Мустанг, это тот же Мессерсшмит, только по-американски. Мало моделистов из тех, кто увлекается историей Второй Мировой войны, не собирал себе на полочку и Мустанга и Мессера, я для меня Мустанг в какой то мере знаковая модель. Дело в том, что это была моя первая модель купленная на гадюшнике в ДМ, у секции в центральном зале. За три рубля форговский мустанг в нововском исполнении с декалью! Был там одно время перец на костылях.
Поэтому, когда ИСМ выпустила тамиевскую модель Мустанга в 48-м, я решил сделать её в память о той покупке, которая положила начало новому этапу в моём хобби. Смешно подумать, но с момента покупки того Мустанга до покупки этой модели прошло примерно 15 лет, а на сборку последней ушло 18!
Нет ну на самом деле, на всё про всё, ушло месяца три – четыре. Остальное время он лежал в коробке, но просто как сам факт!
Следует так же отметить, что эта статья начала писаться тоже 18 лет назад, поэтому, что то может и забылось…
Ну, да ладно! Поехали…
Естественно всё началось тогда с просмотра доступной информации о самолёте. Кто только не писал о Мустанге! Начиная от статьи «Что должен знать красновоенлёт о Мустанге» напечатанной в газете «МОДЕЛИСТ» в прошлом веке (февраль 1996) и заканчивая зарубежными фолиантами: «Детали и масштабы», «В цвете», В действии», «Без обшивки», «Идём вокруг» и так далее.
За это время у меня накопилось очень много литературы, в основном в электрическом виде, но я решил остановиться на вполне доступным для любого моделиста периодическим научно-популярным изданием для членов военно-исторических клубов «Война в воздухе» №89, 2001. Собственно говоря, этот журнал представляет собой объединение выше перечисленных зарубежных изданий в одно целое, но естественно с сокращениями. Надо отметить, что это сделано весьма удачно. В журнале хорошие чертежи, практически по всем модификациям. Компоновочные схемы самолёта. Рисунки и схемы отдельных приборов и агрегатов взяты, судя по всему из тех. описаний и инструкций по эксплуатации. Есть цветные «боковушки», но только на модификации “D”. На последней странице обложки цветные рисунки и схемы кабин основных модификаций, “B” и “D”, с описанием оборудования и органов управления самолётом. Сводная таблица ТТХ, поможет особенно «продвинутым» моделистам поохотится за сотыми долями миллиметров на модели или чертежах. Короче говоря, он стал для меня основным источником информации по самолёту. Кроме того, использовалась и другая литература и фотообзоры, коих в сети видимо не видимо.
Приложив отливки фюзеляжа, крыла и оперения к чертежам убедился в том, что действительно держу в руках Мустанг. Что они вполне им соответствуют.
Удовлетворившись этим можно было приступать к самому интересному, на мой взгляд, это – естественно,
КАБИНА
В отличие от «спартанских» кабин советских истребителей того времени, кабина Мустанга гораздо «богаче» на всевозможное оборудование (есть даже писсуар!), в общем, было над, чем поработать. Порывшись в коробочках с разным ценным хламом, который накапливается десятилетиями, и с которым расстаться просто не поднимается рука, нашел очень много полезных вещей, которые в последствии использовались в работе. Но самой главной находкой были смоляные детали кабины для Мустанга: две боковинки, кресло и ручка управления самолётом от «ТРУ ДЕТАЛ».
Для начала необходимо было сделать задиктовки на обеих половинах фюзеляжа. На модели они вообще не предусмотрены. Достаточно четырех штук (на фото это пластинки полистирола оранжевого цвета). Силовой набор кабины остался без изменений. Левая и правая половинки смоляной кабины подверглись подгонке по месту. Для этого пришлось сделать задиктовки под пол кабины (на фото полистирол белого цвета). С неё нужно также срезать левый пульт, который отдаленно напоминает то, что должно быть на самом деле. Переднюю стенку кабины вклеил в правую половину фюзеляжа она послужила задиктовкой для пола кабины. Теперь можно было вклеивать половинки смоляного набора.
Правая стенка
Вклеена соответствующая смоляная деталь. Из тонкой медной проволоки сделал электропроводку. Из тянутых литников более крупного диаметра сделать кислородный прибор, а гофрированный шланг к нему изготовлен следующим способом. Нужно вытянуть литник диаметром чуть больше миллиметра и прогнать его через миллиметровую плашку. Затем через плашку d:0.8, а потом d:0.5.
Левая стенка.
Так же была вклеена соответствующая смоляная деталь. Из проволоки сделана электро проводка.
Пол кабины
В модели, он по своей сути, является не только полом, но и в своём продолжении служит площадкой крепления бензобака, водорадиатора и частью его канала.
Писсуар изготавливается следующим способом. Гофрированный шланг – протянутый через плашку литник, воронка – всё тот же литник, но уже переменного сечения. Остаётся только добавить, что при установке кресла, весь этот «санитарно-гигиенический агрегат» полностью закрывается оным. В видимости остаётся только передняя часть воронки, поэтому в ней необходимо просверлить отверстие.
В модели очень хорошо сделана ручка управления самолётом. Она практически не подвергалась доработкам. Пред ручкой необходимо сделать кронштейн стопорения рулей при стоянке самолёта на земле. Он сделан из листового полистирола. Его замок, из тонко вытянутого литника оплавленным на одном конце, имитирует рукоятку стопора. Медной проволокой симитирована электропроводка от кнопок управления оружием находящихся на ней. Проводка проходит по полу вдоль тяги управления, под кресло пилота и «теряется» под ним. Нужно так же не забыть о регуляторе канала подачи тёплого воздуха и указателе уровня топлива в баке. Все это находится справа.
Ручной гидравлический насос, который находится так же на полу справа, решил сделать на правой половине фюзеляж а из соображения более удобной покраски этой детали. Сам насос выклеил из тянутого литника и кусочков листового полистирола.
Приборная доска
Предложена изготовителем в виде детали из прозрачного полистирола. Однако декаль для неё отсутствовала. Это и понятно. В материнском наборе её нет, а самим городить рук не хватило. Сама приборная доска, понятно, очень похожа на настоящую. Делал на ней только регулятор подсветки гирокомпаса, выключателе зажигания и панели аварийного выпуска шасси. Педали управления самолётом перед установкой на своё место требовали следующей доработки. Пилочкой изготовленной из лезвия бритвы нужно аккуратно выпилить педали из качалки, обработать их, убрав при этом лишний полистирол с боков и вклеить их на место. Мелко нарезанным тонким литником сымитировать болтовые соединения подвижных частей качалки педалей.
Прицел
Проще всего сделать самому. То, что даётся в наборе не лезет ни в какие рамки! Кронштейн крепления изготавливается из тонкого полистирола, основание прицела – всё тот же полистирол, но только толщиной 2 – 2,5 мм, далее литник, вытянутый до необходимого диаметра 2 – 2,5 мм. Линза калиматора – выбитая пробойником шайба из полистирола. Стекло – прозрачная упаковка. Его необходимо приклеивать только клеем для прозрачных деталей или жидким стеклом.
Кресло пилота
В наборе даётся два разных кресла, но я использовал смоляное. Не стал возится с ремнями и пряжками, хотя это и не сложно. Привлекла фактура подушки под спину. На спинке за креслом пилота нужно было срезать направляющие кресла и сделать их самостоятельно из вытянутого литника. Дело в том, что на детали они получились замыленными. К тому же нужно сделать на них пружинные механизмы амортизации, по одному на каждой направляющей. Можно было аккуратно намотать на них тонкую проволоку, а можно воспользоваться плашкой d=0.8, прогнав через неё всё тот же литник, затем вырезать бритвой участки необходимой длины и вклеить их в направляющие. На сумочке с аптечкой расположенной на заголовнике кресла, из тонко вытянутого литника сделал замок-кнопку.
Фонарь
В модели предлагается два варианта фонаря. Один обыкновенный, а второй с улучшенным обзором так называемый “Malcolm Hood”.
На моей модели использовался обычный фонарь, поэтому передо мной встал вопрос, что делать со сдвижной частью фонаря. Фонарь был распилен. Открывающаяся часть осталась съёмной, планировал посадить лётчика, которого можно было вытащить и посмотреть оборудование кабины. На лобовой части фонаря необходимо сделать лампы подсвета приборной доски. Плафоны ламп – литник соответствующего размера, а проводка – тонкая проволока. На съёмной части сделал ручку аварийного сброса фонаря, ручку открытия фонаря и ручку запирания замков. Всё это было сделано из тонкого полистирола и литников, вытянутых до соответствующего размера.
Закабинный отсек
На топливный бак приклеил полку с блоком радиостанци К полке изготовил узлы её крепления из кусочков полистирола и мелко нарезанного литника и провёл электропроводку из медной проволоки. За радиостанцией установил профилированную перегородку, также изготовленную из тонкого полистирола. Справа от радиостанции установил коммутационную коробку. По чертежам определил место, на которое устанавливается антенна и строевой огонь, и изнутри на левой половине фюзеляжа приклеил узлы крепления этого оборудования и их разъёмы электропроводки. Её изготовил из тонкой проволоки.
Фюзеляж
Под полом кабины. Установил водорадиатор, предварительно изготовив сетку на его передней части, а потом поверх неё установил рёбра жесткости. Затем приклеил боковые стенки канала водорадиатора. На них предварительно сымитировал клепаные швы. К детали изображающей переднюю часть маслорадиатора была изготовлена задняя часть с решёткой и с ребрами жёсткости.
Отсек хвостовой опоры. Сложив две половинки фюзеляжа и осмотрев отверстие, в которое убиралась хвостовая опора, невольно захотелось, как-нибудь оживить голые стенки внутри неё. Изучив по имеющимся материалам, как всё это выглядело, размягчил имеющийся для этого случая скульптурный воск заформавал его между половинками фюзеляжа в районе ниши хвостовой опоры. Затем, вынув его, обрезал бритвой участок, ограниченный шпангоутами ниши хвостовой опоры тем самым, получив их контуры. Оставалось только перенести их на полистирол, вырезать и подогнать их по месту. Как выглядели сами шпангоуты хорошо видно на рисунках взятых из тех.описания самолёта.
На левую половину фюзеляжа приклеил тонкие полоски полистирола тем самым, изобразив силовой набор. Тоже сделал и в правой половине, а после этого вклеил в неё шпангоуты. Троса управления сделал из тонко вытянутых литников.
Канал воздухозаборника карбюратора. К обечайке канала воздухозаборника изнутри приклеил верхнюю часть канала, к которому приклеил сетку пылефильтра карбюратора. Теперь канал не будет зиять пугающей пустотой.
Канал воздухазаборника масло и водорадиаторов. В обечайку канала вклеил горизонтальную пластину. К створке водорадиатора сделал штырьки. В половинках фюзеляжа просверлил ответные отверстия для них. Створка стала подвижной.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОКРАСКА
Зелёным интерьерным была окрашена кабина. Зеленоватым грунтом закабинный отсек, а район где располагаются карбюратор и радиаторы – желтоватым. Сделано это было из тех соображений что, в менее освещённых местах используя краску более светлых тонов, можно добиться большей доступности для глаза, как бы высветлив тем самым, скрытые в глубине объекты. При покраске использовались краски от «АКАН»-а. Они наносились как аэрографом, так и кистями. Металики от HUMBROL – Metal Cote, GUNZY и MODEL MASTER.
Приборная доска. Сначала была задута очень тёмно-серым, почти чёрным цветом. Затем, закрыв доску хамброловской жидкой маской, окрасил её основание и педали зеленоватым грунтом. Прошёлся по ним сначала «сухой» кистью с металиком, затем по швам, жидкоразведенным тамиевскимакрилом чёрного цвета. Можно использовать также тёмно серый цвет. По самой доске, после выкрашивания переключателей, колпачков на аварийных кнопках и т. д., прошёлся коротко остриженной кистью с графитовой пылью от простого карандаша. Затем задул её матовым лаком. Приборы выбил из декали круглым пробойником, сделанным из медицинской иглы для переливания крови. Перевёл их на соответствующие места. Подобрал из декалей на 72-ой масштаб нечитаемую надпись красного цвета и перевёл ее на правую часть доски. Приварил приборы при помощи жидкости MICRO SOL и залил прозрачным тамиевским лаком, причём повторил эту операцию несколько раз, до тех пор, пока не получились слегка выпуклые стёкла приборов. Не смотря на некоторое искажение, впрочем, не заметное невооружённому глазу, это придало большую выразительность приборам на приборной доске. Сигнальные лампочки окрашивались серебром и цветными лаками.
Кресло. Также покрасил зеленоватым грунтом, а спинку за ним в интерьерный. Подушка и заголовник – темно-коричневым. Ремни – серый брезент. Пряжки и замки на них – серебро. Сумочка – хаки, а кнопка на ней серый метал.
Вот тут был первый косячок! Подушки на креслах были ярко жёлтого цвета и часто имели надпись: «US ARMY AIR FORCE».
Пол кабины, закабинный отсек и канал радиаторов. Сначала вся эта сборочная единица была покрашена желтоватым грунтом. Затем пол кабины - интерьерным. Причём маской не пользовался, удовлетворившись настройкой аэрографа. Электропроводку покрасил светло-серым цветом, трубопроводы в стальной серый, писсуар стал черным, шланг от него зеленым, но более тёмного оттенка, ручка управления – резина. Кнопки управления вооружением находящиеся на ней, а также ручку стопорения рулевых поверхностей покрасил красным. Подобрал в декалях подходящие шкалы для топливомеров, выбил их пробойником и перевёл на соответствующие места на полу кабины. Приварил их спец. жидкостью и залил блестящим лаком. Накладки под ноги лётчика «ободрал» матовой серебрянкой и прошёлся по всему полу водочкой с несколькими каплями чёрного тамиевского акрила, по заклёпкам, сухой кистью с серебрянкой.
Топливный бак покрасил матовым чёрным, стеллаж для установки радиостанции с коробкой коммутации грунтом зеленоватого оттенка, а саму радиостанцию в чёрный полуматовый. Электропроводка стала серой. В декальном запаснике подобрал подходящую информационную надпись для радиостанции. Переведя её на место «притупил» блеск подложки полуматовым лаком. Тонировке подвергся только стеллаж. Замки крепления окрасил серебрянкой.
Водорадиатор окрасил в темно-зелёный цвет, а маслорадиатор в коричневый. Решётки на них - горелый метал и затем оттанировал всё тем же жидким акрилом. Створка водорадиатора изнутри была окрашена грунтом желтоватого оттенка.
Фюзеляж
Долго и терпеливо расклепал согласно чертежам. Тонкой пилочкой из лезвия безопасной бритвы пропилил щели между плоскостями триммеров и элеронов и плоскостями крыла и хвостового оперения тем самым, придав им большей реалистичности.
Склеился фюзеляж почти без всяких проблем. Небольшое количество шпатлёвки потребовалось на нижнем капоте двигателя, водорадиаторе и на месте установки стойки антенны и строевого огня. Затем восстановил утраченную при сборке «расшивку» и клёпку
От триммера руля направления надо отрезал тягу, в её обтекателе высверлил отверстие. После этого восстановил тягу самостоятельно из тянутого литника. Кронштейн крепления тяги к триммеру можно сделать из тонкого полистирола.
В обеих половинах стабилизатора сделал ось навески руля высоты, а в фюзеляже высверлил ответные отверстия под эту ось. Так же надо высверлить отверстия под хвостовой подъёмник и рукоятку ручного стартёра.
На воздухозаборнике радиаторов высверлить отверстие под дренаж масло системы. Накладками сделать лючки слива масла из редуктора (в начале нижнего капота двигателя) и маслорадиатора.
На корпусе радиаторов сделал с каждой стороны по воздухозаборнику. Они на модели отсутствуют.
Выхлопные патрубки – смола от A-Resin. Установил дренажные трубки бензо, масло и гидросистем.
Воздушный винт доработкам не подвергался и был собран из коробки ;) Вполне похоже само на себя, согласно чертежам.
КРЫЛО
Для начала срезал АНО и засверлил отверстия под Hobby+. Для изготовления посадочной фары так же использовал набор от ныне неизвестного производителя.
Вот тут был второй косяк! Зная, что клёпка на крыле зашлифована, я все-таки не удержался и по красивым чертежам расклепал крыло. Правда потом, она была затёрта наждачной бумагой с тремя нулями. Но все-таки просматривается на фото. Хотя на некоторых фото крашенных машин она так же видна и достаточно хорошо.
Затем была восстановлена и добавлена недостающая расшивка на крыле.
Ещё один косяк! С закрылков не убрал ступеньку в корневой части крыла, да ещё в последствии выделил её при покраске.
Пулемётные стволы от Эдуарда. Но они устанавливаются в жаропрочных трубах. Последние были вытянуты из палочек для ковыряния в ушах и вклеены в уже собранное крыло.
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КОСЯЧИЩЕ! Это основные ниши шасси.
Когда я начал работать с ними я, честно говоря, не знал, что икона стиля – TAMIYA так лопухнётся при их создании. Поэтому я делал всю обвязку ниш, агрегаты и трубопроводы особо не вглядываясь в заднюю стенку. А когда всё было уже сделано, меня друзья ткнули лицом в … ну куда надо было и это, как раз и послужило тем, что работа была заброшена на многие годы. Были мысли купить новый набор и исправить всё, но то это откладывалось, забывалось и в конце концов на прилавках осталась только раритетная TAMIYA, и жаба которая вылезала из ниоткуда при виде цены на неё.
Как-то мне задарили эдуардовские колёса для Мустанга и это послужило отправной точкой для продолжения работ. В ныне покойном магазине на Братиславской была приобретена замечательная декаль для ранних машин. Потом оказалось, что эти колёса косячные. В них восемь «спиц», а не десять, как было на самом деле. Новые десятиспицные колёса от того же Эдуарда чудесным образом обрелись в коробке с моделью, а для себя я придумал такую отмазку: мол модель – ностальгия по тому самому FROG-у. А там были такие же ниши. Ну и работа сдвинулась с места.
Доработал пилоны под установку баков. Сами баки сделаны съёмными и можно вместо них подвесить бомбы. Друзья подарили пусковые трубы для ракет М8. Доработал пусковые по фото, а на крыле сделал узлы для их установки.
Перед склейкой крыла прокрасил всё что в нём «наворотил». Сама склейка потребовала терпения.
Стойки шасси. В заднюю опору вмонтировал кусочек контровочной проволоки для увеличения прочности. Основные стойки доработал по фотографиям.
В колёсах пришлось рассверливать отверстие под ось. У эдиковского Мустанга они скорее всего тоньше. Шланги тормозной системы сделал из проволоки подходящего диаметра.
Между родными и смоляными щитками ниш шасси выбор пал на первые. У смоляных немного другая геометрия.
Окончательная сборка
Особых хлопот не составила. Лобовая часть фонаря потребовала шпатлёвки. В верхнюю часть киля и в гаргрот были вживлены коуши для установки тросовой антенны. Строевой огонь также занял своё место. Стойка антенны сделана из обрезка травления и тонкого полистирола. Съёмная часть фонаря была закреплена капельками ПВА. Сам фонарь и остекление фары закрыты жидкой маской.
Покраска
Традиционно АКАН. Мелочёвка: TAMIYA, Model Master, Gunza и Humbrol (metal cote). Цвета стандартные для армейской авиации США.
Лак глянцевый. Декали. Лак полуматовый.
Теперь уже не мой косяк.
Был выбран вариант самолёта «Bonnie Lee» лейтенанта Эрла Мейера, 486-ой эскадрильи, 352-ой группы. А/б «Бондрей» Великобритания. Весна 1944 года.
Будучи уверенным в том, что “Squadron War’s Eagles” косячить не будут, я без поиска справочного материала перевёл декаль. А потом всё-таки загуглил этот прототип. Какое было моё удивление когда на фотографии я увидел то, что декаль в корне отличается от того что на фото! Единственное совпадение – это сама надпись!
Поборол желание забросить всё это ещё раз. Мотивировав тем, что уже почти всё сделано. Взял и перевёл сбитых фашистов, хотя на фото и в инструкции их не было.
Правда, друзья успокоили тем, что в декали мог быть вариант более позднего самолёта, получившего название ранее потерянного.
Окончательные работы. Снял маски, установил антенну и БАНО. Вклеил стволы пулемётов. Поставил на шасси. Немного состарил и попачкал самолёт.
Открасил личный состав. Крупное фото пилота повергло меня в некоторое замешательство. Кого-то он мне напомнил….
ПС 1 Замечания мустанговедов по поводу иных косяков допущенных в сборке модели, принимаются только при предъявлении соответствующего удостоверения.
ПС 2 Адептов секты химениса просьба не беспокоить. Самолёт не танк.
ПС 3 Специалистам по аэродромному покрытию обещаю - во что бы то не стало покрасить бетон!
Большая благодарность тем, кто дочитал эту писанину до конца!
Ну и в завершении всего, что получилось:
dedel
Скорее всего вы не внимательно читали мою писанину! Вот часть упаковки декали , в которой была инструкция по окраске этого варианта. К сожалению я не могу предъявить её полностью так, как два оставшихся варианта задарил приятелю вместе с инструкцией поэтому осталась только вот это фото. Прочитайте ещё раз внимательно подзаголовок ПОКРАСКА, и рассмотрите фото. Спасибо.
Даже прямо не знаю, что ответить.
Вполне читабельная инструкция, бывают и хуже. Не без косяков, конечно.
Даже "неопределённый оттенок синего" упомянули. Мол, ищи сам.))
Мне кажется, что у этого мустанга должен быть пол кабины, он фанерный, обычно покрыт нескользящим покрытием черного цвета.
Приятно видеть сегодня такой олдскул, прям МКСМом потянуло :-)
Боря, отличная модель, смотрится просто здорово! И статья хорошая, мне понравилась. От меня "+".
P.S. А это тебе от меня на память. На каком-то Салоне, год не помню
.
motorhead
Спасибо. В книге, на которую я ориентировался, он был в цвет кабины.
Там вопрос даже не столько в цвете пола, а в том, что пол в принципе не правильный, ICM дали пол как на ранних Мустангах с Аллисонами, у которых полом являлась верхняя поверность крыла. У Б-шек и Д-шек фюзеляж был приподнят, и полом служили специальные деревянные накладки поверх крыла, которые действительно красились черным антислипом, вот такие:
KSL
Спасибо Сергей. Во-первых это не ICM-омский косяк. У них и Тамии деталь пол кабины-топивный бак практически одинаковые. Наличие передней стенки кабины у одних и отдельной деталью она у других, значения не имеют. Так что Тамия - первоисточник косяка.
Во- вторых кабину я строил 10 с лишним лет назад. Тогда с информацией было не просто. А на сегодня исправить этот косяк не было возможности.
Скорее всего вы не внимательно читали мою писанину! Вот часть упаковки декали , в которой была инструкция по окраске этого варианта. К сожалению я не могу предъявить её полностью так, как два оставшихся варианта задарил приятелю вместе с инструкцией поэтому осталась только вот это фото. Прочитайте ещё раз внимательно подзаголовок ПОКРАСКА, и рассмотрите фото. Спасибо.