Здравствуйте,господа!
Итак,история.
Жил был на свете человек по имени Горацио Фредерик Филлипс.
Он очень хотел летать, причём летать быстро. Но была тут одна загвоздка: Горацио Филлипс родился в 1845 году, и на момент его вступления в сознательный возраст, да и на протяжении большей части оного мировая авиация могла предложить ему разве что воздушные шары.
Поэтому Горацио Филлипс стал строить самолёты – как и прочие пионеры, в конце 1880-х, когда каждый неленивый инженер придумывал свою конструкцию. Мы помним, чем это закончилось: в 1903 году планер братьев Райт поднялся в небо с толкача и полозьев, а спустя три года, в 1906 году, Альберто Сантос-Дюмонт совершил первый полёт на полноценном самолёте (и, кстати, половина мира именно его считает первым авиатором, а вовсе не Райтов). Жизнь последнего была невероятно интересна и трагична – но в этой истории речь не о тех, кому всё удалось. В этой истории пойдёт речь о великом неудачнике Горацио Фредерике Филлипсе, который верил в то, что чем больше крыльев у самолёта, тем скорее и выше он поднимется в небо.
В 1880-е годы никто толком не знал, что может полететь. Поэтому количество безумных орнитоптеров и прочих странных штук превышало все мыслимые пределы. Каждый пионер авиации считал свою точку зрения единственно верной – и строил что-то своё. Филлипс был, видимо, одним из самых оригинальных инженеров конца XIX века. При этом – надо отдать ему должное! – его 200-крылая машина не только поднялась в воздух в 1907 году, но стала первым британским самолётом, осуществившим независимый полёт (в США к этому времени уже поднимались Райты, во Франции – Сантос-Дюмонт). Кроме того, Филлипс внёс огромный вклад в исследование аэродинамических свойств крыла – его научные работы на эту тему серьёзно подтолкнули мировую авиацию вперёд. Но ему-то хотелось летать.
К этому моменту ряд инженеров уже работал над своими машинами. 46-летний Филлипс, подкреплённый теоретическими познаниями, решил не отставать.
В 1893 году его первый самолёт, известный ныне как Phillips Flying Machine, был выкачен из ангара. Аппарат выглядел весьма экстравагантно – он представлял собой плотную сетку из многочисленных крыльев, расположенных через каждые 5 сантиметров в высоту. Всего их было 50, длиной они были от 5,8 до 6,7 метров, а шириной – всего лишь 3,8 сантиметра: Филлипс полагал, что правильная форма профиля и количество крыльев позволят самолёту без проблем взлететь.
6-сильный двигатель вращал толкающий пропеллер с двумя лопастями. По расчётам Филлипса подъёмной силы хватало на 180 кг – а машина весила всего 160 кг. И она взлетела. По настоящему. И достигла в полёте скорости 65 км/ч – удивительная цифра для тех времён.
Испытания своего беспилотника Филлипс проводил оригинально – как лошади. Был построен круговой деревянный настил диаметром 60 метров, в центре вбит колышек, к нему привязан самолёт (кстати, эту систему Филлипс позже запатентовал). Далее двигатель заводился, самолёт разгонялся, взлетал и летал по кругу на высоте полуметра – метра. Всего Phillips Flying Machine пролетел 610 метров. Таким образом, Горацио Филлипс убедился в наличии у своей затеи смысла. И стал строить самолёт для человека.
Впрочем, всё это время Филлипс думал не только о мультипланах. Ещё в середине 1880-х он запатентовал обычный биплан, а в 1903 году построил беспилотный моноплан с бензиновым двигателем (он даже взлетел, кстати – но упал, двигатель сломался, пропеллер раскололся, и опыт Филлипс свернул). В любом случае душа его к столь малому количеству подъёмных плоскостей совершенно не лежала.
Работа, отсутствие средств, технические сложности растянули процесс строительства пилотируемого мультиплана на целых 10 лет. Лишь в 1903 году – ещё до того, как Райты запустили свою машину – Multiplane №2 был закончен. В сентябре Филлипс начал испытания 32-крылой машины – и по собственным записям и свидетельства его сына и племянника совершил-таки 25-метровый полёт на высоте порядка метра от земли. Самое интересно, что в 1972 году некий Кэнт сообщил, что был свидетелем этого самого полноценного полёта. Таким образом Филлипс практически вмешался в гонку за первенство между Райтами и Сантосом-Дюмонтом. Но если Райты и Сантос-Дюмонт проводили свои испытания при скоплениях народа и журналистов, то Филлипс занимался авиастроением тихо – и доказать, был его полёт или нет, сегодня не может никто. Хотя вполне вероятно, именно он первым совершил управляемый полёт на аппарате тяжелее воздуха.
Так или иначе, полёт второй машины Филлипса не удовлетворил – и он построил третью. Быстро, за год. Уже зафиксированный успех Райтов Филлипса не смущал – его самолёт-то должен был взлететь сам, с земли, без сильного ветра, который Райтам был необходим. На этот раз двигатель был 22-сильный, четырёхцилиндровый, и инженер построил его самостоятельно. Трёхметровый 270-килограммовый (вместе с пилотом) мультиплан на этот раз имел всего 20 крыльев, зато теоретически мог достигнуть 55 км/ч.
Но что-то пошло не так. Мультиплан категорически отказывался взлетать. Подпрыгивал (самый длинный прыжок составил 15 метров – на полёт явно не хватало), пыхтел, но не мог подняться в воздух. Филлипс не отчаялся. Он понял, что ошибся в количестве крыльев. Примерно раз в десять. Правда, в 1906 году он снова пытался поднять в воздух перестроенный №3 – но безуспешно. Деталей этих попыток история не сохранила.
Так или иначе, спустя три года после третьей модели, в 1907 году, Филлипс выкатил из ангара четвёртый (или пятый, если считать переделанную модель 1906-го) мультиплан (к слову, проблема самостоятельного взлёта и независимости от погоды уже была решена Сантосом-Дюмонтом). Вид у машины был совершенно безумный. На базу от Мультиплана №2 инженер посадил четыре одинаковых рамы от успешно летавшего беспилотника №1 – таким образом, у него вышел 200-крылый (!!!) гибрид.
Пропеллер был тянущий, диаметром 2,4 метра. Без пилота машина весила 225 кг и была рассчитана на максимальную скорость 48 км/ч.
6 апреля 1907 года Филлипс, наконец, осуществил свою мечту. Его мультиплан №3 взлетел и пронёсся порядка 150 метров – первый в Великобритании управляемый полёт состоялся. Факт был зафиксирован. Правда, сам Филлипс полётом то, что у него выходило, уже не считал – он был обескуражен блестящими успехами Сантоса-Дюмонта, пролетавшего столько же в любой момент перед скоплениями народа. Филлипс хотел пролететь больше.И дальше....
В это самое время американская армия давала кошелёк за кошельком братьям Райт в обмен на обещание поставить в армию партию управляемых самолётов.В это самое врем парижские денди копировали характерные наряды Сантос-Дюмонта, а фирма «Картье» специально для него делала наручные часы. В это самое время о Горацио Филлипсе никто толком ничего не знал, а его безумная конструкция явно проигрывала по простоте и эффективности и упомянутым пионерам авиации, и даже ещё не взлетевшим, но уже многообещающим самолётам Блерио.
Впрочем, Филлипс построил ещё один мультиплан со 110 крыльями – в 1911 году. 6-цилиндровый двигатель, 2,6-метровый пропеллер – всё.Больше ничего не известно...
Видимо, если бы Филлипс избавился от своей мультипланной мании хотя тогда, когда значительно более простые конструкции показали себя в деле, у него что-нибудь да и вышло бы. Но в последующие несколько лет самолёты стали строить все кому не лень – и сумасшедшие машины англичанина окончательно канули в бездну истории. Правда, его работы по аэродинамике крыла были очень популярны, его патенты приносили ему деньги, его исследованиями пользовались ведущие авиастроители мира. Но Филлипсу этого было мало. А большего уже не позволял возраст.
И он ушёл на покой. Никто и ничего больше не слышал о Горацио Филлипсе вплоть до 1926 года, когда он скончался в своей постели в возрасте 81 года.
Наверное,сегодня все это выглядит очень смешно.Но приведу цитату из любимого мной Вадима Шефнера-"Путь его ложен, смешон, нелеп - но цель
мудра, благородна и современна. Он - антипод, обратный знак, оборотная
сторона медали... Но именно медали, а не фальшивой монеты! А на другой
стороне медали будет когда-нибудь вычеканен профиль подлинного открывателя ".
И о модели.Эвергрин нам поможет!!! Очень кропотливо нарезал полоски. И потихоньку начал выклеивать. Пинцет и терпение-вот что главное. Он даже не слишком сложен в изготовке,если хотите знать...
Фюзеляж и двигатель-так же самодельные.
Спасибо, очень интересная статься!!! Прочитал с огромным интересом и почерпнул для себя, совершенно не известную мне, до этого историю.
И конечно, плюс за реализацию! ))))
Само исполнение "неведомой летающей хрени" удачно, а уж статья о всех трудах британского сумрачного гения весьма и весьма интересна. Мои поздравления, Миша.
С уважением - Олег.
Не смог удержаться, прости Михаил... Отличная статья, задумка интересная но исполнение... даже не о том что где-то повело - на оригинале и не такое... порочная технология - широкие плоские стойки стоящие поперёк потока всё портят - на оригинале этого нет. - что-то не додумал в самом начале.... извини ещё раз... :facepalm:
Тема: Самодел 1/ 48 Мультиплан Горацио Фил...(#12055) - обсуждение
Спасибо, очень интересная статься!!! Прочитал с огромным интересом и почерпнул для себя, совершенно не известную мне, до этого историю.
И конечно, плюс за реализацию! ))))
С уважением, Алексей.