Позвольте представить мою новую модель. Это японский транспортник Ki-34, применявшийся во II мировой войне и получивший у американцев название "Тора".
САМОЛЁТ
В начале 1935 г. Япония закупила лицензию на постройку самолёта DC-2 и получила пять комплектов частей этой машины, которые поступили на сборку на завод фирмы Накадзима. Собранные машины поступили в эксплуатацию в компанию "Японские авиалинии". Фирма "Накадзима", хотя и отказалась от дальнейшего производства DC-2, но получила большой опыт, который был использован в осуществлении собственных проектов.
После проекта одномоторного АТ-1, который так и остался на бумаге (расчёты показали, что одного двигателя недостаточно) был осуществлён проект АТ-2, двухмоторной машины, внешними очертаниями и конструкцией отдельных узлов весьма сходной с DC-2, хотя и меньших размеров. В сентябре 1936 г. машина впервые поднялась в воздух. Самолёт был оснащён двумя двигателями Котобуки 2-kai-1 по 585 л.с. с двухлопастными деревянными винтами. По результатам испытаний решено было строить серийные машины с более мощными Котобуки-3 kai по 620 л.с.
Характерной особенностью машины стали капоты движков с рёбрами- выколотками под цилиндры и необычным обратным наклоном лобового стекла кабины, который конструктор Кийоши Асугава подсмотрел у другого американского самолёта Боинг 247. Обратный наклон стёкол давал лучший обзор в непогоду, на стекло не налипал снег и дождевые капли на них не задерживались.
До 1940 г. было выпущено 32 АТ-2, использовались которые в различных кампаниях гражданской авиации.
В конце 1937 г. последовал армейский заказ на такие машины, но с более мощными движками Котобуки мод. 41 по 710 л.с., с металлическими винтами и капотами болшего диаметра, без выколоток под цилиндры. В 1939 г. после выпуска 23 шт., производство этой машины (названной Ki-34) на заводе Накадзима было свёрнуто и производство передали на фирму Тачикава, где до конца 1940 г. было выпущено 295 машин, после чего фирма перешла на производство более "продвинутого" Ki-54.
Ki-34 вмещал 8 - 10 вооружённых солдат, или 1200 кг груза.
В 1941 г. японцами было создано подразделение десантных войск - 1 тейсин сентай, состоявший из трёх, затем пяти чутаев (эскадрилий). Для десантных операций Ki-34 подходил как нельзя лучше. БОльшая часть этих машин (плюс десяток реквизированных гражданских АТ-2) досталось именно этому подразделению, эмблемой которого стала стилизованная единица в круге на хвостах самолётов.
Первой операцией японских ВДВ стала выброска в тыл войск Чанкайши в октябре 1941 г. 14 февраля 1942 г. они участвовали в захвате г. Палембанг на Суматре. Позднее 1 тейсин сентай участвовал в захвате Филиппин и Бирмы. Однако самолёт быстро устаревал и в конце 1942 г. их начали выводить из частей первой линии. Отдельные Ki-34 и АТ-2 эксплуатировались и после войны.
На этом ролике с Ютюба вначале кадры японского пропагандистского фильма о японских десантниках, а в конце - забавные кадры захвата уже советским десантоми 19 августа на аэродроме Мукдена самолёта Ki-34 манчжурского императора Пу И, севшего на аэродром, не зная, что он захвачен русскими. Солдаты буквально руками ловят самолёт, пытающийся "урулить" от ловцов. https://www.youtube.com/watch?v=HG2IGzw_oGg
<h> МОДЕЛЬ Смоляная модель Crocо даёт возможность собрать как Ki-34, так и АТ-2, заменяя капоты.
Однако, изготовить модель из такого набора - задача непростая. В процессе работы пришлось "пересмотреть" формы целого ряда деталей.
Сборка фюзеля прошла довольно штатно, благодаря несложной конструкции внутренностей. С дверью пришлось помудрить: на многих фото она открывается наружу, но для десанта такое неприемлемо. Дверь надо было-бы снять совсем, либо переделать "вовнутрь". Наконец нашёл кинокадры, где хорошо видно, что дверь открывается "вовнутрь". На модели я решил сделать дверь "загадочно приоткрытой".
Прилаживая центроплан к фюзелю пришлось попотеть, т.к. совместить одно с другим оказалось довольно трудно. Пришлось много подтачивать и подклеивать. Не облегчает задачи и то, что задние концы зализов даются отдельно.
Конструкция ниш шасси вызывает недоумение, поскольку стойки шасси в такую нишу просто не влезут (их конструкция аналогична таковым у DC-2). Как мог, доделал это место "плотницкими" методами(пусть и без топора). Как и обычно, пришлось долго возиться с подгонкой ваку - фонаря к смоляному фюзелю. Но это традиционные заморочки подобных фонарей.
Когда взялся за консоли, они мне сразу "не показались". К законцовкам, по-моему, они должны утончаться куда больше, чем дано в деталях. Ещё раз просмотрел снимки и кинокадры и убедился, что концы крыльев у Ki-34 действительно тонкие, как и у его "прародителя" DC-2. Опять я плотник и стачиваю излишнюю толщину. Теперь, вроде-бы, похоже. Можно сравнить сточенную консоль с несточенной:
С самого начала я выбрал окраску будущей модели - "сетчатый" камуфляж. Уж больно это "по-японски", хотя и нравится далеко не всем. Но захотелось. На фото такого Ki-34 видно,что "обитаемый" нос там не имеет окон. Хотя модель предусматривает несколько вариантов остекления носовой части.
Наконец, основные детали сбиты в кучу и можно увидеть, как всё это выглядит в общих чертах.
Прилаживая центроплан к фюзелю, обратил внимание, что его передняя кромка выпячивается снизу за пределы обводов фюзеля и поначалу была паника, но потом, в который раз пересмотрев фото прототипа, убедился, что так и было.
Далее шёл длительный процесс прилаживания мелких (и не очень) деталей. Форма передней части капотов не понравилась: какие-то тупые и дебильные. Пришлось взять надфиль и глядя на фото прототипа обточить перед капота в соответствии с тем, что вижу на снимках. Убедился также, что выхлопные патрубки расположены у движков лишь с левой стороны (у каждого), а не с обеих сторон (как дано в наборе).
Прилаживая шасси, с тоской увидел, что ноги несколько длиннее, чем нужно. Укоротил, сколько мог. Вилка заднего подкоса оказалась длинновата - такой вилкой можно обхватить колесо вдвое большего диаметра. Укоротить! Винты оказались отлиты так, что их просто нужно "вырубать" из облоя с сомнительными шансами, поэтому предпочёл сделать их с нуля.
Всё это в сборе выглядело где-то так:
Рано или поздно, но дело подошло к малярным работам. Покрыл модель грунтом белого цвета.
Выправив всякие окаянства, вылезшие при грунтовке, намешал из нитроэмалей светлосерый цвет, какой, на мой глаз, имели первоначально многие Ki-34, окрасил модель этим с ног до головы. Вот и пришёл черед сетчатого камуфляжа. Взяв эмалевую краску XF-13 от TAMYA (JA Green),начал творить кистью живопись, подгоняя, как в тетрисе, зелёные фигурки друг к другу и держа в уме образ того самого Ki-34 с фото.
Когда всё это закончилось, то результат следовало понимать по-всякому: жене понравилось (редкий случай), приятель в ужасе отшатнулся, а мне это напомнило образ экзотической жабы. Но машина такая была, значит и у меня это будет.
В инете обнаружил ещё одну сборку этой модели неким Брайаном Бейкером из IPMS/USA. Он собрал гражданский АТ-2 в серебристом цвете.
Что сказать в заключении... Ну, в общем, сборка этой модели - задача не из лёгких, но другого Ki-34 1/72 пока нигде нет...
С уважением, Константин.
P.S. Большое спасибо Константину (potter) за оказанное содействие.</h>
Ну уж прям и Дугласёнок, Оксфорд или Ансон - не более того, Дуглас они по лицензии (- вроде) сами строили... Камуфляж сыграл с Вашей моделью подлую шутку! - Он полностью убивает формы аппарата! (именно с моделью, ибо на настоящем самолёте как раз и добивались такой цели!) У меня когда-то был такой-же эффект на Ки-44. С те пор к таким муфляжаотношусь с большой осторожностью.... возможно, если бы пятна были бы менее контрасны с основной поверхностью и не было бы "убийства"
Тема: Croco 1/72 Nakajima Ki-34 - Японский...(#13849) - обсуждение
Хорошая статья и модель. +1