Су-26М стал первым в СССР, а среди пилотажно-акробатических самолетов - первым в мире самолетом, в конструкции которого широко применялись современные композиционные материалы, по массе составлявшие более половины массы планера. На спортивных самолетах ОКБ Сухого впервые был реализован принцип «неразрушаемого» в воздухе самолета....
.... что означало – разрушающие нагрузки не могут быть достигнуты в полете ни при каких вариантах пилотирования. Самолеты при статических испытаниях разрушаются при нагрузке 22,5g. Аэродинамика самолета позволяет достичь в полете максимум 18g. Установленные эксплуатационные ограничения по перегрузке 12g обусловлены физиологическими возможностями человека.
Для подготовки и участия в 13-ом чемпионате Мира 1986 г., проводившегося в Великобритании, в ОКБ Сухого в I кв. 1986 г. были изготовлены три самолета Су-26М (С42-6, -7, -8).
В мае 1989 г. Авиаэкспорт заключил первый в истории СССР контракт на поставку самолетов в США, это были спортивные самолеты Су-26М. Их появление в августе 1989 г. на авиационном шоу в г. Ошкош произвело на американскую авиационную общественность огромное впечатление. Результатом стало подписание в 1990 г. контракта на поставку в США еще 25 самолетов. Первый полет экспортного варианта самолета - Су-26МХ состоялся 28 марта 1990 г. Су-26МХ отличается от базового самолета Су-26 установкой дополнительных топливных баков в крыле для увеличения перегоночной дальности полета. 11 самолетов Су-26МХ поставлено эксплуатантам США, Швейцарии и других стран. Ну, думаю, хватит по прототипу. Ближе к делу.
Предыстория
Купил эту модельку просто по случаю. Вообще я заказывал от Амодела Су-15ТМ, но в магазине был завоз всей продукции фирмы, и было немного свободных денег. В общем, взял не раздумывая – собираю ж линейку самолетов КБ Сухого, а без Су-26 линейка не линейка.
Первое впечатление о модели
Итак, модель фирмы Амодел. Каталожный № 7213, самолет Су-26М, масштаб1/72.
Коробка сделана по принципу коробок фирмы Revel – открывается сбоку. На коробке нарисован Су-26М с бортовым 323. Собственно на этот вариант и дана декаль.
Комплектность коробки: Литник с деталями – 1, литник с остеклением – 1, декаль и инструкция – одна.
Литье не очень приятное. Пластик белый, мягкий. Практически повсеместно облой. Но это в духе технологииЛНД, я такое ожидал, и на другое и не надеялся.
Прозрачные части отлиты хорошо, фонари прозрачны, помутнений и других дефектов не обнаружил.
Геометрия
Сильно к чертежам не прикладывал. По основным характеристикам (фюзеляж, крыло, оперение) модель легла хорошо, слишком серьезных недостатков не заметил. В общем, можно собирать из коробки, такое как есть (геометрию не править). Мелкие огрехи начали вылезать при сборке, но за это позже.
Сборка
Сначала решил собрать крыло. Плоскость состоит из 2 половинок и плохо стыкуется с фюзеляжем. При склеивании образуются щели в носке крыла. Они были быстро ликвидированы шпатлёвкой. Здесь из недостатков хочу отметить: излишнюю толщину пластика, облой. В дальнейшем толщина помешала нормально состыковать крыло с фюзеляжем.
Следующим номером моей программы была сборка фюзеляжа. Тут уже более явно выражен облой, который достаточно легко убирается (пластик мягкий). Фюзеляж в этой модели – главная деталь, именно к нему крепятся консоли крыльев, ВМГ, оперение, шасси + расшивка на этой модели (все остальные элементы на борту «зализаны» для уменьшения сопротивления воздуха).
Кабина бедновато предоставлена, несмотря на то, что она хорошо просматривается через обширное остекление. Даны кресло, ручка и приборка.
Мелочёвка, как и на всех моделях ЛНД, пролита плохо. Это касается компенсаторов на крыле, шасси, кабины.
При склеивании крыла с фюзеляжем образуется приличная щель. Прежде чем собрать крыло необходимо сточить наплыв до приемлемых размеров – получается ступень – наплыв фюзеляжа толще чем профиль крыла. Оперение собралось хорошо, без последствий. Чего не скажешь за установку частей остекления. Сверху, козырек фонаря не вплотную стыкуется с фюзеляжем. Боковые стекла не становятся нормально – отверстия под них в фюзеляже меньше нужного. И на конец, самое веселое – нижнее остекление. Вот тут и есть самый большой косяк остекления. Само стекло имеет неверный радиус, оно как бы провисает от фюзеляжа вниз. Как бы выдавлено вниз. На этой части я впервые попробовал полировку фонаря.
Если короче, сборка доставила хлопот, но нет ничего невозможного, если руки с нужного места растут.
Вариант раскраски дан какой-то странный: на него только 2 приличных фото реального самолёта. Но покрасил согласно инструкции. По моим соображениям это опытный самолёт, который демонстрировался где-то за рубежом. (323 черный, навевает воспоминание авиасалона Ле-Бурже 89 года. Там же был Су-34 с черным б/№ 343. Видно, что под одну гребенку сделаны трафареты.)
Красил кистью, эмалями ревел. Маски не применял – модель маленькая, постарался аккуратно кистью.
Декали хорошего качества, не разваливались. Но плохо приваривались. Даже спиртом, спиртом (!) они плохо приваривались. Но я их поборол и сверху заду лаком из баллончика (что б не отлетели декали). Насколько хорошо вышло – судить вам, коллеги.
Выводы
Что можно сказать по модели в выводах.
Из плюсов – модель редкая, масштаб интересный.
А по минусам можно проехаться подробнее:
хвостовая стойка шасси отлита одной деталью с фюзеляжем (в последствие я ее потерял);
плохая стыкуемость деталей (хотя если руки есть, то тогда все нормально);
облой (не самое страшное)
мало фотографий прототипа.
Исходя из этого, сразу хочу сказать про недостатки моей модели. Скажем, я перепутал консоли – в итоге крылья получились несколько наклоненные вниз. Со временем отлетела хвостовая стойка шасси. К ней же отправился вскоре и один из компенсаторов на крыле. На фонаре переплет вышел толстым, да и треснул он так не кстати.
В общем, такая вот вышла моделька. Была собрана в мае прошлого, 2007 года.
Труда наждачной бумагой было положено больше чем размер этой модели.
Из крайних советов хочу сказать, что модель для моделистов с опытом работы. Начинать с неё не стоит.
Кому интересно почитать подробнее за Су-26М, то пожалуйте на собранные мною ссылки:
Только скульптор мог собрать так модель. Молодец! У меня в кружке пионеры проходят экзамен на профпригодность этой моделью. Есть где приложить руки и смекалку и в то же время малый расход материала . Одно замечание- рессора основного шасси перпендикулярна фюзеляжу,а у тебя сдвинута немного назад, а хвостовую опору нужно немного поднять . После устранения этих замечаний самолет не будет таким задратым.
В совершенно неожиданном месте (http://www.rian.ru/photolents/20110304/342204826_6.html) я нашел фото моего прототипа, возник вопрос - есть ли другие, похожие, что там за красная полоса:
[url=http://postimage.org/image/2db97cptw/][/url]
Тема: Амодел 1/72 Су-26М. Акробат в масштабе(#866) - обсуждение
Только скульптор мог собрать так модель. Молодец! У меня в кружке пионеры проходят экзамен на профпригодность этой моделью. Есть где приложить руки и смекалку и в то же время малый расход материала . Одно замечание- рессора основного шасси перпендикулярна фюзеляжу,а у тебя сдвинута немного назад, а хвостовую опору нужно немного поднять . После устранения этих замечаний самолет не будет таким задратым.