Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады

Кому-как, а мне Фолклендская война 1982 года – это чистый бальзам на душу. Вы не помните тот «горячий» год? Мне было всего 10, и я был не только пионером, но и юным милитаристом, причем законченным, и мне навсегда врезались в память скупые кадры советского ТВ, как эскадра британского флота идет на край света захватывать у бедных аргентинцев Мальвинский архипелаг. О как я ловил все сообщения по телеку и радио о ходе боев! Правда кончилось все плохо – «империалисты» побили бедных аргентинцев. Да, кстати, сразу же после этого, летом, началась Ливанская война с ее воздушными сражениями над долиной Бекаа. «Наших», правда, опять побили, на этот раз «злобные сионисты», но это уже другая тема. 


С тех пор много воды утекло, все оказалось далеко не столь однозначно в событиях предворяющих эти войны, но тема Фолклендской войны до сих одна из моих любимых и в истории и в моделизме. Поэтому, когда я увидел в продаже Beech T-34C Turbo Mentor в 48-м масштабе от чешской Chezh Model, да еще в окраске аргентинского флота времен этой войны - сердце мое затрепыхалось нервно и с перебоями. Выбора между покупать или нет, у меня не оставалось.

Позволю себе сделать краткое историческое отступление, позволяющее объяснить с какого перепуга легкий тренировочный самолет я воспринимаю как участника боев. Дело в том, что когда Аргентинская хунта генерала Гальтиери решила восстановить историческую справедливость и вернуть многострадальному аргентинскому народу оккупированный более 100 лет назад архипелаг, никто и думать не подумал, что бывшая империя, получив такой плевок в душу, вместо того, чтобы утереться, отправит свой сильно усохший флот за тысячи километров в «безнадежную» попытку отвоевать никчемный скалистый архипелаг с населением в пару тысяч англоязычных неграждан.

По не совсем понятным причинам, за имевшийся до начала боев месяц, аргентинцы не удлинили полосу главного аэродрома архипелага в Порт-Стэнли хотя бы металлической «американкой» и не могли базировать на архипелаг боевую рективную авиацию. Поэтому на островах базировались вертолеты и легкие ударные самолеты, самым мощным были Аэромакки МВ-339. Аргентинская Армада направила на войну в том числе и четыре Бич Т-34С Турбо Ментор из состава 4-й Escuadrilla Aeronaval de Ataque и 5 пилотов. Звено базировалось на полевом аэродроме на острове Пэббл, помпезно названным «морской аэродром Кальдерон».

В первый день боев за острова, 1 мая, три Турбо Ментора (лт. Манзелла и лт. Уберти под командованием лт. Перейры) попытались прикончить британский Си Кинг. Самолеты были вооружены парой пулеметных контейнеров 7.62 и парой блоков 70-мм НУРС каждый. В тот момент когда Манзелла обнаружил цель, Уберти заметил куда более опасного противника - они сами подверглись яростной атаке пары Си Харриеров, один из которых пилотировал комэск 801-й эскадрильии FAA Найджел Уорд, а другой – Майк Уотсон. Перейра резко повернул и увидел минувшую его очередь снарядов, поднявшую фонтаны разрывов в море, после этого кабину его самолета буквально заполнил проскочивший вперед Си Харриер Майка Уотсона. По команде Перейры аргентинцы побросали вооружение и устремились вверх к облакам. Прежде, чем Перейра достиг спасительной облачности его еще раз атаковал Си Харриер, но и на этот раз удача была на его стороне. В это время Найджел Уорд гнался за самолетиком Манзанеллы, настиг его уже в облачности и в упор открыл огонь, после чего едва не задел крыло аргентинца. 30-мм снаряд разнес остекление кабины Турбо Ментора, но не нанес других повреждений. Несостоявшиеся убийцы вертолетов несолоно хлебавши сели на своем аэродроме.

Остальные шесть боевых миссий аргентинские Турбо Менторы вели вооруженную разведку и более подробно об этих полетах мне неизвестно. Их блестящая боевая карьера была оборвана во время рейда британского спецназа на «авиабазу» Кальдерон. Высаженные с двух Си Кингов на остров ночью 14-15 мая 45 солдат британской САС, совершили нападение аэродром при поддержке минометов и артогня эсминца. При помощи взрывчатки и огня стрелкового оружия они вывели из строя всю аргентинскую авиатехнику – 4 Турбо Ментора, 6 Пукар и один транспортный Скайвэн. Потерь в личном составе не было ни с одной из сторон.

