Краткая историческая справка:
Состав проекта (является модификацией проекта 667А): 3 лодки (3 не реализованы).
К-253 (заводской номер 414).
Начало модернизации на Северном Машиностроительном предприятии (Северодвинск) 17.05.1984, окончание 20.12.1988, вступление в строй 1989.
К-395 (заводской номер 415).
Начало модернизации на Северном Машиностроительном предприятии (Северодвинск) 24.06.1988, окончание 30.12.1991, вступление в строй 1992.
К-423 (заводской номер 440).
Начало модернизации на Северном Машиностроительном предприятии (Северодвинск) 1983, окончание 1986, вступление в строй 1987.
В 70-е годы в США, опираясь на успехи, достигнутые в области создания миниатюрных высокоэкономичных воздушно-реактивных двигателей, приступили к разработке малоразмерных дозвуковых стратегических крылатых ракет воздушного и морского базирования. Последние должны были запускаться из стандартных торпедных аппаратов калибром 533 мм, совершать полет на малой высоте и поражать наземные цели ядерными БЧ на дальности до 2000-2500 км с относительно высокой точностью (КВО менее 200 м). Это потребовало от Советской стороны поиска “адекватного” ответа.
В пользу КР говорили их относительная простота и дешевизна, возможность использования различных (в том числе и не специально созданных) носителей, а также высокая вероятность преодоления ПВО противника за счет маловысотного профиля полета и малой радиолокационной заметности.
Создание дозвуковой крылатой ракеты 3М-10 (РК-55) “Гранат”, являющейся аналогом американской ракеты “Томагавк”, было поручено свердловскому НПО “Новатор”, возглавляемому Л.В. Люльевым. Разработка КР была начата в 1976 году. В 1984 году, на четыре года позже, чем американский аналог (“Томагавк”), ракета была принята на вооружение.
Для обеспечения боевого применения КР, оснащенных экстремальной корреляционной системой наведения, в ВМФ был создан специальный вычислительный центр по формированию цифровых карт местности предполагаемых театров военных действий и выработке полетных заданий.
Технический проект по переоборудованию АПКР пр. 667А (пр. 667АУ в АПКРРК по пр. 667АТ (шифр «Груша») создавался ЦКБ МТ «Рубин». Корабль данного типа предназначен для нанесения ударов по военным, промышленным и административным объектам на территории противника дозвуковыми стратегическими крылатыми ракетами ЗМ-10 (РК-55) комплекса «Гранат».
Стратегическая крылатая ракета РК-55 “Гранат” имеет стартовую массу 1700 кг, длину 8,09 м и диаметр корпуса 0,51 м. Она оснащена турбореактивным маршевым двигателем и твердотопливным стартовым ускорителем. КР несет ядерную боевую часть мощностью 100 кТ. Крейсерская скорость соответствует М=0,7, максимальная дальность – 3000 км, система наведения – инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.
Крылатая ракета ЗМ-10 запускалась из ТА, в котором она находится со сложенными консолями крыльев, пристыкованным стартовым ускорителем и с загерметизированным маршевым двигателем.
Перед пуском ТА заполняется водой кольцевого зазора, и для открывания передней крышки давление воды в нем сравнивается с забортным. После выхода ракеты из ТА запускается стартовый ускоритель, с помощью которого она выносится на поверхность. При этом раскрываются консоли крыльев и запускается маршевый ТРД, а стартовый ускоритель отделяется.
Первоначально в качестве носителей комплекса «Гранат» предполагалось использовать ПЛА второго и третьего поколений, а также АПКР пр. 667А, выведенные из состава МСЯС в соответствии с договором ОСВ-1. На последних вместо вырезанных ракетных отсеков с шахтами для БР вставили блок из двух отсеков, в кормовом из которых находились восемь бортовых 533-мм ТА (по четыре на борт, расположенных под углом к диаметральной плоскости корабля), стеллажами на 24 КР комплекса «Гранат» (при общем боезапасе в 32 ракеты, восемь из которых находятся в ТА) и устройствами быстрого перезаряжания ТА. Компоновка механизмов и оборудования в других отсеках прочного корпуса осталась без изменений, только в носовом торпедном отсеке 400-мм ТА заменили на 533-мм ТА, доведя их общее число до четырнадцати (в некоторых источниках говорится (скорее всего ошибочно) о сохранении торпедного вооружения 667-го проекта – четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65, а также два 400-мм ТА (восемь торпед СЭТ-73). Длина нового блока оказалась больше вырезанных ракетных отсеков. В результате возросли длина и водоизмещение корабля.
В ходе модернизации корабли получили усовершенствованный навигационный комплекс “Тобол-667АТ” и ряд других новых или модернизированных систем. ГЭУ и основные общекорабельные системы остались фактически без изменений.
Изначально по проекту 667АТ предполагалось переоборудовать шесть АПКР пр. 667А, в том числе по три на ДВЗ «Звезда» (п.Большой Камень) и на МП «Звездочка» (г.Северодвинск). Причем новые блоки должны были изготавливаться соответственно на ССЗ им. Ленинского комсомола (г.Комсомольск-на-Амуре) и на СМП (г.Северодвинск). Головным АПКРРК проекта 667АТ должна была стать К-236 (зав. № 153) со сдачей в 1985 г. Однако из-за неготовности ДВЗ «Звезда» к столь масштабным работам они велись крайне медленно, и головной стала К-423, проходившая переоборудование на МП «Звездочка».
Тактико-технические данные проекта:
водоизмещение надводное: 8880 тонн (8700?)
водоизмещение подводное: 11400 тонн (13800?, 9684?)
скорость хода полная подводная под ГТЗА: 27,0 узлов
скорость хода полная надводная под ГТЗА: 16,5 узлов
глубина погружения рабочая: 320 метров
глубина погружения предельная: 400 метров
длина наибольшая: 141,7 метра (1/700 – 202,4 мм, у модели 202 мм)
ширина: 12,8 метров
осадка средняя: 7,8 м (8,0?)
конструктивный тип: двухкорпусная
Вооружение:
Ракетное:
тип ракетного комплекса: «Гранат»
количество х калибр ТА для РК: 8 х 533
боекомплект (тип) КР: РК-55 32 (ЗМ-10)
вид старта: подводный, из ТА
тип ПЗРК: «Стрела-2М»
количество контейнеров для хранения ЗР: 1
боекомплект ЗР: 6
Торпедное:
количество х калибр ТА, мм: 6 х 533
боезапас (тип) торпед: 14 (СЭТ-65, САЭТ-60М и 53-65М)
Радиоэлектронное:
БИУС «Омнибус-АТ»
НК «Тобол-АТ»
система КН «Шлюз» (АДК-ЗМ)
КСС «Молния-ЛМ 1»
ГАК «Рубикон» (МГК-400)
РЛК «Альбатрос» (РЛК-101)
с приставкой «Корма» (РЛК-57)
СОРС «Залив-П» (МРП-21A)
ТК МТ-70
перископы ПЗНГ-8М и ПЗНС-8
В наборе всего 7 деталей: сам корпус, два горизонтальный руля из смолы, два конуса винтов из смолы и два фототравленных винта. Ни декалей ни выдвижных устройств нет. Расшивка на ограждениях ГАК и палубные релинги очень грубые. Корпуса смоляных лодок Григорова требуют тщательной шлифовки.
Привязки к определенному кораблю нет. У меня есть 4 фото с нарисованной грушей на ОВУ. Из них 2 фото принадлежат К-395. Начал строить еще в 2017 году. Полностью покрасил в черный цвет. На правом борту ватерлиния получилась кривовато. Т.к. показываю свои модели левым бортом, то сначала решил оставить. Но душа халтуру не принимала. На 2 года охладел. На 667АМ проекте что-то начало получаться. Решил перекрасить и 667АТ. Красил обе эти лодки сразу. Ушло на работу около 2-х недель.
Что было сделано:
1. ГАК - зашпаклевана расшивка, после покраски выделен краскамиTAMIYA XF-85 Rubber Black и MrHobby H327 Red FS11136.
2. Срезаны релинги, из проволоки установлены новые на цапонлак.
3. Корпус загрунтован.
4. Ватерлиния нанесена с помощью ленты AIZU 0,4 мм.
5. Корпус окрашен акрилом TAMIYA X-1 Black (верх) и смесью TAMIYA 4 части X7 и 1 часть XF-9.
6. Из проволоки сделаны кнехты, «шляпки» выделены белым.
7. Из латунного гвоздя на дремеле выточены шпили и конуса винтов, винты отполированы алмазной пастой 3/2 Веневского завода.
8. Выдвижные устройства – медицинские и швейные иглы, пруток TAMIYA и Evergreen, проволока.
9. ВСК, комингс-площадки и дейдвуды – ORACAL.
10. АСБ – пруток TAMIYA 2 мм.
11. Подставка окрашена краской Humbrol 53.
12. Декали от моделей HobbyBoss.
13. Модель покрыта полуматовым лаком TAMIYA.
Ошибки, которые допустил или заметил после окончания работ:
1. Не закрутил лопасти винтов, только развернул.
2. Не масштабные «родные» винты (замечание Danila77 по пр. 667АМ).
3. Скорее всего, неправильное расположение кнехтов (очень мало детальных фото).
4. Не масштабные комингс-площадки и ВСК.
5. Не масштабная ватерлиния.
6. Нет ходовых огней (пока не знаю как сделать в 700-м).
7. Нет флагов (возможно, закажу у установлю позже).
Буду рад любым конструктивным замечаниям и предложениям.
С уважением ко всему сообществу! Юрий.
Тема: OKB Grigorov 1/700 проект 667АТ Груш...(#13329) - обсуждение
Хорошая лодка получилась!