Собрал и сфотографировал модель английского линейного корабля «Принц Уэльский» (HMS Prince Of Wales) от японсской фирмы Tamiya. Делал около года лет (с перерывами на отпуск, доделку Монткальма и т.д). Корабль представлен на декабрь 1941 года.
Этот линейный корабль (вместе с однотипными «Кинг Джорж V», «Дьюк Оф Йорк», «Хоув». «Энсон») был спроектирован и построен как результат соблюдения Великобританией ограничений установленных на второй Лондонской конференции по морским вооружениям, которая ограничила максимальный калибр строящихся линкоров 14-ю дюймами (356 мм). В результате ВМС Великобритании получили серию линкоров с наименьшим по отношению к остальным ведущим военно-морским флотам того времени главным калибром и весом бортового залпа .
В итоге корабли получили следующее вооружение: 10 орудий 356 мм MarkVII в двух четырехорудийных и одной двухорудийной башнях (Хотя изначально рассматривался проект с 12 такими орудиями, но потом орудий сделали меньше, броню – толще).
Средний калибр на линкорах этого типа был представлен 16 универсальными 133 мм орудиями (QF 5.25 –inch Mark I DP)размещенными в двухорудийных башнях.
На декабрь 1941 года (после стоянки в Сингапуре) зенитное вооружение было представлено 52-я
40 мм (QF 2 pdr(1.575-inch) Mark VIII ) «пом-помами». Пятью восьмиствольными и одним четырехствольным. Кроме того на корме был установлен одноствольный 40 мм Бофорс. Еще установили семь 20 мм Эрликонов в одноствольном варианте.
На борту так же находились два гидроплана «Валрус».
В системе бронирования этих линкоров считается, что англичане сделали шаг назад по сравнению с «Нельсоном», отказавшись от наклонного внутреннего пояса и от защиты «все или ничего». Правда сама броня была очень мощной. Забронированы были нос и корма. Весь борт выше главного пояса тоже был забронирован 25 мм противоосколочной броней. При этом относительно слабо была бронирована боевая рубка и средне - башни ГК .
Особое внимание было уделено противоторпедной защите. На бумаге она была очень совершенной, но не смогла спасти корабль от гибели при попадании 6 японских авиационных торпед.
Скоростные качества этих линкоров также уступали современникам. Развивая 28 узлов, они уступали «Бисмарку» с 30 узлами, «Литторио» с 31 узлом и «Ришелье» с 32 узлами. При этом все эти более быстроходные линкоры были вооружены и более мощными 381 мм орудиями.
В общем, эти линкоры нельзя отнести к выдающимся достижениям британского кораблестроения. Но они сыграли важную роль в войне и один из них смог потопить другой линкор в артиллерийском бою, что удалось очень не многим.
«Принц Уэльский» был заложен 02.01.1937 года на верфи «Cammell, Laird &Co» в Биркинхэде, передан флоту в марте 1941 года.
На момент достройки его полное водоизмещение составило 44500 тонн, длина по ватерлинии почти 227 метров, ширина 31.4 метра. То есть эти линкоры были длиннее и уже, чем например «Алабама» при одинаковом водоизмещении и скорости хода, но со значительно более слабом вооружении и броневой защите.
Корабль интенсивно участвовал в войне, как в Атлантике, так и на Тихом океане конечно. Почти сразу после вступления в строй участвовал в погоне за «Бисмарком», добился попаданий в него, но и сам получил повреждения и неполадки, сильно уменьшившие его боевые возможности. После ремонта в августе 1941 доставил Черчилля в США для встречи с Рузвельтом. Участвовал в операции «Халберд» (сопровождении конвоя и авианосца «Арк Ройал» на Мальту), где зенитчики корабля отлично проявили себя, сбив 2 итальянских торпедоносца.
Финальной миссией для линкора стал поход на дальний восток в составе соединения «Z», которое включало в себя так же линейный крейсер «Рипалз» и группу эсминцев. В Сингапуре, где соединение готовилось к операции по противодействию японскому вторжению, в него должен был войти и авианосец «Индомитебл», но он ушел в США на ремонт и адмирал Филлипс (командир соединения) решил не ждать.. Соединение вышло в море 7 декабря 1941 года надеясь на скрытность, но было обнаружено подводной лодкой I -58 и японцы начали принимать меры.. Атаки на корабли начались утром 10 декабря. Первая атака на «Рипалз» началась в 11 часов 13 минут, следующая в 11.40, в ней 9 торпедоносцев атаковали флагмана - «Принца Уэльского», один самолет был сбит, три повреждены огнем зенитной артиллерии, но две торпеды попали в корабль, сразу причинив серьезные повреждения. Самой опасной оказалась пробоина в районе входа внешнего вала левого борта в корпус. Вода, проникая вдоль вала, залила почти все помещения по левому борту. Линкор принял 2400 тонн воды, и его скорость снизилась до 16 узлов. Позже корабль получил крен в 11,5 градусов на левый борт, отключилась почти вся электроэнергия, что исключило возможность использования зенитной артиллерии кроме Эрликонов и кормового Бофорса, которые не имели механического привода и могли наводиться вручную. Это предопределило судьбу корабля. Получив еще 4 торпедных попадания в правый борт и 1 бомбу 250 кг., линкор лег на левый борт, перевернулся и затонул в 13 часов 18 минут унеся с собой 513 офицеров и матросов вместе с адмиралом Филлипсом. Судьба этого корабля оказалась очень недолгой.
Использовал литературу: «British battleships 1919 -1945»R.A. Burt, " British warships of the second world war» John Roberts, «The battleship HMS King Georg V» Witold Koszela из серии Супер чертежи от издательства Кагеро , чертежи издательства Profile Morskie и их книгу, «The King Georg V class» от Robert Dumas, «Линейные корабли типа «Кинг Дордж V» Владимира Кофмана.
По строительству модели:
Сам набор очень возрастной, совсем не как современные наборы Тамии. Со времен его изготовления и технологии и масса публичных знаний о прототипе существенно изменились. Поэтому модель я бы отнес к трудоемким, быстро и правильно сделать ее сложно.
Ванна корпуса – цельная. Это удобно. Листы обшивки изобразил с помощью скотча и грунтовки. Затем долго переделывал валы гребных винтов, кронштейны и т д. пытаясь приблизить их к чертежному и фото видам. Получилось почти похоже, но не идеально, т.к. тогда нужно было менять и форму днища.
Кроме самого набора пластика применял два набора травления для «Принца Уэльского» от Pontos и Eduard. Каждый из них важен, хотя имеет определенные недостатки. Эдуард дает травление на башни ГК, которого странно, что нет у Понтоса , его же накладки на грибки вентиляции очень пригодились уже на смоляных грибках от Понтос. Хороши у Эдуарда: «ванна» для Бофорса на корме, волноотбойник перед первой башней ГК (мне больше понравился), его же площадка для стрелы крана, часть обвеса для КДП ГК. Пригодилась часть элементов от плавсредств, дверей и лестниц. Понтос напротив - дает неверно часть элементов на возвышенной платформе носовой надстройки от более поздних одноклассников (площадки с лестницами по бокам), лишний элемент радара на грот мачте, при этом упущены многие части рангоута на обеих мачтах, практически ничего обоими производителями не дается, чтобы привести кормовую надстройку к «правильному» виду. У обоих производителей неправильно или никак не изображены большинство дверей на надстройке, не совсем верно показаны стрелы кранов, никто не захотел углубиться и сделать 4-х ствольный «пом-пом» со щитом на кормовой башне ГК (все дают 8-и ствольный на открытой платформе). Бофорс на корме тоже пришлось заменить на французский смоляной от Арсенала. Катапульта тоже дается очень упрощенно. Ее часть, выходящую за габарит борта, никто не предлагает заменить или усовершенствовать, хотя на оригинал она совершенно не похожа (сделал эти части самостоятельно). Очень просто решили поступить оба производителя с директорами «пом-помов» - просто поверх пластикового «пенька» предлагается ставить травленные антенны (пришлось «пеньки» удалять и ставить смолу и травление от Норт стара. Стволы Эрликонов Понтос дает очень толстыми, заменил на Модел мастер. У 133 мм орудий сделал из металла «шторки» на амбразурах, сделал перископы на крышах башен, еще несколько элементов .
Плавстредства тоже потребовали большой замены на смолу от Адмиралти моделуоркс, при этом 45 футовые катера и Тамия и Понтос дают не верные, на конец войны. В начальном периоде стояла совершенно другая модель. Поэтому из кусочков травления и пластика на базе катера Адмиралти моделуоркс постарался сделать похоже на настоящие.
Сделал из лампы Файн молдс и отражателя от Флай хока бортовые огни, в пластике они смотрелись грубо.
На модели и у Понтоса даны не верные вент..короба у барбета возвышенной башни. На фото четко видно, что они высокие, другой формы и в другом количестве. Изготовил их самостоятельно. Вот что у меня получилось и что было в реале:
Делая мачты тоже кое, что пришлось добавить, переделать. Понтос некоторые моменты дает не разъясняя, что например радар на Принце не совпадает с представленной конфигурацией (Понтос предлагает установить на топ грот мачты лишнюю антенну). На фок мачте и грот мачте на верхней площадке есть маленький гафель, на фок мачте еще есть V-образная рея на стеньге, а Понтос их не дает. Не дает леер на нескольких площадках мачт. Травленная радиорубка, которая расположена между ног фок мачты, оказалось, что должна была быть установлена не на ту высоту и само крепление ее не имеет ничего общего с реальностью. С количеством и расположением лестниц на мачтах Понтос тоже поступил очень вольно (часть не дал, часть расположил неверно). По окраске я тоже не согласился с производителем. Они предлагают окрасить верхнюю часть грот мачты в черный цвет. Но ни на одном фото и в работах исследователей мачта на период гибели не дается с черным цветом. Так что на моей модели мачта вся серая. Вот фото моих мачт, несколько исторических фото. И то что предлагал Понтос.
Дымовые трубы (это отчетливо видно на фото) должны содержать внутри себя ряд «трубок» разного диаметра выступающих над верхним срезом дымовой трубы. Но их никто не дает, сделал самостоятельно из металлических трубок. На прожекторных площадках тоже пришлось добавить несколько элементов.
Дополнил и изменил киповые планки на носовой части корабля. Их было мало, кроме того сделал накладку на борт под ними, чтобы выступали за габариты как на фото.
Собрал краны. Тут Понтос тоже халатно отнесся. Во первых - стрелы у него полностью пустые изнутри, хотя там и лебедки должны стоять и шкивы. Да и все устройство стрелы не похоже на фото. Во вторых - сама база крана не похожа ни по размеру (маловата), ни по конфигурации, и опять пусто внутри -нет лебедки, хотя ее отсутствие сильно заметно. Ну и так еще по мелочи.. Пришлось много чего добавить, а кое что отрезать)
Вот что у меня получилось , что предлагает, например Эдуард, и что было в реале:
Кстати, в процессе строительства посматривал на инструкцию к «Принцу Уэльскому» от Флай Хока» в 700-м масштабе. Она довольно точна, в ней есть масса того, что отсутствует в модели и инструкции к Тамии. Одним из стимулов построить именно «Принца» для меня были новости о грядущем выпуске Флай Хоком «Принца Уэльского» в 350-м. А у меня столько нахомячено было на старый Тамиевский комплект). Все – теперь Флай Хок – без меня)!
Вот что еще применял:
- L Arsenal – Гидроплан «Валрус» , кнехты, «деревянные» ящики, фигурки морячков .
- WEM – 4-х ствольный «пом-пом», спасательные плотики
- Model master – стволы «Эрликонов»
-Black Cat models – спасательные плотики, морячки (очень понравилась детализация и материал)
- North star – все прожекторы, директоры «пом-помов», ALO, ADO, HACS, якоря, параваны, боны в плотики, скоб трапы, часть морячков (качество материала, который они теперь используют для фигурок совершенно не приемлемое, и фигурки стали хуже и материал очень хрупкий. Израсходую имеющихся и больше покупать их уже не буду)
-Five Star- травленные деревянные ящики;
Ряд элементов после сборки содержат в себе части от разных производителей (краны, катера), так как именно совмещение и доработка самодельными элементами делает их похожими на фото реальных элементов корабля
Использовал деревянную палубу от Понтос – вполне хорошо
Гребные винты – подточил лопасти, но в целом винты получилось не совсем похоже на оригинал, так как надо было существенно изменить ступицы (уже поленился к концу стройки)
Красил: Подводная часть – GSI Creos, Надводная: все цвета WEM кроме Sail color от GSI. Смывка – Тамиевский Смоук. Лаки – акриловые от Тамии.
Для корпуса использовал специальные маски для «Принца Уэльского» от американской фирмы Гатор (для надстроек из за сложной конфигурации они оказались практически не применимы).
Такелаж растянул металлической нитью Modelkasten толщиной 0,1 мм и эластичной Хобби +. Декали из запасов и «Бегемота». Подставки Понтос, колпак Тамия.
Большое спасибо коллегам оказавшим помощь визуальными материалами и советами в первую очередь(Павлу (pnk66) и Александру Папсуеву за отличные фото.
Недостатки в модели, безусловно, есть (некоторые сделанные производителем оказались практически неустранимыми). Некоторые допустил я сам. Постараюсь улучшить качество работ в будущем.
PS Следующим будет французский броненосец «Ош» на 1890-1891гг..
Шел я как-то зимой в декабре по джунглям Камбоджи....
Не 50, конечно, но приятного мало.
Во Вьетнаме зимой попал в пекло под 40 в тени.
Думаю, это все очень риторические и притянутые за уши вопросы и мнения.
Уж кто-кто, а англичане на своем веку столько условий и морей повидали, что другим и не снилось.
И, кстати, причем тут Азия? Английский флот постоянно базировался на Суэц и Александрию.
А в Египте >40°С вообще легко
Большое спасибо, Евгений! Какую модель сейчас делаешь? Интересно).
очень маленького Р-40 :mrgreen:
О как! Неожиданно) Хотя у меня лежат модели Бомбера и торпедоносца с маркировкой С Хирю на декабрь 1941г. Однажды соберу - сразу после Хирю.
Usatiymenв 09.07.2020 - 11:56 Тема: Tamiya 1/350 Prince Of Wales 1941г. - Прощай Сингапур
PRIMORETZв 29.07.2020 - 21:46 Тема: Tamiya 1/350 Prince Of Wales 1941г. - Прощай Сингапур
Ares, работа очень понравилась. Вопрос: вы я так понимаю деревянную палубу наклеивали на родную пластиковую без шлифования последней? Как у вас получилось что весь "пирог" не выступает за верхнюю кромку борта (ширстрек). И на что клеили деревянную палубу.
Я просто начинающий судомоделист, поэтому интересно знать такие нюансы. Недавно примерял дерев палубу на Крузенштерн, пришел к выводу что родную пластиковую надо сошливовывать на толщину 0.5 мм, ибо вся палубная мелочевка (типа кнехтов) оказывается сильно утоплена и плюс возвышается на бортом(((
Спасибо. Родную палубу шлифовал. Этот набор тем интересен, что производитель набора дополнений (Понтос) посчитал, что проще все с палубы снести (головки вентиляторов, вьюшки и пр) так как они и сами страшные и стоят не на своих местах. И дает смоляные и пр. дополнения со схемой их установки. Поэтому я все с палубы срезал и шлифовал всю палубу. А потом уже клеил деревянный стикер. Кроме того при установке леера, у которого есть так называемая нижняя полоса (на которой он и клеится к торцу борта), высота борта повышается на высоту этой полоски, которая обычно прикрывает немного выступающую палубу. Важно сделать стык полосы леера и борта невидимым, чтобы казалось, что это естественное продолжение борта. А по поводу "утопленных в палубу кнехтов и тд у Вас два пути: 1 - срезать тот же кнехт и приклеить поверх стикера (при этом вы не удаляете кусочек стикера на месте кнехта и вариант 2 - сделать пластиковую проставку на толщину деревянного стикера под кнехтом, чтобы поднять его на прежнюю высоту над уровнем стикера. Надеюсь понятно рассказал.
Ares
Да вполне понятно. Спасибо, но у вас палуба на клеевой подложке (теперь я понял почему вы ее называете стикером), а на крузер нет. Чем лучше клеить к пластику?
Не 50, конечно, но приятного мало.
Во Вьетнаме зимой попал в пекло под 40 в тени.
Думаю, это все очень риторические и притянутые за уши вопросы и мнения.
Уж кто-кто, а англичане на своем веку столько условий и морей повидали, что другим и не снилось.
И, кстати, причем тут Азия? Английский флот постоянно базировался на Суэц и Александрию.
А в Египте >40°С вообще легко