Почему пластмассовый? Ну, раньше я писал про смоляные бочки, и даже ещё про один пластмассовый. Но эти статьи были размещены на других площадках, а здесь вот первый раз.
Я практически, за последние 10 лет, ни разу не достраивал модели до конца. Вся работа заканчивалась после изготовления кабины.
Как-то приятель рассказал мне про Южный фронт, Modelsvit и их модели. Я вообще с подозрением отношусь к шорт-рану, и в глубине души считаю, что ребятам, собравшим, что то от А-Модел, и это что-то, похоже на то, что они собирали, нужно присваивать почётное звание с присвоением медали «За доблестный труд в моделизме».
Но потом, почитав здесь обзоры, подумал, а чего это я …. Взял и купил Як-9ДД.
Внимательно посмотрев литники, по складывав детальки… поехал и купил в догонку Як-1 и Як-1Б. Причём последний в УМ-овской переупаковке да ещё со стартёром АС-1 на базе Газ-АА, которого в розничной продаже не было.
Литературу использовал самую доступную в сети. Кое что было в бумаге. Чертежи были в М-Хобби, и не плохие. Фотообзоров в сети ну просто немеренно.
Собрался в «кучу»… поехали….(без особого фанатизма, ну как бы из коробки)!
КАБИНА.
На кресло привязные ремни, за креслом на полке радиостанция, преобразователь.
В модели нет передней стенки кабины. Забыли и про перезарядку пушки. Стенка идеально подошла от Скайбюрошного Як-9У. Перезарядка от Эдиковского Як-3.
Боковые пульты. Они мало того, что узковаты, они ещё и заужены к приборной доске. Наростил. . Да и справа и слева отсутствуют штурвальчики триммера, управления заслонкой маслорадиатора, и заслонкой водорадиатора на правом пульте. Самое интересное. Что посадочные места для этих деталей имеются на половинках рамы кабины (детали из набора)!
Кроме штурвальчика, на пульт слева добавил кран закрылков, ручку управления двигателем, ручку шага винта, высотный корректор, ручку останова, фиксатор положения газа и шага винта, воздушный баллон, слева под креслом.
На правой половинке кабины добавил кислородный баллон справа под кресло пилота, штурвальчик створки водорадиатора, штурвальчик створки маслорадиатоа и ручки управления системами самолёта. А так же пульты управления радиооборудованием на правую панель.
Тяги управления – контровка 0.5. Проводка – распущенные провода, коих в мусоре у доработчиков немеренно и всяких диаметров можно выбрать!
В хвостовой части отобразил то, что можно увидеть в нище хвостовой опоры. Троса управления рулём направления, тягу и нижнюю часть качалки руля высоты, хвостовой шпангоут и часть верхней вертикальной полки.
Совсем забыл – сделал задиктовки на половинках фюзеляжа, что зафиксировать их одна к другой.
Следующая деталь – это пол кабины. Он же – водорадиатор! Педали заменил на эдиковские от трёшки. Добавил ремни, троса, заменил ручку. Сзади вывел тягу руля высоты, торса руля напрвления. Соеденил всё это в придуманный мной узел и пикрепил к нему тяги створки водорадиатора. Вся эта конструкция находится по креслом пилота, но при этом под разными ракурсами видно. что под ним не пусто.
Дальше всё это открасил.
На маслорадиаторе спереди сделал свои рёбра жёсткости, на задней части сделал сетку и так же рёбра жёсткости. На створку установл тягу т сделал отверстие для неё.
Приборная доска. Добавил детальки к кислородному прибору. Сделал кран переключения баков, магнето, ручку уборки шасси. Сигнальные лампочки. Просверлил отверстие для ручки перезарядки пулемёта. Справа щиток управления радиостанцией. Приборы выбил из декалипробойником и приварил Микроскайловским солом. Сверху тамиевский глянцевый лак.
Собрал всё это в кучу – мне понравилось!
КРЫЛО
Верхняя и нижняя часть крыла состыковались неплохо. Единственной проблемой бли недоливы справа и слева в передней части зализов. Я бы не сказал, что я долго бился с ними.
Собрав крыло, вклеил пол-водорадиатор.
Вот тут нужно остановиться и рассказать о первом косяке в моей модели. Задняя кромка крыла. Разумеется, я её стачивал, стараясь сделать, как можно тоньше, и столкнулся с проблемой. Чем больше я её стачивал, тем больше появлялась щель и ступенька между задней частью зализ крыла и нижней частью крыла и фюзеляжем. В этих местах разработчик сделал такую красоту с накладными частями обшивки, что в целях её сохранения не стал дальше выводить кромку крыла, оставив её немасштабно толстой.
ПВД самодельный. В нишах протянул трубопроводы, сделал воздушные шланги на стойках шасси. Так же сделал на них штуцеры зарядки амортизаторов. Болты скоб крепления створок, головки болков на шлиц-шарнирах, серьги для замков убранного положения шасси.
Обтекатели АНО из набора. Рассверлил и залил цветной тамиевский лак.
Собрал всё во едино. Получилось миленько, а главное очень похоже (ну не АйСиЭм – видно сразу)
ФЮЗЕЛЯЖ И ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ. Рассверлил выхлопные патрубки. Очень пригодились алмазные надфили для зенковки бисера купленные в магазине Леонардо. На фюзеляже сделал дренажи, отобразил рёбра рамы фюзеляжа снизу на его хвостовой части. Стабилизатор с рулями высоты встал на место без всяких проблем. Сделал узлы крепления тросов к рулю направления и тяги к триммерам руля высоты. На руле направления и на элеронах заменил триммерные пластинки.
Антенные мачты сделаны из обрезков травлёнки. Обклеенной тонкими пластиночками полистирола.
ФОНАРЬ. С ним мне не повезло. Сделав всю доступную «красоту» в кабине, как то не хотелось делать его закрытым. Причём прозрачность у него не плохая, а вот переменная толщина даёт жуткие искажения. Обсуждая это вопрос, меня предупредили, что по центру этой детали проходит холодный шов, и любые попытки распилить его приведут к катастрофическим последствиям. Однако не перевелись ещё умельцы на российских просторах и мне подарили, уже распиленный удивительным образом, фонарь. А я думаю, я чё, хуже! И руки вроде ни из попы… взял пилочку, свой фонарь и убедился в том, что «не из попы» - как то, под вопрсом… Пришлось устанавливать закрытый фонарь. А распиленный убрал в Як-1Б вместо мной сломанного. Фонари сам давить не умею, вернее никогда не пробовал, а жаль. На фонарь установил лобовое бронестекло, приклеив его глянцевым тамиевским лаком. Сделал ручки открывания фонаря и ручку аварийного сброса.
Установил самодельный прицел. Сделал визирное стекло и светофильтр, покрыв его тамиевским смоком. Установил фонарь. Красота кабины осталась в памяти и на фото. Прям, как первая любоф!
Закрыл фонарь микроскайловским колорстопом, ниши шасси, каналы радиаторов масками из мелкопенного паралона.
Покраска. Красил АКАНОМ (так, как альтернативы для меня не существует) 8-ой серии. Немного разбелил краски. Мелочь красилась отдельно. Далее глянцевый лак с отвердителем, декали (замечательное качество, после микроскайловского сет-сола подложка практически пропадает), матовый лак (обязательно с отвердителем).
Докрасился личный состав
Ну не прелесть- такой ракурс
Поставил на шасси
Выбрал вариант с бортовым номером 02. (см. фотографии и статью в М-Хобби) Старил совсем немного. Машина новая. Выпуска 1944 года и в этом же году попала в отряд И. Овчаренко (Бельцы – Барии). Стреляли мало (если вааще на тот момент стреляли) Наверняка следили за чистотой – все-таки заграница! Летали много и долго. Моторы грелись – грелось масло, через ограниченно- подвижные соединения масло скорее всего пробивалось. Поэтому немного нанёс на низ мотокапотов небольшие подтёки. Плюс немного подтёков с дренажей и итальянская пыль. Хотя больше, чем уверен, что там была железка - англичане и американцы с грунта летать не любили. Впервые попробовал для этой цели акварельные карандаши и пастельные. Разницы в них особой нет, разве что акварельные можно потом размазать ватной палочкой предварительно послюнявив её. Ну вот пожалуй и всё. Результат меня вполне устроил. Есть ещё в запасе четыре яка. Возможностей море! На всю эту работу ушёл год!
Овчаренко, что бы там не грапы, не груповухи. Понял, майор? (типа шутка)
Всем всего доброго. Благодарю, что дочитали до конца.
С уважением к аудитории. Борис Потапов.
Test-tehnik
Боря, отличный Ячек. Мне лично очень понравилась окраск, что уже обсуждали. Насчет выдавливания фонаря - предлагаю вернуться к этому вопросу и выдавить, готов помочь, есличо. Ну нельзя же такую расово правильную кабину прятать от общественности)))
Очень положительная работа, и статья не уровне. Мои поздравления и плюсы :grin:
Антенна немного портит вид... Зато виньетка выше всех похвал.
Фото я бы сделал немного светлее, нет?
И - не сочтите меня за граммар-наци - всё же ЯчОк и бочОк... :wink:
С уважением - Олег.
Спасибо. Про Ячка, это такая фишка от автора, Ну как здорово - Яч-Ёк, хотя может мой "юмор" несколько специфичен. Надо было в заглавии эти слова взять в кавычки! Косяк!
Про антенну. Не знаю, по мне нормально.
Фотографии делал специально, часть потемнее, часть посветлее. Часть с лёгким фильтром.
Вот как то так
Боря,круть!!!Работа шикарная..."old scool" так скать...факт,а факт вещь упрямая!
Спасибо, Рома.
Добавлено спустя 46 минут 42 секунды:
Статью естественно не читал, а диорама красивая, никакой грязи, всё чистенько как и в жизни, люблю такое.
Это не диорама. Это такая мобильная виньетка, что бы сфотографировать самолётик в антураже. Возможны и другие варианты расстановки персонажей.
Обьём доработок внушает)), модель получилась нерядовая. Готовность и умение приложить руки в доработке мелочёвки вызывает уважение.
Но в ряде моментов автор перестарался. Напрасно наращивал боковые панели - они как раз имеют небольшое сужение к приборной доске. Не стоило ставить механизм ручной перезарядки пушки - на самолётах со смещённой кабиной его не было, т.к. тянуться почти полметра под приборную доску было нереально, как раз тогда и вернулась окончательно пневмоперезарядка.
Непонятные баллоны на подкосах фермы справа и слева под сиденьем, кислородный баллон был больше и стоял он слева вверху за бронеспинкой, так, что торчал только вентиль, а аварийный баллон пневмосети (справа) должен быть сдвинут вперёд на одну раму - он крепился под нижним подкосом между второй и третьей рамами. Перегородки на маслорадиаторе имхо уж совсем чрезмерны, в реале они торчат на 1-1,5мм и видны в основном за счёт окружающего припоя.
Тем не менее модель безусловно удалась, смотрится отлично.