Здравствуйте, уважаемые Коллеги! Хочу представить Вам работу, начатую давно и законченную в рамках поддержки Group Build «Авиация стран ОСИ и их союзников-2».
Давно хотел сделать «желтоносого» мессера. Планировал самолет А. Галланда.
Начал работу на новогодних каникулах в январе 2018, но быстро забросил. Одну за другой допустил ошибки: испортил линии расшивки вдоль фюзеляжа и в довершение прицел и козырек фонаря для самолета Галланда. Из «желтоносых» остался вариант Гельмута Вика. Прочитав статьи о постройке этого варианта, понял, что кисточкой или спонжем, камуфляж для этого варианта я не сделаю. Работа была отложена и забыта. Толчком к возобновлению работы послужила переписка в соц. сети с коллегой. Достал чтобы сфотографировать, да так и оставил на столе. В это время плотно занимался спитфайром. Между делом, решил опробовать на нем новую пилку. Благодаря ей удалось немного подправить кривые линии расшивки. Потом появилась мысль, как нанести характерные пятна на фюзеляже, используя трафарет. До этого трафареты для крупных пятен мотлинга видел в интернете и пользовался аналогичными для имитации фанеры. Сначала попытался использовать сетку от старой бритвы МИКМА. Предварительно заглушив часть отверстий в случайном порядке, но в итоге пришел к самодельной версии из кусочка полистирола, в котором насверлил отверстий. Попробовав на бумаге, решил немедленно испытать этот вариант в деле. Спитфайр был отложен. С целью получения советов по вопросам окраски присоединился к Group Build в качестве поддержки.
Загрунтовал модельсюрфейсером 1200, сделал прешейдинг и покрасил капот желтым.
Цвет прешейдинга такой потому, что начал с капота (под желтый). Потом решил сделать коричневым везде. В аэрографе много оставалось. Дальше покрасил по стандартной схеме 65/02/71 (акриловаякраска Mr.Hobby). На капоте сделал пятна двумя оттенками желтого при помощи солевых масок.
тогда я еще не смотрел фотографий, а ориентировался на схему в инструкции. В ней, на капоте изображены более темные пятна от грязи и потертостей. После получения замечаний от коллег, решил внимательнне отнестись к прототипу. Очевидный плюс групбилда, это та помощь и поддержка, которую Вам окажут. Появилось много фотографий, пришлось немного изменить границы пятен камуфляжа на крыльях и на фюзеляже, основываясь на замечаниях и фотографиях.
Кроме того понял, что с имеющейся декалью «желтоносый» вариант не получится: не совпадают обозначения побед данные в декали.
Так же, благодаря общению на форуме, закрасил желтым законцовки крыла снизу. В инструкции этот момент упущен.
Дальше пришел черед самого интересного. Закрепил модель и начал наносить пятна, сдвигая трафарет в случайном порядке. Сначала держал его пинцетом, как на фото.
Потом сделал другой с длинным кончиком, чтобы можно было держать рукой. Начал с фюзеляжа. Для пятен использовал RLM 70. В теме по Bf 109 E на форуме есть достаточно информации по прототипу, фото и описание. Прочитал, что пятна были двух цветов RLM70 и RLM02. RLM02 использовал мало. Мне показалось, что он смотрится чересчур контрастно.
Несколько слов по работе с трафаретом. Так как отверстия мелкие, они быстро забиваются краской. Если прижимать его к поверхности для получения четкой точки можно сильно испачкать поверхность. Если удерживать на расстоянии, то шансов испачкать меньше, но и точки будут размытые. Нужно обязательно контролировать обратную сторону трафарета и своевременно промывать. Сначала промывал спиртом, потом просто водой под краном. Там, где я испачкал поверхность, пришлось закрашивать базовым цветом и начинать снова. По-хорошему, нужно было еще шкурить поверхность или смывать краску, т.к. толщина слоя большая стала. Но клепку я нигде не залил, везде видна и смывкой выделяется.
Работу расценивал как эксперимент для получения опыта. За конечный результат сильно не переживал. Экспериментировал с трафаретом и с солевыми масками.
