Что бы не говорили, мне понравилась работать с моделью. Не смотря на её простоту можно добиться хороших результатов, причём и с автормаркетом, и без него - просто ручками. К тому же для 48-го масштаба модель безальтернативна и вряд ли в ближайшее время появится оппонент.
«Не ставший лучшим…»
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ -
Будучи участником судейской коллегии 5-й Всероссийской выставки «Мини-МАКС» 2017 был просто шокирован работой Александра Трофимова, которому удалось собрать из АРКовского Харикейна великолепную модель. Он, не только мастерски собрал её, но и выполнил конверсию, превратив её из Мк.I в Mk.II trop.
Мне то же нравится повозиться с пластиком (а ещё больше со смолой). Вот я и решил, может и у меня получится собрать, что ни будь…. из... АРКа. На то, что получится «конфетка», я со своим убитым зрением, не рассчитывал сразу. Но попыхтеть очень хотелось….
Выбор пал на И-185. Учитывая то, что и «во глубине стеллажных руд» нахомячены И-5, И-15, И-153, И-16 тип 5 и тип 24 – это был вполне оправданный выбор. Надо же, в конце концов, с чего-то начать линейку Короля Истребителей! (Особенно если мне уже тогда шёл 59-й год)
Лет десять с лишним тому назад, я пытался начать эту линейку, и это была тестовая сборка НеОмеговского И-16 тип 5 (ранняя разработка НеОмеги). Тестовая сборка быстро переросла в серьёзную работу. Она была не простая, но в результате она вылилась в победу на МКСМ. Модель заняла первое место в номинации «Вторая мировая 1:48». В последствии Ишачок произвёл большое впечатление на участников IPMS в городе Телфорд, слетав туда на недельку.
Есть сведения, что он занял почётное место в кабинете Вадима Задорожного.
Но вернёмся в современность. Все прекрасно знают, что из себя представляет набор деталей для постройки И-185. Просто, сурово, местами странно и что самое главное - дёшево. Описывать историю самолёта не имеет смысла. Это прекрасно сделал Михаил Маслов и Сайт «Уголок неба».
С начала из допов были колёса, кок винта и лопасти от «Комплект ЗиП». Остальноё, всё как в старое застойное, но ностальгически доброе, время – из того, что под руку попадётся, под ногами валяется, в закромах нахомяченно!
Литература – М. Маслов «И-180, И-185», В. Иванов «Самолёты Н.Н.Поликарпова»
Чертежи и фотографии с Уголка неба и по ссылкам в ветках на Scale Models.ru про стройку этого самолёта, или точнее борьбы с этим набором.
Начал с крыла. Расшивка убийственная. Вот если эту борозду глубиной 0.7 мм и шириной 0.9 увеличить в 48 раз…
Поэтому с самого начала взялся за уничтожения этого ужаса. Использовал для этого тянутый литник, суперклей «Сила», наждачную бумагу – сначала крупную, потом мелкую и фланель плюс зубная паста Колгейт «Лесные ягоды», для полировки обработанной поверхности.
Работа нудная, успокаивает, а результат ожидался вполне приемлемый. На панелях топливных баков убрал лишнюю расшивку и затянул их алюминиевой фольгой. Нанёс клёпку на тормозные щитки. Учитывая то, что клёпка на них была «впотай», особо не усердствовал и потом ещё прошёлся по ним нулёвочкой. Далее на нижней поверхности крыла восстановил расшивку.
Занимаясь этой работой, обратил внимание на то что, во-первых, задняя часть зализа крыла не верна по форме и только издали похожа на то, что было на самом деле. Во-вторых, нижняя часть центроплана, в сечении, имеет радиус, которого отродясь не было. Это сильно расстроило. Получается, что вся задняя часть центроплана сделана не верно и исправить это можно сделав всё с нуля самому, а за одно, чё там раздумывать, и все крыло, а там и весь самолёт! Решил временно отложить работу с крылом.
Фюзеляж не имеет задиктовок и гуляет, как хочет, тем более, что передняя часть, в силу конструктивных решений модели, имеет ещё меньшую жёсткость. Необходимо сделать задиктовки для дальнейшей работы с ним.
