Здравствуйте,господа!
Сегодня я расскажу об интересном французском самолете.
Стимул к созданию этой машины появился в конце лета 1917 года, когда руководством французской морской авиации было высказано желание получить мощный гидросамолет-истребитель для защиты летающих лодок, действовавших в открытом море в составе противолодочных патрулей.При разработке S.XIV Андре Эрбемон в целях упрощения за основу планера был принят истребитель наземного базирования S.XII, включая вооружение и силовую установку. Фюзеляж прототипа S.XIV был изготовлен на заводе компании Пьера Левассера (одна из многих авиастроительных компаний, выпускавших по лицензии истребители SPAD) и от стандартного истребителя S.XII отличался только несколькими изменениями. Для компенсации увеличения площади боковой поверхности, вызванной установкой двух громоздких поплавков, Андре Хербемонт увеличил вертикальное оперение. Были увеличены киль и руль направления, но сами форма и очертания сохранились. Для сохранения прежней удельной нагрузки на крыло больший вес самолета был компенсировал увеличением размаха и площади крыльев.В передней части фюзеляжа был установлен восьмицилиндровый двухрядный редукторный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 8Cb, развивавший на взлете мощность 220 л.с. (162 кВт) и вращавший деревянный двухлопастный винт производства компании Levasseur.
Редуктор двигателя (цилиндрические прямозубые колеса) был использован неслучайно, поскольку в развале блоков цилиндров была установлена полуавтоматическая 37-мм пушка S.A.M.C. с боезапасом 12 снарядов. Казенная часть пушки и боекомплект размещались в кабине пилота. Неподвижное стреляющее вперед вооружение дополнялось одним синхронизированным пулеметом Vickers калибра 7,7-мм, расположенным в верхней части фюзеляжа справа от продольной оси таком образом, что рукоятка его находилась в пределах досягаемости пилота.Планер S.XIV остался полностью деревянным. Основу силового набора составляли стрингеры и шпангоуты.
Силовой набор дополнялся образовывавшими внешний контур рейками и тросами. Обшивка фюзеляжа была полотняной в задней части фюзеляжа, тогда как в передней части представляла собой накладки из фанеры.Двухстоечные крылья, связанные между собой межкрыльевыми стойками и системой из четырех ферм проволочных расчалок, имели полотняную обшивку. Элероны были установлены только на верхнем крыле. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем при помощи коротких кабанных стоек.Колесное шасси было заменено на несущий поплавки довольно сложный набор стоек и тросов. Поплавковое шасси было разработано Морисом Пейоном (Maurice Payonne) и изготавливалось компанией Пьера Левассера в основном из фанеры красного дерева.
Для первого прототипа S.XIV поплавки были поставлены компанией Tellier.Первый взлет прототипа S.XIV с морской поверхности состоялся в ноябре 1917 года на базе центра морской авиации (CAM √ Centre ďAviation Maritime) в Сен-Рафаэле (Saint Raphaël). Пилотировал самолет летчик-испытатель Беке (Bequete). Ускоренные испытания прошли благоприятно и без особых проблем, поэтому ничего не мешало заказать в марте 1918 года 14 экзепляров.Самолеты изготавливались компанией SPAD, поплавки для них поставлялись компанией Levasseur. В июле 1918 года первые серийные S.XIV были поставлены истребительной эскадрилье центра морской авиации в Дюнкерке. Там машины оставались до перемирия под командованием лейтенанта Ла Бурта (La Burth) без какого-либо интенсивного развертывания.В сентябре 1918 года морская авиация заказала еще 25 гидросамолетов-истребителей S.XIV, но последний самолет был поставлен только после войны в начале 1919 года. Во время войны во французской морской авиации в эксплуатации находилось около двадцати самолетов данного типа. Остальные машины хранились в Сен-Рафаэле. После восстановления самолеты состояли на вооружении до двадцатых годов.
В качестве донора был взят известный набор от Эдуарда. Что бы было понятнее, СПАД 14-это никак не 13-ый, нос,плоскости,стабилизаторы....вообще все другое. Полностью перепиливать приходится модель-то!
Поплавки,сам-собой самодельные,как и все стойки.
Вот что получилось.