Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

Чешская фирма Valom объявила о планах выпустить модель первого "Фьюри" достаточно давно, но в магазинах она появилась только в начале этого года. Предлагаю посмотреть, что за модель получилась у Valom.

1. Введение

FJ-1 Fury фирмы North American – второй (после FH-1 Phantom) реактивный самолёт, поступивший на вооружение палубной авиации флота США. Построен в количестве всего лишь 31 экземпляра, служил недолго, высокими лётными данными не отличался, никаких великих дел не совершил. Тем не менее, он может быть интересен и любителям самолётов периода рождения реактивной авиации, и желающим иметь в своей коллекции все американские "палубники".

Нельзя сказать, что этот самолёт был забыт фирмами-производителями моделей. В масштабе 1:72 его модель в 1980-1990-х годах выпускалась фирмами Rareplane, Merlin, Pegasus и Siga. Но сейчас достать эти модели непросто; к тому же, по меркам дня сегодняшнего, все они безнадёжно устарели. Таким образом, необходимость в новой модели FJ-1 в масштабе 1:72 назрела.

Чешская фирма Valom объявила о планах выпустить модель первого "Фьюри" достаточно давно, но в магазинах она появилась только в начале этого года. Предлагаю посмотреть, что за модель получилась у Valom.

2. Каталожная информация

Модель: North American FJ-1 Fury
Производитель: Valom
Каталожный номер: 72075
Даты выпуска: февраль 2014

3. Коробка

Коробка из прочного картона, достаточно крупная для такой небольшой модели (~32 x 20 x 3.5 см). Открывается сверху. В отдельных пакетах - пластик, смоляные детали и фототравление совместно с декалью.

Боксарт неплох, но содержит ряд неточностей. Не вполне достоверна маркировка самолёта (например, нет эмблемы эскадрильи и имени пилота, да и наличие чёрной полосы на носу машины с номером S114 не подтверждается фотографиями), а нарисованные на заднем плане палубные тягачи вид имеют игрушечный и прототипам соответствуют слабо.
Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

4. Инструкция

Инструкция - три сложенных листа А4. Страницы, посвященные окраске и маркировке, опечатаны в цвете, остальные страницы - чёрно-белые. Приведена таблица соответствия цветов FS, красок Humbrol, Agama, Model Master и Gunze Sangyo. Схемы сборки понятные, но неудобно отсутствие номеров деталей непосредственно на литниках: их (номера) приходится выявлять, сверяясь с приведённой в инструкции схемой.
Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

5. Детали

Из набора предлагается собрать только один вариант самолёта: FJ-1. Никаких модификаций у него и не было (напомню, что FJ-2 представлял собой уже совершенно другой самолёт). Опция имеется только одна: устанавливать консольные топливные баки, или нет.

5.1. Пластик

Пластик светло-серый, достаточно жёсткий. На миниатюрных деталях в умеренных количествах присутствует облой. На тыльных сторонах деталей - отчётливые следы толкателей.

О геометрии в целом. Ничего, что можно было бы назвать словом "чертёж", для самолёта FJ-1 мне в руки не попадало. Имеющееся в книгах серий Naval Fighters, Squadron/Signal In Action и In Detail & Scale правильнее считать схемами. Исходя из этих схем, а также из музейных и исторических фотографий, можно заключить, что геометрия модели хорошо соответствует прототипу во всём, кроме формы обтекателя хвостовой части фюзеляжа. Этот нависающий над соплом двигателя "козырёк" у модели слишком короток (и недостаточно остр), и именно здесь модель недобирает 2мм, нужные ей для соответствия масштабной длине (143.5 вместо 145.7). Пояснение приводится на картинке.
Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

Теперь - немного подробнее о деталях:

  • Расшивка тонкая. Накладные панели имитированы очень аккуратно. Судя по имеющимся фотографиям, и то, и другое прототипу соответствует.
  • Везде присутствует имитация клёпки. На неокрашенных деталях она выглядит очень привлекательно. Однако, есть опасение, что при окраске она может быть утеряна, так как "ямки" неглубокие.
  • Предлагаемый производителем способ крепления деталей крыла и стабилизатора к фюзеляжу неудобен. Думаю, чтобы соединение было действительно прочным, нужно будет вставлять металлические штифты. Непонятно, что помешало при проектировании модели предусмотреть в деталях # 1 и 2 прорези, а в деталях # 12, 13, 14, 15, 16 и 17 -  ответные "язычки".
  • На деталях фюзеляжа предложена имитация щелей вспомогательных воздухозаборников. Эти щели, однако, не очень глубокие. Возможно, что при постройке модели для большей реалистичности будет иметь смысл сделать эти щели сквозными.
  • Предлагаются отдельные детали, неплохо имитирующие центральные тела в канале воздухозаборника и в выпускном канале.
  • Сопло двигателя предлагается собрать из двух половинок; соответственно, их стык придётся обрабатывать. Кроме того, здесь нужно убирать следы толкателей.
  • На шине носового колеса нет имитации протектора.
  • У FJ-1 на нижней поверхности фюзеляжа присутствовали три цветных строевых огня. Их имитацию придётся делать самостоятельно.
  • О консольных топливных баках: анализ имеющихся исторических фотографий позволяет заключить, что при использовании FJ-1 с авианосцев баки не устанавливались.

Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

5.2. Прозрачные детали

Предлагается два комплекта деталей фонаря кабины: для сборки его в открытом или в закрытом положении. Так как фонарь пластиковый, рисунок бликов на его поверхности, конечно, выдаёт его толщину. Из прозрачного пластика также отлиты детали, имитирующие колпаки навигационных огней на ПТБ и хвостовой навигационный огонь. Хотелось бы, конечно, ещё получить выполненными в виде отдельных прозрачных деталей крыльевые навигационные огни и колпак посадочной фары.
Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

5.3. Смола

В комплект входят детали из смолы. Смола светло-серая, дефектов отливки не обнаружено. Из смолы отлито следующее: ниши шасси, канал воздухозаборника, колёса, суппорты тормозов и несколько антенн.
Укажу на отдельные аспекты, привлекающие внимание:

  • Ниши шасси выполнены тонко и аккуратно. Провода и трубки, как обычно, придётся имитировать самостоятельно.
  • Бесшовный канал воздухозаборника - это просто подарок. Нечасто приходится видеть такую полезную деталь в моделях масштаба 1:72.
  • Основные колёса могли бы быть лучше. Во-первых, на шинах нет имитации протектора. Во-вторых, рельеф внешней сторона диска не совсем верен: не хватает имитации головок болтов и тонких ребёр по краю диска (здесь, правда, надо сказать, что внешняя сторона диска практически не видна из-за створки ниши шасси).

Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

5.4. ФТД

Детали видны на фотографии. Качество травления я бы оценил как отличное.
Отмечу следующее:

  • Предлагаемые ФТД позволяют добиться хорошей проработки интерьера кабины пилота. Добавить нужно будет, разве что, несколько рукояток.
  • Диск носового колеса благодаря ФТД получается ажурным, как и должно быть на прототипе.
  • Деталь # MP14 имитирует небольшой щиток над носовым колесом (возможно, брызговик). Такой щиток есть на музейном экспонате (который, скорее всего, и был взят за основу при проектировании модели), но отсутствует на всех доступных мне фотографиях строевых машин.
  • Деталь # MP15 имитирует трубку слива топлива, которая плоской быть не должна бы. Лучше заменить эту деталь изготовленной самостоятельно трубкой.

Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

5.5. Плёнка

В комплект входит кусочек прозрачной плёнки с напечатанными шкалами приборов. Набор и расположение приборов соответствуют прототипу.

6. Декаль

Декаль - на два варианта, оба - машины из эскадрильи VF-5A. Это правильно и логично: VF-5A - единственная строевая часть, имевшая FJ-1 на вооружении. Она получила первые FJ-1 в ноябре 1947г., в марте 1948г. прошла испытания на авианосце Boxer, в августе была переименована в VF-51, успешно участвовала в гонках Bendix Trophy и Allison Trophy, недолго и не очень успешно действовала с авианосца Princeton, а к лету 1949г. была перевооружена на новые F9F-2 Panther.

Предлагаемые в декали варианты таковы:
A) BuNo 120359 / S114, пилот - лейтенант J.Ritchie. VF-5A, авианосец CV-21 Boxer, 1948 г.
B) BuNo 120350 / S101, пилот - командир эскадрильи VF-5A коммандер Pete Aurand. Авианосец CV-21 Boxer, 1948 г.
Радуют правильные шрифты и пропорции букв и цифр, правильные имена пилотов. Надпись "VF Design Desk" под именем пилота для варианта "B" подтверждается историческим фото. Можно посетовать, что на эмблеме не читаем номер эскадрильи и не различимы пёрышки у орла, но стоит помнить, что диаметр этого элемента декали - 3мм.
Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury

К предложенной в инструкции схеме окраски у меня есть следующие дополнения, основанные на изучении исторических фотографий самолётов эскадрильи VF-5A:

  • В период базирования на "Боксере" на всех или почти на всех машинах (в том числе на S114) перед козырьком фонаря кабины было нанесено чёрное антибликовое покрытие.
  • Диски колёс должны быть цвета Interior Green, а никак не White, как рекомендует инструкция. Стойки шасси - также Interior Green, не серебристые.
  • По срезу сопла - тонкая окантовка неокрашенного металла.
  • Порты пулёметов иногда заклеивали лентой чёрного цвета.

И, напоследок, универсальный совет: в отношении окраски и маркировки категорически не следует ориентироваться на сохранившийся музейный экспонат.

7. Вывод

Плюсы:

  • Отсутствие сложных в устранении ошибок геометрии.
  • Неплохой уровень деталировки: кабина пилота; ниши шасси; канал воздухозаборника.
  • Тонкие и аккуратные расшивка и клёпка.
  • Фототравление в комплекте.
  • Хорошее для short run модели качество литья.
  • Невысокая цена (от 640 руб. в российских интернет-магазинах).

Минусы:

  • Неверная форма (недостаточная длина) обтекателя хвостовой части фюзеляжа.
  • Неудобный способ крепления деталей крыла и стабилизатора к деталям фюзеляжа.
  • Колёса: отсутствие имитации протектора шин, неточность рисунка дисков основных колёс.

Хотелось бы:

  • Выполненные в виде отдельных прозрачных деталей крыльевые навигационные огни и колпак посадочной фары.

PS: Ответ на часто задаваемый вопрос: scalealliance-shop.ru, hannants.co.uk, martola.pl, modelshop.sk и прочие.

С уважением,
Alex

 

 

 

Eсли вы обращаетесь к производителю или покупаете модели/aftermarket в магазине - пожалуйста, говорите им, что вы прочитали обзор на ScaleModels.ru.

Eсли вы хотите прислать свою продукцию для обзора на нашем сайте - напишите нам.

3аранее спасибо!
» Информация о статье
Снорри в 30.04.2014 - 20:46
Tancist
У меня сига тоже есть, но с ней пока не работал плотно. Навряд ли оно лучше Сворда, а еслди сворд до 800 рублей с доставкой, то он не так и плох. Но в Москве в магазинах он далеко за 1000...
ShadowRaider в 01.05.2014 - 13:06
>> Таким образом, вместо "очень редко" можно сказать и "в двух случаях из трех самолеты летали без баков" Вероятность 1:3 по мне - не слишком редко.

Да. Признаю своё утверждение неверным.

>> Не, она наверняка зеленая! Ленту эту изобрели Джонсон и Джонсон в 1942 году, и цвета она тогда и всю войну была темно-зеленая/оливковая

Пусть так. Мои глаза на цветных фото бортов S114 и S115 видят очень тёмный серый цвет (базируясь исключительно на этом я и написал "чёрный").
А вот на цветном фото борта F103 (резерв, а не VF-5A) - действительно, цвет защитный.
В общем, зря я об этой ленте начал писать: к модели Valom тема эта отношения не имеет.

>> Однако что-то сдается мне, что с высотой фюзеляжа там не все в порядке. уж очень у валома самолет на горбатую бочку похож, а на фото он не таков.

Сделал очень грубое сравнение скана детали фюзеляжа и фотографии FJ-1 (сравнение грубое потому, что фотография - не "точно в профиль").
Исходя из этого грубого сравнения я бы заключил, что с высотой фюзеляжа у модели дело скорее хорошо, чем плохо.
#
А вот верхняя кромка тормозного щитка, действительно, должна быть немного выше.

>> Фоток "Скайхоков" без атомной бомбы - завались, с ней - я бы сказал, ни одной.

Со "Скайхоком", как раз, дело не так плохо. Вот фото: [/url]
Sabre в 24.06.2014 - 14:40
Тема: Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury
Всем, привет!


1) А какого цвета могли быть внутренности подножек

http://monosnap.com/image/13tlCWJNhc54qtLzoAY1T69IDWwKIj

судя по фото, цвет отличается от цвета ниш шасси?

2) Если фото/картинки открытых тормозных щитков и опять же их внутрянки?
ShadowRaider в 24.06.2014 - 15:53
К п.1.
Именно тот люк, на который Вы указываете, виден открытым на одной из цветных фотографий машины из VF-5A.
Внутренность и внутренняя поверхность створки - некрашенный металл (или очень светлая серая).

К п.2.
В книгах In Action, In Detail & Scale, Naval Fighters пристойных картинок внутренности щитков не нашел.
Моё мнение - не стоит делать щитки открытыми; это не добавляет модели реалистичности, а вовсе даже наоборот.
Sabre в 25.06.2014 - 00:56
К п.1.
Именно тот люк, на который Вы указываете, виден открытым на одной из цветных фотографий машины из VF-5A.
Внутренность и внутренняя поверхность створки - некрашенный металл (или очень светлая серая).

А нет ли возможности показать фоту? Не нашел сам, к сожалению.

К п.2.
В книгах In Action, In Detail & Scale, Naval Fighters пристойных картинок внутренности щитков не нашел.
Моё мнение - не стоит делать щитки открытыми; это не добавляет модели реалистичности, а вовсе даже наоборот.

Сейбры с открытыми щитками смотрятся норм)

Добавлено спустя 8 часов 46 минут 14 секунд:

И вот еще вопросы:

3) Какая-то фара, то, что снизу?

http://monosnap.com/image/9yfPOyyoBpSm7HaCBdxWsltnEqq3dK

4) А это что?

http://monosnap.com/image/EtO6gTYxGZ36f7C2KpyZYg5wf1RIRG

5) У Фьюри не было зеркал заднего обзора в кабине?

6) Посадочные фары и огни( про огни есть в обзоре, вопрос снят)

http://monosnap.com/image/943PMEeZtTNP2uutwj3hqna9kcY7jg

7) Насколько такая окраска конуса была реальной? или это поздние художества?)

http://monosnap.com/image/IPOfwEeSzUY2aSE4IrluGS0dSTvbvp
ShadowRaider в 25.06.2014 - 13:22
2. Я собственно, не о "смотрится..." говорил. А о реалистичности.
Есть самолёты, у которых тормозные щитки на стоянке выпускаются самопроизвольно (не имеют фиксаторов и "выпадают" при отсутствии давления в системе).
Например, это - F3H Demon, F-86, некоторые другие.
FJ-1, насколько мне известно, в число таких самолётов не входит.
А композиция вида "некто специально залез в кабину и открыл тормозные щитки, чтобы проверить работу механизма их выпуска" мне лично представляется малоправдоподобной.

3. Да, это - явно фара. Она хорошо видна и на исторических фотографиях.

4. Увы, не знаю. Но на исторических (не музейных) фото это отверстие тоже присутствует.

5. На исторических фото машин из VF-5A на рамках фонаря ничего, похожего на зеркала, не просматривается.
Это единственное, что могу сказать.

6. Да, если судить по фотографиям музейного экземпляра из Пенсаколы, это - фары.
Зачем ему (самолёту) столько фар - не знаю.

7. В музеях окраска / обозначения самолётов такие, какие понравились сотрудникам музеев.
Для целей окраски и обозначений категорически советую никогда музейными фотографиями не пользоваться.

К вопросу №1:
вот фото.
#
Sabre в 26.06.2014 - 19:26
Спасибо за фото.

Вопрос такой, а почему на фото стойки шасси какого-то хм непонятного цвета?) В инструкции предлагается красить их серым помоему.
Pavel_P в 26.06.2014 - 19:40
Тема: Re: Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury


Pavel_P
На самом-то деле это реактивный Мустанг ;) И он сам по себе - палубный Фьюри, первый из трех разных


Унификация с мустангом присутствует.

#

А Фьюри было 4 разных .


#


Если брать китографию , то я насчитал 4х производителей - Valom, Merlin, Pegasus, Siga ( ранний Valom?), и 5ый - вакушка от Rareplanes.
ShadowRaider в 26.06.2014 - 19:47
>> а почему на фото стойки шасси какого-то непонятного цвета? В инструкции предлагается красить их серым по-моему.

Каждый моделист волен самостоятельно решать, чему верить: собственным глазам, или написанному каким-то чужим дядей тексту.

Откройет Google.com, выберите "Images", наберите в поиске "FJ-1".
Буквально на первой же странице будет Вам цветное историческое фото FJ-1 из VF-5A, на котором явно виден цвет стойки шасси.
По крайней мере, цвет передней стойки.

А вообще... Есть стандарты окраски U.S. Navy (о которых целые книжки написаны). Но есть и реальная жизнь, в которой встречалась куча исключений, идущих вразрез с этим стандартами.
Sabre в 29.06.2014 - 00:41
Тема: Обзор Valom 1/72 FJ-1 Fury(#7341) - обсуждение
По поводу окраски шасси вопрос остался, какой все таки выбрать цвет:
для ниш
для стоек

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy