Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?

Добрый день, коллеги!
Представляю Вашему вниманию модель истребителя “Zero” фирмы Tamiya.
Начиная работу над моделью, я просто хотел собрать ее “в коробке”, просто добавив туда клей и хорошенько встряхнув как это обычно бывает с тамиевским пластиком, но в процессе сборки вошел во вкус, взял на себя “повышенные обязательства и с честью несу”

Сборка

Началось все с двигателя, внешний вид которого был немного “обогащен” смесью проволочек и пластика. Здесь я особо не усердствовал, учитывая, что большая часть движка все равно будет скрыта коком и винтом и, как оказалось впоследствии, правильно - вставив уже в конце сборки винт на собранную модель, я обнаружил, что просто так его уже не вытащить (видимо, попалось очень плотное полипропиленовое кольцо).

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

После двигателя занялся кабиной. Предварительная примерка показала, что Тамия очень грамотно рассчитала видимость элементов кабины, и того пластика, что есть в наборе, вполне достаточно. Я всего лишь протянул несколько проводков от приборов, сделал тяги от педалей управления, провел магистрали от баллонов за сиденьем пилота (этого практически не видно) и немного доработал прицел - сделал отражатели из прозрачной пленки и вспомогательное “железное” кольцо. В остальном сборка кабины прошла как по нотам.

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

Клепка

Перед сборкой фюзеляжа и крыла мне пришла в голову мысль - раз это Тамия, и все так хорошо собирается, то клепку гораздо удобнее будет наносить по отдельности. Выигрыш очевиден - особенно в работе с фюзеляжем - расчерчивать и прокатывать гораздо удобнее, когда не мешает крыло. После склейки, так как предварительно все было хорошо подогнано, практически не пришлось шкурить, я уж не говорю о шпаклевке (кстати, сейчас, работая на F6F Hellcat, я вообще нанес клепку даже ДО склейки половинок фюзеляжа, это еще удобнее и быстрее. Небольшие потери клепки на швах при последующей склейке оказалось гораздо легче прокатать заново, чем возиться с целым фюзеляжем).
В общем, рекомендую такой способ к применению - если у Вас в руках модель с хорошей собираемостью, это может приятно облегчить жизнь. 

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

Тонкие кромки

Довольно часто приходится видеть на моделях толстые, немасштабные кромки там, где на реальном самолете тонкие листы или кромки, например, фонарь кабины, щитки шасси, стабилизаторы бомб, пресловутые задние кромки крыла и оперения. 
В данном случае о крыле и оперении позаботилась Тамия, а я взял на себя фонарь, кресло пилота и щитки шасси - сточил их кромки до масштабной толщины.Удивительно, как иногда можно без травления добиться приемлемых результатов!

Шасси

На стойках шасси штоки амортизаторов были срезаны и заменены на металлические трубки немного меньшей длины, переделаны двузвенники, добавлены шланги гидравлики из медной проволоки и ушки для буксировки. Кроме того основные щитки шасси, идущие в наборе одной деталью, были разрезаны на две части, как у оригинала, чтобы соответствовать немного “просевшим” штокам амортизаторов. Фото шасси на уже готовой модели

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

Окраска

В качестве прототипа был выбран самолет, на котором, по мнению Тамии, летал известный ас Садааки Акамацу в феврале 1945 с авиабазы Ацуги во время налетов палубной авиации ВМС США на Токио. 
Я бы сказал “возможно летал”, потому что мне удалось найти всего одно изображение этого борта.

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

При этом не факт, что у самолета стоит сам Акамацу, про которого, кстати, в рунете также написано много небылиц. Вот, кстати, фото самого Акамацу

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

Если обратить внимание на легкую одежду летчика и на тени на первой фотографии, то видно что она сделана в теплое время года и когда солнце высоко. На февраль явно не тянет, это скорее лето, и скорее не 45-го года, а 44-го. А если на этой машине и летали до февраля 45-го, то у нее было бы или больше значков побед, или бы этой машины не было совсем :) 

А был ли мальчик? Не углубляясь в дебри истории, можно утверждать точно - такой самолет был, как был и Акамацу, но неизвестно, встречались ли эти двое. Но пусть и у меня будет этот Zero.

При этом хочется обратить внимание на отсутствие массивных сколов на этой фотографии. Я не сторонник превращения японских самолетов в облезлые жестянки, какими их довольно часто изображают. Не претендую на истину в последней инстанции, но изучив множество фотографий “Зеро” (например, вот здесь http://www.ijnafphotos.com/ или здесь https://ru.scribd.com/document/148765928/Bunrindo-Famous-Airplanes-of-the-World-56-Mitsubishi-A6M-Zero-Navy-Carrier-Fighter-Model-22-63 ), я обратил внимание на то, что подавляющее большинство сильно (подчеркну еще раз - сильно) покоцанных самолетов сфотографированы победителями, например на борту американских эскортных авианосцев, 
или в убитом состоянии на японских аэродромах, поврежденные и брошенные после войны. Т.е. они не использовались и не обслуживались японцами какое-то достаточно длительное время.

Фотографии, сделанные самими японцами во время войны (и даже в ее заключительный период, когда с лакокрасочными материалами в Японии, надо полагать, было туго), в большинстве случаев показывают самолеты с не очень потрепанным ЛКП. Видны сколы, царапины, облезшая и выцветшая краска, но в целом, все как у всех остальных воюющих сторон в этом климате.
Есть, конечно, и фотографии и с огромными сколами краски на самолетах, но все же они не доминируют. 
Возможно, истребители за свой недолгий срок “боевой жизни” просто не успевали обптрепаться до такой степени, а те, что успевали обгореть на солнце и облезть, в большинстве своем уже не были пригодны для полетов.

Поэтому я решил сделать свой “Зеро” не сильно ушатанным.

Итак, к окраске.

Сначала были задуты ниши шасси и посадочные щитки. 
Затем весь самолет покрыт серебром X-11, чтобы создать подложку для дальнейших сколов, и заодно проконтролировать качество швов. “Хиномару” накрашены аэрографом и замаскированы, а на передние кромки крыла нанесены оранжевые полосы быстрого опознавания.
Для имитации крупных сколов я предварительно немного “посолил” модель.

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

На фото виден “прешейдинг” - по факту, я просто решил сначала еще раз потренировать руку в нанесении линий.

Низ и верх модели были задуты стандартными цветами морской авиации, в данном случае XF-12 и XF-70 соответственно, с небольшими примесями белого и серого, произведено локальное высветление верхних поверхностей, чтобы сымитировать выгорание краски. 
Сколы от соли дополнил и разнообразил более мелкими сколами при помощи острой зубочистки и тонкой кисти.
После этого модель была “выглажена” жесткой щеткой, чтобы сгладить шероховатость матовой краски перед нанесением глянцевого лака, покрыта футурой и нанесены декали. Декали - традиционной для Тамии толщины, в следующий раз я предпочту вместо них использовать трафареты.  

Ограничительные полосы на крыле накрашены аэрографом, иероглифы написаны тонкой кистью.

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

Смывку я сделал акварелью с капелькой фейри, используя разные оттенки на верхних и нижних поверхностях.

Несколько тонких слоев полуматового лака для защиты основного камуфляжа и модель переходит в коптильно-пачкательных цех. :)Пигменты тамия для пыли и грязи, тонкая кисть для потеков, пороховой нагар и выхлоп - из аэрографа.

Наконец, модель поставлена на ноги, все мелкие детали на местах (ПВД из тонкой трубки, антенна из мононити, у штатных пушек высверлены стволы).

Результатом я доволен, а процесс сборки доставил особое удовольствие.
Предлагаю и Вам посмотреть на фотографии

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 
Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 
Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?
Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 
Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?
Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?

И немного крупных планов

Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик?Tamiya 1/48 A6M5a Zero - А был ли мальчик? 

Спасибо за внимание,
С уважением, Евгений Волков aka Canoner

 

» Информация о статье
Самая стильная модель http://scalemodels.ru/articles/10936-Tamiya-1-48-A6M5a-Zero---a-byl-li-malchik.htmlСамая стильная модель
Canoner в 11.04.2017 - 10:29
Классная модель! С интересом и посмотрел и почитал :)

Алексей, спасибо!
Я рад, что было интересно! :)
Лекарь в 14.04.2017 - 17:48
Canoner

Ещё обрати внимание, что на Зерошном моторе Sakae по 2 провода на цилиндр. В 48-м это не сложно ;)
#

...., 2-3-... провода .... Ну тут как бэ вообще не тот кампот стоит. Это новодел с Райта,....

пжалста оригинал.... тут и 12-й и 21-й Сакае, ничего общего с Райтом...


#
#
#
#

этот самый тот

#
fishbed в 14.04.2017 - 18:09
Лекарь
Глеб, так ведь специалисты же, и с каким знанием дела обсуждают провода. :mrgreen:
Ушелец в 14.04.2017 - 23:03
а это мицубиши или накаджима?
Zaets54 в 14.04.2017 - 23:26
а это мицубиши или накаджима?
Накаджима.
#
Верхний- Митсубиши.
Нижний - Накаджима. В статье на фото прототипа видно.

Других "родовых" отличий тоже достаточно.
Ушелец в 14.04.2017 - 23:35
а это мицубиши или накаджима?
Накаджима.
#
Верхний- Митсубиши.
Нижний - Накаджима. В статье на фото прототипа видно.

Других "родовых" отличий тоже достаточно.
Да. В модели эти родовые отличия перемешаны. Вот и уточняю у автора, что он планировал делать
Zaets54 в 14.04.2017 - 23:39
Ушелец
Можно поинтересоваться, где в модели "родовые отличия перемешаны"?
23ro в 15.04.2017 - 11:45
Полосы желтые очень широкие помоему даже для Мицубиси, у Накадзимы были узкие, как и тонкая обводка хиномару на крыле. Вроде еще створки шасси основные в цвет низа должны быть (не уверен), про закабинное написали, БАНО правый темно-синий должен быть. Очень приятная работа! Автор молодец что не ограничился сборкой из коробки. По створкам хорошая мысль, но если делать масштабно как на прототипе, то надо было или менять на жесть или стачивать пластик толщиной на просвет, а так это выглядит как две чугунные болванки по толщине. Работа, повторюсь, очень достойная, но есть куда стремиться. Поздравляю с законченной моделью!
Zaets54 в 15.04.2017 - 13:33
... как и тонкая обводка хиномару на крыле.
Вот, кстати, да.
Ну это понятно:
# #
Это тоже понятно:
# #
А вот это что за "мутант-отщепенец":
#
Canoner в 20.04.2017 - 13:51

пжалста оригинал.... тут и 12-й и 21-й Сакае, ничего общего с Райтом...




Спасибо за фотографии, сохранил себе в копилку. Если буду еще собирать Зеро, пригодятся.

Добавлено спустя 19 минут 48 секунд:

Полосы желтые очень широкие помоему даже для Мицубиси, у Накадзимы были узкие, как и тонкая обводка хиномару на крыле. Вроде еще створки шасси основные в цвет низа должны быть (не уверен), про закабинное написали, БАНО правый темно-синий должен быть. Очень приятная работа! Автор молодец что не ограничился сборкой из коробки. По створкам хорошая мысль, но если делать масштабно как на прототипе, то надо было или менять на жесть или стачивать пластик толщиной на просвет, а так это выглядит как две чугунные болванки по толщине. Работа, повторюсь, очень достойная, но есть куда стремиться. Поздравляю с законченной моделью!

Спасибо за замечания, интересная информация, про полосы и обводку и связь с производителем я не знал. Положился в этом вопросе на Тамию. Как, впрочем, и с цветом БАНО.
Буду стремиться к лучшему!

Добавлено спустя 5 минут 15 секунд:


Да. В модели эти родовые отличия перемешаны. Вот и уточняю у автора, что он планировал делать

Я опирался на единственное фото прототипа, которое смог найти. Так как на ней видно только хвостую часть, все остальное было взято из инструкции тамии. Возможно, ширина окантовки на верхних поверхностях может отличаться от того, что в инструкции, поскольку я делал это вручную и, не зная, об этой особенности, мог их немного увеличить.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy