Приветствую, коллеги по хобби!
Долго не решался заливать сюда своё "творение", зная что получу за него нехилых люлей, но друзья-моделисты настояли, что профессиональные люли нужны для роста в хобби, поэтому готовьте тапки. Много тапок...
Представляю на ваш суд свою первую диораму из первой модели и первой же фигурки.
Еще недавно я думал, что займусь моделизмом когда-нибудь на пенсии. Наивный.
Памятуя о моей фанатичной любви к военной авиации, дружище задарил мне несколько лет назад на ДР модель Су-34 от Звезды в 72 масштабе.
И если уж делать, то с первой же модели учиться делать хорошо, решил я - и понеслась. Была куплена уйма материалов и инструментов, в т.ч. и аэрограф.
Сказать, что я поиздевался над этим бедным селезнем - это ничего не сказать.
А начиналось все вроде безобидно, абсолютно "по-новичковски". На этапе сборки и покраски кабины вообще не заморачивался матчастью (Кто туда будет смотреть? - думал я. И правильно думал, ниже поймете, почему.), задул тамиевскимгрунтом, покрасил в базовый цвет. Далее учился красить тонкой кистью мелочевку. Маски на фонарь и изнутри и снаружи (да и в дальнейшем на всей модели) делал из обычного малярного скотча.
Сразу стоит обмолвиться, что готовыми красками не пользовался вообще. Все, что вы увидите на этой модели (кроме металликов), было намешано на глаз из акрилов Auto-Air-Colors для профессиональной автомобильной аэрографии, которые достались мне в подарок с б/ушным аэром H&S Evolution.
После того, как склеил фюзеляж, понял, что уже "по-новичковски" не хочу. Мягко говоря, изкоробочный перепак оригинальной италери 90-х годов меня очень не устроил своим внешним видом "по мотивам" Су-34. Но как для первой модели, твердо решил не закупать никакой афтермаркет, т.к. вообще не знал, выйдет ли из неё что-нибудь путное. Только самопал, только хардкор. И тут настало время напильника. В первую очередь переделал самые режущие глаз места на фюзеляже - сточил корневые наплывы крыла, выточил из литника и вклеил туда плоские "ножи". Заблаговременно срезал с консолей предкрылки и флапероны. В процессе сборки фюзеляжа были безжалостно убиты целые часы на доводку всего этого кривого добра, ибо ступеньки на нижних поверхностях консолей, щели на стыках деталей воздухозаборников и не сходящаяся расшивка в некоторых местах тому способствовали, но тамиевская шпатлевка, напильник и скрайбер, как говорится, все стерпят. На что совсем не было желания - это на доведение общей геометрии до чертежей и на полное перерезание расшивки, которая очень мало соответствует серийному Су-34. Ставил цель убрать только явные, бросающиеся в глаза косяки.
Собирать модель изначально решил в виде "не запущен, на стоянке", поэтому подсмотрел на фото, в каком положении находятся все отклоняемые плоскости при отсутствии давления в гидросистеме и приклеил их с нужным (на глаз) углом на законные места.
А законцовки килей вообще стали настоящим геморроем - пришлось перерезать расшивку и переклеивать датчики с антеннами туда, где они должны быть, т.к. оригинальное италовское ублюдство - кровь из глаз. Кили приклеил сразу, о чем потом на этапе покраски сильно пожалел.
Законцовки крыла тоже решил улучшить. В первую очередь из литника были выточены аэродинамические гребни. А дальше захотелось вместо скучных пилонов сделать контейнеры РЭБ. Тут помог удачно купленный по "Черной пятнице" 3D принтер. С помощью известных размеров "Сорбций" и фотографий "Хибин" отрисовал в SolidWorks некое подобие последних и распечатал все это дело из серого пластика HIPS, который клеится с модельным полистиролом, как родной.
Далее подсобрал всю мелочевку, где тоже не обошлось без старого доброго напильника. О подвесках - винегрет под самолетом собирать категорически не хотелось, решил сделать некое подобие "сирийской подвески" с боксарта. Комплектные бомбы, являющиеся гибридом бульдога с носоро... ооой, КАБ-500Л с КАБ-1500ЛГ привел к виду и размеру КАБ-500С путем нехитрого вырезания куска корпуса из середины и отрезания лазерной головки самонаведения. Комплектные ракеты воздух-воздух полетели в мусорку, а на их место были добавлены по паре Р-27ЭР и Р-73 из свежекупленного звездовского набора Су-33. Из того же набора взял стремянку и приклеил её кусок на переднюю стойку селезня. В одном моменте потом конкретно затупил - мог бы взять и сопла от Су-33, все равно для него смолу купил. Комплектные у Су-34 ну очень убогонькие. Далее все собранное добро было задуто вышеупомянутым тамиевским белым грунтом и радиопрозрачные поверхности закрыты масками (нахрена белую краску переводить лишний раз?). Сразу нанес стальной звездовский металлик на сопла и плоскости ракет. С масками на передних кромках рулей Р-27 пришлось повозиться, конечно.
А затем начались эксперименты с покраской. Для начала отработал прешейдинг.
Красить решил в баклажанчик, потому что трехцветный камуфляж на тот момент показался мне сложноватым. Базовый серо-голубой на брюхо намешал довольно быстро, а вот с шаровым пришлось повозиться. Сделать цвет, который при разном освещении будет казаться фиолетовым, синим и серым, было сложновато, но вроде получилось. Сразу везде высветлил лючки намешанной с белым базой. Возвращаясь к приклееным килям - десять раз пожалел об этом, прокрашивать модель с ними - мучение, больше так делать не буду.
С покраской мелочевки особых сюрпризов не было. Стойки шасси, их ниши и внутренние поверхности створок - в светло-серый, штоки в алюминиевый звездовский металлик, КАБины, самопальный "Платан", обтекатели антенн СПО и контейнеров РЭБ - в серый потемнее. Капоты, пилоны, жаропрочные панели, штангу дозаправки и антенны на килях - в стальной звездовский металлик. Пилоны тоже зря сразу приклеил, возиться с их масками под плоскостями было муторно. Попытался изобразить на соплах температурную побежалость самопальными фильтрами из жидко разведенных красок, но получилось невыразительно.
Далее задул все глянцевым тамиевским лаком (Селезень в латексе - оу, мааай).
С декалями так же были косяки - что-то больше сантиметра позиционировалось с трудом, из-за чего одна из надписей "ВВС России" оказалась кривой.
В дальнейшем выделил расшивку смывкой из масляных красок и тиккуриловского уайт-спирита. И случился еще один косяк - при стирании смывки на левом киле декаль с синим кантом на звезде порвалась и смялась в катышек. Видимо слабо декали сверху глянцем задул. Пришлось выкинуть.
С "загадингом" масляными точками переборщил, вышло ну очень заляпано. Переделывать было уже лень, задул лаком как есть. Также наверное стоило вместо матового использовать полуматовый лак, поверхность получилась как в шагрени и слишком сильно пыль въедается (Последствия этого в дальнейшем несколько ухудшили вид). Ну а далее финальные аккорды. Приклеил на места стойки и створки шасси, сопла, подвески. Приклеил и покрасил всю мелочевку - ПВД, датчики и антенны на фюзеляж (часть опять же самопал из литников). Но самое большое разочарование меня ждало в самом конце - когда снял маски с фонаря. На остеклении изнутри были туманные разводы, видимо из-за обычного клея, которым я приклеивал фонарь. Так что вышел у меня "запотевший" селезень (вспоминаем кабину, внутрь точно никто не посмотрит). На этом полугодовой запил был наконец-то закончен.
Модель по сути стала для меня "кошкой" для отработки базовых навыков моделизма. Ну а уж насколько она плоха/хороша, решать вам, я её полюбил - "первенец" все-таки.
Потом модель стояла на полке, периодически мылась от надоедливой пыли, ожидая повода быть подаренной моему братскому сердцу, который на тот момент вовсю летал на селезнях. И через пару лет после постройки этот повод настал, в один прекрасный летний вечер братское сердце мне сообщил, что ему подписано представление на высшее звание, и что на церемонию "обмытия" награды я буду обязательно приглашен. Стало понятно, что по такому случаю просто модели для подарка будет мало. В голове моментально родилась идея диорамы.
Взял фигурку идущего с ЗШ-7 в руке летчика из того же набора от Су-33, покрасил её по фото моего братского сердца из САРатова (богатую шевелюру с головы пришлось предварительно сточить). Базовые цвета намешивал из вышеупомянутых акрилов, роспись и смывка маслом. Был сильно удивлен, что получилось расписать с первого же раза, ибо раньше в навыках росписи или живописи замечен не был. Сложнее всего далась роспись лица и камуфляжа на штанах.
Заказал на фрезере с ЧПУ подставку из красивого дерева, задул её свежекупленной футурой, распечатал на 3D принтере пластиковый прямоугольник под выемку в подставке, нарезал скрайбером плиты по размеру оных на "Химках", покрасил с прешейдингом. Без загадинга так же не обошлось, были сымитированы маслом потеки ГСМ под мотогондолами самолета, битумная заливка швов между плитами, следы от шин и прочее.
Отрисовал и распечатал табличку "От кого кому", покрасил и завезерил её под потертый металл. А после все это добро было склеено воедино.
Также заказал стекло, склеил крышку "аквариум", чтобы все это дело не пылилось, ну и вот, готовый результат. Центральной фигурой композиции является братское сердце, поэтому даже при всех косяках модели селезня, кмк, в целом все смотрится вполне неплохо.
Теперь братское сердце на пенсии, а эта диорамка стоит у него дома, как память о многочисленных командировках в жаркую южную страну и о том, как мы каждый раз отмечали его возвращение оттуда.
P.S. Выписывание профессиональных люлей объявляется открытым. Ловлю тапки
Ну....ловите....+1
По моему мнению, финальные фото получились не совсем айс. Ближе к концу пьесы модель вдруг покрылась инеем, так понимаю покрыли матовым лаком (обычно такое происходит когда лак густой и не разбавлен изопропилом или спец. растворителем).
Зачем маски на стекло наносили с двух сторон? Обычно все делается снаружи. Так и удобней и в итоге не будет расслоения цветов краски из-за толщины переплета. Перед покрытием матовым лаком маски на остекление лучше нанести еще раз, либо не снимать до финального покрытия лаком.
По матчасти говорить ничего не буду, на первых порах главное, что модель получилась! ;-)
По моему мнению, финальные фото получились не совсем айс. Ближе к концу пьесы модель вдруг покрылась инеем, так понимаю покрыли матовым лаком.
Да, я упомянул там уже, что из-за матового лака, хорошо садящейся на него пыли и постоянного мытья от неё модель ухудшила вид от первоначального. Грешу на то, что звездовский лак со временем немного мутнеет от мытья. Почти 2 года прошло между её постройкой и заключением под стекло на диораме. :cry:
Теперь зарекся, что все следующие модели буду сразу ставить в кофры, никаких открытых полок.
(обычно такое происходит когда лак густой и не разбавлен изопропилом или спец. растворителем).
Разбавлял изопропилом 1 к 1.
Зачем маски на стекло наносили с двух сторон? Обычно все делается снаружи. Так и удобней и в итоге не будет расслоения цветов краски из-за толщины переплета.
Сам не знаю, думал так будет лучше смотреться, но в итоге тоже пришел к выводу, что двухсторонние маски - хреновая идея. :grin:
Перед покрытием матовым лаком маски на остекление лучше нанести еще раз, либо не снимать до финального покрытия лаком.
Я их и не снимал до финала. Стекло замутнело изнутри, к сожалению. Либо из-за паров клея, либо смывка затекла. :cry:
По матчасти говорить ничего не буду, на первых порах главное, что модель получилась!
Требую выкладки по матчасти тоже. :mrgreen:
Если у вас в планах делать только маленькие самолёты, то может имеет смысл собирать более крупные масштабы - 48 - 32.
Уже решил, что буду для себя 48-й собирать. Лежат на полке Ил-2, Як-130, Су-25, Ми-24П и Су-57 от Звезды, Су-33 от Minibase, также недавно задарили относительно нормальный F-16A от Italeri и лютейшие дрова Су-27УБ от Mini Hobby Models.
Хотя успел нахомячить и немного в 72 - Су-33, МиГ-29СМТ от Звезды и Су-24М от ВЭС. Из этих буду делать диорамы на подарки.
Также не смог пройти мимо 144. В целом к большим самолетам равнодушен, коллекционировать их не планирую, но мимо вкусного комплекта Мрия+Буран от желтого магазина пройти не смог. Когда-нибудь подвешу эту красоту под потолок, все равно на эту махину никаких полок не хватит :mrgreen:
Тема: Звезда 1/72 Су-34 +напильник +3D при...(#15630) - обсуждение
Ну....ловите....+1
По моему мнению, финальные фото получились не совсем айс. Ближе к концу пьесы модель вдруг покрылась инеем, так понимаю покрыли матовым лаком (обычно такое происходит когда лак густой и не разбавлен изопропилом или спец. растворителем).
Зачем маски на стекло наносили с двух сторон? Обычно все делается снаружи. Так и удобней и в итоге не будет расслоения цветов краски из-за толщины переплета. Перед покрытием матовым лаком маски на остекление лучше нанести еще раз, либо не снимать до финального покрытия лаком.
По матчасти говорить ничего не буду, на первых порах главное, что модель получилась! ;-)