с его зарубежными «коллегами», то невольно раздаешь им роли: «абрамс» - рыцарь с длинным копьем, «челленджер» - паладин с мощным щитом, «леопард» - крепкий воин с боевым молотом. А наш Т-90 у меня почему-то ассоциируется с убийцей – быстрым, маневренным, бесшумным и смертоносным. Возможно, повлияла долгая и успешная служба Т-90 в Индии - древнеиндийские убийцы, вооруженные смертоносными катарами, не оставляли ни одного шанса своим жертвам.
Под конец 2011 года «Звезда» порадовала всех любителей отечественной бронетехники в 35м масштабе долгожданной моделью Т-90. Тут же разгорелись жаркие споры и баталии на форумах, моделисты всех возрастов и категорий спорили о копийности новой модели, но не имея на руках ни чертежей, ни обмеров реальных Т-90, не могли привести однозначных и неотразимых аргументов по этому поводу. Не буду этого делать и я – купленный перед самым новым годом Т-90 был задуман для чисто изкоробочной сборки, а его брат-близнец в соседней коробке – для полноценной «прокачки», но это, как говорится, «уже совсем другая история…». Вообще БТТ – не моя тема (я больше болею небесными колесницами - самолетами), и занимался танками всерьез я всего второй раз, но быть тагильским моделистом и не иметь на полке Т-90 – стыдно, а значит, надо держать марку. Кроме того, на форуме прошел слух, что грядет очередной турнир, и на этом этапе было принято однозначное решение – будем делать Т-90!
Постройка модели
началась еще до нового года. Открыв коробку, в первое время я был изумлен и ошарашен – по сравнению с прежними, старыми наборами «Звезды», новый танк казался чудом, вершиной совершенства! Аккуратное литье, огромное количество деталей, мягкий серый пластик, нетипичный для звездовских моделей БТТ, подробная и четкая инструкция, качественная и большая декаль – казалось, эту модель выпустила какая-то совсем другая фирма. Сборку начал не по инструкции – с ванны корпуса. Несмотря на легкую кривизну бортов, все в итоге сложилось идеально – даже непривычно как-то… Дальше установил тяги оборудования для самоокапывания, элементы на нижней лобовой детали и задний бронелист с деталировкой. Непривычно было после самолетов делать танк – все так незнакомо, но интересно.
Наибольший трепет вызывала башня – сварная, харизматичной формы с развитыми скулами и надбоем. Множество деталей, составляющих башню, радовало ажурностью и проработкой. Тщательно продумав все шаги, склеил крышу башни и заднюю стенку, насухую приложив к ним низ и переднюю часть башни. Начал вырисовываться знакомый грозный облик Т-90…
Немало порадовал перед корпуса – ВЛД, абсолютно свободная от всякой деталировки, внушала веру в то, что при конверсиях будет удобнее ставить на неё необходимые детали афтермаркета – в частности, ДЗ нового поколения «Реликт», как на БМПТ и Т-72Б2. Забегая вперед, скажу, что когда мне приехал набор дополнений от моделпоинт, я приложил смоляной вариант ДЗ на верх корпуса к изкоробочной – челябинская защита была чуть шире и длиннее, в остальном же – паритет. «Рогаточная» защита также великолепно ложилась на ВЛД, не предвещая никаких сложностей с ее установкой на модель.
В процессе выставления балансиров пришлось немного подумать головой и поработать руками, ибо не так просто оказалось выставить их на один уровень – амортизаторы с тягами упорно не желали оставлять балансиры в выставленном положении. Вдобавок ко всему, перепутал амортизаторы, пришлось разрезать и приклеивать тягу к балансиру, иначе она была бы повернута совсем в другую сторону.
Исправив это недоразумение, занялся более приятным хлопотами. В первую очередь, приклеил на ВЛД динамическую защиту и надбой вокруг смотрового прибора механика-водителя, собрал узел с выхлопным устройством, приклеил на левую надгусеничную полку ящики для ЗИП.
