Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка

С некоторым трепетом представляю свою очередную бумажно-картонную модель - на этот раз полностью спроектированную самостоятельно. Это "первый Як" - Як-1 образца 1942 года, Б/Н 4492, приписываемый известной летчице Е.В.Будановой.

Идея построить "настоящий" Як-1 созрела у меня в процессе работы над Як-3 И.В.Федорова, где я взял за основу стороннюю разработку и получил модель, хотя в целом и похожую на прототип, но имеющую ряд крупных (заметных) и мелких (малозаметных) геометрических и конструктивных неточностей. Линейку моделей советских истребителей мне хотелось продолжить, но, перебрав все известные разработки для сборки картонных моделей, я пришел к неутешительному выводу о том, что выбирать приходится между плохим и очень плохим.

Таким образом, я пришел к идее сделать все самому и как следует, а заодно попрактиковаться не только в отрисовке и постройке, но и в проектировании бумажной модели. Собственно, поначалу я собирался сделать "правильный" Як-3, но он у меня уже был, а Як-1, в частности те самолеты, на которых летали известные летчицы-истребители Е.Буданова и Л.Литвяк, мне хотелось построить давно. К тому же в процессе постройки Як-3 так получилось, что у меня собралось огромное количество материалов по Якам начиная с И-26, поэтому предприятие (постройка более или менее точной модели Як-1) выглядело возможным.

Прототип

"Летчикам больше нравятся "Яки"". Эта фраза, приписываемая И.В.Сталину, подводит итог роли, которую Як-1 сыграл в начале войны, в особенности в труднейшем 1942 году. В числе истребителей "нового типа", принятых на вооружение к началу войны, этот истребитель А.Яковлева, хотя и с опозданием в силу объективных причин (достаточно хотя бы вспомнить, что строился он почти исключительно на Саратовском заводе №292 - бывшем комбайновом заводе), не только начал производиться в значительных количествах, но и оказался наиболее адекватен условиям боевых действий ВВС воюющих сторон на советско-германском фронте среди истребителей "нового типа". Читая непредвзятые источники (это книги С.Д.Кузнецова по Як-1, книга и статьи А.Антипова и И.Уткина, замечательный сборник "Я дрался на истребителе. Принявшие первый удар. 1941-1942" А.Драбкина с послесловием В.Кондратьева), можно заключить, что так или иначе А.С.Яковлеву удалось создать истребитель, бывший не только достойным противником германских истребителей, но и самолетом, который можно было массово производить в условиях жесточайших технологических и производственных ограничений советской авиапромышленности в начале войны.

К числу примечательных качеств этого самолета следует отнести его элегантный внешний вид - следствие тщательной аэродинамической отработки самолета. В том виде, в каком Як-1 выпускался в 1942 году, этот самолет, на мой взгляд, внешне наиболее привлекателен из всех истребителей Яковлева: позднейшие усовершенствования типа пониженного гаргрота у Як-1Б и Як-9 или уменьшенных крыльев у Як-3 хотя и улучшили боевые свойства самолета, элегантности ему не добавили.

Характеристики прототипа - Як-1 "массовый" 1942 года, до 99-й серии:

Размеры:
- размах крыла (м) 10.00
- длина (м) 8.475
- площадь крыла (м2) 17.15
Масса:
- взлетная - около 2900 кг
Скорость максимальная:
- у земли - около 500 км/ч
- на высоте 4000 м - около 570 км/ч
Время подъема на высоту 5000 м - около 5.2 мин
Потолок - 10400 м
Радиус действия - около 350 км (на скорости 0.9 от максимальной)
Вооружение - 20-мм пушка ШВАК (до 130 выстрелов), два 7.62-мм пулемета ШКАС (1500 выстрелов)

Моделируемый экземпляр

Это известный Як-1 БН 44, принадлежавший 586-му ИАП ПВО, серийный номер 4492 (92-я серия), сфотографирован скорее всего осенью 1942 года на аэродроме Анисовка, где базировался полк при обороне Саратова:
1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
По этой и другим фотографиям и по ссылающимся на них материалам можно заключить, что это стандартный Як-1, выпущен где-то в августе-сентябре 1942 года (92-я серия). Самолет оснащен радиооборудованием, а кольцевая рамка радиополукомпаса РПК-10, хорошо видная за бронеспинкой на известном фото Будановой в кабине, указывает на полный комплект радиооборудования - следовательно, это скорее всего самолет, изготовленный по спецзаказу для ПВО. Самолет несет типичный зелено-черный камуфляж 1941 года, бортовые номера скорее всего заводские (шрифт стандартный "плакатный" заводской), следовательно, цифры нанесены белой краской, красные звезды без каймы. Словом, окраска и маркировка типичны для самолетов саратовского завода выпуска 1942 года.

Чертежи, 3D модель, получение выкроек и постройка модели

Проектирование (создание выкроек всех деталей будущей модели) я начал, как это принято, с построения 3D модели. Модель (то есть фактически чертежи модели) я строил по собранной и систематизированной прямой и косвенной количественной информации (размерам, углам установки, профилям самолета и его частей), которую так или иначе удалось найти - в том числе и благодаря помощи и информированности участников форума SCALEMODELS.RU. Эта информация, разумеется, совсем не так полна, как хотелось бы и как необходимо для постройки совершенно точной модели, поэтому она была дополнена необходимыми деталями, обводами, сечениями и так далее. Делалось это по доступным чертежам (тем, которые правдоподобны) и, конечно, по имеющимся многочисленным фотографиям - из них некоторые настолько хороши, что позволили восстановить или проверить обводы киля, руля направления, обводы фюзеляжа сбоку и, что очень важно, обводы водорадиатора, которые только по фотографиям и можно как-то получить. Сложнее всего оказалось восстановление сечений капота двигателя и гондол радиаторов. Количественной информации (хоть каких-нибудь размеров) у меня просто не было и, видимо, нет в природе, пришлось ориентироваться на габариты двигателя, необразмеренные эскизы и опять же фотографии.

Так была построена "разворачиваемая" трехмерная модель нужных мне поверхностей:
1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
Далее из 3D модели в соответствии с заранее продуманной конструкцией модели я получил выкройки всех нужных деталей. Конструкция модели вышла "классическая", примерно так конструируют и детализируют модели известные дизайнеры. Листы с выкройками были обычным образом отпечатаны на фотопринтере (для верности воспроизведения цветов выполнена соответствующая цветокоррекция) и ламинированы обычным, а затем матовым акрилом:
1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
Дальнейшая сборка модели производилась тем же порядком и с применением тех же технологических приемов, что и мои прежние модели. Детальное описание проектирования и постройки с соответствующими фотоснимками можно посмотреть на моем сайте: "Як-1 (моя собственная разработка, 1:32)"

Готовая модель

1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка

1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка

1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка

Заключение

В целом модель у меня получилась такая, какая и задумывалась. Сборка ее оказалась сравнительно несложна (примерно так же, как и сборка Як-3 - может, немного сложнее за счет разрезного капота и маслорадиатора) и практически беспроблемна - за исключением крыльевых зализов.

 

Недостатки дизайна модели получились такие

  • крыльевые зализы, сделанные из одной детали каждый, получились не слишком гладкими. Их следовало все-таки сделать составными из двух или более деталей;
  • задняя оконечность фюзеляжа, в которую входит "бутылкообразный" руль направления, получилась шире, чем следует, из-за чего имеет место слишком заметная щель между рулем направления и фюзеляжем. Тут мне даже непонятно, как так вышло - очевидное место, элементарный переход бока фюзеляжа в плоскость руля; тем не менее факт налицо.

К недостаткам постройки, кроме двух попорченных мест (помятая деталь фюзеляжа за кабиной и пожеванная кошкой и кое-как восстановленная законцовка левого крыла), отнесу не слишком удачное покрытие выкроек финишным матовым лаком. Из-за невероятной летней жары покрытие вышло ломким, поэтому сгибы деталей несут мелкую сеточку ломаного лака.

И еще одно примечание: возможно, этот проект Як-1 у меня еще не окончательный и не последний. Пока я проектировал и строил эту модель, набралось столько нового материала, что проект впору пересматривать. Не сказать, что изменения будут существенны: в крайнем случае это десятые доли миллиметра, поэтому и построенная модель уже весьма точна (а из бумажных - самая точная). Тем не менее, я не исключаю того, что когда-нибудь вернусь к "Первому Яку".

 

 

» Информация о статье
http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_3382.htmlhttp://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_3382.html
Spitfire_AB в 18.12.2010 - 15:07
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самосто...(#3382) - обсуждение
Слов нет, одни эмоции!!! Супер!
VolshebNik в 19.02.2011 - 15:39
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самосто...(#3382) - обсуждение
Что тут скажешь - мастер!

Вспоминаю свои бумажные модели из наборов Maliy Modelaz. Они конечно и рядом не стояли.

Все Ваши модели хороши, собраны отлично. Больше всего поражает аккуратность стыков. А крыло на фюзеляже как влитое!

Единственное что можно добавить - это что называется вэзеринг. Немного загрязнить модель, превратить её в бывалую. И если чесно не видел чтобы кто-то так делал. А Вам это по плечу.

Ещё интересно как колёса сделаны. Редко встречал "объёмные" колёса.
zibens75 в 24.02.2011 - 01:12
Ко всем присоединяюсь, мои поздравления...

Тоже хочу построить что-то подобное с нуля, только сначала начну с броневика...
Попробовал проектировать в носороге, мне не понравилсь, 3 д макс мучаю,
Ещё вопросик, на вашем сайте есть модель мига-3 ПВО, меня интересует толщина бумаги-картона или удельный вес Хг/м2 ?
Спасибо
mgolovanov в 24.02.2011 - 11:28
спасибо всем за отзывы

вэзеринг. Немного загрязнить модель, превратить её в бывалую. И если чесно не видел чтобы кто-то так делал
у меня тоже к этому душа не лежит. Ведь нужен реализм. А для реализма нужны документы и фотографии - как это выглядело. А их нет - редко мы видим истребитель обшарпанным или измазанным, их все же постоянно мыли и подкрашивали

вот к примеру на фотографиях прототипа данного истребителя даже на лопастях краска не ободралась (обычное дело для полетавшего винта), что говорит о том, что он был на момент съемки в идеальном почти состоянии. Стало быть, нет смысла изображать потертости и пятна, которые мы не видим. А аэродромную грязь намазывать тоже ни к чему - это же не диарама

Ещё интересно как колёса сделаны. Редко встречал "объёмные" колёса.
колеса совершенно традиционные для картонной модели:
[url=http://mdk.org.ua/3oe.jpg][/url]
склеивается пакет вырезанных картонных кружков указанной толщины, затем пакет зажимается в держатель "дремеля" (отверстие в середине рассверливается по диаметру держателя - в моем случае 2 мм) и обтачивается наждачной бумагой

это примерно так же, как и вытачивание из дерева, но картон мягче и обтачивается легче.

затем колесо покрывается несколькими слоями черного ПВА (хорошая имитация резины) и выдавливается протектор (если его выдавить в течение нескольких часов после нанесения последнего слоя ПВА, протектор выдавливается легко и сохраняется навечно)

сначала начну с броневика... Попробовал проектировать в носороге, мне не понравилсь, 3 д макс мучаю
так броневик можно и вообще без 3D моделирования сделать. Он же квадратный

это самолет удобно делать именно в 3D, и именно в Риноцеросе - который умеет разворачивать куски поверхности в плоские детали. Самолет - это самое сложное для воспроизведения в бумаге

интересует толщина бумаги-картона или удельный вес Хг/м2 ?
вообще коллекционные или "хоббийные" (недетские) бумажные модели традиционно строятся из бумаги толщиной 0.2 мм (плотная бумага, тонкий картон, называется по-разному). На эту толщину рассчитываются практически все разработки и на такой бумаге отпечатаны все полиграфические издания, которые можно купить, к примеру, вот тут: www.navarin.ru

Удельный вес такой бумаги примерно 160 г/м2, хотя зависит от свойств бумаги. Вот в этой модели я использовал фотобумагу толщиной 0.18 мм (с учетом последующего акрилового покрытия близко к 0.2), но эта бумага плотная (верхний слой каландрирован, то есть "укатан"), ее удельный вес аж 170 г/м2
zibens75 в 24.02.2011 - 22:39
Большое спасибо за ответ,
броневик конечно можно и без программ делать, я согласен с вами, только большие дела лучше с малых начинать...
Anonymous в 31.03.2011 - 13:15
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
Брависсимо! Заведи мотор - полетит!
Ацкийcat в 15.02.2012 - 14:17
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самосто...(#3382) - обсуждение
Шокед!!! очень классно!!!
VIOLA в 25.08.2013 - 18:56
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
Для бумаги -классно, пожалуй одна из лучших моделей мною виденных...
Ястреб75 в 15.10.2013 - 14:13
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
Здорово получилось !!!! Даже не верится , что модель из бумаги ....
MIG3LANGELO в 19.12.2020 - 15:17
Тема: 1/32 Як-1 - Модель из бумаги, самостоятельная разработка
Просто красота! :) Соглашусь с VIOLA - это одна из лучших моделей из бумаги мною виденных!
Тем более что она была самостоятельно разработана- за это вообще 5++ !

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy