"..Я тигр, а не киска" (слегка модернизированный детски стишок)
Всем привет! А давайте, парни (и девушки ;) ) я вам расскажу, как пилил одну из своих последних моделей, которую за время затянувшегося процесса привык называть ласково - Тигрокотом.
Красивой, поджарой палубной машине с длинным, узким фюзеляжем и двумя большими мотогондолами с мощными звездообразными двигателями, получившей по традиции «кошачье» имя от своего производителя - фирмы Грумман, сразу после рождения не повезло. Она попала на войну под самый занавес, и не успела проявить себя.
Второй шанс Тайгеркэтам выпал шесть лет спустя, когда грянула война в Корее.
Двухместные Тайгеркэты, оснащенные РЛС (в модификации всепогодного истребителя) использовались для ночных перехватов легких бомбардировщиков северокорейцев – в основном «кукурузников» По-2. Пригодился радар Тигрокошкам и для ударных задач – бомбардировок мостов и военных объектов, для охоты за автоколоннами и железнодорожными составами. Именно двухместную Кошку с корейского ТВД я и выбрал в качестве прототипа своей модели.
Предлагаю отойти от традиционной подачи материала, и сначала посмотреть
изображения законченной модели:
А теперь, Дорогой Читатель, если тебе всё ещё интересно посмотреть на сам процесс, прошу следовать за мной, в лирическо-запильную часть моего повествования).
Когда я впервые открыл коробку с F7F-3, то, честно говоря, расстроился – мне хотелось куда-то приложить руки, внести в модель частичку чего-то «своего». А на меня из коробки весело смотрели отливки с безупречной внутренней расшивкой и прекрасной, на беглый взгляд деталировкой. Да ещё и с отлитыми из резины покрышками. Сборка обещала быть ну совершенно скучной.
Если бы я только знал, сколько ещё мне впереди предстоит «открытий чудных»..))))
Для краткости, я остановлюсь только на отдельных элементах и узлах модели, потребовавших замены или переделок
Сразу, перед началом, было решено изменить модификацию – добавить в название буковку N, что повлекло за собой воссоздание кабины оператора, а также переделку носового обтекателя.
Обтекатель радара
был сделан из склеенных вместе кусков листового полистирола, соответствующих поперечному сечению, с припуском 3-5 мм.
• Полученная болванка была обработана по видам сверху - сбоку, затем ей были приданы нужные сечения.
• Заготовка была рассверлена и заполнена свинцовым грузом.
• Снизу была подклеена «борода», после чего весь обтекатель присоединился к носовой части фюзеляжа.
• После шпаклевочно - шкурильных работ была нарезана расшивка, подсмотренная на фото и чертежах (там, где она подтверждалась фотографиями). Надо сказать, что она абсолютно не совпадала с расшивкой, данной изначально на модели.
• Также из фольги-самоклейки сделана имитация металлческой части "бороды".
Кабины пилота и оператора
доработаны и сделаны, в основном, подручными материалами. Несмотря на закупленное травление, приборная доска и сиденье пилота из набора понравились больше, они и были взяты за основу.
• Прорезано окно кабины оператора, из листового и профилированного пластика сделаны пол, чашка и спинка сидения, борта и имитация силового набора на них.
• По фотографиям были сделаны всевозможные блоки и панели приборов в кабину пилота и оператора.
• Исправлен заголовник пилота – сделана наклонной бронеспинка.
• Затем вся эта мелочевка была раскрашена, в приборные доски переведены подходящие циферблаты приборов из декали.
• Часть оборудования была установлена на свои места в окрашенные кабины в уже склеенном фюзеляже.
• Прицелы пилота и оператора, некоторая мелочевка, и остекление были установлены после финальной окраски самолета.
Винто-моторная группа
Тигрокота требует существенной коррекции. В первую очередь это касается пропеллеров. Винты ошибочно сделаны производителем буквально «наизнанку», у них толкающего а не тянущего типа профиль и внешний вид лопастей.
• Ориентируясь на фото, лопасти были переделаны – задняя кромка наращена при помощи суперклея, а передняя обточена, после чего поверхность была прошпаклевана и ошкурена, также изменен угол поворота лопастей. На фото - пропеллер на заднем плане поправлен, на переднем плане "родной", можно сравнить.
• Рассверлены выхлопные патрубки – это была самая простая процедура, несмотря на их количество)))
• «Звезды» двигателей заменены на афтемаркетные от фирмы Quickboost. Добавлены толкатели, проводка, и после окраски – техничка.
• Немного скорректирована обейчайка переднего кольца капота, а также рассверлена имитация винтов на съемных панелях.
Ниши, стойки и колеса шасси
также пришлось значительно дорабатывать.
• В нишах основного шасси добавлены облегченные перфорацией лонжероны и стрингеры, проводка и пр.
• Стойки шасси дополнились проводкой, гидроприводами и прочей мелочевкой.
• Колеса шасси были заменены на смоляные нагруженные от Truedetails.
• Щитки шасси были обточены до масштабной толщины, и к ним были добавлены некоторые элементы.
Прочие доработки планера
Их было много, из того, что вспомнилось, это:
• Рулевые поверхности были отрезаны и заменены на смоляные. Сделана имитация узлов навески элеронов.
• На части закрылка, которая дальше от фюзеляжа, выполнил имитацию полотняной поверхности.
• Изготовлены посадочные крыльевые фары (их две) и БАНО.
• Исправлена форма входных воздухозабоников маслорадиаторов и сделаны тоннели.
• Облагорожены выходные тоннели маслорадиаторов, добавлены совки из травления и тяги.
• Срезаны и сделаны из тонкого листового пластика фюзеляжные гребни. Заодно немного подкорректирована верхняя линия фюзеляжа по фото.
• Поправлена расшивка, преимущественно по фото. Добавлены лючки, воздухозаборнички, рояльные петли и пр.
• По всему планеру, ориентируясь на фото, была накатана клепка.
Вооружение и подвеска
необходимо было подвесить по условиям турнира, что-бы не было сомнений в том, что прототип выполняет ударные задачи. Выбор пал на неуправляемые ракеты HVAR.
• Детали из набора были заменены на Brassin-овские, очень понравились.
• Техничка использована из набора Printscale для бомб и ракет США.
• Помимо этого, были позаимствованы баки от ICM-овских мустангов, и доработан родной подфюзеляжный бак.
• И установил «ленивые», то есть готовые смоляные пушки вместо изкоробочных.
Окраска и везеринг
как ни странно, прошли достаточно легко и быстро. Наверное в основном потому, что было время обдумать все операции. Вот как в итоге это было.
• За исключением замаскированных участков, вся модель была окрашена основным черным цветом. Самым черным.
• Затем сразу, без промежуточного слоя лака, пудреницей Тамия, в основном белыми (и, в районе усов нагара от выхлопа, коричневыми) оттенками пигментов, при помощи кистей разного калибра, был сформирован черновой вариант везеринга.
• После двух слоев футуры сделал смывку серыми оттенками по расшивке и клепке.
• Перевел декали. При этом, красная полоса вокруг носа, перед кабиной с надписью «propeller-danger», была напечатана самостоятельно, красным цветом на белой декальной бумаге и обрезана ножом. Тактический номер был подобран из запасов, с подрезкой ножки, ибо подаренная мне приятелем декаль от Italery на этот вариант аутентичностью написания не блещет.
• В оконцовочке ещё раз добавил «пятнистости», использую очень-очень жидко разведенную белую и серую краску. После чего задул планер матовым нитролаком.
Косяки
На этом можно бы и закончить, но рассказ был бы неполным без традиционных для меня приключений – с косяками и их исправлениями )))) Это отчасти, наверное, было связано с большим сроком сборки
• Крыло при склейке усилялось самодельными лонжеронами. Излишек жидкого клея, которыми они обильно проливались при сборке, привел к тому, что крыло изогнулось и кое-где провалилось. Для выравнивания пришлось отрезать консоли, выравнивать их и приклеивать заново.
• Мой младшенький (годовалый на тот момент) сын, потребовав посмотреть склеенный планер на пред-грунтовочной стадии, разломил его вдоль продольной оси фюзеляжа. За что, ему, собственно спасибо – место склейки явно было слабовато, и могло треснуть после покраски, что, согласитесь, уже гораздо хуже.
• Ну и напоследок – после установки шасси, оказалось, что модели не хватило груза в носу, и она заваливается на хвост. Сначала было приклеил к подножке небольшой кусок прозрачного литника, но так это внутренне это решение не нравилось. Походив кругами и посопев, за 2 дня до окончания срока продления турнира я отпилил у практически готовой модели нос (примерно в районе красной полоски), вставил ещё 20 (!) грамм груза, склеил, наложил маски по соседним линиям расшивки, зашпаклевал, зашкурил, расклепал и окрасил. Повторно перевел красную полоску (благо, как уже сказал выше, печатал эту часть декали сам, соответственно имелись дубли). После с замиранием сердца установил обратно оторванную переднюю ногу шасси. Груза впритык хватило - ровно настолько, что-бы модель встала на нос. При небольшом наклоне поверхности от горизонтали она уже падает на хвост.
Финальная фотосессия, теперь уже по традиции, была отдана в аутсорсинг моей жене Эллине.
В заключение хочу сказать ещё раз огромное спасибо людям, которые участвовали и помогали, наставляли и ускоряли меня на пути миграции моего Кота из коробки на полку.
Это Сергей «YSG» Яхонтов, Сергей «Chse» Чегодаев, Михаил «Laser» Гаврилов, Александр «Ас» Счастный, Трофимова «Солнышко» Эллина)).
С уважением, Александр «Lavka» Трофимов.
Не знаю даже, приходилось ли мне видеть модель, которая могла бы сравниться с этой в убедительности weathering'а на тёмных поверхностях.
В высшей степени реалистично.
Шедевр.
К админам - Мише Нерадкову, Демченко Славе или к Сергею, аки BatMan.