После – занялся башней, добавив крышку люка наводчика и корпус точного датчика ИЛИ. Отделил и обработал некоторую мелочевку: блоки ДЗ на скулы башни, катки, ствол орудия, башенные ящики ЗИП. С последними двумя отдельная история – ствол склеивается из двух половинок, и как следствие, возникает немаленькая проблема с зачисткой стыка половинок. Решилась проблема с помощью нехитрого устройства, давно известного «шкурителям» деталей с радиусом – разогнутый пинцет с приклеенной между губками полоской мелкой шкурки. После нескольких заходов со шпаклеванием и повторным шкурением, покрытием серебрянкой, добился нужной чистоты поверхности – конечно, не идеальной, но вполне приемлемой. Башенные ящики также заставили попотеть. Сами по себе они великолепно проработаны, но хитро сделанная форма стыков заставляет немного посидеть над шпаклеванием этих самых стыков и их дальнейшим выведением в ноль. Делал так: после склеивания чуть поджимал детали до выведения пластикового буртика, ждал пока высохнет, срезал буртик под ноль. Там, где это сделать было невозможно (в основном, это в местах приклеивания крышки ящика к корпусу), выравнивал ступеньку шпаклевкой и дальнейшим шлифованием стеклянной женской палочкой. Открыл для себя этот чудо-инструмент, в работе очень понравился. Выводит практически в ноль, и прозрачная, что очень удобно.
В процессе работы над ящиками проделал еще одну несложную доработку – заменил пластиковый поручень на правом башенном ящике на проволочный, усиленный в местах сгиба припоем. Эту несложную технологию использовал впервые (вдохновленный, естественно, фильмом А. Уайлдера, куда же без него), и она мне понравилась. Также заменил пластиковую ручку на люке наводчика на проволочную – правда, так и не понял, зачем – в итоге, люк все равно оставил закрытым. Склеил патронный ящик для ЗПУ – чуть сдавив половинки ящика после склеивания, добился того, что из шовчика чуть выступил пластиковый буртик, но зачищать его я не стал – на реальном танке хорошо видно сварной шов, идущий по этому месту. В дальнейшем практика показала, что этот самый буртик надо было чуть подшкурить, сделав его не так ярко выраженным – но что сделано, то сделано. В будущем учту и эту мелочь.
На ВЛД приклеил крепления для буксировочных тросов (извините, забыл название..), доделал мелочевку на заднем бронелисте корпуса. Доработал кожух, прикрывающий амбразуру пушки – в пластике предусмотрено только положение пушки по-походному, с поднятым вверх стволом. Подрезав его с изнанки и согнув, опустил ось ствола пушки градусов на 12 – так готовая модель будет выглядеть более агрессивно и по-боевому.
После этого последовала первая сборка насухую – примерил башенные ящики, ДЗ на скулы, и прочую мелочевку. Результатом остался доволен.
Следующей интересной доработкой явилось изготовление новых ограждений для фар – их я спаял из поволоки, воспользовавшись в качестве образца изкоробочными деталями. Пришлось сделать 2 пары заготовок для фар, и в итоге выбирать лучшие – это здорово помогло мне на финальном этапе работы над моделью. В процессе пайки пришлось делать шаблон с отверстиями под изогнутую проволоку, высверливая дырочки в деревянной прищепке – немного грубо, но вполне эффективно. На две заготовки сверху припаял дополнительные дуги – как на левых по ходу машины ограждениях фар со светомаскировкой, как это указано в инструкции. В дальнейшем припаял согнутый из остатков травления кронштейн для фары на каждую заготовку, обрезал длинные ножки под установку каждого ограждения на свое место. На завершающем этапе работы я, приклеив уже готовые фары на кронштейны, срезал звуковой сигнал и разъем для кабеля с изкоробочной детали и приклеил их на ограждения – каждую на свое место. Также сделал проводку к фарам и разъему для кабеля. Итогом остался доволен – маленькая ажурная конструкция хоть и не видна с первого взгляда, но при более пристальном рассмотрении радует глаз.
На фото запечатлен первый этап работы над ограждениями, в дальнейшем они все больше обрастали деталями, но спешка не позволяла зафиксировать каждое изменение - турнир все-таки..)
После корпусных работ – приклеивания баков-стеллажей и прочей мелочевки на верхней части корпуса, занялся сетками на МТО. Узкие сетки на вентиляторы (кстати, на детали, к которой они клеятся, обнаружились 3 небольшие утяжины, впрочем, легко устранимые) приклеил из изкоробочной пластиковой сеточки, а вот для сеток на воздушные фильтры взял бывшие пакетики от чая. Вырезав по контуру, приклеил с внутренней стороны и прижал деталью из набора – в итоге получилось весьма недурно. Изкоробочную сетку использовать не стал – абсолютно не похожа на настоящую, слишком крупная ячейка.
К моменту плотной работы над башней мне уже пришла посылочка из Челябинска с дополнениями на Т-90, а вместе с ними – и диск группы ДиАЛ «Т-90 часть 1», здорово поспособствовавший работе над танком. В частности, вся проводка к башенной фаре, датчику ветра и от всех колодок электроразъемов сделана по фотографиям с данного диска. Также было выяснено, откуда у звезды взялся лишний блок ДЗ на башне (прямо перед смотровым прибором наводчика), а также разъяснил правильное положение блоков ДЗ на корме башни. К слову, ни одной смоляной или точеной детали на данной модели я не использовал, кроме ствола спаренного пулемета ПКМ от фирмы ТАНК, но на готовой модели его практически не видно. Короче, модель – чистая изкоробка с исключительно ручными доработками. Естественно, стволы пулеметов – и зенитного, и смоляного – были рассверлены, насколько это возможно.
Отдельного слова достойна покраска прозрачных деталей. Само собой, прозрачные детали должны были остаться по возможности прозрачными, но в то же время иметь определенный оттенок. Было принято решение мешать прозрачный эмалевый лак Тамия с соответствующими по цвету красками – синим, красным, и смоуком. Синий лак пошел на смотровые приборы и прицелы, красный – прожектора «Шторы» и заднюю фару с насадкой (строевая, ЕМНИП), и смоук – на обычные фары. Хотел также покрасить последним стекло на ЭССУ, но запорол стекляшку и закрыл окошечко бронекрышкой. Заранее замаскировал вклеенные смотровые приборы скотчем. Было немало волнения относительно того, как же склеятся прожектора «Шторы», но все прошло гладко, как по маслу. Капнув черной краски в центр каждой стекляшки, собрал окончательно корпуса прожекторов – и подсобрал все насухую. Итог порадовал – наконец-то Т-90 стал обретать свою узнаваемую форму.
Довольно интересно была решена проблема с плоскими крышками гранатометов системы «Туча» - сперва я чуть выбрал сверлом пластик по центру крышки, и заполнил это углубление жидким клеем Акан. Когда клей чуть-чуть подсох, я сформировал углубление хвостовиком сверла, одновременно надавливая и вращая его – так получилось то, что получилось. Конечно, к тому моменту у меня уже были моделпоинтовские Тучи, но своя работа все же дороже =)
Также была доработана труба ОПВТ, в частности, сделал кольцевую проточку на левой крышке, имитировал отверстия под болты, а на правой крышке сделал из литника имитацию барашковых гаек, коими она и крепится (а вовсе не двумя маленькими прыщиками, как у тамии и миниарма), также сделал сварной шов вдоль всего корпуса трубы. Правда, последний получился, на мой взгляд, излишне толстым.
Отдельная морока была с гусеницами. Времени и денег на смоляные не было, и потому решил дорабатывать изкоробочные. Что сделано: срезал имитацию пальцев, на их месте засверлил чуть спиленной мед.иглой (диаметр 0,7 мм) характерные отверстия с пальцами. Единственное, что не сделал – канавки между пальцами, но если бы делал – в срок бы точно не уложился – а ведь на тот момент я решил участвовать в турнире по Т-90, и скори уже поджимали…
Тросики свил из проволоки – вышло не то чтобы очень, но всяко лучше родных. По совету друга, работающего на УВЗ, также доработал кормовые бочки с топливом (интересно, почему никто этого не сделал?..), сточив избыточную толщину «закраины» крышки и сделав её на днище каждой бочки из доширачного пластика. Последней доработкой стало бревно – родное звездовское зашкурил от чрезмерного рельефа, нанес кольцевые прорезы на торцах, имитировав годичные кольца, а вдоль самого бревна сделал прорези, имитирующие растрескивание древесины. На готовом и покрашенном бревне не очень хорошо видно, но получилось довольно живо и реалистично. Под конец загрунтовал, покрасил светло-песочной эмалью и сверху акрилом НАТО грин, слегка «ободрав» его ваткой, смоченной в спирте. В части доработок на этом, пожалуй, всё – хотя сюда можно было бы приплести сварные швы на башне, облагораживание форм некоторых деталей, и так далее, но это мне кажется очевидным для любого уважающего себя моделиста.
