Dauntless, является, пожалуй, самым известным бомбардировщиком флота США во второй мировой войне. Несмотря на то, что самолёт был признан устаревшим ещё до начала войны, и имел не слишком высокие лётные характеристики, именно Даунтлесы участвовали во всех значимых морских сражениях начального этапа войны и уничтожили практически все японские авианосцы.
Самолёт производился с 1936 года по 1943 в 6-и основных модификациях и находился на вооружении вплоть до конца войны, при этом, начиная с середины 1944г. оставшиеся самолёты были переведены в береговые части, на палубах авианосцев его сменили Helldiver.
Модификация SBD-5, представленная в данной модели, стала основным серийным вариантом Dauntless, и был произведена в количестве 2965 машин.
ПЛАСТИК
Старенький набор от Hasegawa, недавно, впрочем, перевыпущенный, является, практически безальтернативным. Качество отливок вполне приличное, облоя нет, смещения пресс-форм практически незаметно. Внутренний крой тонкий и аккуратный, в основном точен, необходимо только дополнить некоторыми мелкими деталями и лючками, соответствующими выбранной модификации. Модель в целом вполне соответствует имеющимся чертежам. Впечатление несколько портит слишком хрупкий пластик, очень легко ломается и трескается, стоит это учитывать при работе с моделью. Деталировка модели не богатая, особенно в части интерьера, явно требует дополнительных усилий и афтомаркета для доведения до приемлемого уровня.
Прозрачные детали чистые и вполне прозрачные, но излишняя их толщина портит всю картину, «вакушный» фонарь будет совсем не лишним.
Декаль в наборе на два варианта, к сожалению, откровенно низкого качества: толстая и жёсткая подложка мгновенно «ломается» ещё в процессе намачивания, на «спецжидкости» реагирует довольно странно, как положено, размягчается, но после высыхания не натягивается, складки остаются. К тому же, светлые элементы декали полупрозрачны. Одним словом, декаль явно нуждается в замене.
СБОРКА
Для дополнительной детализации набора были использованы следующие наборы афтемаркета»:
3 набора фототравления от фирмы PART, с деталями интерьера, экстерьера и тормозными щитками-закрылками.
«Вакушный» фонарь кабины от PAVLA
выхлопные патрубки от МОСКИТА
Сборка модели традиционно начинается со сборки интерьера. Интерьер полностью собран из деталей фототравления. При этом пластиковые детали набора не используются совсем, если не считать половин фюзеляжа. При сборке следует ориентироваться на имеющиеся фотографии прототипа, инструкция к фототравлению не слишком информативна, да и в расположении некоторых деталей оборудования производители афтомаркета ошиблись. Некоторые необходимые детали отсутствуют и были изготовлены самостоятельно из подручных материалов. Так, в частности, у пулемётной турели заменены стволы на иглы с перфорированными кожухами из мелкой фототравленной сетки и изготовлена из медной фольги чашка сиденья стрелка. Всего интерьер собран из более чем 100 деталей, для меня это личный рекорд После сборки интерьер был окрашен в Interior Green водорастворимым Аканом, покрыт слоем Футуры и выполнена смывка масляными красками на пинене. «Сухой кистью» серебрянкой выделены места потёртостей на выступающих гранях оборудования.
После сборки половин фюзеляжа, можно заняться крылом. В первую очередь, были отрезаны тормозные щитки и закрылки с помощью тонкого резца и пилки из лезвия бритвы. Ещё раз напомню, что пластик хрупкий и требуется работать очень аккуратно. В центральной части центроплана удаляется ниша под основной бомбодержатель и подобия крыльевых пилонов, эти детали заменяются на фототравленные, причём крыльевые пилоны изготавливаются из листового пластика «вокруг» фототравленного бомбодержателя. Ниши шасси также дорабатываются фототравлением, а именно, заменяются ниши под стойки шасси со всеми перегородками и детализацией, от пластиковых остаются только «купола».
Верхние и нижние половины крыла неплохо стыкуются между собой и с фюзеляжем, щели минимальны и легко шпаклюются циакрином. Кстати, при сборке модели практически повсеместно применялся циакрин от Done Deal и 3М, мне с ним работать удобнее, чем с клеем для пластика. БАНО на всей модели, включая синий и белые на хвостовой части фюзеляжа заменены на прозрачные из наборов «Хобби+». Посадочная фара в торце крыла изготовлена из прозрачного пластика с отражателем из металлизированной плёнки, фара на нижней поверхности крыла дополнена отражателем из той же плёнки. Строевые огни на нижней части фюзеляжа изображены расшивкой и окрашены цветными лаками после окраски модели.
