Эта модель FW190A-5 в 48-м масштабе недавняя новинка от компании Eduard, которая порадовала хорошим качеством и достойной деталировкой. Несмотря на некоторые нюансы в постройке по итогу впечатления остались сугубо положительные.
Прототип
Из вариантов окраски, предложенных инструкцией, выбрал белую 4 Walter Nowotny (1./JG 54 Восточный фронт, район г. Орел, лето 1943 г.) с рисунком головы быка под кабиной и надписью «Rammbock» (Бык, Телец, или же Таран). На этот борт удалось найти несколько фотографий и боковиков, которые разместил в теме о постройке. На фотографиях просматриваются следующие особенности прототипа: трубки системы антиобледенения на козырьке фонаря кабины, отверстие ФКП в корне крыла, круглые заглушки внешних пушечных портов.
Постройка
Вариант профипак для постройки хорош сам по себе, но прикупил еще набор дополнительного травления и смоляные колеса от того же Эдуарда.
Стыковка модели отличная, поэтому сразу собрал детали половинок фюзеляжа и приклеил к ним верхние половины консолей крыла. Пришлось высверлить выхлопные патрубки, так как в отличие от Спитфайров и 109-х отверстия в них почти глухие и требуют доработки. Детали, закрывающие гильзовыбросы, из набора дополнительного травления для этой модели
Двигатель через крыльчатку вентилятора вполне просматривается, поэтому дополнил его свечным коллектором, проводкой и т.д.
В кабине даны варианты сборки боковых пультов, я выбрал с цветным травлением.
Травленые педали приклеил ближе, сделав вставки из пластика 0,5 мм. К педалям добавил тяги из пластиковых прутков. Чтобы тяги встали ровно подклеил с тыльной стороны приборной доски площадку.
Приклеил привязные ремни, ручка с левой стороны приборной доски из проволоки с рукояткой из эпоксидки. Вместо травленой ручки (деталь PE22) использовал ее пластиковый аналог, который есть на литниковой рамке, но в инструкции не обозначен. Пластиковая ручка абсолютно правильная в отличие от плоской травленки. РУС дополнил проводом. Примерка показала, что верхнюю часть приборной доски целесообразнее клеить после склейки половин фюзеляжа.
После покраски кабины и ниши хвостового колеса детали фюзеляжа и крыла 190-го сложились очень быстро. Стыковка отличная. До приклейки нижней части крыла просверлил отверстия под проводку в стенке ниши и деталях С29-34, что, впрочем, удобнее было сделать на этапе монтажа деталей ниш.
Стволы пушек (детали С-7) я удалил, вклеив в ниши только корневые части, в которых просверлил отверстия под штифты. Стволы позднее были сделаны из металлических трубочек и вклеены на финальном этапе. После выведения передней стенки дополнил ниши деталями из дополнительного набора травления.
В модели на передней стенке ниши не показана выступающая кромка, что очень бросается в глаза, на мой взгляд. Исправлял этот момент тянутым литником, проклеив им дважды кромку на текучем тамиевском клее. Потом зашпаклевал суперклеем и вывел поверхность.
Из пленки Оракал вырезал лючки куполов и полоски над ними. Затем из проволоки, припоя и пластика показал проводку, шланги и др. мелкие детали.
Элероны слегка отклонил. До приклейки элеронов нужно было бы сначала разобраться с утяжинами, но я немного усложнил себе жизнь и боролся с ними потом. По моим наблюдениям утяжины на управляющих поверхностях это вообще фирменный недостаток многих эдуардовских моделей. Мой способ их устранения в ветке о постройке.
Затем вывел поверхности, зашпаклевал и вышкурил стыки, дорезал на стыках расшивку и доклепал.
Створки шасси решил использовать пластиковые вместо уже собранных травленых, так как часть створки, закрывающая стойку, должна быть заметно толще. Створки немного ошкурил с внешней стороны.
Внутренние створки решил сделать в выпущенном положении. Это смотрится интереснее, хотя чаще на стоянке они закрыты.
На этом этапе допустил ошибку с подкосами внутренних створок, но потом подправил, спасибо коллегам за подсказки.
При монтаже стоек пришлось немного подрезать посадочные штифты.
