Немного истории.
Отсутствие тяжелых дальних бомбардировщиков не позволило немцам в годы Второй Мировой войны вести эффективную бомбардировку территории Великобритании и оборонных предприятий Советского Союза, эвакуированных за Урал. Это, в конечном итоге, оказало немаловажное влияние на бесперебойный выпуск в этих странах военной техники. Наличие дальних бомбардировщиков Не 177 не спасло сложившееся положение. Тогда у руководства люфтваффе родилась идея пожертвовать десятком средних бомбардировщиков, превратив их в пилотируемый самолет-снаряд, где в качестве самолета управления (носителя) использовался истребитель.
Оборонительное вооружение, приборное оборудование и целый ряд агрегатов и систем при этом демонтировался. Предполагалось, что топливом «бомбы» будет питаться самолет-носитель при полете к цели. На обратном пути, самолет – носитель использовал собственное топливо. Отсюда и родилось название Mistel («Омела») – вечнозелёное кустарниковое растение, паразитирующее на очень многих древесных растениях, путем внедрения в ствол дерева и высасывания из него воды и минеральных веществ.
Была разработана операция «Железный молот», в рамках которой, в конце 1943 - начале 1944 г.г. предполагалось использовать комплекс Мистель для уничтожения промышленных предприятий СССР, в частности, электростанций, поставляющих электричество в Москву, а также оборонных предприятий, эвакуированных за Урал.
Но, к тому времени, наступление советских войск приблизилось к самой Германии и операция «Железный молот» была отменена. «Мистели» использовали в последние месяцы войны, в основном для уничтожения водных переправ через Одер.
Были следующие варианты Мистелей:
Mistel (прототип) — Ju 88A-4 и Bf 109F-4
Mistel 1 — Ju 88A-4 и Bf 109F-4
Mistel S1 — Учебная версия Mistel 1
Mistel 2 — Ju 88G-L и Fw 190A-8 или F-8
Mistel S2 — Учебная версия Mistel 2
Mistel 3A — Ju 88A-4 и Fw 190A-8
Mistel S3A — Тренер версия Мистель 3A
Mistel 3B — Ju 88H-4 и Fw 190A-8
Mistel 3C — Ju 88G-10 и Fw 190F-8
Mistel Führungsmaschine — Ju 88 A-4/H-4 и Fw 190 A-8
Собрать модель Мистеля мне захотелось пару лет назад, когда родственники подарили Fw-190F8. В тот момент времени, в закромах уже лежал «ночник» Ju-88G6. На современном рынке сборных моделей, количество выпущенных вариантов Мистелей можно пересчитать по пальцам. Это если сравнивать, например, с Мессершмитами, Фокке-Вульфами и Тандерболтами. Но вопрос приобретения заводского кита на повестке не стоял. Идея была соединить воедино модели двух разных производителей. Однажды, весной 2015 года, поделился этой идеей с коллегой Дмитрием (aka Nazgul), обрисовав вкратце свои планы. Дмитрий дал толчок этой идее, сказав, что у него остались обломки модели Мистеля, которую он собирал давным –давно, и которая, как модель, была утрачена. Наличие «живой» боевой части в этих обломках и воодушевила меня на сборку.
Вот фото исходных наборов.
Из допов были приобретены декали с техничкой на Юнкерс от Бегемота. Все остальное, это доработки из подручных материалов.
Постройку можно условно разделить на два этапа:
1. Сборка FW-190;
2. Сборка Ju-88 и соединение воедино этих двух моделей.
Прототипом для модели Мистеля послужил самолет Fw-190A-8 инструктора фельдфебеля Руди Ридля (Rudi Riedl) и Ju-88G1 W.Nr.714050, 6./200, Tirstryp, February 1945.
Фото прототипа не качественное и только позволило уточнить, что у «бомбы» нет третьего колеса под центропланом, да еще примерные геометрические размеры ОЗ. По FW-190 ситуация аналогичная. Капот и кабина закрыты тентом и толком ничего не видно.
Этап 1 – Фокке-Вульф.
Ревелловский набор оказался довольно старым и содержал несколько концептуальных дефектов, главными из которых были: отлитая «заподлицо» с фюзеляжем задняя часть фонаря кабины и неправильные ниши шасси (без соединения их между собой «туннелем»).