Двигатель модели неплохо детализован и вполне похож на свой прототип, поэтому дополнительно не дорабатывался, был окрашен различными металликами Акан и оттонирован масляными красками на пинене. Жалюзи капота были аккуратно отрезаны и заменены фототравленными, установленными в открытом положении. Стволы курсовых пулемётов были отрезаны и заменены на подходящие смоляные из набора стволов для американских бомбардировщиков от Quick Boost. Кстати, весьма рекомендую данный способ замены «штатных» стволов на «американцах», в наборах по 6-8 стволов с имитацией перфорированных кожухов. Выхлопные патрубки, отлитые вместе с капотом, были также удалены и заменены на металлические от Москита.
Задняя стойка шасси доработана фототравлением и колесо заменено также на собранное из деталей фототравления. Основные стойки шасси были дополнены шлангами гидросистемы из медной проволоки, а штоки гидроцилиндров имитированы самоклеющейся фольгой. Щитки шасси собраны из деталей фототравления.
Тормозные щитки и закрылки выполнены из отдельного набора фототравления, каждый щиток состоит минимум из 23 деталей, а с учетом механизма их уборки общее количество деталей составит более 150. К сожалению, инструкция, как это часто бывает у PARTа, весьма невнятная, и фотографии прототипа окажут неоценимую помощь. К тому же, некоторые детали в наборе отсутствуют, и их придётся изготовить самостоятельно. Естественно, вся «мелочёвка», включая щитки и шасси, устанавливались после окончательной окраски модели. Перед окраской модели были установлены на место неподвижные части фонаря кабины. Так как вакуумформованный фонарь от PAVLA был выполнен одной деталью, а я планировал оставить фонарь открытым, деталь была аккуратно распилена микропилкой. После установки неподвижных частей фонаря на свои места, проёмы пилотской кабины были закрыты тамиевским скотчем, из него же выполнены маски на прозрачные части фонаря.
ОКРАСКА
Перед окраской модель была загрунтована металликом ABRO, после чего была накатана клёпка самодельным риветтером из часовой шестерёнки. Окрашивалась модель водорастворимым Аканом, слегка размытые границы цветов обеспечены пластилиновыми «колбасками». После окраски поверхностям обеспечивался «естественный износ» с помощью жёсткой зубной щётки. После покрытия слоем Футуры, модель была тонирована масляными красками, и ими же выполнена смывка. После очередного слоя Футуры были нанесены декали. К сожалению, «особенности поведения» декалей данного набора я узнал на практике, в результате чего часть модели пришлось перекрашивать заново Впрочем, оно и к лучшему, звёзды на фюзеляже «родной» декали явно переразмерены. В результате, опознавательные знаки и номера были подобраны из «старых запасов», но, тем не менее, на реально существовавшую машину с авианосца «Йорктаун» конца 1943г.
В качестве финишного покрытия использован полуматовый водорастворимый лак от MicroScale. После окончательной сборки на модель были нанесены следы загрязнений, потёков технических жидкостей и следы выхлопа пигментами от Tamiya.
Прозрачные части фонаря кабины с обеих сторон покрыты Футурой и смонтированы на место. В завершение работы смонтирована антенна из тонкой лески, изоляторы имитированы капельками циакрина и окрашены.
ВЫВОДЫ
В своём «изкоробочном» варианте модель простая и легко собираемая, если заменить декали, то можно смело рекомендовать её начинающим моделистам. Что же касается возможных доработок, то их количество может быть очень велико, благо возможности для этого предоставляются производителями афтомаркета. Но и сложность работы возрастает на порядок, как и затраты времени, у меня, к примеру, на сборку этого кита ушло около 3-х месяцев.
Слышал много нелестных отзывов о Павловских фонарях. Они на самом деле такие плохие? Купание в Футуре лечит всё?
В данном случае фонарь неплохого качества, мутноватый, но без явных дефектов, не Фалкон, конечно, но всё же... К сожалению, он дан одной деталью, так что пришлось очень аккуратно распиливать. Ну а футура, и правда, существенно улучшает прозрачность, особенно если нанесена с обоих сторон.