Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Trumpeter 1/48 Су-15ТМ - Boeing Killer (Su-15TM)
Длинноносая игла фюзеляжа, острые пики ПВД и балансировочных грузов на носу, крыле и на малюсеньком оперении. Приталенность фюзеляжа, обрывающаяся "стволами" двух мощных ТРД. Это Су-15ТМ, самолет советской ПВО. Один из самых секретных самолетов своего времени, но ставший всемирно известным в одночасье после печально прославленного перехвата "малость" заблудшего за наши границы корейского "Боинга-747".
Второго сбитого по счету, но самого резонансного по последствиям.
Не будет большим упрощением утверждать, что Су-15ТМ - это вершина "генеалогии" семейства Су-9, -11, -15. Итог - Су-15ТМ был самым доведенным и приятным для летно-технического персонала "в общении" с ним перехватчиком от Сухого. Версия "ТМ" - это дальнейшее развитие Су-15Т, сменившего с 3-й серии в 1971 г. Су-15. Его главное отличие - новая РЛС "Тайфун М". Кроме этого, на подфюзеляжных пилонах перехватчик теперь мог нести бомбы, пушечные контейнеры и блоки НУРС. Самолет вступил в строй в 1972 году, а войсковые испытания прошел в «Мекке» ПВО – Севастлейке с февраля 1975 по июнь 1978 года. В серии следовали доработки: введена система маловысотного перехвата, кроме Р-98 перехватчик стал нести еще две «ближние» ракеты Р-60М, была введена оживальная форма обтекателя РЛС (после этого последовало ощутимое ухудшение высотных характеристик). Типовым вооружением, однако, остались две ракеты Р-98: «Т» и «М», или, как их еще называли, «тепловая» и «радийная». Новые самолеты несли, в основном, боевое дежурство на дальневосточных рубежах СССР. Как известно, это был один из самых результативных перехватчиков ПВО: -20 апреля 1978 года был подбит и сел на вынужденную самолет - нарушитель «Боинг-707» южнокорейской авиакомпании KAL, из 108 пассажиров на его борту погибло двое (по другим данным – 123 и 3 человека соответственно). Перехват осуществил капитан Босов (Басов ?) -18 июля1981 года капитан В. Куляпин таранил аргентийский транспортник, нарушивший границу со стороны Ирана -майор Г. Осипович над Сахалином сбил другого нарушителя 1 сентября 1983 года, устроив “день знаний” “по ошибке” залетевшшему вглубь территории Союза “Боингу-747” той же злополучной компании KAL, самый известный случай перехвата за всю историю “холодной войны” - множество уничтоженных разведывательных дрейфующих аэростатов, последний был сбит 2 сентября 1990 года. Су-15ТМ, несмотря на хороший послужной список, не повезло – согласно договору ОВСЕ от 90 года по сокращению вооружений много перехватчиков было разделано; самолет был снят с вооружения в 1991 году. Немного Су-15-х дослужили до середины девяностых годов в составе «жовтово –блакитных ВВС» на Украине… Рассказывая о модели, можно ограничиться лишь тем, что сообщить, что сделана она в Китае. Про ее косяки уже много написано. Внешняя поверхность имеет все люки, стыки и, к счастью, отсутствие клепки. Ниши и створки шасси, сопла двигателей, кресло пилота – да практически все выполнено лишь примерно точно. Тонкие рули и стабилизаторы у ракет. Острые грани, там, где это нужно: кромки воздухозаборников, крыла и оперения. Но счастья все равно нет…Один конус РЛС чего стоит… Будем терпеливы, но подобную модель Су-15ТМ вряд ли кто в ближайшие годы сделает лучше. Собирать модель - все равно что пройти технологический реальный процесс: линии членения почти всегда совпадают с "большим" самолетом. Но, как и ожидалось, все стыки надо подчищать и подгонять. После окраски "серебрянкой" серый муляж ожил! Несмотря на "шрамы и раны", полученные (и оставленные, что греха таить) при сборке! С большим воодушевлением, как-то незаметно, прошла работа по нанесению радиопрозрачной и черной красок, тонированию (раствор масляной краски) и маленький Су-15ТМ готов. Искренне не жаль затрат. Всем поклонникам "реактивов", особенно советской поры, посвящается. Литература: 1. Журнал "Аэроплан" 8 (4'94 г.). 2. Журнал "Мир Авиации" 2'93 г.. 3. Журнал "М-Хобби" 4'94 г.. |
|
» Автор | |
---|---|
УченикЧкалова | |
Опыт: | 932 |
Репутация: | +56 |
УченикЧкалова в 16.10.2007 - 22:21 Спасибо за отзывы! Насчет надписи Боинг - не моя работа, самому режет глаз. По пятнистости окраски и приталенности- 100% согласен. На этой модели панели некоторые выделены графитом простого карандаша, но получилось, после нанесения лака, едва заметно. На А-Моделевском Су-15ТМ было получше - снимки остались только в "Моделизме", ч/б, а модель подарил. Там и люки имеют разный оттенок. Р/п краска подбиралась из красок осн. цветов Тамии, по фото и рисункам. Посмотрел на Ходынке и внес коррективы на длительное выгорание - Су-15 этот был задуман как "новый". |
dima_v_m в 16.10.2007 - 23:58 Тема: Re: Trumpeter 1/48 Су-15ТМ - Boeing Killer (Su-15TM) Весьма неплохо!
Однако некоторые недочеты в 48-ом нужно было поправить - хотя бы угол наклона носа исправить. А если верить самому Осиповичу который в статье из журнала Мир Авиации утверждал что летал на перехват не на Су-15ТМ, а на раннем варианте Су-15, то выходит что этот вариант совсем не Боинг-киллер. С уважением Дмитрий. |
N9i9k в 17.10.2007 - 21:49 Тема: Re: Trumpeter 1/48 Су-15ТМ - Boeing Killer (Su-15TM) Хорошо получилось, у меня вопрос относительно ракетного вооружения, внешне вроде бы они обе одинаковы, а окрашены по разному (головка наведения?) |
УченикЧкалова в 18.10.2007 - 09:07 Тема: Re: Trumpeter 1/48 Су-15ТМ - Boeing Killer (Su-15TM) "Типовым вооружением, однако, остались две ракеты Р-98: «Т» и «М», или, как их еще называли, «тепловая» и «радийная»".
...Отсюда и разница головок ракет. |
nick в 18.10.2007 - 22:31 Везло этому "графину"или фляге на корейцев. Лично был знаком с капитаном Слободчиковым ,который завалил Боинг в Карелии. По поводу "приталенности" ,все самолеты Су сконструированы с учетом правила площадей( это как сейчас говорят - фишка фирмы). Крайний Боинг на Даленем Востоке был сбит с Су-15ТМ.
Добавлено спустя 21 минуту 7 секунд: Ответил не смотря на модель,а посмотрев не могу удержаться от злости. КАК МОЖНО ПО НОРМАЛЬНОМУ ЧЕРТЕЖУ СДЕЛАТЬ ТАКОЕ. Только похож отдельными местами.Профиль крыла после излома несиметричный должен быть(суперкритический), воздухозаборники на фюзеляже для обдува двигателя - это Микельанжело, расшивка ну очень глубокая ... |
FORGER в 19.06.2010 - 09:50 По поводу "приталенности" ,все самолеты Су сконструированы с учетом правила площадей( это как сейчас говорят - фишка фирмы).
Фу, черт, 3 года прошло, опять лезу в эту тему. Вопрос: что Вы хотите сказать, говоря о правиле площадей применительно к Су-15? Как классический пример применения правила площадей смотрите на Ф-5. Крайний Боинг на Даленем Востоке был сбит с Су-15ТМ. Уже не раз объясняли, что полк, в котором служил Осипович, летал на простых Су-15. |
JUMPER в 28.06.2010 - 22:02 Странно... Трумп перетаскивает косяки с 72-го масштаба в 48-ой.. Автор модели почему-то не исправил это :shock:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=aVlGptS][/url] |
УченикЧкалова в 29.06.2010 - 08:19 Уважаемые коллеги, придется оправдываться... Очевидные вещи, на которые указано в отзывах (нос, окраска, дубовая деталировка) были мне известны. Но, скажем так, ТЗ на сборку предусматривало небольшое время на нее и было принято решение собирать "из коробки", каюсь. Что касается Трампетера вообще, то все его своеобразности всем известны и странный менталитет незримо присутствует практически во всех изделиях фирмы. Особо бесит Су-27 в 32-м (еще неисправленная версия, да и исправленная - не до конца:(). Ну как можно при живом самолете делать не модель, а карикатуру!!! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|