Окраска
Где-то за 2 недели до конца турнира начались грунтовально-покрасочные работы. Грунтовку использовал свою любимую, Alclad II. Красил поэтапно, сперва нанес прешейдинг акрилом. Вообще на этой модели впервые попробовал красить акрилом – получилось не очень. Мной был выбран двухцветный камуфляж, как на одной из интересных фотографий строевого Т-90 с дедом Морозом.
Пятна зеленого решил делать НАТО Грином, базу – светло-серым акрилом. Но как водится, промазал с цветом.. пришлось использовать песочный, притом еще и эмаль. Ибо у нас в городе Тамия продается только в одном месте, и стоит… 150 р за баночку))))
В общем, начал я дуть базу эмалью, прекрасно осознавая всю бредовость затеи. Примечательно еще и то, что впервые пользовался в качестве растворителя Уайт-спиритом Тиккурила, 1050. Первые «задувки» башни показали возможность наносить эмалью очень тонкие, полупрозрачные слои. Замаскировав все нужные участки (фары и смотровые приборы – кстати, впервые маскировал их художественным пластилином), начал красить в базу. Немного поигрался с модуляцией цвета. После нескольких заходов поставил модель сушиться и занялся намешиванием камуфляжной краски. В основу лег тамиевский акрил «НАТО грин», немного высветленный светло-серым акрилом, и в завершение добавил немного акрилового глянцевого лака от той же Тамии.
Когда база просохла, покрасил обрезинку катков, резиновые крышки Туч, антенный ввод и уже ближе к концу – пулемет, акановским акрилом «новая резина» - под кисть краска подходит идеально! Сохнет быстро, наносится мягко, хорошо перекрывает нижележащий слой, дает интересную полуглянцевую поверхность. А такой порядок покраски продиктован тем, что по черному слою резины обычно и красят данные элементы (как то крышки туч) на настоящих танках. Закончив с резиной, загрунтовал и покрасил смесью темно-коричневого и черного траки, предварительно собрав их в 2 полуветви: нижнюю и верхнюю, с тем, чтобы установить верхнюю еще до склейки верхней и нижней половинок корпуса. После установки верхней ветви гусениц на место склеил корпус. Нижнюю его часть покрасил в НАТО грин.
После склейки еще раз подкрасил некоторые места в базу, и, дождавшись высыхания краски, убрал жесткой кистью мелкие косячки на поверхности (легкую шагрень, волоски итд) и принялся накладывать маски. Маски были из скульптурного пластилина, довольно мягкого и пластичного, но не оставляющего жирных следов. Аккуратно задув места нанесения камуфляжа подобранным цветом, подождал высыхания краски и снял «колбаски» пластилина. Вот тут-то и вскрылась одна маленькая проблемка… в некоторых местах пластилин очень сильно прилип к поверхности, а удаляться надлежащим образом не желал. Пришлось вооружаться тучей ватных палочек и аккуратно снимать ими маленькие остатки пластилина. После этой медитативной работы покрыл модель акриловым лаком и приступил к тонировке и везерингу.
Смывка делалась маслом на уайт-спирите, впервые по такой технологии, и после ее нанесения вскрылись маленькие (да чего уж там, очень даже большие…) косяки. Растворитель проел слой лака до базового слоя эмали, и дал весьма неприятные разводы. В панике начал советоваться с более опытными коллегами и пришел к следующему решению: подкрасил самые косячные места базовым слоем краски, покрыл еще одним слоем акрилового лака и больше такой ошибки не допускал. «Пачкал» по технологии фейдинга (пресловутые масляные точки) синтетическим акрилом Сонет – очень понравился в работе! Крайне мелкий помол, никаких кусков и ошметков, очень густая консистенция. Фейдинг получился довольно интересным, и придал живости и глубины модели. После просушки взялся за пигменты: МИГ и Мастер-пигмент.
