Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Амодел 1/72 Су-15ТМ (Amodel Su-15TM Flagon)Здравствуйте, товарищи. Решил поведать всему прогрессивному сообществу о своей модели Су-15ТМ от А-модел. Садитесь удобней, начну.
Предыстория. Основное мое модельное направление – авиация в 72-ом масштабе, да и еще я собираю модели КБ Сухого. В ближайших планах закончить все ранние, реактивные «трубы» (Су-7БКЛ, Су-9), потом уже продвинусь к современному периоду. Из ранних у меня есть Су-11, ну вот теперь и Су-15ТМ. Модель была собрана еще летом 2007-го года, но написать статью созрел только сейчас.
Немного о прототипе. Су-15ТМ (по НАТО Flagon – Графин). Изначально самолет строился как модернизация Су-11, но размеры РЛС уже не позволяли втиснуть ее в носовую часть. В итоге было решено РЛС оставить в носу, а воздухозаборники сделать боковыми. Работы по новому самолету продвигались быстро. Не смотря на все передряги в КБ, самолет к 1965 г. официально был запущен в серию и поставлен на вооружение Страны Советов. Самолет прошел несколько модернизаций. В итоге, самым-самым считается именно модификация ТМ. На этих самолетах была установленная новая, модернизированная РЛС «Тайфун-М». Эти самолеты простояли на вооружении до 1991 г. Последней строевой частью, имевшей на вооружении самолеты типа Су-15, был авиаполк вооруженных сил Украины, базировавшийся на аэродроме Бельбек в Крыму. Также с этим самолетом связаны наиболее известные случаи перехватов нарушителей воздушных границ. Первый, более гуманный случай, произошел 20 апреля 1978 г. с самолетом Boeing 707. Тогда самолет просто сел на лед озера. Погибло 2 человека, 10 – ранены. Более интересный случай произошел 1 сентября 1983 г. Тогда летчик Осипович сбил Boeing 747. Считается, что погибло 269 человек. Обстоятельства по делу до сих пор не ясны. Думаю, хватит болтовни. Ближе к делу. ![]() О модели. На тот отрезок времени, это была моя первая модель по технологии ЛНД. Расшивка везде внутренняя, тонкая. Перешивать не стал – пластик мягкий, работать неудобно. Сборка, как и положено, началась с кабины. Кабина проработана хорошо, состоит из 5 деталей, кресло – из 4-х. Кабина дается одним целым с нишей носовой стойки шасси. ![]() После склейки кабины склеил половинки фюзеляжа – обнаружились приличные ляпы. В районе сопла образовалась приличная ступень между половинками фюзеляжа. Она была благополучно зашпаклевана. После решил поставить вклейку за кабиной. И там было не все гладко – образовалось не нужное отверстие, опять зашпаклевал. ![]() Пока шли все процессы, решил покрасить сопла. Опять засада. На соплах тоже были две ямы. Опять шпаклевка, зашкуривание. Наконец сопла были вклеены, зашкурены, зашпаклеваны, покрашены. Если брать, в общем, то больше всего доработок на стадии склейки ушло на хвостовую часть. Обтекатель РЛС дан двумя половинками – не совсем удобно, но ничего не поделаешь. Тоже склеил и немного подшпаклевал стыки. ![]() ![]() Далее приступил к сборке крыла. Крыло дается 3-мя деталями на одну плоскость + 2 детали – рули даются отдельными деталями. Я обрадовался и решил сделать рули отклоняемыми. Забегая вперед скажу, что рули отваливались и пришлось их намертво приклеить суперклеем. ![]() ![]() Дальше пошел собирать воздухозаборники. ВЗ даются 3-мя деталями. Встретился облой, детали толстые. Немного сточил и склеил. Если все сделать как в инструкции, то щель остается маленькой, её практически не видно. ![]() Приступил к сборке всех составляющих в одну модель. И тут немного хочу добавить. Вся дальнейшая сборка и покраска происходили в походных (не дома) условиях. Первым делом поставил киль. Стал он плохо – форкиль под 90 град. А сам киль ушел вправо. В общем, киль был установлен, стыки подшпаклеваны. ![]() ![]() Далее пошел устанавливать крыло. Крыло встало хорошо – шпаклевания практически не потребовалось. Стабилизаторы встали так же легко – особых проблем с ними не помню. ![]() Основная сборка была завершена. Всю модель прошкурил мелкой наждачкой – для того что бы убрать все последствия склейки, дорезания расшивки на стыках. Приступил к мелочи. Места установки ВЗ на фюзеляже указаны расшивкой и тонкой штриховкой. Пока сохли ВЗ – занялся нишами шасси: покрасил серо-зеленой краской. ![]() После высыхания краски установил стойки основных опор шасси. Как и говорили, на колесах действительно был штамп Ярославского комбината резинотехнических изделий. Ниша носовой опоры довольно «лысая». Её я оставил как есть. ПокраскаРешил покрасить в стандартный, серебряный цвет (не мудрить с камуфляжем). Красил эмалью Rewel, кисточкой. Радиопрозрачные элементы – краска Звезда Супер. Потом немного подправил «листовой эффект» (той же серебрянкой Rewel, но с добавлением черной краски) и задул глянцевым лаком с баллончика. Две последние операции проделал впервые. Дальше пошел переводить декали. Решил сделать Су Осиповича. Перевел, и заметил, что самолет получился слишком пестрым. Впервые использовал и «сухую кисть» для «погашения декали».Декали переводятся хорошо – нареканий нет. Попробовал немного выделить расшивку карандашом. Да и еще, модель поначалу была без ПВД – его я доделал позже (тоже в первый раз. Попробовал сделать из иглы от шприца). Смотрится ПВД ужасно, зато металлическое. Сейчас думаю, как работать дальше в этом направлении. ![]() В общем все. О результате судить вам. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Прототип: ![]() Немного ссылок напоследокПомимо фирмы «А-модел», модель самолета Су-15ТМ выпускают: в масштабе 1/48 фирма Trumpeter. Подробнее о модели фирмы Trumpeter читать здесь. Подробнее о модели от фирмы Грань и доступном афтермаркете для модели в масштабе 1/72 читать здесь.Перед сборкой стоит посмотреть и почитать, что пишут люди:здесь, здесь и здесь. Еще можно посмотреть здесь, здесь и здесь, а также тут. Перед покупкой модели внимательно читал сравнительный обзор А.Короткова и А. Цюпки. При постройке модели-копии также рекомендую использовать замечательный walkaround Дмитрия Срибного. Все товарищи. Дмитрий Любомирский Одесса - 2008 |
|
» Автор | |
---|---|
![]() Любомирский | |
Опыт: | 1436 |
Репутация: | +77 |
Откуда: | город-герой Одесса |
![]() Тема: Re: Амодел 1/72 Су-15ТМ (Amodel Su-15TM Flagon) Да кстати по последним проверенным данным 777-ой ИАП с аэродрома Сокол летал на простых Су-15 (конический обтекатель РЛС, крыло без излома стреловидности) - просто они были доработаны под подвеску УПК-23-250. Именно потому Осипович отставал от Боинга на 3 км дабы сработал захват РЛ г оловки ракеты Р-98, на ТМ куда проще бы было лупануть Р-60 с близкого расстояния. |
![]() Тема: Re: Амодел 1/72 Су-15ТМ (Amodel Su-15TM Flagon) Поддерживаю коллегу и тезку Андрея.
Пора уже завязывать с такой "клюквой" как "Су-15ТМ Осиповича". |
![]() На аэрограф очень хочу перейти, пока не получается, продолжаю тыкатся кисточкой.
По матчасти: ну что теперь сделать? перекрасить модель в другой вариант? Модель уже такая. В общем переделывать не буду, мне не окраска, а сам самолет нравится. |
![]() Очень Ценная статейка. Спасибо! Буду знать откуда брать информацию! Я прикупил себе в 48-ом от Трумпа. Надеюсь, не "накосячу" с ним!!! Спасибо! |
![]() Тема: Амодел 1/72 Су-15ТМ (Amodel Su-15TM Flagon) Я работаю слесарем МСР на авиационном заводе и гимороя мне на работе хватает. Дома я отдыхаю, а посему препочитаю Трумпетер. |
![]() Терминатор, а слово гиморой правильно пишется не так. Правильно будет геморрой. :grin: И обратите внимание на дату публикации статьи и начала обсуждения. Что там говорит народная мудрость? Кажется, "дорога ложка к обеду"... :wink: |
![]() Кто подскажет где на 15ТМ распологались фары?? На разных форумах встречал разные мнения ( на крыле и на возд-ке). Ни одной фото не нашёл. |
![]() JUMPER, на Су-15ТМ фары расположены на воздухозаборниках, это 100% и обсуждению не подлежит. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тема: Амодел 1/72 Су-15ТМ (Amodel Su-15TM Fl...(#736) - обсуждение
Труд, достойный уважения!
И ПВД, кстати, получился довольно неплохо. Не надо на себя наговаривать! :)
А вот насчёт окраски... Пора, пора переходить на аэрограф, коллега! :)