Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые коллеги.
Предлагаю Вашему вниманию очередной долгострой, работа над которым заняла у меня около трех лет. Как обычно это будет сверхзвуковой перехватчик СССР в масштабе 1/48. На этот раз Су-9.
В 2021 году мне очень повезло получить полный и неограниченный по времени доступ к Су-9 13й серии ныне экспонируемый в музее под открытым небом "аллея МиГов" на территории аэродрома Гидропорт, г. Одесса (фотообход доступен по ссылке http://scalemodels.ru/news/15583-Walkaround-su-9-ajerodrom.html). До переезда в Одессу этот Су-9 был экспонатом базы отдыха ДАЗ в г. Геническ, Херсонская область (т.н. "Геническая горка"), куда поступил после списания в 70х гг. из состава 136 истребительного авиаполка (аэродром Кировское, Крым). Впрочем, в Крым он тоже попал не сразу, а какое-то время летал в 941 ИАП в Килпъявре, что под Мурманском. Хотя самолет и пострадал как от воздействия атмосферы и солнца, так и от вандалов (из кабины было вырвано все, что можно было вырвать и разбито все, что разбивалось) у него сохранился двигатель, да и в целом до нас он дошел в сравнительно неплохом состоянии. Также до реставрации в Одессе самолет практически не окрашивался. Этот борт был выбран в качестве прототипа.
С выбором набора все максимально просто: никто не выпускает Су-9 в этом масштабе, кроме Trumpeter'a (02896). Дополнительно приобрел афтермаркет: Amigo Models (форсажная камера и сопло двигателя АЛ-7Ф1 (48017), ПТБ с балочными держателями, БАНО), Advanced Modeling (Ракеты РС-2-УС (48200)), Eduard/Brassin (катапультируемое кресло КС-4 (648024)), Quickboost (воздухозаборники (48677) и антенны (48679)), Master (штанги ПВД и пусковых устройств (AM-48-120)), Mini World (элементы воздухозаборника (A4833)), ResKit (колеса (RS48-0245)). Впрочем, далеко не все эти дополнения были в конечном счете использованы по прямому назначению. Кроме того, в процессе работы над этим проектом мне пришлось освоить 3d моделирование, разработать декали и небольшой набор афтермаркета (Amigo Models: 1/48, воздухозаборники для Су-9 поздних серий выпуска).
При первом ознакомлении с набором от Trumpeter'a у меня создалось впечатление (как оказалось, ложное), что это будет простая стройка. Модель изготовлена по чертежам В. Панькова, опубликованным в журнале М-Хобби и вполне неплохо им соответствует в плане общей геометрии. Вместе с тем, она воспроизводит ранний Су-9, в то время как борт из Кировского представляет собой машину поздних серий дополнительно модифицированную в строю под возможность установки ракет Р-55 с ТГСН. Я не буду перечислять здесь всех неточностей и проблем данного набора. Просто укажу, что в ней не было элемента, который не потребовал бы глубоких переделок или полной замены. Наиболее критичные из них и, как по мне, невозможные к использованию, это элементы воздухозаборика, кабина, стойки и колеса шасси, вооружение с пилонами, подвесные топливные баки с балочными держателями, двигатель, а также все мелкие наружные элементы (антенны, штанги ПВД, воздухозаборники и пр.). Таким образом, из набора для дальнейшей работы я взял фюзеляж, консоли крыла с закрылками и элеронами, стабилизаторы, киль, фонарь, внутренние и главные наружные щитки основных стоек шасси.
В процессе ознакомления с прототипом мне удалось получить информацию по внутреннему устройству самолета и захотелось полностью воспроизвести воздушный канал. Для этого потребовалось изготовить сам канал, входное устройство двигателя и кабину с нишей переднего шасси и центральным телом воздухозаборника. Воздушный канал состоит из двух симметричных половинок, сделанных из армированной тканью эпоксидной смолы по изготовленной из полимерной глины модели. После подгонки к двигателю и сращению с фюзеляжем он был надежно фиксирован в корпусе. Основой для двигателя послужила форсажная камера АЛ-7 Ф от Amigo Models. Его передняя (компрессорная) часть строилась по доступным фотографиям и чертежам.
Кабина, передняя ниша шасси и центральное тело воздухозаборника в наборе от Trumpeter'a даны тремя отдельными деталями, каждая из которых имеет мало общего с прототипом. Кроме того, у реального Су-9 они представляют собой единый элемент, окруженный с двух сторон воздушным каналом. Из листового пластика я сделал кабину, и находящуюся под ней нишу носовой стойки шасси. Для центрального тела воздухозаборника были использованы металлические детали от набора Mini World, скопированные для удобства обработки в эпоксидной смоле. Впрочем, как выяснилось впоследствии, центральное тело воздухозаборника из этого набора имеет неверную форму. Пришлось смоделировать новый корректный конус в Solid Works и установить его на модель. Кабина и ниша шасси дополнялась сделанными вручную деталями из пластика, металла и проволоки, а также напечатанными на фотополимерном принтере боковыми панелями инструментов, разъемами электрических кабелей, резервными авиагоризонтом, прицелом, ручкой управления самолетом и пр.
Расшивка и мелкие наружные детали в целом неправильные. Я сохранил несколько линий расшивки на фюзеляже, но удалил все на крыле, стабилизаторах и киле. После сглаживания поверхности и нанесения новой расшивки/клепки самолет был собран воедино. В принципе, на этом этапе не возникло особых проблем. Крыло и киль хорошо стыкуются к фюзеляжу под нужным углом.
Шасси. Отмечу, что мне понравилось как инженеры Trumpeter'a сделали характерную выштамповку на внутренней стороне ниш основных шасси. Она выглядит вполне аутентично и практически не потребовала изменений. В остальном, ниша, кроме общих обводов, была полностью переделана. Также пришлось сделать заново основные стойки шасси, так как детали из набора сделаны слишком грубо и во многих аспектах неправильно. В общем, сделать новые стойки, предварительно изменив угол установки траверсы, оказалось рациональнее, чем пытаться исправить имеющиеся. Штоки амортизаторов и штоки уборки шасси изготовлены из стальных игл большого диаметра, которые также выступают в качестве армирующих элементов. На Су-9 каждая из ниш основного шасси закрывалась тремя щитками: одним внутренним и двумя наружными. Внутренние и основные наружные щитки, после стачивания обшивки и некоторых модификаций, были взяты из набора. Дополнительные наружные щитки пришлось сделать самостоятельно. Несколько более сложные в плане геометрии и деталей щитки передней ниши были смоделированы в 3d.
ПТБ и вооружение. Су-9 штатно оснащались подвесными топливными баками, применение которых предполагалось как для рутинных полетов, так и для перехвата. В наборе Trumpeter'a даны ранние ПТБ, отдаленно напоминающие таковые на машине из Монино. Кроме того, с баками идут неверные по форме и пропорциям балочные держатели. Для своей модели я применил отличные "сверхзвуковые" баки и держатели БД3-59 производства Amigo Models. Ракеты и пусковые устройства из набора также имеют мало общего с прототипом. АПУ пришлось сделать самостоятельно. В качестве замены ракет как раз пригодились недавно выпущенные РС-2УС от Advanced Modeling. На Су-9 из Одессы наружные пилоны (АПУ-20Д) были доработаны для подвески ракет Р-55 и он, как все доработанные машины, должен был штатно оснащаться парой РС-2-УС и Р-55. Это, впрочем, не отменяет того, что самолет мог нести исключительно радийные ракеты. На свою модель я установил четыре РС-2-УС, крепящихся к пилонам на штифтах. Уже на момент написания этого текста и окончания работ с моделью фирма Temp Models объявила о релизе Р-55. Так что, скорее всего, эти ракеты я установлю на свой Су-9.
Ближе к финалу сборки я снова обратился к кабине. Был установлен на место козырек и сдвижная часть фонаря (СЧФ). Последняя, кроме того что имеет несколько неверную форму, также в наборе воспроизводит ранние Су-9 с развитым остеклением. Начиная со средних серий, Су-9 оснащались СЧФ с остеклением уменьшенной площади. Это пришлось исправить в модели, а также переточить заднюю часть СЧФ. Внутри были добавлены все необходимые элементы, включая патрубки обдува стекла, ручки, тяги, задние стенки со штангой открывания и пр. Два кронштейна с импровизированными роликами встают в рельсы на боковых стенках кабины и СЧФ смещается по ним вперед-назад, как у прототипа.
Отдельным элементом модели стало кресло. На Су-9 13й серии это КС-3. В наборе кресло даже близко не напоминало КС-3. Я приобрел несколько наборов афтермаркета, с разной степенью успешности копирующие КС-4 (Neomega, ResArm, Eduard), но в итоге понял, что кресло также нужно делать самостоятельно. Смоделированное в Solid Works и распечатанное кресло КС-3 с привязной системой от Eduard'а было установлено в модель. Заодно, я сделал КС-4 и КС-4-С-32 для следующих проектов.
Су-9 практически не окрашивались. Везде, кроме зеленых радиопрозрачных элементов и поверхностей, окрашиваемых эмалью на основе алюминиевой пудры, самолеты покрывались прозрачным лаком и сохраняли цвета "натурального металла". Я попытался максимально точно и корректно воспроизвести т.н. "панельный эффект" на своей модели для чего использовал металлики Gunze, Tamyia, АКАН, а также очень ограниченно AK Interactive Xtreme Metal и Sunin. Кроме того, панели с разными отражающими свойствами покрывались лаками разной степени глянцевости/матовости. К сожалению, этот эффект практически не заметен на фото, сделанными в заливающем свете фотобокса. Для этого проекта я разработал декали, представляющие несколько бортов Су-9/11, а также технические надписи. При печати последние получились не очень хорошо. В итоге все технические надписи синего цвета были нанесены вручную. На реальных Су-9 они сравнительно быстро исчезали в процессе эксплуатации. Этот эффект также был воспроизведен на модели. Следы эксплуатации/выветривания/старения практически отсутствуют на фото как относительно новых, так и активно летавших машин. Поэтому я решил ограничиться лишь легким "везерингом".
В заключении еще раз отмечу, что это был непростой для меня проект. Я благодарю всех сопричастных друзей и коллег (в частности, Михаила Путникова, коллектив Amigo Models/Advanced Modeling, Игоря Емашева и др.), а также сотрудников аэродрома Гидропорт, которые содействовали во всестороннем изучении и документировании этого замечательного самолета. Также я благодарю Павла Беляшева (Amigo Models) помогавшего мне в освоении 3d моделирования и подготовке готовых изделий. Особая благодарность Валерию Панькову. Без его интереса, глубоких знаний и помощи эта модель никогда бы не получилась в её настоящем виде.
Замечательная работа. Образцовая фотосессия. Поделитесь технологией клепки по крылу над нишами.
Спасибо за отзыв.
Технология там не очень технологичная: конфигурация клепки там отражает место прикрепления выштамповки с противоположной стороны - на стенке ниши. Я сделал пару круглых трафаретов и нарисовал их карандашом. Потом начертил концентричесие ряды клепки. Саму клепку наносил иглой. Одну за другой. На противоположной консоли было проще. Я перенес изображение на кальку и уже по нему наносил на обшивку. Не знаю понятно ли я всё описал, но, фактически, это ручной труд с минимумом технологии.
Такой объем работы ставит модель в один ряд с продукцией Фаберже) Короче, трудовой подвиг. Глядя на шаг клепки я предположил, что есть чудесный способ избежать ручной набивки ) Кистью тоже отлично получилось. В общем остается завидовать!
Фантастическая работа!!!
Грандиозная стройка,иногда при рассмотрении деталей крупным планом,теряется иллюзия модели,будто это настоящий самолёт!
Шок,даже нечего добавить!!!
Респект!
Моё глубокое уважение автору этой модели!
Мой огромный плюс!
Фантастическая работа!!!
Грандиозная стройка,иногда при рассмотрении деталей крупным планом,теряется иллюзия модели,будто это настоящий самолёт!
Шок,даже нечего добавить!!!
Респект!
Моё глубокое уважение автору этой модели!
Мой огромный плюс!
причем, судя по фото -- на любой стадии...