Стойки, подкосы и ниши дополнил проводкой и шлангами гидравлики из проволоки и припоя, деталями из дополнительного набора травления. Стяжные болты из пластика. Углубил отверстия в двузвенниках. У одной из стоек шаси сделал трос из капроновой нити, а болт к которому он крепится из кусочка тянутого литника.
Затем окончательно подсобрал детали кабины, заголовник кабины дополнил травленкой. Прицел С12D от Квикбуста. На козырьке фонаря кабины пилота сделал противообледенительную систему из медной проволоки. Стволы пушек из игл от шприца. Окантовки пушечных портов из травления. Пито из трубки, в которую вставил жесткую проволоку, а наплыв между ними из эпоксидки. Солдатики на крыльях тоже из жесткой проволоки.
На фото прототипа хорошо заметны заглушки на местах внешних пушек (кружки вырублены пробойником из тонкого пластика и приклеены на суперклей). Еще просверлил хорошо заметное на фото отверстие ФКП, предварительно удалив имитацию заглушки.
Сразу вклеил вилку хвостового колеса с травленой тягой.
Смоляные колеса слегка «приспустил», дорезал протектор и просверлил отверстия под шланги.
Вышкурил винт и досверлил отверстие в коке. Добавил антенну на нижней части фюзеляжа из жесткой проволоки.
Покраска
После грунтовки покрасил модель в базовые цвета. Схема расположения верхних цветов камуфляжа на фото не просматривается, поэтому в этом плане доверился инструкции. Единственно, что сделал не по инструкции, это уменьшил границу желтого на нижнем капоте двигателя. Такой вариант, судя по фото 190-х, чаще встречался.
Для основы светлого оттенка верха камуфляжа взял Ганзовский 340 FIELD GREEN. Для второго цвета взял ганзовский RLM 70, который немного осветлил.
После нанесения базовых цветов аэрографом сделал постшейдинг и затемнения, затем осветления и коррекцию базовыми цветами.
На прототипе контраст камуфляжных цветов не очень сильный, поэтому на модели его тоже сглаживал, применив своеобразный фильтр - задувал каждый из цветов жидко разведенным соседним с большого расстояния. Прототип, судя по фото, окрашен не супер аккуратно, присутствуют какие-то пятна и следы подкрасок. Постарался учесть эти моменты.
Как обычно перед нанесением декалей задул модель глянцевым лаком.
Декали Эдуарда легли нормально, единственно лаковый слой немного выступал, поэтому затем его подшкурил. Спираль на коке – декаль из набора, но она никак не хотела ложится как надо, так что пришлось ее докрашивать. Техничку на модель нанес по минимуму, в основном на низ крыла и шасси. Сомнительно, что на верхних поверхностях ее восстанавливали, да и на фото прототипа ее там не видно.
Аэрографом надул следы выхлопа, нагар, потеки масла и грязи.
Раскрасил всяческую мелочевку кистью.
Прототип несет заметные следы сколов до металла. И хоть я не люблю сильно ободранных самолетов, но пришлось их все же показать, пусть и не столь обильно как на фото.
Затем опять слой лака, смывка и тонировка масляными красками и жидкостями от Mig и AK. Для контраста заклепки на достаточно темном верхе сделал светлой смывкой.
После матового лака снял маски, выполнил финальную сборку и окончательную тонировку, натянул антенну. БАНо из эпоксидного клея с добавлением краски.
Спасибо всем, кто помогал советами по ходу постройки.
Прямо загляденье, Алексей!
Отлично сработано - можно смело использовать в качестве образца для своей работы.
Это тот случай, когда можно смотреть и смотреть. :cool: Однозначно "+"
Привет!
Работа класс, оооочень понравились цвета и и следы эксплуатации! Супер!
Единственный вопрос, а свастика на хвостовом оперении не переразмерена, мне показалось что она на 32-ой масштаб????
Может статью невнимательно прочитал и там все написано, извиняюсь заранее.
С уважением, Павел.
Приветствую Павел!
Извиняюсь за поздний ответ, был в отъезде.
Спасибо за отзыв.
Декаль бралась по инструкции. На первой странице есть фото прототипа. Вроде размер похож.