Уважаемые моделисты, предлагаю Вам ознакомиться с не очень обычным проектом - набором заготовок для создания модели самолета Ил-14м. Эти наборы я планирую выпускать малыми сериями по заказу, под маркой "ИП ЛАВРОВ В. Г.".
Модель разработана для мелкосерийного производства методом печати на трехмерных принтерах. Корпусные детали печатаются капроновой леской 0,4мм (это самый недорогой способ), мелкие детали на фотополимерном принтере (и это очень дорого). Есть надежды, что цену удастся удержать в пределах 3200 руб. в розницу.
Как коммерческий проект эта затея просто никакая, печать происходит очень медленно (на одну модель нужно несколько дней), но для совсем маленьких фирмочек фанатов – моделистов такие проекты могут быть реальными.
Принтер печатает достаточно точно, но есть несколько «но». Для начала необходимо выломать поддержки – тонкие полоски плаcтика, применяются для поддержки основного материала при формовании. Это не неудобство, скорее, это развлечение. Первое неудобство – большая шероховатость поверхности (0,2мм между витками проволоки). Вторая особенность – при установке печати слоями через 0,4мм на пологих поверхностях (крылья, ГО, ВО) появляются характерные уступы – «геодезические линии». Они хорошо видны на фотографиях.
По этой причине приходится все 100% поверхностей шкурить и покрывать шпаклевкой. Впрочем, всё это проходит достаточно быстро и приятно. (Фото на фоне пленки с наружными наклейками – ошкуренные детали).
По характеру сборки модель ближе не к широко известным пластиковым, а где-то к моделям из дерева. Никаких швов расшивки и тем более заклепок заложить в модель тут невозможно, но зато появляется свобода творчества – какие швы хочешь, такие и нарисуешь, а если не понравится, то всегда можно исправить шпаклевкой.
Материал хорошо склеивается клеем для пластиковых моделей. А вот изготавливать шпаклевку методом растворения материала в дихлорэтане или модельном клее я бы не советовал – потом будет очень тяжело обрабатывать. Пробы ради я испытал три разных удешевленных способа. Испытывались два вида шпаклевки для дерева из строительного магазина (акриловые), одна – водорастворимая в низкой баночке (как от сметаны), вторая – водостойкая (после высыхания), расфасована в тубе. Особой разницы я не заметил, обе хорошо ложатся и легко обрабатываются. Водорастворимая имеет свойство липнуть к пальцам и оставлять отпечатки на модели, но это не критично. (На фото они темнее). Нос самолета и ГО обработаны клеем «жидкие гвозди» для пенопласта. В качестве шпаклевки его применять можно, он при высыхании не уменьшается в объёме. Но применять его стоит только в том случае, если он уже куплен и до магазина бежать лениво. Материал твердый, тяжело сошлифовывается, дает хорошо заметную границу между покрытием и основным материалом. По это причине приходится сошлифовывать его полностью, чтобы остались только те части, которые заполнили впадинки.
Фото на фоне компьютера – детали после шпаклевки.
В целом работать с моделью приятно, мне понравилось.
Внутренние не обязательные детали разработаны из бумаги. Обстановка кабины пилотов, радиста и штурмана, кресла пассажиров, переборки даны развертками (цветная печать на тонкой бумаге). Решение нетрадиционное, вынужденное. Если мы будем делать кресла и все оборудование 3д-печатью, это сильно удорожит набор и увеличит время печати, что может быть критично. Кто не хочет клеить кресла, приклейте на окна шторки (будут в наборе).
На фотографиях использована бета-версия задней части фюзеляжа без отверстия для основной двери, в наборе будет и отверстие в фюзеляже, и дверь.
Тестовая сборка получилась не образцово, но у меня не было цели создавать модель выставочного уровня на соревнования – надо было доказать, что модель собрать можно, и попробовать разные технологии.
Принципиально не стал заглаживать и шпаклевать стыки между передней, задней и центральной частями фюзеляжа, а также стыки по крыльям. Работы там было на 15 минут, но мне нужно было показать уважаемым моделистам, что можно получить из набора в режиме «как есть».
Склеивал клеем для моделей и пробовал разные универсальные клеи. Клей для моделей использовать можно, но он растворяет материал намного меньше, чем в случае с полистиролом. Хвост, приклеенный клеем для моделей, при силовой обработке отвалился. А вот крылья держатся прекрасно. Хвост приклеил клеем для пенопласта («TitanWild»), получилось покрепче.
Прозрачный фонарь пилотов можно было сделать из отпечатки 3-д принтера, это уже возможно. Но смысла нет никакого, там поверхности одинарной кривизны. Так что лучше делайте их из прозрачной упаковки. Пробовал два варианта фонаря пилотов – из двух частей, с отдельной нижней деталью, и цельный. На мой взгляд, цельная деталь получилась намного лучше (левый борт). Фонарь из двух частей получился не так аккуратно (правый борт), думаю, криво будет всегда и у всех получаться. По результатам сборки конфигурация фонаря пилотов немного изменена (добавлен непрозрачный выступ в нижней линии окошек фонаря).
Попробовал аэродинамические гребни (те, что в носу снизу) сделать из бумаги. Получилось ужасно, Приклеивать сложно, остаются неудалимые куски клея, при окраске они изгибаются, и исправить ничего невозможно. Сделайте их лучше из пластиковой упаковки.
В традициях моделистов принято процарапывать заклепочные и обшивочные швы тоненькой иголочкой или ножом. Материал вполне позволяет этот метод. Рекомендую. При изготовлении клапанов выпуска воздуха за капотами двигателей придется прорезать линии поглубже. К сожалению, изобразить их при трехмерной печати практически невозможно.
У меня не было сомнений, что специальные краски для моделей лягут хорошо, особенно с помощью аэрографа, поэтому было интересно, как лягут водорастворимые акриловые краски. Испытывались краски художественные и строительная (матовая, на этикетке написано разрешение шлифовать). Художественные краски снялись с модели, как носочек с ноги – при наложении маски скотч зацепился за краску, я потянул – и снялась вся краска с модели, целиком. Краска художественная, которая продавалась отдельно в баночке, держалась получше, строительная тоже неплохо себя показала. Но лучше не пользуйтесь ни тем, ни другим, очень мусорная поверхность получается, очень толстая (нужно 3 слоя минимум), и держится плохо. Используйте краски для моделей или специальные краски для пластмассы автомобильного происхождения (из баллончиков).
Модель обязательно красить изнутри серой краской (варианты – оклеить темной бумагой или фольгой), иначе просвечивается насквозь.
Шасси дано в модели в двух вариантах – убранное и выпущенное, для них используются разные детали, будьте осторожны. Эту модель даже с выпущенными шасси лучше сделать на подставке. Стойки шасси выдерживают вес модели, но они такие тоненькие, а модель такая массивная… Особенно легко они сносятся при случайном движении рукой.
При наклеивании цветных деталей из пленки (декалей) ни при каких условиях не касайтесь окон пальцами. Кончики пленки желательно подклеить прозрачным клеем («момент – кристалл», например). До приклеивания окон удалите из недр модели весь мусор (можно пылесосом), иначе потом он может прилепиться к окнам и удалить его не будет никакой возможности.
Синий «аэрофлотовский» цвет в тестовой модели сделан темнее, чем нужно, в серии будет немного светлее.
В экспериментальной модели использована задняя часть фюзеляжа без двери, в наборе будет дана задняя часть фюзеляжа с проемом двери и дверь отдельно. Очень рекомендую моделистам перед приклеиванием задней части проверить по цветным прозрачным деталям окошек положение выреза в двери, возможно, придется подгонять заднюю часть под наклейки.
Модель смотрится очень зрелищно. Габариты модели длина 310 х размах 440 х высота 111 мм.
Предлагаю заказывать модель прямо у нас, производителей. Пока будем пытаться продавать через интернет, лично. При очень большой стоимости модели и сверхмалых объемах производства идти в магазин, даже в интернет – магазин, который увеличит стоимость в полтора раза, пока нет смысла. Пределом мечтаний остается производство и реализация семи штук в месяц.
В настоящий момент идет процесс выяснения точной себестоимости, пытаемся найти более дешевые варианты, так что цена пока не определена окончательно. Ориентировочная стоимость 3200 руб., пересылка по почте потребует от вас еще рублей 200-300. Как начнем предлагать изделие модельным магазинам, цена подпрыгнет где-то до 4500 руб., так что торопитесь. Набираем предварительные заказы.
А этот человек случайно не появлялся со своими танками на МКСМ в ДК"Москворечье" на Каширке???
Помню ездили там по травке на газонах перед центральным входом такие танчеги как в описании..
Т-34-85 точно был и еще был какой-то "фриц", не помню какой конкретно.
зы:
Ну вот в результате плодотворнейшего обсуждения и итог - посрались два Вовы - Эйероплан и Nazar..
В связи с этим всем предлагаю переместиться в уютный кинозал на Youtube и с удовольствием посмотреть отличную кинокартину
ИЧСХ по теме - Короткометражка «Пиндос» 2015 года выпуска, режиссер Алла Елисеева, оператор Алексей Сурков.