После сборки кабины, усадив туда «как бы» Руди Ридля и пристегнув его самодельными ремнями, приступил к устранению дефектов ниш шасси.
Прорезал отверстие, заделал его дошираком и вклеил кусок литника.
Процесс доведения ниш шасси несколько затянулся, т.к. пришлось раз шесть шкурить и шпатлевать, соответственно с просушкой каждого последующего слоя. Место это очень неудобное для обработки. В итоге, получил вот такие ниши. Конечно, они достаточно приблизительно имитируют «оригинальные», но принципиальный дефект был устранен.
Из расплющенных медицинских игл сделал выхлопные патрубки.
С исправлением дефекта фонаря было несколько проще. Решил его прорезать скрайбером, но в силу кривых рук, скрайбер предательски съехал с пластика вбок. Поэтому пришлось «трассу» нарезать Тамиевскими пилками, а уж потом ровнять скрайбером. Заодно, зашкурил внешнюю клепку и сымитировал иголкой внутреннюю.
Затем все пошло уже по накатанной колее. Единственное, где еще пришлось немного повозится, это в месте соединения плоскостей к центроплану. Очень уж большая щель получилась при сборке.
Корневые пушки из иголок. Пулеметы MG 131 удалил, закрыв отверстия самодельными заглушками-обтекателями из литника.
Предполагаю, что на «Фоке» снималось все вооружение, кроме корневых пушек MG 151/20, для снижения веса и уменьшения разбега при взлете.
В стойки шасси добавлены тормозные трубки.
По совету Дмитрия (aka Nazgul), был изготовлен из крышки доширака другой заголовник.
Грунтовка, затем прешейдинг и окраска красками Mr.Hobby Color. Цветовая схема RLM 74/75/76.
Затем покрыл Футурой и нанес декали. Крестов на боковые поверхности фюзеляжа у меня не было, поэтому пришлось вырезать черные полоски из других крестов и «на глазок» позиционировать их на фюзеляже, пытаясь сделать самодельные ОЗ. В итоге кресты получились несколько длиннее, чем на прототипе. Хотя сейчас, я бы наверно надул их аэрографом.
Аналогичная ситуация была и с номером на киле. Каждая «единичка» создана из трех кусочков разных декалей.
Затем все декали были закреплены слоем футуры и сделана смывка Тамиевским составом. Точнее смесью из трех: черного, коричневого и серого.
После смывки модель была задута Тамиевским матовым лаком и нанесена имитация следов эксплуатации по методу «масляных точек». Нагар от выхлопа – сажа от горящего литника. Сколы нарисованы серым металликом.
После этого, установлены стойки шасси и вращающийся винт, натянута антенна из литника. Сборка FW-190A8 закончена.
2 этап. Приступил к сборке «бомбы». Первое – это вживление Италовского пластика в Звездовский. Решил максимально использовать обломки фюзеляжа. Примерил, разрезал, приложил. Вот что получилось.
Затем, это все склеил и начал «выводить» шпатлевкой переход от боевой части к фюзеляжу. Для этого использовал Тамиевские шпатлевки. Из всего периода сборки Мистеля это был самый длительный по времени процесс.
Далее, нарезал расшивку по созданному фюзеляжу и БЧ, и немного углубил существующую расшивку. Собрал планер «бомбы».
На тот период времени, когда загрунтовал планер «бомбы», сборка Мистеля мне уже изрядно поднадоела. Но и бросать начатое не хотелось. Поэтому решил ускорится в постройке, что в итоге, как обычно, привело к ряду упущений и недоработок. Основное - не стал доводить «до ума», подаренные Дмитрием (aka Nazgul), БМВ-шные моторы. В месте их установки в мотогондолы надо было сделать проставку, увеличивающую вылет моторов относительно крыла. Но я поленился и просто приклеил их на двухкомпонентную шпатлевку. Не стал делать тормозные трубки на стойки шасси, по-моему напутал с низом киля, т.к. просто зашпаклевал там отверстие. И самое неприятное, что выяснилось уже потом, не в том месте просверлил отверстие под заднюю опору крепления самолета-носителя. Хотя и делал по чертежам, но в итоге стойка оказалась завалена назад.
Красил тоже, как и Фоку, красками Mr.Hobby Color. Боевая часть сверху RLM70, база RLM 76, пятна камуфляжа RLM 75.
После окраски, перевел декали. На киль «12» надул по вырезанному трафарету. Правда не очень красиво получилось. Для «бортового номера» на киле использовал цифры, которые являются номерами позиций декалей на листе. Они хоть и без лакового слоя, но приклеились нормально. «RW9» тоже из каких-то обрезков декалей скроил. Цифру «618» нарисовал кисточкой, насколько хватило остроты зрения и точности рук.
А по правде, чего греха таить, весь киль вышел у меня какой-то неряшливый. Но финишная прямая уже забрезжила, поэтому на все это уже не обращал внимание.
Установил передние стойки крепления носителя в заранее просверленные отверстия, и поставил на них Фоку, для определения (измерения) длины задней стойки. Заднюю стойку сделал из иглы от шприца. Вот здесь то и надо было примерить стойку на место, но я понадеялся на «попадание в чертежи» просверленных отверстий. Зря, однако понадеялся.
После декалей сделал «масляные точки».
И вот она, долгожданная финальная часть. Установил и приклеил передние стойки, приклеил на них Фоку, и сразу же вклеил заднюю стойку в отверстия. Клей супер-момент Гель дал мне на позиционирование буквально 15 секунд, после чего схватился намертво. Но мне этих секунд хватило, чтобы относительно ровно установить Фоку на «бомбу». После этого, приклеил винты и все.
Модель Мистеля собрана. На мой взгляд, попытка скрестить две модели разных производителей, (точнее три, учитывая Италовские «обломки»), в одну общую, удалась. Ну а насколько хорошо это получилось, судить вам, коллеги.
На этом столь длинное повествование заканчиваю. Вот финальные снимки. Благодарю за внимание.
P.S. Хочу сказать большое спасибо местным коллегам-моделистам, которые, кто словом, кто делом, помогали мне в сборке этой модели: Дмитрию (aka Nazgul), Данилу (aka Sook9), Андрею (aka большой_phantome).
ИгорьКиов 23.05.2016 - 13:52 Тема: Revell/Звезда 1/72 Mistel II – сборная солянка
Впечатляющий проект !
у меня вопрос к экспертам: Юнкерс и Фоккер в одном цеху при сцепке Мистеля красились, что их цвета настолько идентичны были ? в т.ч. или при износе / эксплуатации в дальнейшем любопытно ...
Илья_Велижанинв 23.05.2016 - 14:41 Тема: Re: Revell/Звезда 1/72 Mistel II – сборная солянка
ИгорьКио Спасибо большое!
Большой_Phantomeв 23.05.2016 - 16:42 Тема: Re: Revell/Звезда 1/72 Mistel II – сборная солянка
у меня вопрос к экспертам: Юнкерс и Фоккер в одном цеху при сцепке Мистеля красились, что их цвета настолько идентичны были ? в т.ч. или при износе / эксплуатации в дальнейшем любопытно ...
Здесь, скорее всего, дело в знаменитой немецкой стандартизации. Особо не сказать, что окраски одинаковые, но цвета - скорее всего точно. По поводу износа, на сколько я понимаю, к тому времени, как для "Мистелей" широко стали использовать Fw.190, "Юнкерсы" на них шли новые, прямо с завода. Fw.190, если не новые, то после серьезной переборки, так что с ЛКП, по крайней мере у только переведенных в подразделение, у них было все в порядке.
Хотя здесь есть и поэкспертей меня, так что, может быть, поправят.
скорее всего, дело в знаменитой немецкой стандартизации.
Позволю себе предположить: на момент внедрения этой вундервафли от стандартизации осталось немного... :wink:
почему-то терзаем я сомнениями, что 2 составляющих Мистеля выходили из-под одного цехового "краскопульта",
с другой стороны, насколько разницу в цветах, если она вероятна, "передавать" в 72-м масштабе ...
Вождь, красили, как придется, но цвета, по ходу, были стандартными. Хотя, кто их сейчас разберет по черно-белым фото. Наталкивался на легенду, что советские послевоенные самолеты стали серыми из-за большого количества попавшей в руки к нашим трофейной немецкой краски.
Игорь, думаю, и Ваш вариант имеет право на жизнь. Попробуйте, посмотрим.
Тема: Revell/Звезда 1/72 Mistel II – сборная солянка