Силовая установка в модели – это просто песнь песней нанайских! Бубён шаманский и всё такое…. Двигатель дан простой стенкой, к которому нужно приклеить деталь изображающую обтекатель носка картера, к которому, в свою очередь, приклеивается, как бы, задняя часть обтекателя втулки воздушного винта.
Авиационный двигатель М-71, стоявший на данном самолёте, очень похож на сдвоенный М-62 (М-63). Взял деталь изображающую двигатель М-25/62 для И-16 в модели того же AРК-a (9 цилиндров) и приклеил к нему соответствующую деталь от ICM-овского Ишачка (9 цилиндров)! В итоге получилась деталь, больше похожая на 18-ти цилиндровый М-71, чем та, что предложена в модели.
Нужно отметить, что диаметры всех трёх составных: стенки из набора и двух моторов И-16: от AРК и от ICMа совпали идеально!
Далее по проторённой дорожке. Толкатели переднего ряда из контровки 0.8, разводка свечей и прочая мелочёвка из подручных (подножных) материалов. В процессе этой работы убедился в том, что придуманное мной крепление обтекателя носка картера к цилиндрам двигателя полная хрень. Всё переделал. В основание картера вклеил втулку и подогнал её длину по длине обтекателя. Теперь обтекатель будет крепиться к этой втулке и это более надёжно, чем было задумано ранее.
Теперь нужно было подготовить место для установки мотора. Для первоначальной детали в половинках фюзеляжа есть задиктовки. Замерил расстояние, на которое увеличился размер двигателя и перенёс его на детали фюзеляжа, и по ним сделал новые задиктовки. Всё встало на свои места.
Судя по чертежам и схемам, из обтекателя носка картера двигателя сверху виден механизм управления шагом винта и клапан. Снизу трубопровод оттока масла из носка картера. Раз видно, значит сделано.
Теперь нужно было подготовить место для установки мотора. Для первоначальной детали в половинках фюзеляжа есть задиктовки. Замерил расстояние, на которое увеличился размер двигателя и перенёс его на детали фюзеляжа, и по ним сделал новые задиктовки. Всё встало на свои места.
Далее взялся за кабину.
За основу были взяты детали из набора. Это - пол, боковые пульты и приборная доска.
Приборная доска была сделана трёхслойной с углублениями для приборов. В последствии, выбив их шкалы из декалипробойником соответствующего диаметра, их нужно будет перевести по месту в эти углубления и залить блестящим лаком. На доске сделал ручки: уборки и выпуска шасси, закрылков, переключения магнето. Установил кислородный прибор и лампы освещения.
На полу были сделаны направляющие к педалям для ног пилота и тросовую проводку. Педали взял из набора И-16 АРК Профипак. Судя по фотографиям, ручек было два типа - «палка» или «бублик». Последний взял из того же набора, а простую ручку подобрал из нахомяченных запасов. Сделал на ней тормозную гашетку и БК. Две ручки управления самолётом были сделаны из соображения – какая больше подойдёт.
Основы боковых пультов также из набора. Всё оборудование на них сделано по фотографиям с широким использованием нахомяченных запасов. Применялись полоски тонкого полистирола, тянутые литники различных диаметров и обрезки неиспользованной травлёнки. Использование деталей от других моделей так же имело место.
Кресло пилота от И-16 АРК Профипак подошло идеально. Шпангоут с узлами крепления кресла и кислородным и воздушным баллонами изготовлен самостоятельно при помощи мягкого скульптурного воска. Это было необходимо, потому что контуры внутренних поверхностей половинок фюзеляжа в наборе, не симметричны.
Полку с радиостанциями и преобразователем сделал из следующих соображений. Кабина очень широкая. Изначально планировал распилить фонарь. За креслом пусто! Вот так появился радио отсек.
Зашивка за креслом пилота сделана из толстой алюминиевой фольги и тонкого полистирола.
Кронштейн прицела сделан их литников. Сам прицел от И-16.
Похвастался находчивостью перед друзьями и был, как принято говорить, опять «куплен на корню». Кабина не простым «движением рук», но в конце концов превратилась в мастер для набора «Профипак» от ARK models.
Далее всё понеслось по наклонной… Все мои планы рухнули. Но через некоторое время пришло переосмысление, просветление …. И всё такое…
ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Всё о наборе «Профипак».
Мастера для винтомоторной группы были изготовлены заново, потому что, то что уже было сделано, для мастера не годилось.
Как можно пролить две звезды двигателя одной деталью подсмотрел у чехов. Обтекатель носка картера был, как и предыдущий, изготовлен из соответствующей детали набора. Впрочем, как и выхлопные патрубки.
Конус, втулка и лопасти винта изготовлены коллегами из A-Resin. В отличии от Комплект ЗИП-овских, их лопасти имеют жёсткую задиктовку. При сборке не придётся каждую лопасть в отдельности выставлять на необходимый и одинаковый угол. Рулевые поверхности – элероны, руль направления, рули высоты и стабилизатор также разработаны A-Resin, и выглядят гораздо копийнее чем аналогичные детали из набора.
При изготовлении основных стоек шасси, хвостовой опоры, створок нищ шасси и обтекателя маслорадиаторов и створки регулирования температуры использовались детали набора и подручный материал в виде доширакостирола, листового полистирола от Авроры и Тамии и всё тех же нахомяченных запасов - «Детали не используются».
Колёса и РС-ы были изготовлены мастерами из A-Resin.
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - Поехали….
Таким образом, далее постройка модели превратилось в тестовую интеграцию смоляного набора в пластик, но намерения, подойти к ней по взрослому, остались.
Начнём с винтомоторной группы. Двигатель отлит одной деталью. Из тонкой проволоки можно, или даже нужно, сделать свечную разводку и трубопроводы системы запуска. В обтекателе носка картера видна верхняя часть регулятора шага винта. К ней надо сделать тягу из той же проволоки. Утверждение, что этого не видно – реплика от безруких и жадных! Всё видно!
В свою модель я всё-таки решил поставить двигатель не из набора, а тот который был собран в начале работы над моделью. Объясняется просто, мне лень снова тянуть всю эту «проволочную муть». В отличии от Ла-5, двигатель достаточно хорошо видно через обечайку капота, поэтому добавить ему обвязку для большей копийности просто необходимо. Кроме этого в техописании указано, что под капотом была установлена трубка Пито. Она заняла своё место.
Окрашивается тут всё стандартно. Внутренние поверхности обечайки и обтекатель носка картера - стальной серый. Цилиндры – метал. Картер – молотковая эмаль, но вот его точно не видно под и за обтекателем.
Втулка воздушного винта сделана одной деталью с коком, но в отличии от комплектзиповской, имеет задиктовки для установки лопастей на одинаковый угол шага. Поэтому Комплект ЗиП отправился в нахомяченные запасы. При окраске нужно помнить, что сама втулка металлическая, кок – основной цвет верхней поверхности самолёта. Винт так же был металлического цвета, но с внутренней стороны, те части винта, которые были видны лётчику из кабины, были окрашены в чёрный цвет. По идее на этих чёрных поверхностях должны были располагаться горизонтальная и крестовая метки белого цвета. При желании их можно либо нарисовать, либо сделать из обрезков декалей. Я их делать не стал. Так как не нашёл такой фотографии.
Выхлопные патрубки выкрасил металлом с небольшой добавкой ржавчины, но установил их уже после основной окраски.
Кабина
Ну тут всё просто. Задиктовкой для её установки были задуманы правая и левая вертикальные стенки кабины. Вклеенные на соответствующие места они позиционируют установку пола кабины с правым и левым пультом. Далее всё по инструкции.
Кабину окрасил «серым стальным» от АКАНа, хотя фотографии говорят о том, что кабина, возможно, была окрашена более светлой серой краской. Приборы сделал по старой неизменной методике. Выбил пробойником шкалы приборов из декали набора, перевёл их в соответствующие места, приварил Микросолом и залил глянцевым лаком от Тамии.
Остальное раскрасил так, как видел на фото. Цвета органов управления из собственного сорокалетнего опыта, так как фото черно-белые.
Радио отсек раскрасил не по честному. Из кабины видны только задние стенки приёмников с проводами. Передние панели так и остались не раскрашенными, хотя это теперь можно увидеть только разломав фюзеляж.
Рама прицела была окрашена отдельно и вклеивалась по месту перед установкой фонаря. То же самое и прицел.
Фюзеляж
Во-первых, необходимо сделать задиктовки для точной подгонки половинок фюзеляжа. Дальше ничего сложного не было. Единственное что необходимо сделать – это зашивка ниши хвостового колеса. Как она выглядела на самом деле не вполне понятно. Возможно это был брезент на каркасе. Я сделал это по мотивам. Главное, что там больше нет дыры!
Перед склейкой зашпатлевал и затем сошкурил зализ крыла с фюзеляжем. Также удалил люк радио отсека, обозначил его расшивкой и обтянул самоклеющейся алюминиевой фольгой. В хвостовой части сделал таким же образом два лючка подхода к узлу навески стойки хвостового колеса.
Фюзеляж был склеен без особых проблем, а вот с капотами пришлось повозтся.
Во-первых, стволы боковых пушек были сломаны в процессе работы с фюзеляжем
У меня очень давно хранились металлические трубочки. Одна из них по диаметру идеально подходила для пушечных стволов. Весь вопрос был – чем пилить? На работе в инструментальной есть гравёр для маркировки инструмента, а к нему в комплекте были микродиски для резки метала. Стволы были отрезаны идеально! Заодно из игл для шприцов сделал ПВД. ВПЕРВЫЕ ЗА БОЛЕЕ ЧЕМ 50 ЛЕТ МОДЕЛИЗМА
С центральной пушкой пришлось повозиться. С низу на деталь пришлось подклеить полистирол, что бы ствол пушки прочно сидел в ней. (ФОТО)
При окончательной сборке капотов понадобилась шпатлёвка и доширакстирол для подгонки деталей и борьбы со щелями.
На верхней части капота есть выштамповки. Производителем они сделаны грубовато. Немного сточил их. Восстановил расшивку. Углубил вентиляционные жабры и сделал два лючка перед фонарём кабины. Накатал клёпку. На капоте и боковых лючках сделал расшивкой стяжные замки и выделил из самоклеющейся алюминиевой фольгой. То же сделал и с лючками.
Стоит отметить, что фонарь встаёт на своё место идеально. Распилил его на три части, сто бы в последствии можно было «полюбоваться» оборудованием кабины, пряжками на педалях и заглянуть за кресло на радиоотсек!
Крыло
Это отдельная песня орков, и снова бубен шаманский и пляски нанайские!
Песня орков. В плане крыло относительно ложится во всевозможные чертежи. А вот профиль крыла «вааще в никуда». К сожалению я не смог найти не одной фотографии самолёта в полёте, что бы хоть как то сравнить с этой деталью в наборе. Бубен шаманский. На помощь пришла московская фирма A-Resin с относительно исправленным крылом из полиуретановой смолы. И всё бы ничего, и заднюю кромку исправили, и передняя кромка стала более мене похожа, и ниши шасси стали соответствовать, и замки убранного положения есть. Но расшивка! Хотя это объяснимо соответствием расшивки крыла с расшивкой на остальных деталях модели.
Пляски нанайские. С самого начала я попытался удалить расшивку с оригинального крыла при помощи тянутого литника, супер клея, шпатлёвки и набора наждачной бумаги. (См. выше)
Поскольку ARK models в свой набор для профессионалов кладёт два комплекта пластика, я решил попробовать интегрировать смоляное крыло в модель. В принципе для моделиста со стажем это не сложно, Но! Для этого понадобится много, очень много, очень, очень много шпатлевки, собрать волю в кулак и убрать подальше тяжёлые предметы типа молоток или что ещё потяжелее.
НО! Если серьёзно, то от использования смоляного крыла меня оттолкнула необходимость переделывать расшивку. Убрать расшивку не сложно (см. выше в начале статьи), но резать новую да ещё по смоле – это не просто, не смотря на то, что смола у A-Resin достаточно мягкая.
И так, я вернулся к оригинальному крылу. Выровнять центроплан снизу весьма проблематично, поскольку там, при его выравнивании образуется дыра. Поскольку в наборе даётся два комплекта. Я убедился в этом воотчую.
Оригинальные зализы креплений консолей крыла к центроплану были уничтожены вместе с расшивкой. Решил сделать их из самоклеющейся алюминиевой фольги. И тут как говорится, Остапа понесло. Из фольги были сделаны лючки, панели-крынки бензобаков и закрылки. Всё это было украшено клёпкой согласно имеющимся чертежам
Далее была сделана ниша для фары. В нишах шасси были сделаны замки убранного положения.
Можно было приступать к склейке. Ввиду того, что в процессе работы с расшивкой крыло приобрело некоторую изогнутость, поэтому сначала склеил левую половину крыла, потом правую. Совместил линии расшивки верхних поверхностей с нижними. Стоит отметить, что шпатлёвки практически не понадобилось. В. А линии совпали практически идеально.
При стыковке крыла с фюзеляжем практически проблем не возникло, хотя немного шпатлёвки всё таки понадобилось. Показал друзьям результат, и тут же был размазан по древу. «Где правильные линии зализа крыла?» - кричали друзья, среди которых лидировал Максим «ОтВИНТА» Былкин. Приложился к чертежам и понял что лоханулся.
Вставки сделать было не сложно. Понадобился полистирол подходящей толщины и шпатлёвка. Попытка сохранить внутренние секции закрылка успеха не принесли. Пришлось их содрать и восстанавливать снова, после завершения обработки зализа крыла.
Обтекатель маслорадиатора, сетки и его створку использовал из смоляного набора. Радиатор встал идеально на своё место, но я ещё установил ленты зализы для большего эффекта.
Хвостовое оперение, руль направления, стабилизатор и руль высоты, так же из смоляного набора. С их установкой проблем не возникло.
Далее вернулся к кабине. Поскольку всё уже было собрано и нечто этому не мешало. Фонарь кабины был распилен на три части. Поскольку фонарей у меня было два, то распиливал оба с небольшим припуском на следующую отпиливаемую деталь. Таким образом, приклеив лобовую часть фонаря и заднюю, центральная часть вставлялась впритык и не люфтовала между ними. Естественно, прицел вклеил до установки лобовой части. На сдвижной части фонаря делал ручки его открытия.
Необходимо было сделать дренажи и патрубок суфлирования. Кое что можно было рассмотреть на фото. Кое что нашлось в тех описании, кое что добавил, опираясь на собственный опыт. За кабиной и на передней кромке киля сделал колечки для крепления антенны.
На нижних капотах сделал петли. Замки на верхних. В общем, в не окрашенном виде самолёт стал выглядеть очень симпатично.
Взялся за мелочёвку. Ну собственно говоря работа понадобилась со стойками шасси. Сделал на них обвязку, протянул трубопроводы к трмозам. Створки ниш были перелиты в смолу. Механизм из закрытия то же.
Остекление ниши посадочной фары сделано из скотча, того самого, китайского, что продается на развалах. Пусть он не кристально чистый как француз, но более прочный, толстый, клейкий и при этом хорошо режется. По кромке была приклеена тонкая полоска алюминиевой фольги и для верности закреплена капелькой суперклея.
Можно было приступать к покраске. Красил безальтернативным АКАНом. Верх «АII-З» низ «AII-Г». Нишы и стойки шасси «Серый стальной», диски колёс зелёный.
Реактивные снаряды красил отдельно, согласно нструкции от Звездинского Ил-2.
Дальше фсё по накатанной. Глянцевый лак. Декали. Использовал звёзды от многовариантной декали для И-16 от Бегемота. Далее полуматовый лак.
Пришла глупая идея выделить рулевые поверхности обтянутые перкалем покрыв их матовым лаком. Вместе с масками снялся полуматовый слой и частично декали. СЛАВА БЕГЕМОТУ! Пришлось всё переделать. Дать полуматовому лаку высохнуть как следует, и повторить задуманное. Чёт как то не очень понравилось но переделывать не стал.
