История этой модели началась перед самым новым, 2012 годом, 30 или 31 декабря. Заехав в модельный магазин с намерением сделать себе новогодний подарок, я увидел на прилавке коробку с Зеро. Почти без колебаний приобрёл этот превосходный набор, о чём ни разу потом не пожалел. Сразу решил принципиально обойтись без какого-либо афтемаркета, сделав минимальные доработки из подручных материалов.
О сборке особо рассказывать нечего - никаких особенностей не увидел, только отличную стыковку и замечательную проработку.
Начал, как водится, с кабины и двигателя.
Кабину окрасил, оттонировал, добавил только ремни на кресло пилота в виде окрашенных фототравленых деталей из набора Eduard (когда-то приобрёл BigEd с ремешками самолётов стран Оси).
Половинки фюзеляжа сложились почти идеально. Главное - аккуратно склеить.
После сборки всех деталей планера накатал заклёпки и нанёс грунт Mr. Base White 1000. Далее всё стандартно - прешейдинг, окраска низа, маски, прешейдинг, окраска верха, локальные осветления базового цвета, нанесение с помощью масок жёлтых полос на переднюю кромку, глянцевый лак (футура кистью, в два тонких слоя).
Декали использовал "родные", из набора. Хотя, принято ругать японские "картинки" за желтизну и толщину лакового слоя, я с удовольствием использую те, которые предлагает Тамия в своих последних моделях. Печать отличная, цвета и оттенки внятные, лак не такой уж и мощный, полное согласие со спецжидкостями - что ещё можно желать?
Прямо поверх декалей, без промежуточного слоя лака, сделал смывку средством Dark Wash MiG Prod.
Всё это закрепил одним тонким слоем акрилового полуматового лака Тамия, установил крыльевые АНО (из набора Хобби+) и занялся интереснейшим делом. А именно, имитацией сколов. В ход пошли (последовательно) поролоновый спонж и тонкая кисть. Краску использовал эмалевую, XF-16. В случае ошибки "сколы" легко можно удалить с помощью уайт-спирита, который стирает эмаль, но не повреждает ни акриловый лак, ни акриловую же краску. Собственно, так и получилось - первый вариант сколов-потёртостей был без следов удалён.
Второй вариант рисовал уже не торопясь, постепенно "набирая" плотность и стараясь разнообразить сколы в разных местах.
Начал с участков в районе кабины, на бортах фюзеляжа и в корневой части консолей крыла. Это самые "проходные" места.
Постепенно удалялся от кабины, охватив консоли по размаху и хвостовую часть фюзеляжа. Особое внимание - передним кромкам.
Снизу сделал потёки ГСМ с помощью того же средства Dark Wash, только не вытирая его вокруг расшивки, а размазывая по полёту с помощью широкой жёсткой кисти, смоченной уайт-спиритом.
На верхних поверхностях слегка подкорректировал сколы основным цветом с помощью тонкой кисти.
Изначально решил установить на крыло фигурку пилота с мечом в руке. Поскольку опыта в росписи миниатюр почти не имею, ничего путного не получилось, результат вышел лишь удовлетворительным. И то, с натяжкой. Параллельно окрашивал ещё одну фигурку из набора, но без особых надежд и расчётов, просто за компанию.
Поскольку самолёт задумывался в наземном положении и с открытым фонарём, то принял версию, что истребитель почти готов к полёту и можно добавить какой-нибудь характерный штришок. Им стал чехол на остеклении. Кроме всего прочего, было интересно попробовать себя в лепке ткани со складками. Использовал двухкомпонентную шпаклёвку Тамия, раскатанную до толщины бумаги. Потом из фрагмента выложил имитацию брезента, а стеком сформировал и откорректировал складки. Процесс так понравился, что сделал попытку изобразить ещё один кусок "брезента" на правой консоли. Но эту "тряпку", потом, всё же убрал.
После застывания заготовки, окрасил "ткань" темперной краской.
После окончания всех работ, финальной фотосессии и окончательной установки пилота, всё таки, не удержался и "сваял" кусок "брезента" рядом с ним, но уже попроще, с минимумом складок.
Из прочих работ перечислять почти нечего - всё просто и обыденно. Натяжка антенны из бисерной нити, ПВД, набранный из тонких трубок Model Point, имитация тормозных шлангов на стойках шасси, монтаж мелочёвки, имитация копоти пигментами Тамия, пушечные стволы из металлических трубок с пламегасителями из пластиковых воронок, имитация свечной проводки на двигателе, рассверлил патрубки... Что ещё? Капот, лопасти и кок винта окрашивал Mr.Color, сколы нарисовал той же эмалью.
Вот, вроде, и всё.
Как всегда, при сборке и окраске, использовал какие-нибудь новые для себя технологии и приёмы. Самое главное в процессе работы над этой моделью - впервые пользовался краской Vallejo для интерьера, верхних и нижних поверхностей. Оттенки, по моей просьбе, подобрал Игорь Лышканец, за что ему большое спасибо! Краска однозначно понравилась. Буду использовать её и в дальнейшем.
Впервые попробовал имитировать сколы с помощью поролонового спонжа. Конечно, не панацея, есть свои нюансы, но вполне сгодится в качестве дополнения к кисти.
Не упомянул ещё один момент - имитацию аотаке на закрылках. Обычно используется уже готовая краска, но в этот раз я пошёл другим путём. Нанёс слой полуматового алюминия Акан и, сверху, тонкими слоями, жидко разведённую смесь синего и зелёного эмалевых лаков Тамия. С каждым слоем оттенок насыщался и я остановился, когда посчитал его достаточным.
Вот, пожалуй, теперь точно всё...
Хочу выразить огромную благодарность Игорю Лышканцу за подбор оттенков красок и консультации в процессе постройки и, особенно, окраски этой модели!
Chinascout вы правы отчасти.
Судя по схеме окраски, Вячеслав_Демченко строил Зеро производства Митцубиши, поэтому ниши и щитки шасси выкрашены в цвет нижней поверхности. На машинах Накаджима, эти места окрашивались в аотаке.
обратите внимание на цвет обтекателя маслорадиатора и цвет щитка шасси, даже черно-белое фото показывает разницу. На фото машина производства Накаджима.
Да. Разница видна невооруженным взглядом.
Я строю А6М5с Хасегава как раз накадзимовская машина. Хася предлагает ниши красить серым как и весь низ самолета. Отсюда и родился вопрос
Ну, уж коли накаджимовская машина, обратите внимание на переход в схеме окраски, я имею ввиду верх/низ, у накаджимовских машин диагонально от крыла к плоскостям хвостового оперения, как было у митцубиши показал в своей работе Вячеслав.
С уважением, Corvus