Летающая лодка М-5 – значительный успех российской авиации. Серийно строилась с 1915 по 1919год. Использовалась на Балтике, Черном и северных морях, на Волге. Модификация с мотором Рон получила название М-20.
Окончательно замысел самоделки Григорович М-5 созрел с приобретением книжки Александрова «Гидроаэропланы М-5 и М-20». Имевшиеся чертежи из Моделиста-Конструктора до этого и так вызывали большие сомнения, поэтому за основу работы были приняты чертежи С.Кульбаки из «Гидроаэропланы М-5 и М-20» Александрова. Сканы чертежей оцифрованы в Автокаде, мат.модели крыльев и корпуса сформированы в Мастеркаме. Изготовление мастер-модели крыльев и корпуса проводилось на фрезерном станке ЧПУ по сходной технологии:
В толстой заготовке отфрезерованы нижние стороны крыльев, наклеена фольга, уложены бисерные иглы, залито эпоксидной смолой. Отфрезерованы верхние поверхности крыльев, вырезано по контуру, детали освобождены из заготовки. Фольга с остаточным слоем пластика легко отходит от детали.
Для коллег-моделистов изготовлена ограниченная серия наборов состоящих из смоляных деталей, фототравления, декалей, шаблонов хвостового оперения и шаблонов стапеля.
Крылья и стойки скопированы из термореактивной смолы, обеспечивающей тонкие задние кромки крыльев и долговечность модели.
На тот момент правильный мотор Гном-Моносупап в 1:72 отсутствовал. Была разработана 3D-модель, по которой спроектирована плата фототравления и напечатаны растишки двух вариантов картеров (на 9 и на 7цилиндров). Цилиндры мотора Гном-Моносупап набираются из деталей фототравления с соблюдением порядка расположения их на плате. В отличие от смоляных цилиндров, а тем более пластиковых, набор рёбер из фототравления обеспечивает полную реалистичность. Просветы между ребрами цилиндров мотора не нужно рисовать, тонируя их. Эти просветы реально существуют. Количество рёбер цилиндров приближено к оригиналу. В дальнейшем планирую построить вариант Григорович М-20 используя смоляной мотор Рон Small Stuff.
Вторая разработанная плата фототравления содержит приборку (с фотопечатью приборов), качалки, привод и крепление мотора.
В описании применения декалей под дерево «Uschi» содержится очень интересный метод их применения, но сами декали мало применимы из-за «фигурных завитушек» имитируемой поверхности, что не характерно для авиационной фанеры. По аналогии с декалями AeroMaster были разработаны и напечатаны два варианта деревянной поверхности, а заодно и декаль с бортовыми номерами и кокардами.
Хвостовое оперение изготовлено по шаблону из листового пластика 0,5мм.
У коллеги по форуму подсмотрел технологию изготовления слоеного винта: на эпоксидной смоле выклеивается чередуя два цвета слоеная заготовка из бумаги для пастели. Заготовки винтов 2D-отфрезерованы по контуру на станке ЧПУ, что обеспечило полную симметричность. Профиль лопастей выпилен вручную. Результатом удовлетворён.
Тендеры на расчалках изготовлены из латунной трубочки нар.ф.0,3мм внут.ф.0,1мм. Моторама из латунных трубочек 0,4 и 0,5мм. Основную сложность сборки представляла установка растяжек (уж больно их много). На основе 2D-чертежей трудно было разработать порядок растяжки. С расчалками на Григоровиче М-20 будет легче, уже понятно что, куда тянуть.
Покраска под дерево производилась в несколько этапов:
-базовый слой Акан «старая древесина»
-глянцевый лак
-декаль «Дерево»
-полупрозрачный тонкий слой Акан «новая древесина»
-сухая кисть маслом MIG Abt080+Abt060
-финишное покрытие лаком.
Благодарен коллегам:
Павел С. – за литьё смолы,
GoNzA – за изготовление фототравлений,
Любитель – за изготовление декалей,
SDSoft – за идею слоёного винта,
Клубу любителей «летающий швейных машинок» - за поддержку в работе.
Участвовал с этой моделью на E-Day-2018 в категории Мастерс. Как всегда русские модели заняли "почетные" последнее и предпоследние места:
1-е место: 2-е место: 3-е место:
Подробная расшифровка оценок за моего Григоровича:
Ради справедливости стоит сказать, что собранная три года назад модель, действительно несколько изменила свою геометрию. Но остальные оценки малопонятны.
Вишь - опознавательные знаки не те. Надо было сиськи и голую жопу на весь "кадлуб" нанести. А что таких в природе не было - это твои проблемы. )))
А вообще - они явно к "расчлененке" тяготеют. Пофигу, что результат выглядит стерильно, как конструктор "лего".
Ну а что козлы - факт неприложный.
Хороший человек, мы знакомы. Который одно время полипланами фанател (масса работ на ДиШ), а теперь жесткую расчлененку строит. Реально, есть на что поглядеть, хотя масштаб 48-ой. Поскльку я анатомический театр не очень люблю, считаю, что одна из самых интересных его работ - Albatros C.IX "Рихтгофен-такси".
Захотишь построить такое в 72-ом - скину исходники, последнее время новых фоток подавлило.
Тема: Limited series resin 1/72 Григорович М-5