Приобретенный достаточно давно в «Лейб - Компании», этот эмпеэмовский кит пролежал в небытии очень долго по вполне банальным и независящим от моделизма причинам. Впрочем, был и объективный момент – после вскрытия коробки довольно дорогого приобретения внутри были обнаружены детали, которые категорически показали, что легко и просто сборка не пойдет (потом оказалось, что все гораздо хуже, чем ожидалось). Однако время шло, альтернативы темы «Пе-2 в 1/48» нет и поныне (пока), а маленький пикировщик собрать пора пришла.
1. 40 БАП, ВВС Черноморского флота. Пилот Е. Ступин (брат Бориса Сафонова), стрелок-радист П. Глевацкий, штурман А. Родионов, август 1944 г.
2. Польские ВВС, без номера.
3. Чехословацкие ВВС, обозначение LV-11.
Пе-2 - легендарная машина. Мало пилотов относилось к ней равнодушно. Крутые пилотяги уважали за прочность, маневренность, скорость, были влюблены в красивую и статную машину. Молодые летчики боялись «пешку» - строгая, особенно на посадке, на одном моторе не летит, ошибок не прощает. Как бы то ни было, именно Пе-2 был самым массовым многоцелевым самолетом ВВС СССР. Хотя конечно же, оставил заметный след в истории как пикирующий бомбардировщик.
О НАБОРЕ
Приобретенный достаточно давно в «Лейб - Компании», этот эмпеэмовский кит пролежал в небытии очень долго по вполне банальным и независящим от моделизма причинам. Впрочем, был и объективный момент – после вскрытия коробки довольно дорогого приобретения внутри были обнаружены детали, которые категорически показали, что легко и просто сборка не пойдет (потом оказалось, что все гораздо хуже, чем ожидалось). Однако время шло, альтернативы темы «Пе-2 в 1/48» нет и поныне (пока), а маленький пикировщик собрать пора пришла.
Долгие вечерние бдения в интернете и шуршания страницами журналов, распечаток чертежей выявили довольно безрадостную картину. Модель неплохо соответствует по общим обводам и крою музейным машинам (конкретно – монинской «пешке» серии 359, а не «ФТ», которую в виде спешного варианта обороноспособности бомбардировщика выпустил завод №22 в 1942 году), но имеет длинный ассортимент недочетов и промахов. О них я постараюсь рассказать по мере описания работы с моделью. Печально, что заводских чертежей не сохранилось, вся известная графика не может служить образцовым подспорьем и работа шла по техническому описанию [2], имеющимся чертежам из [1] и фотографиям из различных источников.
О РАБОТЕ С НИМ
Общий объем работ и степень доработок, определенных после пристального и близкого знакомства с деталями, отделенными от литников и зачищенными от облоя, получились такие.
Бросилось в глаза (еще при первом знакомстве), что фюзеляж в хвостовой части расходится в разные стороны, а консоли отвратительно стыкуются (точнее – не стыкуются вовсе!) с фюзеляжем. Разглядывая огромные щели, подумал - придется применить грубые методы воздействия – шпаклевку и гнет для фиксации хвоста в виде пары – тройки томов из домашней библиотеки. Водорадиаторы совершенно не дают нормально сойтись половинкам консолей крыла, пришлось потом их изрядно подточить.
Стандартные операции – с помощью сверел наметил каналы всех стволов, отверстия выхлопных патрубков, высверлил сквозные отверстия в носовой части под стволы пулеметов. Кстати, стволы этих пулеметов, отлитых в смоле, я решил несколько укоротить. А то, что будет снаружи, выполнить в виде отрезков инъекционных игл. Зачастую замена на иглы вовсе ничем не оправдана. Иногда куда реалистичнее выглядят штатные детали (далеко не всегда наружу выходит собственно гладкий ствол или удлинитель в виде простой трубы), имеющие правильную окраску и аккуратно высверленные. Но в данном случае иглы– самое то. Подточенные водорадиаторы и некие подобия маслорадиаторов, прежде чем встали на положенное место, получили рельеф, нарезанный скальпелем.
Кинематика шасси, хоть и несколько упрощена, но выглядит правдоподобно. Из отрезков литников в нишах были выполнены элементы проводки, оси поворота створок основных стоек шасси, а из медной проволоки – шланги тормозной системы. Хвостовая опора категорически не понравилась и, по кинематической схеме, было изготовлено несколько недостающих деталей, оживляющих восприятие узла. Штоки амортизаторов выполнены также из отрезков толстых инъекционных игл и вклеены в высверленные стойки шасси. Колеса немного сточены для имитации «нагруженности» покрышек. После сборки добавил небольшие тяги привода закрывания створок.
Уныние вызывает, с позволения сказать, интерьер кабины пилота и штурмана. Все же не вчера модель разработана, много лет прошло – сейчас так просто он уже никак не воспринимается, ну просто никакой – одни заготовки и отсутствие массы мелочи. Забегая вперед, должен сказать, что сейчас интерьер я бы доработал с применением несколько иных средств, так как имеющийся результат меня не вполне устроил. Из фольги были вырезаны ремни, пряжки изготовил из тонкого луженого провода, намотанного на оправку, по сечению соответствующего форме пряжки. Далее скальпелем сделал разрез вдоль оправки и полученные таким образом пряжки одел на предварительно окрашенные полоски фольги – «ремни». Капельками ПВА кончики ремней зафиксировал на кресле пилота и сиденье штурмана. После фиксации клея пинцетом придал ремням некоторую оживленность в виде изгибов и перегибов. Дальнейшее желание - высверлить детали приборных досок под шкалы приборов и подложить с тыльной стороны напечатанный в масштабе рисунок «приборки».
Но решил поступить проще (доски не особенно видны через фонарь, их еще немного скрывает козырек). Акрилом нарисовал круглые черные шкалы – в одно касание, заточенной спичкой. Неудавшиеся по форма пятна стирал и накрашивал заново. После высыхания краски маслом (цинковые белила) наметил «стрелки» и «шкалы», поглядывая на рисунки и фотографии. Изнутри, также акрилом, сделал черные кругляшки, которые имитируют корпуса приборов – их немного видно через нижнее носовое остекление. В завершении «приборного» этапа закрыл шкалы тамиевскимлаком Х-22. Из тоненьких тянутых литников и луженого провода сделал имитацию электропроводки, трубопроводов и тяг. Из таких же подручных материалов выполнены рукоятки перезаряда пулеметов, тормозной рычаг на штурвале, рычаг сброса фонаря, приборы и прицел на козырьке – все, что хорошо будет заметно через прозрачный пластик фонаря. Окраску выполнил акриловой краской «Акан» на водной основе с помощью беличьей кисти №1 и заточенной лопаткой спички. После завершения сборки пожалел, что не сымитировал крепежные рамы пулеметов и не сделал более правдоподобную имитацию корпусов приборов с «изнанки» панелей. Было решено сделать люк носовой кабины в открытом положении из упаковочного пластика и медной проволоки. Естественно, фюзеляж приобрел соответствующее отверстие.
О фонаре стоит сказать отдельно пару ласковых. Очень печально, но эта деталь совершенно никуда не годится. В идеале ее нужно выдавить заново, но пока до этого все выводил и подгонял (особенно щели на крыле и мотогондолах), на изготовление нового фонаря сил и желания просто не осталось. Я ограничился паллиативными мерами – приклеил самоклеящейся фольгой недостающий переплет (был неверный, повторяющий монинский экспонат), аккуратно прорезал линии указателя угла пикирования. Но наклон переднего остекления слишком мал – на самом деле оно более скошено – заметно и без чертежей. Что интересно, на рисунках в инструкции все в норме! И еще засада - в прозрачных деталях нет отверстий под пулеметы! Пришлось потратить еще один вечер на доработки.
Отдельно отмечу, что стоит уделить внимание технологическому уровню изготовления копируемого самолета. Он сказывается на качестве поверхности, всевозможных стыках, подгонке капотов и люков, что желательно воспроизвести на модели. Фотографии «пешек» показывают невысокое качество изготовления обшивки в местах двойной кривизны и подгонки капотов. Эти моменты захотелось воспроизвести, равно как и характерные приливы - обтекатели сразу под фонарем, его передней частью (очевидно, закрывающие трубы капотажной рамы). Из той же фольги – самоклейки выполнил листы обшивки фюзеляжа около фонаря кабины, оставив небольшую волнистость, а также сымитировал приливы- обтекатели. Скрабером, изготовленным из сломанного ножовочного полотна, слегка подпортил стыки обтекателей мотогондол сверху крыла. Фольгу также приклеил на стыки центроплана и консолей – она более реально имитирует накладную ленту.
Немало времени отнял вроде бы простой узел – посадочная фара. Выбросив детали набора, приладил фару от «Хобби Плюс», достав набор светотехники из старых запасов. А вот стекло на крыле все никак не удавалось вырезать в размер, пока не сделал бумажный шаблон, который предварительно очертил карандашом, перегнув кусочек бумаги по кромке с выемкой под фару.