Пигменты
С пигментами работал второй раз (впервые – на модели-кошке Алангеровского Pz.IID), и прошлый опыт крайне пригодился – мною был задуман танк, ездивший в летних условиях. Легенда такова: после выдвижения с места базирования на марш в дождливый день, танк двигался по степным дорогам в течение 2-3 дней до полигона. Посему эффекты были следующими: первоначально – смывка и грязь на ходовой показывают последствия от прохождения танка по мокрой грязи и лужам (равно как и брызги на ходовой), а по ним – достаточно толстым слоем дорожная пыль после двухдневного марша по степи и стрельб на полигоне. И как мне кажется, с поставленной задачей я справился. Немного распишу, как чего делалось.
В основном использовались пигменты «Мастер-пигмент», наносились круглой натуральной кистью №3, основной упор был сделан на нижней части экранов и бортовой ДЗ, а также горизонтальной части корпуса (баки-стеллажи и ящики ЗИП), башня тонировалась в меньшей степени (ИМХО даже недостаточно). Загрязнение катков проводилось смесью пигментов МИГ и Мастер-пигмент (темная грязь, европейская грязь, пыль, русская земля, хаки светлый, земля пустыни светлая, дорожная пыль итд) на фиксаторе пигментов MIG. Т.к. основная часть данных работ делалась уже в последний день, времени на кардинальную переделку некоторых косяков не было, и пришлось, несколько запортив корму и МТО, оставить всё как есть. После слоя пигментов задул модель чуть подкрашенным белой краской песочным цветом (эмаль Тамия), дабы выровнять поверхность по оттенку. Это дало определенную равномерность запыленности ходовой. Еще немного поработав в некоторых местах пигментами (в основном, Europe Dust и Дорожная пыль), оставил полученный результат и покрыл ходовую полуглянцевым лаком Тамия.
С башней была эпопея. После смывки фейдинга вспомнил, что не нанес декали, и принялся за них. Номер брал из головы, но не спонтанно. В колледже учился в группе 391, и потому хотел как-то отразить это в номере танка, но посмотрев фото, не увидел машин с такими номерами (с числами такого высокого порядка десятков), и потому пошел на легкую перестановку чисел, дав машине номер 319. Что касается декалей, то они легки великолепно – хвала и честь фирме Бегемот – ЕМНИП, это они делают декали для Звездовских моделей. Все перевелось замечательно, лишь в некоторых местах помог им втянуться в рельеф микро солом и сетом. После высыхания добавил немного нейтральной смывки МИГ, и припудрил пылью (Дорожная пыль МП). Немного поработав над башней с теми же пигментами, покрыл её полуглянцевым лаком, и снова чуть пройдясь пигментами, оставил все как есть.
После этого принялся снимать последние маски на прозрачных деталях. С тамиевским скотчем, закрывавшим смотровые приборы и прицел командира, проблем не было. А вот пластилин снова повел себя по-скотски, пришлось опять применить ватные палочки. Как назло, сняв со всех деталей пластилин, совершенно забыл про башенную фару – она так и осталась замаскированной, незаметно вписавшись в общий облик машины (заметил уже после фотосессии и отправки фотографий на турнир). Безусловно, это мой грубый косяк при работе с моделью.
Антенну использовал из набора от Моделпоинт – более подходящей кандидатуры не нашел в спешке завершения работы. Финальным штрихом (времени уже не оставалось, часы показывали первый час ночи) сделал имитацию копоти от выхлопных газов – напротив выхлопного устройства поработал черной копотью из тамиевской пудреницы, и покрыл сверху Смоком из аэрографа – реальный свежий выхлоп немного маслянистый и поблескивает на свету.
Фотосессия
Оставалось одно – фотосессия. Делал уже ночью, при искусственном свете 3х ламп – двух белого света, и одной основной - желтого (примерно 150 вт), отчего фотографии ушли в желтизну. Фотографировал на цифромыльницу Сони 7,3Мп. Отщелкав примерно 80 снимков, скинул все на комп и обработал. Фотографии на турнир отбирал в 3 этапа, каждый раз оставляя все меньше подходящих фото. В итоге отобрал 10 фотографий и отправил их организатору турнира.
Много позже, уже готовясь к написанию этой статьи, перефотографировал модель, сняв злополучную маску и чуть изменив условия освещенности и настройки на фотоаппарате. Что получилось в итоге – судить вам, уважаемые коллеги! Кстати, на турнире данная модель заняла второе место, что считаю вполне неплохим результатом для первого опыта постройки БТТ в 35м масштабе.
В итоге, работа над этой моделью принесла мне огромный, неоценимый опыт и немало удовольствия, за что спасибо «Звезде». Также хочу выразить особую благодарность Вячеславу Демченко и Антону Хащанову (Харуныч) за помощь и подсказки по окраске модели, а последнему – еще и за оперативность в работе (именно благодаря ему я получил модель одним из первых). Также хочу поблагодарить Леонида Сафонова (GFO) за организацию и проведение турнира, и своего земляка Максима Балашова за советы и подсказки по матчасти танка Т-90 (благодаря ему было принято решение чуть опустить скуловые блоки ДЗ, в соответствии с фотографиями). Также советами мне помогал Алексей Ибрагимов, моими стараниями перетянутый на Скалу с другого ресурса =)
За сим всё, спасибо за то, что уделили время на прочтение моей статьи, и удачи в моделизме, уважаемые коллеги!
С уважением, Михаил «Shinji» Беляев.
P.S. Работать с БТТ мне очень понравилось, и в планах плотнее заняться этой темой в виде Т-54Б, Т-62 и моего любимого Т-72Б2 (ОКР «Рогатка-1»).
Lvovich_14 на момент создания "Рефлекса" LAHATа еще и в проекте не было. То же самое - с моментом появления Т-90 (1991 г), тогда как LAHAT начали разрабатывать в 1992 году...
Что касается современности - если сравнивать с подавляющим большинством зарубежных танков (Абрамс, Челленджер 2, Леопард, Леклерк, Тип 8990, итд итп) стрелять ракетой со ствола могут танки буквально 4-5 стран. Из них первым был Т-90 (а до него - и Т-64Б, и Т-72...). Впрочем, за этим вопросом лучше обратиться к экспертам. А так... ну надо же до чего-то докопаться, да?))) :mrgreen:
Lvovich_14 Статья Хлопотова (ТиВ май 2010): "Начало работ по проектированию приходится на 1986г. В январе 1989 г. четыре опытных образца «Объекта 188» были представлены на государственные испытания, которые длились около года.Итогом проведенных работ стало совместное решение МО и МОП от 27 марта 1991 г. о рекомендации принятия на вооружение танка «Объект188». Однако политический кризис и развал СССР в 1991 г. привели к существенной задержке с поставкой усовершенствованного Т72Б на вооружение. Только 30 сентября 1992 г.первый в установочной партии танк вышел на пробеговые испытания перед передачей в войска. 5 октября 1992 г. постановлением правительства Российской Федерации №75958 танк «Объект 188» был принят на вооружение российских бронетанковых войск как «Т90»".
Т.о. появился танк еще в 1989г, и в 91м был рекомендован к принятию на вооружение. Ну и соотв-но принят в 92м. Но мы говорим не о дате принятия на вооружение, а о дате появления танка (не названия, а танка).
По поводу LAHAT - цитирую википедию:"разработка началась в 1992 году"... Если у вас есть более точные данные - прошу в студию) Только не на иврите, пожалуйста.
Евгений17в 08.04.2014 - 13:40 Тема: Звезда 1/35 Т-90 - Настоящий убийца(#5257) - обсуждение
Статья шик)) Руки дойдут когда собирать звездовский Т90, буду подглядывать)
Корпус выше чем нужно примерно на 2 мм... от этого весь косяк с восприятием. Вскрылось уже после сборки(
А можно ли это как-то исправить "малой кровью"?
можно) купить модель менга) или срезать 2 мм пластика по верхнему габариту ванны.
Спасибо, попробую :roll:
А Менг... Звезда-то уже куплена давно, да и тема не совсем моя, чтобы покупать модели за 2000+ :oops:
Что касается современности - если сравнивать с подавляющим большинством зарубежных танков (Абрамс, Челленджер 2, Леопард, Леклерк, Тип 8990, итд итп) стрелять ракетой со ствола могут танки буквально 4-5 стран. Из них первым был Т-90 (а до него - и Т-64Б, и Т-72...). Впрочем, за этим вопросом лучше обратиться к экспертам. А так... ну надо же до чего-то докопаться, да?))) :mrgreen: