Доброго времени суток! В этой статье хочу преставить вам модель многоцелевого ударного истребителя F-15E ВВС США от фирмы Revell в маштабе 1/48. Я думаю, этот самолет не нуждается в представлении, информации по нему в сети полно. Тем не менее, желающие ознакомиться с историей его создания и жизненного пути могут найти все необходимое здесь. Самолет суровый, строгий, даже аскетичный и имеющий богатую историю боевого применения. Его использовали едва ли ни во всех вооруженных конфликтах современности. Наверное, поэтому он и пользуется большой популярностью среди моделистов.
Честно говоря, мне всегда хотелось заиметь у себя на полке модель этого самолета потому, что именно с него в свое время началось увлечение реактивной авиацией. Зная о преимуществах кита от Revell я сразу нацелился на него, хотя модель в настоящее время довольно дефицитная. Ну, и прошлым летом Андрей proff71 помог мне с покупкой данного кита из США , за что ему громадное спасибо! Я изначально хотел как можно более подробно детализировать эту модель, поэтому при постройке было использовано приличное количество афтермаркета, а именно:
1) Смоляной кокпит от Aires;
2) Смоляные сопла от Aires;
3) Набор деталировки от Verlinden, позволяющий сделать открытыми отсеки с авионикой, радаром и пушкой (Смола+травление);
4) "Правильные" широкие колеса от Royal resin;
5) Сухая декаль с полным набором технических надписей от Hobbydecal;
6) Декаль Lakenheath Mudhens от Afterburner Decals. В качестве прототипа был выбран борт командира 494ой эскадрильи, учавствовавший в операции по "демократизации" Ирака Состояние на 2003й год.
7) Металлические стойки от Scale Aircraft Conversions;
8) Смоляной набор от Wolfpack, позволяющий сделать современный Страйк, прошедший модернизацию.
Очень подробно расписывать процесс постройки не буду, поскольку я вел WIP на форуме. Однако, принципиальные и важные этапы сборки постараюсь обозначить и в данной статье.
Режем, пилим, собираем и склеиваем
Во-первых, хочется сразу сказать несколько слов о смоляном кокпите от Aires. Я до сих пор не понимаю, как я все-таки сумел его впихнуть. Он абсолютно не подходит к этой модели ни по каким параметрам - ни по ширине, ни по длине, ни по глубине. Речь, само собой, о размерах ванны после обработки и шлифовки лишней смолы. Даже превратив стенки ванны и ее дно в фольгу, не удалось до конца привести ее к правильным габаритам. В результате носовая часть чуть распухла (это создало впоследствии проблемы с креплением носового козырька), а передняя ниша шасси получилась не такая глубокая, как должна быть. Желтая смола старого образца очень ломкая, хрупкая, поэтому на начальном этапе пришлось восстанавливать много мелких деталей сразу после изъятия смолы из упаковки. Однако детализация набора выше всяческих похвал, поэтому затраченные усилия того стоили.
Набор от Verlinden тоже имеет свои недостатки. В частности, он сильно конфликтует с кокпитом от Аирес. Пришлось долго вымерять детали, записывать их размеры и пилить, резать, подгонять. Меня пугали тем, что эти наборы ВООБЩЕ вместе не уживутся, но победа все равно была за нами. Кое-где детали надо было нарастить, кое-где наоборот сточить, в итоге все встало как надо. Хочу отметить досадную ошибку Verlinden - травленые панели, закрывающие отсеки с авионикой короче чем надо, поэтому при их монтаже образовалось свободное пространство между панелью и краем отсека. Но сделать с этим ничего нельзя, оставим это на совести производителя.
Сборка планера не доставила каких-либо хлопот, детали великолепно стыкуются между собой, без ступенек, зазоров или щелей. Однако, по словам коллег далеко не у всех все стыкуется так же хорошо. Некоторые проблемы постигли меня при сбоке воздухозаборников, там пришлось от души пошпаклевать и пошкурить. Ну и стык носовой части с планером тоже потребовал подгонки и шпаклевки, однако в этом на 90% виновата смола. Немного были доработаны и углублены вперед основные ниши шасси, прорезано круглое отверстие в задней части планера.
Под пушку Вулкан был выпилен отсек, его стенки были сделаны из доширачного полистирола, стволы изготовлены из обрезков толстых металлических скрепок.
После окончательной сборки был установлен набор от Wolfpack и модель была готова к окраске. Хочется написать пару слов про Вольфпак. Я бы не сказал, что набор совсем плохой. Он непродуманный. А точнее, надо руки оторвать тому, кто придумал так крепить смолу к основанию. Детали пришлось в буквальном смысле выпиливать от толстенного основания, а потом долго и нудно обрабатывать. Никаких направляющих, крепить приходится все на глазок и по фотографиям, в результате не везде удалось соблюсти все паралелльности и перпендикулярности, чем я очень недоволен. Lantirn Targeting Pod от вольпака - неплохая задумка сделать его из трех частей с отдельным носовым кругляшом. И отвратительное исполнение. Я честно пытался его заюзать, собрал, но конкуренции с родной деталью он не выдержал. Виной тому отвратительная стыкуемость. Lantirn Navigation Pod от вольфпака мне понравился больше и я его употребил потому, что не хотелось мучиться с продольным швом родной детали.
Окраска
Поскольку навыки окраски надо развивать от модели к модели, я решил попробовать все те технологии и приемы которые удалось подсмотреть у зарубежных коллег и у наших мастеров. При покраске использовал японскую химию от Gunze Color и металлики Alclad. Неравномерность окраски прототипа и некоторые загрязнения я попробовал воплотить уже на этапе базовой окраски путем применения техник прешейдинга и постшейдинга. Для сглаживания контраста сверху задул жидко разведенным базовым цветом.
Затем прямо поверх краски были уложены сухие декали от Хоббидекал. Результат конечно на порядок лучше, чем при использовании переводных декалей (особенно в плане технички), однако тут были и некоторые сложности, в частности, иногда подложка после раскатывания отделяется вместе с куском краски. В результате надо шкурить, подкрашивать, а декаль загублена. :( Такова судьба, например, надписи Radiation Hazard на радаре).
Затем занялся соплами. Оказалось, что при стыковке Аиреса с планером образуется нехилая ступенька. Причина в слишком маленьком диаметре смоляных сопел. Проблему решил очень просто: отпилил внешние части от аиреса и родных деталей и поменял их местами.В итоге все встало как надо при сохранении смоляной детализации. Бытует мнение, что родные сопла выполнены не хуже, чем смола, однако я с этим не совсем согласен. Все таки изделие от Аирес более изящно в деталях. К таковым можно отнести например тяги створок сопел. Ну и смоляная форсажная камера намного более копийна, т.к. имеет характерную ребристость внутренних стенок. Далее сопла были покрыты черной глянцевой базой от Alclad и задуты металликами от него же. Я использовал металлики Magnezium, Steel и Pale Burnt Metal. Затем отполировал грани тяг и некоторые другие выступающие детали. Изнутри сопла были окрашены в белый цвет, оттонированы масляной смывкой и пигментами из тамиевской пудреницы.
Далее все как обычно - глянцевый лак Super Clear от Mr.Color, укладка основных декалей. Про декали от Afterburner могу сказать только хорошее! Отличное качество, внимание к деталям, великолепно уживаются с приварочно-размягчающими модельными жидкостями.
Затем впервые мной была опробована солевая техника в ходе процесса имитации отпечатков ног на центральной части планера. Результат меня устроил только с пятого раза.
Финальная сборка
Довольно много времени было посвящено дополнительной детализации отсеков с авионикой и радаром. Все проводку и таблички делал сам, распотрошив акустические провода, так же были использованы декали из разных обрезков. На это ушло довольно много времени и сил. Тяги были изготовлены из медицинских игл.
Модель была покрыта матовым лаком, в некоторых местах были нанесены подтеки масла. Также я попробовал сымитировать конденсат на крыльях и килях при помощи жидкости Wet Effects от MIG.
Чехлы на ВЗ были изготовлены из фольги от пачки сигарет. За идею спасибо Юрию Romanych, хотя конечно выполнить работу на его уровне не удалось.
Чехлы на датчики были вылеплены из двухкомпонентной шпаклевки от Тамии. Воистину волшебная вещь!
Ленточки RBF использовал из набора Эдуарда, все крепления изготовил самостоятельно на основе фотографий. Ленточки в кабину нарезал из модельного скотча, потому что травление там выглядело немаштабно.
Посадочные огни на передней стойке шасси сначала задул полированным аллюминием от Алклада, сверху белым. Прозрачную часть покрыл футурой. Передний козырек фонаря так же был зафутурен.
Ну рассказывать про сборку шасси, фонаря и остальной мелочевки я не буду, это дело техники и все видно на фотографиях. Скажу лишь, что вес модели получился настолько большим, что даже при небольшом неаккуратном нажатии на модель металлические стойки гнутся.
В целом, модель доставила мне массу хлопот, но и удовольствия тоже. А поскольку работал с удовольствием, то и продолжительность сборки составила всего три месяца. Выражаю огромную благодарность тем людям, которые помогали мне советами и просто следили за постройкой!
Результат перед вами.
Ну блин как раз мне в тему....
Мне такой идёт по почте, а тут те нате, смотри, бери и делай, христоматия. Спасибо Антон, и модель хорошо получилась, и мне в помощь статья, бум подсматривать. :wink:
Ну и естессно +1.
Кстати мой плюс у тебя "юбилейный" :grin:
Просто здорово! только открытый обтекатель РЛС как-то дисгармонию вносит - как-бы сломаный нос :) Но это исключительно мое восприятие. А так и сама рлс и вообще вся покраска - изумительно! От движков глаз не оторвать!
Veron
Мне честно говоря открытый РЛС тоже не особо нравится, но он всяко лучше выглядит, чем, например, на F-14, у которого носовой обтекатель поднимается вверх. :mrgreen: А во-вторых, хотелось чего-нибудь необычного построить, а то страйков то в сети прорва, а с открытым РЛС только у нас на сайте. Хочешь посмотреть как это выглядит - иди на скалу. :mrgreen:
Молодец! Здорово получилось! Окраска порадовала. Хотя не со всем согласен. :roll:
Эх не было у меня интернета пока ты работал! Так бы ткнул на пропущенную клёпку на жаропрочных панелях. Я много её в своём Игле курил :mrgreen:
BigSeXy
Саш, спасибо! :wink: Морду никуда не поворачивало, она почти равномерно распухла в обе стороны, тут просто ракурс такой. Но тут уж ничего не поделаешь, смоляной кокпит аиреса для этой модели - один большой изврат от и до, я писал об этом в статье. Категорически не рекомендовал бы его покупать, лучше родной ручками доработать.
А по поводу окраски считаю, что модель должна быть контрастней окрашена чем прототип, тем более что страйки в жизни по большей части унылы до невозможности. Так что у меня такой собирательный образ боевой полетавшей машины получился. Но с потолка ничего не брал, все подсмотрено на фото...
Не мое это! Ну не люблю я современную военную технику! Но эта модель РЕАЛЬНО впечатлила!!! Просто ОБАЛДЕННО покрашено!!!!! Большой респект автору!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!
Мне такой идёт по почте, а тут те нате, смотри, бери и делай, христоматия. Спасибо Антон, и модель хорошо получилась, и мне в помощь статья, бум подсматривать. :wink:
Ну и естессно +1.
Кстати мой плюс у тебя "юбилейный" :grin: