Приветствую, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию свою вторую попытку собрать самолет Boeing F/A-18E/F Super Hornet от Italeri в масштабе 1/72. Набор не самый удачный, и связано это даже не столько его слабой копийностью и проработкой мелочей, сколько с неважной стыковкой деталей. Шпаклевки пришлось местами положить достаточно много и соответственно проявить изрядную долю терпения, шлифуя проблемные места. Но зато его было не жалко в части отработки накатывания клепки, правки расшивки. Основная задача, которую я поставил себе – просто попытаться аккуратно собрать и покрасить.
Прототип
Боинг F/A-18E/F «Супер Хорнет» (Boeing F/A-18E/F Super Hornet) — американский палубный истребитель-бомбардировщик и штурмовик. Является глубокой переработкой проекта истребителя F/A-18. Торжественная выкатка опытного истребителя состоялась 18 сентября 1995 г. на заводе в г.Cент-Луис, а первый полет "Cупер Хорнета" состоялся 29 ноября 1995 г. Выпуск всей опытной серии из семи самолетов был завершен к концу 1996 г. Первый серийный самолет F/A-18E/F был поставлен строевой эскадрилье ВМC CША в ноябре 1999 г.
В соответствии с существующими планами, многоцелевой истребитель F/A-18E/F вместе со своим предшественником F/A-18C/D с начала 2000-х годов являются фактически единственными боевыми самолетами на палубах американских авианосцев. Двухместный истребитель F/A-18F со второй половины прошлого десятилетия пришел на смену истребителю-перехватчику F-14 "Томкэт", выполняющему задачи ПВО авианосного соединения, палубному самолету РЭБ ЕА-6В, а также выполняет роль самолета управления и наведения. Одноместный F/A-18E решает задачи истребителя завоевания господства в воздухе и палубного штурмовика (ранее возлагавшиеся на А-6Е). Кроме того, многоцелевой истребитель "Cупер Хорнет" используется в качестве самолета для нанесения высокоточных ударов и самолета-заправщика. Более подробно о прототипе можно глянуть, например на этом сайте.
Сборка
Сборка модели самолета велась в рамках GB: Авиация US Navy и US Marines Corps. Подробно сборка самолета описана в соответствующей теме здесь.
Там же я попытался дать некоторый обзор того, что лежало в коробке и что использовалось из дополнительных наборов. В процессе работы дополнительно прикупил смоляные колеса от Northstarmodels (за приобретение отдельное спасибо Владимиру ака Nazar – оперативно все отправил, процесс сборки самолета не затормозился), т.к. комплектные немного подпортил, пытаясь имитировать их нагруженность. В статье остановлюсь на основных моментах:
начал работу с одного из самых неприятных мест модели – воздухозаборников. Опустим вопросы их копийности, это зрелище не для слабонервных. Сборка этих узлов потребовала и подклейки местами пластика, и обильного применения шпаклевки, как простой, так и двух компонентной, а также изрядную долю терпения на обработку, шлифование стыков;
ниши основного шасси. Был срезан выступ внутри ниш – его там быть не должно, получившееся отверстие заклеено листовым пластиком S = 0,3 мм, из него же имитирован силовой набор, а также проводка из тонкой проволоки D=0,2 мм и какой-то еще более тонкой;
кокпит. Использовано травление от Eduard: боковые панели и приборка. Травленая приборная панель стала похожа на прототип (китовая за ненадобностью ушла в ведро). Для усиления травленой приборки из пластика S=0,3 мм вырезал основу. Далее окраска и сборка на глянцевом лаке по принципу бутерброда. Затем несколько нудная процедура подгонки под козырек приборной панели. Пришлось основательно поработать бор-машинкой. Вклейка кокпита в фюзеляж сопровождалась заделкой щелей в задней части двухкомпонентной шпаклевкой от Tamiya.