Дальше пришел черед капота. Здесь после нанесения пятен задул все жидко разведенным зеленым, чтобы приглушить желтый. Судя по фото в выколотках под пулеметы пятен не было, а желтая краска, скорее всего, обгорела. Там прошелся RLM 71. Затем от руки нарисовал пятна по бортам, где закрашивали двойку и шеврон командира группы. Выхлоп рисовал при помощи солевых масок. Цель была изобразить потертости и царапины на слое сажи от ног техников и летчика. Делал так: посолил, прошелся черным, убрал часть соли, задул сильно разбавленной смесью серого и коричневого, потом убрал всю соль и повторил местами тем же цветом. Грязь на крыле и зализе крыла аналогично: сначала светло-коричневый вдоль линий клепки, соль, базовый цвет темнее, потом убрал соль и поправил где нужно базовым. Сколов до металла нигде не делал.
Руль, думаю, покрашен не верно. По фото я не понял, поэтому сначала покрасил как в инструкции. Результат не понравился.
Мне показалось, что зеленые пятна были нанесены на неокрашенное полотно до середины, а ниже закрашено желтым.
В конце концов, выбрал лучшую работу тут на сайте и сделал аналогично. На этом с покраской закончил.
Нанес глянцевый лак и декали. Мне показалось, что декали у Эдуарда чуть больше нужного (шеврон и бортовые кресты). При их нанесении лучше начинать с шеврона, а не с креста. Судя по фото, полоса за шевроном должна быть на уровне середины креста.
Я начал с креста и правильно сделать уже не смог. Технички минимум, думаю, она почти вся была закрашена. После декалей нанес слой глянцевого лака и сделал смывку и подтеки масла внизу, в районе капота. Смывка масляной краской на уайтспирите, смесью черного и коричневого. На декали масла нанес побольше, чтобы заглушить белый, на эмблеме эскадры и желтый с синим, на эмблеме штафеля. Уже после финишного покрытия еще приглушил флажок зеленым и кресты светло серым, предварительно нанеся соль.
Потом была мучительная сборка, и бесконечные подкраски. В конце заглянув в коробку, увидел, что откидная часть фонаря не та. Заменил фонарь, потом очень долго ловил развал шасси и в конце натянул антенну.
Мне понравилось, как получилось. Для меня описанный метод окраски оказался проще, чем окраска спонжем или кистью. Пробовал этот метод на руле, там пятна совсем мелкие. В итоге все смыл и вернулся к трафарету. Для руля нужно было попробовать сделать другой трафарет, с меньшими отверстиями, но уже устал. Сейчас думаю, если сделать трафарет тоньше, то забиваться краской будет меньше.
Пока готовил статью, нашлись недостающие фото кокпита. Теперь полный комплект.
Спасибо за внимание.
В любом случае нюанс с козырьком должен был разглядеть. Мог сделать правильно.
Всё с ним и так правильно, ни на одной фотке, я не увидел у него зашитого козырька. Вот фото последнего периода с маркировкой <-+-, всё прекрасно видно, а на последней, которая может показаться спорной, при увеличение в "зашитом козырьке", на приборке просвечивает таблица девиации компаса:
Да, с уголком под козырьком - это я ошибся. Смутила вот эта фотография.
Подумал, что после "Gelb 2" козырёк меняли целиком. А там только бронестекло сняли.
Модель очень понравилась! По поводу крапинок - возьму на вооружение. Некоторые делают эти пятна на фюзеляже по другому, спонжиком наносят краску, а потом 2000 наждачной бумагой слегка снимают неровности. Тоже красиво выглядит.
Roman-Nordв 25.01.2019 - 10:59 Тема: Eduard 1/48 Bf 109 E-4
Всё с ним и так правильно, ни на одной фотке, я не увидел у него зашитого козырька. Вот фото последнего периода с маркировкой <-+-, всё прекрасно видно, а на последней, которая может показаться спорной, при увеличение в "зашитом козырьке", на приборке просвечивает таблица девиации компаса: