Разрешите представить вашему вниманию модель самолета US-2N Tracker, прототип которого служил в школе пилотов авиакомпании KLM.
Набор
Как только появилась информация о том, что фирма Kinetic будет производить этот кит, у меня появилось большое желание его приобрести. Я разместил на Лаки предварительную заявку и стал ждать. И вот я стал счастливым обладателем заветной модели. Но моя радость длилась недолго. Чем больше я изучал содержимое коробки, тем в большее уныние приходил. Даже скорее не уныние, а недоумение. У меня создалось впечатление, что производители долго решали, чего они хотят видеть, но так и не решили. При изучении литников появляется чувство, что их количество должно было быть больше. На существующих литниках присутствуют в большом количестве детали, которые никак не могут быть использованы в заявленной модификации. Вместе с тем, фюзеляж представляет собой нечто среднее между модификацией -2А и -2Е. Скорее всего Kinetic предполагал вложить в набор консоли и стабилизатор от -2А. Это позволило-бы продавать обе эти модификации. Но что-то их остановило, когда пресс-формы были уже готовы. Этому предположению благоприятствует то, что консоли в ките идут отдельными от центроплана деталями. Других объяснений состава кита у меня нет. Правда, при таком подходе ни о какой достоверности не может быть и речи. Все дискуссии о соответствии чертежам становятся неактуальными. Можно говорить только о некотором сходстве с прототипом. Даже в заявленной модификации -2Е, Вы не сможете собрать правильный Трекер. Например, кабина явно от модификации -2А.
Теперь о деталировке
У меня создалось впечатление, что данный кит изначально разрабатывался в расчете на использование афтермаркета. Ниши шасси, отсек вооружения, кабина, отсек прожектора не имеют деталировки, или она минимальна. Но зато они удобны для установки фототравления. Ничего срезать и выравнивать не надо. К самому афтермаркету мы еще вернемся.
Еще одним непонятным решением является отсек вооружения. Его можно сделать только открытым. Чтобы его закрыть Вам придется придумывать, каким образом закрепить створки, чтобы они не провалились внутрь. Как уже упоминалось, он девственно чист. Но за то, для него имеются торпеды в количестве 2 штук.
Стоит отметить, что кит позволяет собрать модель со сложенными консолями. Это является несомненным плюсом. К тому же торцевые вставки, имитирующие механизм складывания, сделаны достаточно хорошо. Здесь слово «хорошо» не является синонимом слову «достоверность». Вообще, как я сказал раньше, слово «достоверность» должно быть заменено словом «похожесть».
Теперь о собираемости. Если Вы не предполагаете делать каких-то доработок, а решили собрать модель «из коробки», у Вас не должно возникнуть никаких серьезных проблем. Стыкуемость деталей хорошая. Шпаклевки почти не требуется. Единственная утяжина замечена на стойке шасси и была исправлена капелькой суперклея.
Теперь перейдем к афтермаркету
А точнее к наборам фототравления от фирмы Эдуард.
Конечно, сам кит не радует достоверностью. Но еще печальней то, что фототравление от Эдуарда только увеличивает пропасть между моделью и реальным прототипом.
Итак, по порядку.
Вначале травление для кабины. На самом деле этих наборов имеется два. В одном даны панели приборов и органов управления, а также привязные ремни. В другом, кроме всего этого, имеется пол кабины, задняя стенка и разная мелочевка. На мой взгляд, самый полезный набор – это приборные панели и ремни. Через окна это просматривается очень хорошо. Выглядит красочно, хотя и не совсем верно. В ките задняя стенка кабины совсем гладкая, да еще и проем двери неправильный. И это видно. Так что приобретение полного набора тоже может быть оправдано.
Второй набор – для ниш и стоек шасси.
На мой взгляд, единственная ценная вещь – это петли створок. Вызывает большие сомнения необходимость смены штатных двухзвенников стоек шасси на детали из травленки. Единственное, что можно сделать, это ничего не срезая наклеить П-образные детали на верхние части двухзвенников. Панели для внутренних поверхностей ниши, конечно, оживляют эти самые ниши, но ничуть не лучше, чем просто наклеенные полоски полистирола. Так как все равно это все «от балды», то какая разница как это сделано. Тяги, идущие к створкам ниши переднего шасси тоже лучше сделать из тянутого литника, чем ставить нелепые плоские детальки.
Теперь о наборе для экстерьера.
Начнем с лючков, имеющихся в большом количестве. Лично я предполагал, что накладные лючки встречаются только на танках и паровозах. На самолетах они должны быть заподлицо с обшивкой. Эдуард же предлагает наклеивать их сверху. Хотя толщина их уменьшена, ступенька все равно видна. Есть еще один момент, на мой взгляд существенный. Дело в том, что на реальном самолете щели между листами обшивки гораздо меньше, чем между съемными панелями или вокруг лючков. В предлагаемом варианте все будет наоборот. На пластике уже имеется имитация лючков, но травленые лючки немного больше по размеру и полностью перекрывают штатную канавку. Варианты с прорезанием вокруг приклеенных лючков канавки вызывают только один вопрос. А зачем тогда вообще их ставить? По поводу тяг, шарниров и кабелей, как и в предыдущем наборе, большие сомнения в целесообразности замены штатных. Я, например, не понимаю, как можно имитировать трубочки или довольно толстые кабели плоскими деталями. Еще одним сомнительным элементом являются панели, имитирующие задние стенки мотогондол с отверстиями под акустические буи. Не понятно, чем они лучше штатных. Из действительно полезного имеются две вещи. Первая – это прожектор. В ките он отсутствует совсем. Так что худо-бедно, но его имитацию набор сделать позволяет. Еще одним полезным элементом являются вставки между цилиндрами двигателей. Нет смысла говорить о полной достоверности. Просто более-менее похожи. Вызвала некоторое удивление антенна, которую предлагается установить снизу фюзеляжа. Где они это подглядели?
Да, вот еще что. Если Вы делаете модификацию -2Е, то Вам не обойтись без генераторов вихрей. В наборе для экстерьера они имеются, также как и кондуктор для их установки.
Еще одним элементом афтермаркета являются смоляные двигатели производства фирмы Вектор. Но об этом позже.
Прототип
Теперь о том, что было выбрано в качестве прототипа.
Изначально это был противолодочный самолет военно-морского флота Нидерландов. Базировался он на авианосце «Karel Doorman».
После того, как его списали с военной службы, он был передали в школу пилотов KLM. На нем гражданские пилоты отрабатывали взлет и посадку. Это происходило до конца 80-х. С начала 90-х он сменил несколько владельцев.
Сейчас он уже не летает. Живет в аэропорту Амстердама и развлекает публику тем, что запускает двигатели, складывает-раскладывает консоли и катается туда-сюда. Теперь его внешний вид уже изменился, появились новые надписи, наклейки. Нацепили на него верхний радар. Капот левого двигателя от другого самолета. Модель отражает прототип на период 80-х.
Итак, прототип был выбран, а значит, из этого кита мне надо было сделать модификацию S-2A, а точнее US-2N. Как уже упоминалось, фюзеляж данного кита немного длиннее, чем требуется для -2А и короче чем надо для -2Е. Причем, резать фюзеляж потребовалось-бы в двух местах, к тому же, ступенчато. И сразу возникли-бы очень большие сложности с сочленением всех частей. На разных форумах уже достаточно обсуждалось, что и где надо отрезать-добавлять. Я не буду на этом останавливаться. На мой взгляд, никакого практического смысла в этом нет. Проще сделать фюзеляж заново. Я пошел по другому пути. Просто решил, что мне подойдет и так. После этого тема с чертежами для меня отпала сама собой. Самой большой удачей было наличие законцовок мотогондол модификации -2А. В ките имеется еще и верхний радар, но для выбранного мной прототипа эта деталь не нужна. К сожалению, консоли крыла, и стабилизатор придется дорабатывать. Далее расскажу непосредственно о процессе постройки.
Сборка
Начал с интерьера кабины. Поскольку я приобрел набор травления для интерьера в урезанном варианте, без задней стенки и пола, то сделал стенку самостоятельно. Еще немного доработал кресла. Особенно много внимания уделил размещению груза. Заполнил дробью все имеющиеся пустоты. Но, как оказалось впоследствии, этого было не достаточно.
Самыми заметными доработками были переделка законцовок консолей крыла и уменьшение размаха стабилизатора.
Если с законцовками получилось более-менее похоже, то форма стабилизатора получилась не совсем верная. Но я на это тоже закрыл глаза, так как не хотел больших переделок.
Еще я сделал имитацию убранных спойлеров на верхней поверхности консолей. Странно, почему Kinetic про них забыл. Достаточно заметная деталь.
Следующая доработка – это изготовление фары. Kinetic вообще ничего не поместил под большой прозрачный колпак. Вариант с Эдуардовской травленкой я тоже отмел. Корпус прожектора выточил из алюминия, карданный подвес из стального колечка.
Далее занялся разной мелочевкой, характерной для US-2N. Все видно на фотках и особенных комментариев не требуется.
Поскольку задние перегородки мотогондол надо было изменять, не стал дорабатывать имеющиеся, а сделал их заново. Эдуардовские даже не рассматривал в качестве альтернативы. Пеналы для буев сделал из трубочек.
Двигатели решил использовать смоляные. Встал вопрос с размещением их в штатных капотах. Векторовские движки, как водится, под капоты не лезут. Наверно это проблемы капотов. Но я капоты решил не дорабатывать. Придется делать секвестр цилиндрам. Вопрос только, с какой стороны. После некоторых размышлений и прикидок решил усекать снизу.
Укоротил и вставил штифты, чтобы цилиндры стояли на своих местах.
Стойки шасси немного оживил с помощью имитации трубопроводов.
Штатные пластиковые шины мне не понравились. Какие-то они упрощенные. Решил, что подберу подходящие резиновые. На основные шасси лучше всего подошли Экипажевские шины от Миг-31. Только немного пришлось увеличить диаметр дисков. Сделал это с помощью наклейки полоски из полистирола толщиной 0.2 мм.
Шины для передней стойки подошли от какого то немецкого аэроплана времен ВМВ. Какого точно, уже не помню.
Ниши шасси не правильные, и травленка ничуть не улучшает эту ситуацию.
Покраска
Грунтовал и красил, традиционной для себя, краскойMr.Color от GSI.
Не знаю, насколько точно попал в корпоративную палитру KLM, но краски решил не смешивать. Подобрал из имеющихся.
Надписи наносились двумя способами. Крупные буквы и символы были накрашены через маски, вырезанные из Оракла.
С мелкими надписями сложнее. Вырезать трафареты не получилось. Пришлось изготавливать декаль. В этом мне опять, как и с предыдущим Трекером, помог Лёша (AlexR). Декали в цвет немного не попали, но это не сильно заметно.
Никаких тонировок и прешейдингов решил не делать. Ограничился только выделением расшивки.
Одними из самых заметных внешних элементов являются многочисленные растяжки антенн. Они были сделаны из нейлоновой мононити. Она не ворсится и немного тянется, обеспечивая небольшой натяг.
После того, как все было собрано и покрашено, обнаружилось, что самолет заваливается на хвост. Я думал, что положил слишком много дроби, а оказалось слишком мало. Стало очевидно, что нужна подпорка. Мне очень не хотелось портить внешний вид не съемной конструкцией. Поэтому я вклеил в фюзеляж металлическую трубочку, в которую вставляется кусок стальной проволоки равный по диаметру отверстию в трубке.
В законченном виде модель выглядит вот так.
Вот, собственно, и все.
Ребята, спасибо за Вашу оценку.
Не смотря на все неточности геометрии, сборка модели доставила мне удовольствие.
Странно. Было столько ажиотажа по поводу выхода этого Трекера, а со сборкой ни кто не торопится.
Странно. Было столько ажиотажа по поводу выхода этого Трекера, а со сборкой ни кто не торопится.
А с большинством новинок та же ситуация... Гроулера тоже никто не собирает, а сколько его обсуждали в разных маштабах...
Я просто в восторге! Очень смотрибельно сделанная модель - получил истинное удовольствие от просмотра.
YuvalKв 13.07.2012 - 18:23 Тема: Kinetic 1/48 US-2N Tracker KLM Apprentice Training School
Приветствую !!!!
Примите поздравления с завершением проекта!!!!
Очень понравилось, даже подняло настроение и потянуло обратно к моделям и пластику-)))
Поразила предельная аккуратность и чистота проработки деталей , очень толково все показано и описано ...
Тема: Kinetic 1/48 US-2N Tracker KLM Apprentice Training School