верхняя часть фюзеляжа. Прорезаны отверстия в задней части, изготовлены и вклеены в них совки из листового пластика S = 0,3-0,13 мм. Затем из пластика 0,3 мм сделаны маленькие гребни по бокам отверстий. Зашпаклевана, зашлифована, а потом нарезана заново расшивка, более соответствующая прототипу. Нанесена клепка;
стабилизаторы. Отрезаны от фюзеляжа, в торцы вклеены штифты, для последующего монтажа. Убрана лишняя расшивка, нарезаны лючки, добавлена клепка;
кили. Убрана лишняя расшивка, частично добавлена недостающая. Нанесена клепка. Сточена задняя кромка рулевых поверхностей. БАНО – производства Elf 1/72;
крылья. Отрезаны от фюзеляжа. Несколько изменено расположение пилонов относительно продольной оси самолета. Теперь они расходятся веером, как и на прототипе. Отрезаны закрылки и предкрылки, смонтированы в отклоненном положении. Закрылкам бор-машинкой и шкуркой придана аэродинамическая форма. Заново изготовлена пластина из пластика S=0,5 мм, закрывающая сверху щель между закрылком и плоскостью крыла. Доработана передняя кромка крыла с помощью прутка сечением полукруг D=1,0 мм и шпаклевки. Зашпаклевана, зашлифована, а потом частично нарезана заново расшивка, сделана клепка. На оконечностях крыла из пластика 0,3 мм изготовлены небольшие гребни в соответствии с фото.
торцевые пилоны вооружения. Из проволоки 0,2 мм сделаны направляющие;
из пластика 1 мм изготовлен центральный подфюзеляжный пилон для топливного бака. Штатный был совсем не похож;
переделаны кронштейны крепления и обтекатели приводов закрылков под «новое» отклоненное положение;
изготовлены форсажные камеры для двигателей. Свернута в трубку бумага и пропитана супер-клеем;
имитация фары на носовой стойке шасси срезана и заменена на продукцию Elf;
из травления и трубочек D=0,3 мм сделал замки крепления AIM-120 на правом ВЗ;
чуть доработал ракеты AIM-9. Приклеил на задние стабилизаторы кусочки фольги, имитировав рулевые поверхности.
Окраска
Предварительная грунтовка самолета выполнена Mr. Surfacer 1200, растворитель родной Mr. Color Thinner. Кокпит кабины пилота – основной цвет Humbrol US Gull Grey (129), что соответствует (если верить таблицам соответствия цветов, которые представлены на нашем сайте) FS36440 Flat Gull Grey. Панели, рамки дисплеев – Tamiya Flat Black (XF-1). Дисплеи – Humbrol Dark Green (30), затем покрыты глянцевым лаком. Кресло пилота – боковины, подголовник, начинка сзади Tamiya Flat Black (XF-1). Подушки сиденья – осветленный процентов на 30% Humbrol Olive Drab (66), затем сухая кисть этим же цветом, но осветленным в соотношении 50:50. Нижняя часть под подушкой - Humbrol Dark Green (30). Ремни в основном - Humbrol Olive Drab (66), а также осветленный Tamiya Neutral Grey (XF-53). Фюзеляж – окрашен по схеме: верх - Dark Ghost Grey (Humbrol US Compass Grey 128), низ – Light Ghost Grey (Humbrol US Ghost Grey 127). Низ окрасился нормально, а вот с верхом намучился: краска постоянно забивала аэрограф, то шли брызги, то факел пропадал – запарился. Несколько раз промывал аэрограф с почти полной разборкой – толку ноль. Видимо надо пользоваться Mr. Color. Ниши шасси – Tamiya White (X-2) Сопла – Tamiya Metallic Grey (XF-56) c небольшим добавлением Tamiya Gun Metall (X-10) – это снаружи. Внутри: 1ый слой - Tamiya White (X-2), затем 2-ой - Alclad II Jet Exhaust (Alc-113). Затем местами ватной палочкой стер 2-ой слой – получилось… средне, мне не очень понравилось, в следующий раз буду пробовать что-нибудь другое. Жаропрочные панели – Alclad II Burnt Iron (Alc-121).
Декали
Декали от Authentic Decals оказались ужасного качества. В расшивку не втягивались никак и ничем. Совершенно не эластичные, при нанесении на криволинейную поверхность крошились на мелкие кусочки. Держаться на поверхности очень плохо, и после нанесения матового лака еще и засеребрились. Единственно, что понравилось – это качество прорисовки мелких деталей и надписей – все читаемо, в этом никаких нареканий.
Наносились декали на глянцевый лак от Gunze Mr. Color GX100 Super Clear III. Приваривались как обычно жидкостями Set и Sol от Microscale. Затем повторный слой глянца.
Смывка от MIG, пачкание пудреницами от Tamiya и финальный слой матового лака Mr. Color C-182 Flat Clear.
Вооружение
Комплектное вооружение не использовал по причине его кривости, некрасивости, сложности сборки (точнее стыковки деталей) и т.д. и т.п. – каждый надет недостаток себе по душе.
Дополнительный топливный бак взял из запасов, от обычного «Хорнета»;
AN/ASQ-228 Advanced Targeting Forward-Looking Infrared был предоставлен мне коллегой Ляксей, за что ему огромное спасибо! Комплектный больше напоминает изделие из магазина интимных услуг, чем свой прототип.
AIM-9L/M (1 шт.) – из наборов вооружения от Hasegawa;
GBU-12 (2 шт.) – из наборов вооружения от Hasegawa;
GBU-38 (2 шт.) – опять же спасибо коллеге Ляксей за помощь.
На всех деталях пришлось шлифовать след от стыка пресс-форм, на Сайдвиндерах уменьшить толщину задних стабилизаторов, но это было не сложно.
Недостатки набора (мой взгляд)
Самый большой недостаток, если опустить вопросы копийности, это стыковка деталей модели. Практически все швы требуют шпаклевания, шлифования ну и как следствие, последующего восстановления расшивки. Наиболее проблемные места:
воздухозаборники;
места стыковки деталей фюзеляжа особенно большие ступеньки получаются в задней части (стык верхней и нижней половинок), в средней части между ВЗ и чуть меньшая в носовой части в районе кокпита;
стыковка крыльев к фюзеляжу;
вооружение самолета: опять же плохая стыковка деталей между собой, толстое оперение, очень условная копийность;
крайне упрощенно показаны двигатели, ФК отсутствуют как класс.
Вот, собственно, и все что могу рассказать о проделанной работе. Всем отличного настроения и приятного просмотра!
Не знаю на сколько хороша или плоха эта модель в пластике и насколько она точна как копия, но результат мне понравился. Красиво, аккуратно, смотрибельно, да и фотосессия - вызывает "белую" зависть. +1.
48.
48
Спасибо за отзыв!
Мой обзор пластика в коробке есть на первой странице этой темы. Если характеризовать в 2х словах - дрова. Как по копийности, так и по собираемости.
ada77-27
Спасибо коллега! Рад, что модель понравилась.
Juriyв 11.02.2014 - 13:23 Тема: Italeri 1/72 Boeing F/A-18E/F Super Hornet – Второе дыхание
Да работа проведена колоссальная(сам мучался с италовским) Я хотел бы добавить по поводу хамброловских красок:сам сталкивался неоднократно с таким явлением-забивание аэра,какие-то непонятные частицы и пр. и это касается тех баночек которые покупал недавно,а вот из старого разлива такого явления не наблюдал.В общем после работы с Ганзой хочется Хамброл в утиль отправить,единственное с чем не поспоришь-это широкая палитра цвета хамброла. А вот декали попробуйте Ганзовским Mr.Mark Setter-приваривает что угодно,но аккуратно-без фанатизма(слишком нежные деки может разъедать). Удачи.
Juriy
Спасибо за отзыв, коллега. Насчет Хамброла Вы попали в самую точку - краски были куплены совсем недавно (в течении прошлого года). Проблему с деками от Аутентик, как и с Хамбролом решил еще проще - декали в мусорное ведро, по краскам принято решение остановиться на Тамии и Мистере Колоре.
борисв 16.05.2015 - 11:18 Тема: Italeri 1/72 Boeing F/A-18E/F Super H...(#5757) - обсуждение
48.