Я всегда мечтал попробовать свои силы в работе над кораблем, тем более над такой большой и непростой моделью, как "деревянный", огромный (1/200) Бисмарк, выходивший в свое время в виде "журнальной серии". И даже тогда, когда вышла трумпетровская модель этого же корабля в таком же масштабе, и "деревянный" перестал быть безальтернативным, проигрывал ей в деталировке, неговоря уже о совершенно несовместимых трудозатратах, мое желание сделать именно "журнальный" не проходило.
Поэтому, когда появился заказчик, который попросил собрать этот корабль в память о своем друге, который начал его собирать, но жизнь распорядилась иначе, при этом, с единственным пожеланием сделать модель как можно выразительнее, я посчитал это наилучшим поводом взяться и довести начатое до конца. Мы обговорили, что работа будет полностью "из коробки". В итоге, работа заняла чуть меньше двух лет, естественно с большими перерывами, но и если считать "чистое" время, мне кажется, получается весьма не маленький срок. Я бы сказал месяца-полтора-два, это если делать его каждый день, как на работу ходить.
Практически на каждом этапе этой большой работы возникали свои трудности, но и вознаграждался труд удовольствием и чувством удовлетворенности от проделанного. Так, набор весьма порадовал своим качеством, проработкой всех деталей и инструкции. Конечно, можно отметить некоторое несоответствие деталей из разных материалов — а тут и дерево с лазерной резкой, и картон, и очень обильное фототравление, детали из смолы, литые пластиковые, да и куча всяких проволочек, трубочек, ниточек, гвоздиков и прочих точеных стволов и декалей. Возможно, современная пластиковая модель значительно превосходит по точности и простоте сборки, а всевозможные дополнительные наборы не оставляют шанса в сравнении этих моделей, но если рассматривать журнальный проект как отдельный, самостоятельный и даже достаточно уникальный, то хочется выразить огромный респект и изначальному набору Амати и ее журнальному воплощению. Реализовать такой сложнейший проект, состоящий из огромного числа составляющих, — это заслуживает уважения, на мой взгляд.
Можно, конечно, вспомнить забавные опечатки из инструкции, да и вообще забавный факт, когда к концу работы предлагается провести "Работу над ошибками", добавив детали к уже покрашенным элементам, которые забыли упомянуть в инструкции ранее. Доставило немало труда обшить фанерный каркас башен и надстроек фототравлением, чтобы не было щелей, некоторые пластиковые детали имели очень заметные утяжины, следы от толкателей и даже (уже почти забытый в наше время) облой. Но тем не менее, с моделью не приходилось бороться. Лишь огромный объем работы замедлял процесс. Материала производитель дал с небольшим запасом, а процесс сборки хорошо проиллюстрирован и описан.
Первым серьезным испытанием было изготовление корпуса, а точнее выведение поверхностей, граней, стыковки деревянной обшивки и смоляных деталей. Для дерева я использовал клей Момент-Столяр. Как клей он просто шикарен, схватывает через несколько минут и по прочности не уступает дереву. Но его упаковка просто ужасна. После того как используешь всего процентов 15-20, приходится буквально бороться с его тюбиком, пытаясь выдавить его столько, сколько тебе нужно! Жуть! Использовал автомобильную двухкомпонентную шпаклевку, автомобильный заполняющий грунт из баллона. Постарался не допускать известных огрехов, таких как плохое прилегание надстроек, да и лишних щелей.
Хочется отметить понимание, и даже заинтересованность в процессе моей любимой, которая терпела и слои пыли, которыми покрывалась буквально вся квартира во время шлифовки корпуса, и запахи, которые наполняли наше жилище, когда я приносил с лестничной клетки корпус, где я его ночами красил автомобильными баллончиками, тайком от соседей. На модели практически нет ни одной детали, на которой было бы меньше 5-7 слоев краски: грунт, прешейдинг, основной цвет, выделение деталей светлой краской, смывка/фильтр, выделение граней, матовый лак. Я постарался выделить буквально каждую деталь.
Для некоторых элементов старался выбрать наиболее "яркий" вариант окраски, чтобы корабль не выглядел серым пятном. Так плотики покрасил желтым, а спасательные круги красным. Самолеты сделал камуфлированными, а у лодок выделил подводную часть. Кстати, винты у катеров — это, пожалуй, единственные некрашеные детали на всей модели.
В те моменты, когда корабль начинал побеждать меня и я надолго откладывал работу над ним, жена неизменно интересовалась, как там "висмут", как мы в шутку называли его. На окончательных этапах привлек ее к работе, и она помогала мне наматывать канаты на буи, и подготовила буквально каждый столбик лееров, через которые необходимо продеть леску (надо сказать, что работа с леерами только одного борта заняла весь наш любимый фильм "Противостояние" (часов 6)
Последние несколько недель я буквально жил этим кораблем, оставляя время только на сон, еду... ну и иногда делая что-то по работе (без особого энтузиазма : )) Наверное, это первая моя модель, про которую даже у далеких от нашего увлечения людей не возникнет желание назвать ее игрушкой. Это однозначно — модель! Круче, только самодельные парусники, наверное ; ) Надеюсь, и до них дойдет дело...
Модель получилась весьма солидной. И не маленькой. Она не только не влезла в коробку, которую я сделал специально для нее (купил пластик длинной 2700 мм, но почему-то корабль, заявленный как 125-ти сантиметровый, не влез в коробку, сделанную из половинок этого пластика, нос в итоге торчал, как нос собаки из конуры : )
Так еще и в лифт не влез, да и в машине поместился только после того, как я сложил задний диван. Поперек он не давал закрыть двери! : ) Кстати, работа с такой большой моделью тоже отдельное приключение : )) Приходится заранее планировать, что будешь делать по одному или другому борту. Процесс переворачивания модели — это целая процедура с удалением всего лишнего (чтобы не поцарапать корпус, не посбивать надстройки, мачты).... так что, если забыл приклеить какую-то пушечку, то клеить ее будешь уже после того, как в следующий раз вернешься к тому борту : )
Ну и, конечно, фотосессия — это отдельная история. Для фона понадобилась 5 листов ватмана! Да и отойти на достаточное расстояние от модели получалось не во все стороны : )
Тем не менее, главные слова от заказчика я услышал. Он не сомневается, что его другу модель однозначно понравилась бы, а именно это и было главной целью, которая отводила на второй план классические задачи моделизма. Делая модель для себя, я бы вряд ли ее закончил, а если бы и закончил, то на многие этапы просто закрыл глаза.
Надеюсь, вам будет так же приятно увидеть то, что у меня получилось, а с теми, кто сейчас в процессе работы над этой моделью, я с удовольствием поделюсь полученным опытом : )
Спасибо за удовольствие от просмотра!
Тоже борюсь с этой моделью, пока он меня побеждает!
После Вашей статьи сново хочется продолжить, спасибо Вам!
И с праздником!
А что тут скажешь - работа большая, качественная. Очень здорово сведены кусочки палубы - стыков почти не видно.
На мой взгляд, эффект затертой копоти по всей модели не очень удачен, и такелаж можно было не из спандекса делать - масштаб и жесткие мачты позволяли. И еще непонятно, есть ли разнотон надстроек и корпуса? Для сделанного камуфляжа надстройки должны быть чуть светлее.
Мне понравилось. У меня такая-же история (достался недоделанный по наследству), но я пока за него взялся - часть инструкций утеряна и я не совсем понимаю на каком этапе остановился дедушка.
Поздравляю с праздниками!
Тема: Amatti 1/200 Бисмарк
Тоже борюсь с этой моделью, пока он меня побеждает!
После Вашей статьи сново хочется продолжить, спасибо Вам!
И с праздником!