Приветствую, данная статья появилась во многом благодаря уважаемым коллегам, заставившим задуматься над необходимостью и такого труда… Но хотелось бы в комментариях увидеть мнение на этот счет и других – нужны ли такие опусы наряду с темами строек, что надо/не надо?
Итак, модельЛа-5 от КР собрать из коробки конечно можно, но как вы знаете это не про меня) Не рекомендую это также, если у вас есть на полке Clear Prop, или Prop & Jet, чтоб не разочаровывала потом рядом. Хотя есть серьезные претензии к геометрии чешской модели – есть у неё по этой части и некоторые плюсы (особенно под Ла-5 поздних серий), а также интересные варианты в декалях.
Самый серьезный косяк КР – проем колпака и заднего остекления задраны вверх, следует их вырезать и опустить, при этом опустится гаргрот и надо потом его соответственно подровнять (я использовал шпаклевку, но лучше конечно наклеить полоску пластика). Также потом удлинил проемы сзади под новое остекление.
Чертежи использовал человека с форума, извиняюсь, забыл ник/имя ( напомните, кто знает в комментариях!). Удобно также ориентироваться на модель Clear Prop, несмотря на то, что она длиннее в хвосте (чем эти чертежи и модели Prop & Jet с КР).
Интерьер переделал/доработал с помощью подручных материалов и травления Gonzo. Уже после выяснил, что ящик аккумулятора согласно техническому описанию должен быть черным (на заметку). Приборная доска тоже из травления в итоге сделана. Кресло сужено и укорочено. Бронеспинка с подушкой и лямками самодел.
Верхнюю деталь капота укоротил (вставкой сзади компенсировал длину затем), так как слишком смещены выколотки под пушки. Ну и выколотки эти уменьшил, а также привел в нормальный вид обтекатель воздуховода к карбюратору.
На фото не видно, но в районе самодельной задней стенки в кабине – увеличил толщину фюзеляжа на 1мм.
Лобовой обтекатель можно конечно попытаться самому доработать, добавив проставку, но я пошел другим путем и заменил на Clear Prop (на то в свою очередь поставил его копию из эпоксидки).
Двигатель у КР похож на М-82, в отличии от Clear Prop. Всего лишь нарезал дополонительно оребрение цилиндров на нём. Если кто решить ставить жалюзи, то для сравнения с доработанным Clear. Я использовал в итоге травленые.
Козырек фонаря взял от Prop (думаю подойдет и вакушный Rob Taurus для ЛаГГ-3 позднего типа), колпак Clear, остекление сзади идеально вошло от ТОКО (сечение скруглил немного из плоского).
Ниши несколько расширил под колеса (Clear) во внешнюю сторону так, чтоб не пространство между ними не сузилось. Стабилизаторы использовал для Ф поздние, но добавил второй триммер на руль высоты и тяги триммеров снизу. Не смотрите, что пластик темнее – тоже КР, просто набор из другой коробки.
Использовал фольгу-самоклейку для имитации переплета и стяжных лент (ранее сточенных в пластике). Также после окраски наклеил ее на жаропрочные панели.
Окрасил сверху черной грунтовкой MOTIP прямо из баллона и акрил ICM оливковый зеленый, голубой – Вальехо А-28М.
Самое интересное – в наборе безгаргротного Ф ошибочно дается вариант Сытова И.Н., при этом он содержит лишний фюзеляж с гаргротом). Ложка дегтя при этом – бортовой номер в декали без канта.
Пришлось выкручиваться, причем дважды – номер от Фобксбот развалился и пришлось помучиться/подкрашивать. Заодно хочу обратить внимание на границу цветов одного из Ла-5 – она в реале могла быть, как видим совсем не плавная и не красивая.
Декали наношу прям на матовую поверхность. Под элемент капля Тамии Марк Фит и после придавливания ватной палочкой – сразу кисточкой с жидко разбавленным акриловым лаком прохожусь. Лак естественно должен быть финишным, чтоб пятен не было. ОЗ и техничка Prop & Jet, Clear. И да, подвела сборная декаль – какая то китайская дубовая с отметками побед, две полоски не свелись вместе вовремя и как положено, в итоге появилось серебрение под ними. Смывка, акриловые карандаши для имитации сколов. Финишный полуматовый лак.
Сузил к законцовкам лопасти, проставка под кок нуждается уменьшении высоты. Сделал храповик. Красил кок кистью, глядя на фото одного и самолетов полка.
К колпаку снизу подклеил выштамповки характерные для позднего типа.
Как вы уже вероятно заметили – маслорадиатор остался с прочей мелочевкой на потом, так удобнее красить. Обтекатель был расклинен в двух местах и доработан с помощью деталей Clear.
В самом конце обратил внимание на отличие ниш с Clear и прикрыл часть, вклеив тонкий пластик.
Хвостовой костыль заменил на смоляной Clear (добавив чехол на шток), с основными колесами. Трубка Пито в наборе сделана под Ла-7 – под Ла-5 надо обрезать. Тяги/гидроцилиндры уборки стоек тоже надо подрезать. Щитки стоек позднего типа - травление Clear (таки хороший донор для других моделей).
Напоследок хочу напомнить о летчике летавшем на прототипе модели – родился в селе Саратовской обл., был до войны токарем, Иван Никитович Сытов, менее чем за год с 42-го по 43-й одержал 26 личных и 4 групповые победы и был одним из ведущих асов наших ВВС, но не увидел Победы, погиб в бою… Вечная память Герою.
Модель в сравнении с изкоробкой) и доработанным Clear Prop.
Ну вроде всё и успел на Большой конкурс?
С наступающими майскими, товарищи!
Андрей, Модель во!👍
+
Но статью я тёмный прочитал несколько раз и так до конца и не понял где на фото чья модель: где КР, а где ClearProp. Поясните, если можно
Спасибо!
Как по мне, такие статьи очень нужны. Они перекрывают зазор между собственно обзором ("модель из серого пластика упакована в картонную коробку...") и статьей про сборку ("кабинет я сделал из дошипласта, т.к. родной у меня съел кот/пёс/попугай....") Обзор дает представление о наборе на литниках, но не дает представления о собираемости и копийности, а сборка не всегда даёт анализ пластика, особенно сравнительный. Такие статьи, как ваша, как раз дают пищу для размышления (и борьбы с "хомяком") для тех, кто планирует собрать такую модель или стоит перед выбором: какую модель брать.
Очень, очень хорошая статья. Некоторые моменты, правда, с первого прочтения не очень понял. Но после более внимательного чтения и "поиска 10 отличий" на фото всё сошлось. 8-)
На заданный в статье вопрос отвечаю: такие статьи нужны. Более того, процесс сборки - это же самое интересное. Ясное дело, что как раз внятно описать сборку - занятие муторное и трудоемкое. Поэтому автору - отдельная уважуха за уделенные время и силы.
Тема: КР 1/72 Ла-5 тип 37Ф