Увидев на сайте новость о проведении «конкурса-дуэли – успеть за 48 часов», решил попробовать свои силы в «быстрой постройке» и принять участие. При выборе модели использовались следующие вводные:
• Авиация + 48 масштаб – чтобы не диссонировало с остальными моделями на полке
• Не очень сложная схема окраски – чтобы вписаться в сроки проведения
Первая мысль (она же оказалась и последней) была о каком-нибудь американце, ведь казалось бы, что может быть проще некрашеного алюминия?
И тут, прямо как по заказу, подвернулась эта модель – F-84G в 48 масштабе от Revell. Как потом оказалось в процессе сборки, выбор был очень удачным. Стыкуемость модели выше всяких похвал, а неплохая проработка мелочей позволяет собрать вполне пристойную модель без привлечения афтермаркета. Кроме того, оказалось, что F-84G был первым одноместным истребителем, способным нести ядерное оружие. Сразу возникло желание собрать самолет именно с «ядрёной» бомбой, благо она была в комплекте.
Учитывая очень сжатые сроки сборки, решил, что никаких переделок делать не буду, поэтому в матчасть особо не вникал. Прочитал только книжку «F-84 Thunderjet in detail», пришел к выводу, что особых отклонений в модели нет и перекрестившись, решил начать.
Далее текст будет сопровождаться фотографиями процесса сборки, на которых для удобства восприятия проставлено время от начала сборки. К сожалению, из за некоторой спешки отдельные этапы сборки просто забывал фотографировать, но постараюсь все важные моменты отразить в сопроводительном тексте.
00:00 .. 01:08
Сделал необходимый по условиям дуэли стартовый снимок литников с отметкой времени и первым делом решил посмотреть насколько страшно будет происходить сборка. Отделил основные детали от литников, на пластике – копирайт 1999 года, уже неплохо. Собрал на скотче и с облегчением выдохнул – стыкуемость (как я выше уже отмечал) на уровне, щелей не видно. Большой камень упал с плеч. После этого собрал на сухую кокпит. Как говорится – «бедненько, но аккуратненько», жить можно. Единственная всплывшая, но вполне решаемая проблема – большое количество облоя на мелочевке.
01:08 .. 02:54
Приступил к сборке кокпита. И сразу вспомнил поговорку про спешку и ловлю мелких кровососущих насекомых. При вклейке боковых стенок кокпита умудрился заляпать фюзеляж клеем и тут же влезть пальцами. После этого стал аккуратнее. Покрасил детали кокпита интерьерным цветом (mr hobby, interior green) . Пока детали сохли собрал нишу носового шасси, она же, по совместительству, внутренняя часть носового воздуховода. Продолжил сборку кокпита. Решил, что он смотрится совсем бедно, и нужно добавить привязные ремни. Откопал ремни, оставшиеся от P-38 Lightning, покрасил их, приклеил. Сразу стало как-то веселее. Докрасил копит, перевел декали на приборную доску. Оттонировал кокпит и прошелся сухой кистью.
02:54 .. 07:00
Покрасил внутреннюю часть фюзеляжа в районе воздухозаборника алюминием (tamiya XF-16, flat aluminium). Понял, что пропустил следы толкателей, которые будут хорошо видны. Зашпаклевал-зашлифовал и перекрасил. Вклеил в одну из половинок ванну кокпита и переднюю нишу. Сделал из пластика переборки для «грузового отсека» под кокпитом. Насыпал туда дроби и залил клеем ПВА. Оставил сушиться.
Пока сохнет, начал собирать ниши основного шасси. Потом задул все что можно цинк-хроматом (акан, chromate yellow-2) - ниши передние, ниши основные, ниша воздушного тормоза, внутренняя часть воздушного тормоза и внутренняя часть щитков шасси.
Склеил фюзеляж. Сначала думал для ускорения клеить циакрином, но потом испугался, что в случае «промахов» по стыкам вылезут ступеньки и решил клеить обычным tamiya extra thin. Вклеил стабилизаторы.
Оставил все сохнуть.
Перерыв.
14:00 .. 18:00
Склеил крылья. Оттонировал основные ниши (сильно разведенная эмаль tamiya smoke, сухая кисть). Зашлифовал фюзеляж. Вклеил крылья. Оставил сохнуть.
23:00 .. 36:00
Доiлифовал стыки, сошлось все очень хорошо, шпаклевка практически не понадобилась. Наступило время окраски. Для ускорения процесса решил попробовать отказаться от нормальной грунтовки. Поскольку в качестве основного цвета планировался один из алкладовских металликов, в качестве грунтовки решил попробовать тамиевскую черную эмаль. Для пробы «загрунтовал» эмалью мелочевку (щитки шасси, бомбодержатели, колеса, воздушный тормоз и «ядрёну» бомбу).
Пока эмаль сохла, положил маски на фонарь и тоже «загрунтовал» его эмалью, после чего задул фонарь светло-серым (mr hobby, neutral grey), а на мелочевку дунул alclad 119 airframe aluminium. Подождал немного, пока alclad высохнет.
Результатами остался вполне доволен, и решил, что вполне можно таким же образом покрасить весь планер. Закрыл масками фонарь целиком и задул самолет черной эмалью. После 30-минутной просушки под лампой, поверх эмали задул alclad 101 aluminium.
Решил попробовать сделать подобие «панельного эффекта». Еще через 30 минут, дав алкладу чуть подсохнуть, выделил часть панелей масками, а часть панелей задувал без масок другими alclad-овскими оттенками (duraluminium, magnesium). Параллельно покрасил в светло-серый (mr hobby, neutral grey) верхушку киля, и в красный (mr. hobby, insignia red) – нос. Последний этап покраски – продольная полоса olive drab (mr. hobby) по верху фюзеляжа. После того, как все краски подсохли, на 36 часу сборки все маски были сняты и модель задута футуруй. Первый час «зафутуреная» модель сохла в коробке, чтобы избежать налипания частиц пыли и кошачей шерасти, потом она была перемещена под лампы.
Несколько замечаний по процессу. Как видно из описания, время сушки слоев до наложения масок или до покраски другим цветом было минимальным (эмаль – 30-40 минут; алклад – не более получаса; акрил - 40-60 минут). Несмотря на это, никаких проблем с лакокрасочным покрытием (чего я очень боялся) не возникло. Ничто не вздулось, не отслоилось, и сейчас (прошло уже более 20 дней после сборки) выглядит нормально.
41:00 .. 43:00
Общее время сушки первого слоя футуры составило всего пять часов (первый час в коробке, остальные четыре – под лампами накаливания). И на 41-м часу сборки я начал переводить декали. Тут все было вполне стандартно, широко применялись microscale-овские set и sol. Опять, несмотря на малое время сушки, футура перенсла все это стоически, никаких неприятных побочных эффектов не возникло.
Сейчас уже можно признаться, что, поскольку сроки поджимали, я перевел далеко не всю техничку (думаю что осталось непереведенной процентов 30-40). После этого модель была задута еще одним слоем футуры, и опять отправлена на сушку по описанному выше алгоритму, только на еще более короткий срок – 3 часа.
46:00 .. fin
На модель установлена вся мелочевка – стойки шасси, щитки, сопло, воздушный тормоз, подвешена бомба. Весь монтаж проводился на циакрин. Тут уже стала проявляться усталость и немного сдавать нервы. Из за спешки сломал переднюю стойку, пришлось склеивать ее прямо по месту. Модель была слегка попачкана тамиевсими пудреницами, сделана легкая смывка MIG neutral wash.
К концу 47 часа сборки все было завершено и была проведена «финальная фотосессия».
Сама идея проектов типа "Угнать за 60 секунд" :wink: - в большей мере самоутверждение ("Смогулия" - грузинская фамилия :grin: ) При этом по определению допускаются неточности и упрощения. Однако в данном случае получилась хорошая модель. Кто-то и по три года строит, и не заканчивает... :sad:
Мои поздравления с завершённым проектом и заслуженный плюс.
С уважением - Олег.
omega Спасибо, Олег! Должен признаться, что именно этот уважаемый грузинский товарищ и сподвиг на мероприятие. Признаюсь, что наверное не скоро решусь (если решусь) на что-то подобное. Держит в напряжении изрядно и удовольствие от сборки нивелируется боязнью накосячить и не успеть.
А мне понравилось! Я сначала комменты прочитал, а потом модель посмотрел. Учитывая скорость получилось очень не плохо. Но дело в том, что скорость то учитывать не очень хочется, потому что она всегда идет в ущерб качеству, по себе это знаю. Но плюсик заслуженный конечно.
модель очень удачная была
В модели мне понравилась приборка- всмысле, что это не доска из пластика, а приличная имитация приборов.К сжалению, таких моделей очень мало.............