Устав от возни с интерьером, переключился на ваяние мелких деталей – кольца радиополукомпаса из корпуса старой ручки, аэродинамического компенсатора на турели штурмана из тянутых литников и тонкого пластика и мачты антенны из дюраля (больно смотреть иногда на хорошую модель, у которой мачты выгнута, как лук с тетивой антенны). К слову, окраска нижнего остекления кабины пилота и штурмана должна повторять чертеж, а вовсе не то, что дано в наборе. Там, где есть одно из окон, как раз и крепится РПК.
Окраска прошла достаточно традиционно. Использовал «Акан» на эмалевой основе, базовый цвет был осветлен примерно на 10% белой краской. Для разделения «верха» и «низа» использовались пластилиновые «колбаски» и, в критических местах, «Маскол». После окраски чертежным графитовым карандашом слегка прошелся по всем линиям кроя и закрыл модель глянцевым лаком «Звезда». Им же задул всю мелочь, которая дожидалась очереди установки на модель. Окрашенные пулеметы перед лакировкой натер тем же графитовым карандашом.
Потом началось самое интересное – состаривание и доводка поверхности (извините, мне привычнее русские названия операций). Важен конечный художественный эффект, направленный на восприятие модели в плане максимально возможного подобия реальной машине. Ничего идеального нет? Пожалуй, да, но давайте будем к этому стремиться… Линии кроя снова, сообразно степени износа и загрязнения подчеркиваются карандашами, смывкой(растворитель от «Звезды» и тамиевская Smoke). Как всегда, стараюсь избежать однообразия и монотонности. Сколы краски – гелевая ручка и тонированная серебрянка.
Потертости – мелкие штришки более светлых оттенков краски, наждачная бумага (800 и 1000). Следы масла – масляная краска (извините за тавтологию!) и Smoke. После всех отделочных работ модель закрывается лаком (смесь Звездинских лаков – примерно 3 : 7 частей матового и глянцевого). Шлейфы нагара – карандашный графит и масло, растертые ватными палочками и собственными пальцами наношу поверх лака (но тамиевские пигменты, к слову, были бы получше).
Выхожу на финиш. Снимаю маски, остро заточенным незаменимым графитовым карандашом очерчиваю рамки остекления. Вклеиваю Clear Fix’ом боковые окна кабины стрелка – радиста и из него же делаю окна бортовых установок под ШКАС. Щитки с отверстиями под пулемет вырезаны из кусочков пластика, предварительно окрашенных. Не дыша, растягиваю антенны из выпрошенных по случаю у любимой половины старых черных колготок. Несколько штрихов, правка мелких огрехов – пора остановиться…
Работа над моделью отняла много времени и сил, а потому это изделие МРМ можно рекомендовать только подлинным фанатам Пе-2. Знаете, уважаемые коллеги, о чем постоянно думалось длинными вечерами под заунывное шарканье шлифовального инструмента? Правильно – о новой и долгожданной модели Пе-2 в любимом масштабе…
ЛИТЕРАТУРА
1. Самолет Пе-2. Описание конструкции. Изд. шестое, исправленное и дополненное, под ред. Д.П. Солоухина, НКАП, М., 1945 г.
2. Пе-2. Серия «Война в воздухе». Выпуск 113.
3. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. В. Котельников и др. Спецвыпуск журнала «Авиация и космонавтика вчера, сегодня, завтра», май – июнь 2004 г.
А не надо олбанским злоупотреблять ;) Пилотка - это головной убор :) http://forum.kruiz.org/gallery/albums/userpics/10258/normal_Set237_02.jpg
Белая ммм ... полоска, чтоли. Белым закрашен верх вертикального оперения.
Да я, собственно, головной убор и имел в виду, в упор его на фото не вижу)
Белая ммм ... полоска, чтоли. Белым закрашен верх вертикального оперения.
Люди, я вас не понимаю %)
так кто, что думает по поводу пилотки? могла быть окрашена или нет?
Добрый день !!!
Ну Вы же видите фотки... Были машины с пилотками , были и без. Наличие пилотки это может быть - фактом участия в той или иной операции и результатом приказа о нанесении дополнительных ЭБО. Пока это никак не определить.
А не надо олбанским злоупотреблять ;) Пилотка - это головной убор :) http://forum.kruiz.org/gallery/albums/userpics/10258/normal_Set237_02.jpg
Белая ммм ... полоска, чтоли. Белым закрашен верх вертикального оперения.