Тут подкралась новая беда. Это был удар в спину! Модель стояла в шкафу почти неделю и достав её обнаружил, что оси основных стоек под тяжестью самолёта согнулись внутрь. Мягкая смола из которой был изготовлены детали!
Пришлось отпилить колёса. Усилить оси стальной проволокой и всё собрать снова. Больше стоек шасси из смолы не будет.
Особенно старить самолёт не стал. Во-первых я этого не люблю. Во-вторых он и состарится как следует не успел. Летал лето-осень-зима грязи то же скорее всего мало и за ним следили – эталон.
В итоге
В результате модель достаточно похожа на прототип!
Что бы не говорили, мне понравилась работать с моделью. Не смотря на её простоту можно добиться хороших результатов, причём и с автормаркетом, и без него - просто ручками. К тому же для 48-го масштаба модель безальтернативна и вряд ли в ближайшее время появится оппонент.
Зато теперь у меня стоит Первый Поликарпов и Последний
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нотабене №1. Адептов секты «Антиклёпка» прошу не возбуждаться и не трясти листочками из тех описания. Нам КЛЁПАРЯМ СЕДЬМОГО РАЗРЯДУ это до лампочки.
Нотабене №2. Адептам секты Великого Хименеса и почившего Валдера просьба также не возбуждаться. То, на что толкают Вас ваши кумиры красиво, но в жизни такого не бывает, во всяком случае, с самолётами это точно!
ВСЁ ДОЛЖНО БЫТЬ В МЕРУ!
Монтёр
Полностью согласен! Профиль крыла портит всю проделанную работу.
В общем...как и обещал , сейчас занимаюсь изготовлением 30-40 риветеров , а на вырученные средства будем делать мастер- модель в 1:48 или корректируюший набор для АРК , с последующей отливкой в смоле в России.
Уж очень хочется иметь на полке модель-копию последнего шедевра "короля истребителей" Н.Н.Поликарпова.
никан
Хорошая идея. НО, если делать корректирующий набор для АРК нужно не забыть что кроме крыла нужно сделать центральную часть фюзеляжа, а заодно и переднюю, потому что линия сопряжения крыла с фюзеляжем неверна.
А лучше сделать новый фюзеляж и крыло. А там и до полной модели рукой подать.
никан
Ну вот смотрите. Если Вы внимательно читали статью, то должны были обратить внимание, что от самого АРКа в модели остались крыло, фюзеляж и фонарь. Ну и декаль. Всё остальное это афтермаркет от А-Ресин.
С правильным фюзеляжем и крылом использовать примитивную мелочёвку из набора я не вижу смысла. Или всё перепиливать самому или покупать всё тот же афтермаркет у А-Ресин, благо они собираются выпускать его отдельными наборами.
Вот как то так.
Да и на просторах ВКонтакта прошла информация о том что готовится к разработке И-180, И-185 и ещё что то из этой темы. Масштаб 1:48. Материал - полимер 3Д принтер.
Test-tehnik
Да мне понятны ваши мысли.
Но смысл в том , что весь афтемаркет на эту модель , включая Гонзу и Квинта-Студио , заточен под АРК.
И с правильными крылом и фюзеляжем можно сделать копийную модель. :wink:
Борис! Я как то пропустил твою работу.. Почитал, посмотрел. Отличная работа! Мне очень понравилось. Честно!
Я кстати трубочки режу по другому. Быстро и просто получается. На ровной поверхности ножом вожу туда сюда, они катаются, потом ломаются.. Ну и обработка минуту сверлом и алмазным надфилем... фото приложу.
Полностью согласен! Профиль крыла портит всю проделанную работу.
В общем...как и обещал , сейчас занимаюсь изготовлением 30-40 риветеров , а на вырученные средства будем делать мастер- модель в 1:48 или корректируюший набор для АРК , с последующей отливкой в смоле в России.
Уж очень хочется иметь на полке модель-копию последнего шедевра "короля истребителей" Н.Н.Поликарпова.