Восстанавливать самолеты на забытом богом полевом аэродроме аргентинцы не стали и впоследствии все Турбо Менторы попали в руки англичан. Известна судьба всех машин – борт 0719 «1-A-401» был полностью уничтожен взрывами. Борт 0726 «1А-408» был тяжело поврежден взрывами шашек в хвосте и моторном отсеке, вдобавок расстрелян из стрелкового оружия, после войны англичане попытались его эвакуировать на внешней подвеске Чинука. Однако, ситуация вышла из под контроля и экипаж сбросил его в воду. Борт 0729 «1-А-411» был слегка расстрелян автоматным огнем, после войны вывезен в Британию и выставлен в музее Fleet Air Arm в качестве трофея. Борт 0730 «1-А-412» с подорванным моторным отсеком был вывезен вертолетом на Восточный Фолкленд.
Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады
Ну вот с историей закончили, теперь о грустном, о модели. Коробка небольшого размера, под стать самой модели, плотный картон. В общем, однозначно хорошая коробка, информативная – подробно расписано, что внутри. На задней части цветные варианты окраски, единственный недостаток – столь нелюбимое мною боковое открывание.
Пластиковые отливки – типичный «лимитед рун», не то чтобы так уж все трагично, но мелочевка, в общем, не катит.
Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады
Положение призвана исправить смола от знамениnой True Details, которая качественно отлила для этой модели кабину с креслами, переднюю нишу шасси и колеса. Впрочем в нише отсутвует какая-либо проводка и шланги. Выхлопные патрубки, хоть и смола, но той необходимой ажурности не имееют – весьма толстые. Кроме того, в отличии от другого набора с американским Турбо Ментором, аргентинский дополнен пилонами и 4 блоками НУРС, также высококачественно выполнеными в смоле.
Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады
Фонарь, как честно написано на коробке – вакумформованный. С одной стороны это усложняет жизнь простого моделиста, с другой – кто-то ведь специально заказывает вакуформованные фонари из-за их непревзойденной тонкости и прозрачности. Что сильно радует – модель укомплектована запасным, на случай брака – как мне кажется это весьма кстати – установка вряд ли окажется таким уж простым делом.
Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады
Декаль настолько мала и невыразительна, что даже трудно оценить ее качество. Из недостатков, пожалуй, то что вместо лучистого солнышка на аргентинском флаге – просто желтый кружок. Есть некоторый сомнения по толщине линий якоря, который должен быть на крыльях самолета, но не распологая хорошей фотографией крыла аргентинского Turbo Mentor'а нельзя ничего точно утверждать. Второй предлагаемый вариант – марокканский, впрочем на него тоже много краски не ушло.
Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады
Инструкция вполне хороша и для сборки и для покраски. Без претензий.
Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской АрмадыОбзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Turbo Mentor - Боевая шмакодявка Аргентинской Армады
Ну теперь от общих слов перейдем к мелочам, в которых и кроется всем известное рогато-хвостато-копытное существо. Я пока не нашел валкараунда на этот самолет и пользуюсь только несколькими относительно приличными фотками «аргентинцев», тем не менее уже понятно, что стойки шасси реального самолета весьма тонки и ажурны – тут явно что-то надо мудрить, то что в комплекте напоминает их весьма отдаленно. Основные ниши шасси – просто дырки в крыле и еле заметное рифление с внутренней части верхней половики крыла – это не есть гуд.

Казалось бы дана смоляная кабина – однако и тут не все просто. Приборки и ручки управления отлиты в полистироле и требуют серьезного лечения, странно, что их не сделали в смоле. Так же на нехорошие мысли навевают борта кабины – там еле заметны посадочные места под какие-то детали интерьера, но фактически их нет ни полистироле ни в смоле. К тому же обычно на них располагается множество всякой всячины – фото кабины мне еще предстоит найти.

Следующий момент – крыльевые АНО. На Турбо Менторе они довольно большие, точнее их обтекатели и этот момент упущен в модели начисто. И, напоследок, самолет имеет кучу антен-растяжек, как сверху, так и под брюхом машины. Вместо того, чтобы помочь покупателю модели с их правильным размещением , производитель скромно умолчал об этом сюрпризе.
Итого, что мы имеем в сухом остатке. Турбо Ментор можно долго и нудно пилить, устраняя все косяки, а можно просто собрать и это будет вполне нормальная модель, недостатки которой компенсируются ее редкостью и оригинальностью. А моделистская совесть пусть молчит. В тряпочку. Я пока что поступлю проще – геть в «закрома Родины».

А вообще, если для Вас что-то значит именно этот самолет или фраза «Фолклендская война» для Вас не пустой звук – то деваться Вам некуда, как говорят опера – «надо брать». А остальным мой совет – оно Вам надо?

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 4948
Опубликовано:
Danver в 08.09.2009 - 14:31
Тема: Обзор Chezh Model 1/48 Beech T-34C Tu...(#1985) - обсуждение

Спасибо за обзор.Действительно"оно мне не надо",тема не моя.Но сама статья понравилась,информативно,с юмором,читается на одном дыхании.
С ув.Денис
Pavel_P в 08.09.2009 - 15:22
Статья действительно написано с хорошей долей юмора. Тогда можно ждать и про Пукару?
Alexander в 08.09.2009 - 16:39
Маленький оффтоп:
бывшая империя, получив такой плевок в душу, - я был тогда уже не пионером и хорошо помню как 82 год, так и забытую предисторию - предположительную находку морских нефтяных месторождений(как оказалось - показалось) в тех краях, примерно за год-два до того - именно это и подтолкнуло аргентинскую хунту(наряду с внутренними проблемами). Которую(хунту эту самую) никто в Союзе "нашими"(может, кроме "юных милитаристов") не считал - в "Правде" и "Комсомолке" ее генералы регулярно появлялись на карикатурах, наряду с Пиночетом - в колоритных фуражках и с окровавленными топорами :smile: А про воздушные бои в долине Бекаа - это отдельная история, граничащая с большим оффтопом. И желтыми карточками. Просто даже очень активные и агрессивные "юные милитаристы" об этом достаточной информации получить не могли - по телику и радио особой информации не было про эти бои, и про то , что "наших" побили или нет, а данные потерь и до сегодня являются предметом спора. Кстати - по итогам Фолклендской войны на военной кафедре усилили изучение малокалиберной артиллерии и тактику борьбы с низковысотными целями, а заодно пустили в утиль часть крупнокалиберных зениток.
А статья добротная и читабельная - на отлично.
dagger в 08.09.2009 - 22:04
Спасибо всем за высокую оценку данного опуса. По поводу исторической предъистории можно говорить много, но это ведь не статья об истории войны, а так - исторический фон для обзора модели самолета-участника. Ну и я описал собственные ощущения, лично я "болел" за аргентинцев, а не за главных приспешников "американского империализма". По ливанской войне было много, даже сообщение ТАСС с упомянанием воздушных боев над Бекаа и опровержением результативности израильтян (сорри за офтоп).
Да по поводу Пукары я бы с удовольствием тоже сделал обзор, но есть небольшая загвоздка - я ее еще не добыл, цена этой модели весьма сурьезна - с доставкой более 50 фунтов :(
Pavel_P в 09.09.2009 - 00:05
Какой масштаб, такие и цены.
dagger в 09.09.2009 - 00:50
Дело не только в масштабе, но и в технологии - модель Пукары - целиком литье из смолы и белого металла, причем английской фирмы. Так что это еще весьма умеренно.
Redstar_72 в 09.09.2009 - 20:12
Это совсем не моя тема и масштаб, но обзор прочитал с большим интересом. Написано замечательно, не хуже, чем у коллеги Снорри :smile: . dagger, спасибо!

Я пока не нашел валкараунда на этот самолет
Собственно вот: !
А тут - просто Ментор (не Турбо), но кое-какие детали наверняка можно подсмотреть:
dagger в 09.09.2009 - 23:41
Redstar 72 - cпасибо за ссылки, я перед написанием попробовал погуглить, но ничего толком не нашел.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy