Наши проекты: : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий

О самолёте-истребителе ЛаГГ-3 времен Великой Отечественной войны написано немало, есть и отличные лекции Геннадия Серова в цикле «Архивная революция» Михаила Тимина на YouТub. В этой статье я лишь кратко опишу свою попытку изготовления модели этого самолёта в масштабе 1:48.

Наиболее точные смоляные модели от Вектора и переразмеренный пластик от Южного Фронта стали раритетом, Mars Models уже три года обещает выпустить свой ЛаГГ, да воз и ныне там. В настоящее время получить модель ЛаГГ-3 в 48-м масштабе можно лишь переделкой из доступного набора от ICM.
В 2013 году коллега SergeyZhuravlev проделал интересную работу, где показал требуемые для этого доработки:
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Примерно в это же время Звезда выпустила модель Ла-5 1:48, которую я приобрёл вместе с их же Ла-5ФН. Для участия в «Дуэли на Лавках» я собрал из этих наборов Ла-5Ф, использовав от Ла-5 носовую часть фюзеляжа. Хвостовая часть и крыло остались и казалось, что проще срастить их с ICM, чем разрезать, делать вставки и смещать вниз стабилизатор.
В общем, спустя семь лет я взялся за этот вариант.
Еще раз посмотрев наработки от SergeyZhuravlev, решил без изменений размеров использовать носовую часть фюзеляжа, канал с обтекателем водорадиатора, козырёк и сдвижную часть фонаря от ICM. Крыло, стойки шасси и хвостовую часть фюзеляжа позаимствовал у Звезды. В заначке оказались руль направления и горизонтальное оперение от Вектора, их я использовал, отрезав роговой компенсатор на руле направления и добавив триммер с тягой{ на руль высоты. Из Векторовского же набора для кабины ЛаГГ-3 были использованы ручка управления, сиденье с бронеспинкой и «заушная» часть, где находится лючок аккумулятора. Больше всего информации у меня оказалось по ЛаГГу Л.А. Гальченко, его и взял за основу.
На носовой части фюзеляжа были зашпаклеваны лишние «жабры» охлаждения, заделан и прорезан новый, соответствующий 4-й серии, воздухозаборник обдува подкапотного пространства.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Добавил воздухозаборник в нижней части левой крышки капота. Верх носовой части был взят с одним УБС, в соответствующие места вклеил патрубки охлаждения пулемётов из медицинских игл и прорезал насквозь «жабры».
В крыле переделал купола ниш колес, убрал предкрылки, вырезал место под фару. Саму фару потом сделал из фольги, лампочку из прозрачного литника, а стекло сымитировал скотчем. Прорезал гильзовыбросы пушки и УБС и щели замков бомбодержателей. Выводы управления замками – из медицинских игл. Вклеил воздухозаборник водорадиатора.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Элероны поставил родные. Полностью сточил нанесённый на них рельеф, наложил маски и сымитировал тонким слоем грунта силовые элементы каркаса.
Половинки фюзеляжа из набора ICM сложил «насухо» и склеил только узел водорадиатора. Затем его вырезал и приложил к фюзеляжа Звезды с предварительно вырезанными соответствующими элементами:
Стыкуемость вполне приемлемая.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Отрезал носовые части обоих наборов и сложил их, приложив к отличным чертежам от коллеги Paul_S, всё неплохо!
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Занялся кабиной. Всё оборудование кабины из набора Ла-5, добавлены аптечка, электророзетка, трубопроводы. Графики поправок взяты из набора фототравления от Gonza.
Вклеил силовой набор фюзеляжа и узел водорадиатора в правую половину фюзеляжа, затем склеил с левой.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий Нарастил киль в месте отсутствовавшего на 4-й серии рогового компенсатора РН.
Приклеил крыло и дальше начались долгие нудные работы по шпаклеванию - вышкуриванию.
Внутренние обводы канала водорадиатора не выдерживают никакой критики, пришлось их выводить сначала циакрином с содой для ускорения высыхания, потом просто циакрином, т.к. при быстром высыхания образовывались пузырьки, а затем Mr Surfacer 500 Аналогично поступил и при сопряжения его внешних обводов.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
При установке смоляной закабинной части с лючками между «ушей» неожиданно выяснилось, что гаргрот Ла-5 в верхней части сильно заужен. Пришлось толщину его наращивать кусочками полистирола, и снова наждачка-Mr Surfacer 500-наждачка.
Вклеил носовую часть. Вставками полистирола нарастил переднюю часть центроплана, из пластинок полистирола сформировал воздухозаборники карбюратора, от модели ICM не подошли, слишком малы. Циакрин - наждачка - Mr Surfacer 500 – Наждачка. Параллельно убирал ширину зализов крыла.
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается.
Пришло лето, все модельные дела были отложены, потом другой проект…
Обычно так рождаются долгострои, но тут коллеги Никан и pirovskikh объявили турнир по самолётам ВВС КА Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
ЛаГГ был извлечен на свет и продолжены работы по носовой части и зализами центроплана. Внимательный осмотр показал также, что кое-где проявились каверны от циакрина и усадки грунтовки.
Установил на место верх носовой части, особых проблем это не вызвало. Наложил маски и восстановил грунтовкой отрезанные части жаропрочных панелей за выхлопными патрубками. Сами патрубки высверлил и сточил излишнюю толщину пластины, на которой они вклеиваются.
Прорезал направляющие сдвижной части фонаря, на отливках они коротковаты. Саму сдвижную часть сделал работающей.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
На руле направления установил весовые компенсаторы. На верхнем с помощью масок и грунтовки изобразил его крепление к рулю, как было на прототипе.
Установил на место горизонтальное оперение.
На рулях, в местах их навески, из фольги-самоклейки сымитировал круглые и квадратные перкалевые шайбы в соответствии с прототипом.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Штоки основных амортстоек сделал из медицинских игл, их же использовал для штоков цилиндров уборки-выпуска. Колеса - от Комплект ЗиП. Из медной проволоки сделал тормозные шланги.
Перед установкой козырька фонаря добавлены приборная доска, приборы кислородный системы и мягкие панели на бортах кабины в районе направляющих сдвижной части фонаря от Квинта студио; прицел и блок пневмоперезарядки вооружения под ним, по бортам кабины – рукоятки ручной перезарядка ШКАСов и трубопровод вентиляции кабины с отверстием в козырьке фонаря.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
В нижней части капота сделал гильзовыбросы ШКАСов и выводы дренажей.
Сетки радиаторов использовал из набора травления от Gonza.
Окраска модели выполнена по материалам статьи Михаила Тимина "Камуфляж самолетов ВВС РККА в 1941 году", «М-Хобби» № 8/2018. Красил осветленными красками ARM.PNT.
Пачкать сильно не стал, судя по фото более позднего периода, за самолётом следили достаточно хорошо. То же касается «обдиринга»: на самолёте он присутствует на жаропрочных панелях за выхлопными патрубками.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
Его нанёс, уменьшив.
Декали использовал от Gonza.
Технадписи на фотографиях тех лет видны далеко не всегда, в зависимости от используемой фотопленки.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
То же и с самолётом Л. А. Гальченко.
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
На декали надписи несколько великоваты, видимо, чтобы были читаемы. При съёмке модели крупным планом в ярком освещении они смотрятся излишне контрастно. На полке этот эффект теряется, но в следующий раз надо будет их приглушать, т.к. модель оценивается как раз по фото.
Объем работ оказался большой, но, как говорится, было бы желание…
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий
ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий

ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий

» Информация о статье
Roman-Nord в 23.06.2021 - 10:38
Салют, всем!
Хороший запил и статья и работа конечно. Смущает цвет АМТ-4.
jetac в 23.06.2021 - 12:11
DimaADA
На первых ЛаГГах действительно стояли 600х180, а начиная с 7 серии такие же, как и на Ла-5, 650х200.
на первых Ла-5 тоже стояли 600х180
прохожий1917 в 23.06.2021 - 12:45
на первых Ла-5 тоже стояли 600х180
Это врядли.
Uliki в 23.06.2021 - 13:29
на первых Ла-5 тоже стояли 600х180
Откуда такая информация?
jetac в 23.06.2021 - 18:04
не припомню где читал, но заметку такую себе с чего то сделал. не вижу в этом нечто невероятное, на заводе №21 в 42-м еще вовсю ЛаГГ делали, когда запустили в производство Ла-5 - вполне могли и колеса ставить из остатков. и технических противопоказаний нет - полетная масса новых "лавок" на том же уровне была.
прохожий1917 в 23.06.2021 - 18:15
jetac
На заводе №21 в 42-м еще вовсю ЛаГГ делали, только маленький нюансик есть.
Еще с лета 41-го на ЛаГГи колеса 650х200 ставили, с какой помойки они на Ла-5
600х180 нашли бы?
А технические противопоказания были - колеса 600х180 вес ЛаГГов не держали,
это в отчетах есть, начиная с И-301.
jetac в 27.06.2021 - 14:46

А технические противопоказания были - колеса 600х180 вес ЛаГГов не держали,
это в отчетах есть, начиная с И-301.
"— слишком высокая нагрузка на шасси при взлете;"
- это вроде не о колесах
прохожий1917 в 27.06.2021 - 15:04
jetac
А о чем тогда?

[url=https://postimages.org/][/url]
jetac в 27.06.2021 - 16:09
понял, "трудности перевода" видать в книге - https://coollib.com/b/326184-lagg-3/read
mmoustaf в 27.06.2021 - 23:10
Тема: Re: ЛаГГ-3 1/48 - Дорогу осилит идущий(#15070) - обсуждение
не должно быть сдвижной части фонаря, это видно на Ваших же фото.
Это кто сказал?





Добавлено спустя 1 минуту 30 секунд:

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy