Как видно из названия статьи в данной стройке я попытался сделать максимально копийную модель самолета в 72 масштабе. Конечно на сколько хватит желания, сил и способностей.
Перед стройкой, да и во время, было собрано много материала. Фотографии, видео, сканы книг и инструкций. В общем все что смог найти на просторах интернета, чем поделились друзья, коллеги моделисты. К сожалению качественных и подробный фотографий, особенно ПД, в сети не так много. В основном это либо музейные экспонаты, либо памятники. А учитывая большое количество типов и модификаций этого уникального самолета, информацию пришлось собирать буквально по крупицам. Большая благодарность коллегам кто мне с этим помогал в течении всей сборки.
Вот состав набора с некоторыми комментариями.
72177 Советский перехватчик Миг-25 ПД ICM, 1/72
На данный момент набор считаю безальтернативным и достаточно копийным. К основным недостаткам которые трудно исправить я бы отнес:
- заниженные гаргрот и фонарь. Этого я исправлять не стал. Чересчур трудоемкий процесс и не уверен что у меня бы это получилось с удовлетворяющим меня качеством.
- не правильная внутренняя часть воздухозаборника. Диаметр меньше необходимого раза в полтора. Не стал исправлять так как эту часть не видно и смысла в этом особого нет. Хотя выпускаются корректирующие наборы.
- завышенные стойки шасси. Эту часть крайне желательно исправить так как без этого самолет выглядит как избушка на курьих ножках. А после исправления самолет визуально воспринимается совершенно по другому.
Об остальных исправлениях расскажу по ходу статьи.
72016 Декаль Микоян МиГ-25 технические надписи Begemot
Не скажу что верх совершенства, хотя надписи сделаны более аккуратно чем в декали из набора, но к сожалению практически не читаемы. Как показало изучение фотографий к достоверности надписей и их расположению есть вопросы.
МД 072006 Фототравление МиГ-25 цвет (ICM)1/72 Микродизайн
Это то что просто обязательно к приобретению.
smk72003 Колеса под нагрузкой МиГ-25, 1/72 Seal Model Kit
Было два набора, один от ResKit, второй от SMK. Первый, хотя и сделан более аккуратно, на мой взгляд немного заужен.
AM-72-114 ПВД для самолета Миг-25ПД,ПДС MASTER
Очередная деталь обязательная к покупке. В отличии от пластмассового или смоляного, если его задеть, а это поверьте происходит очень часто, максимум погнется.
AM-72-068 Static dischargers - type used on MiG jets (14pcs)
Великолепное дополнение оживляющее модель. Можно конечно заменить на что-то самодельное, но вряд ли у вас получится сделать такие конусы.
RSU72-0144 MiG-25 (PD/PDS) Cockpit for ICM Kit (1/72) ResKit
Очень копийно выполненная кабина из смолы.
RSU72-0109 MiG-25 Wheels bay для набора ICM(1/72)
Ниши у ResKit выполнены не только на высочайшем уровне, но и максимально похожи на оригинал.
72002TMP Кресло катапультное КМ-1 Temp Models
Кресла особо в доработке не нуждаются. Хотя я все таки внес некоторые изменения о которых будет ниже.
RS72-0247 R-40 TD missile (2 штуки) (1/72) ResKit
Ракеты сделаны и максимально копийно и к качеству придраться не возможно. Особенно хорошо то, что в отличии от ракет которые делает АМИГО крылья тут даны отдельно, что позволяет сильно облегчить покраску.
72015-3 NEW МиГ-25ПД/ПУ/РУ Реактивные сопла двигателя Р15Б-300 AMIGO
Был выбор между ResKit и АМИГО. Выбрал последние. Только позже обратил внимание что ResKit в комплекте дает еще исправленный контейнер тормозного парашюта с частью тормозного щитка. Конечно интересно было бы пощупать и сравнить. И конечно же сопла нужно менять, тут без вопросов.
Начал было подробно писать что и как делал, но понял смысла в этом особого нет. Поэтому просто перечислю переделки. Подробности же о том как и что делал лучше будет посмотреть в соответствующих темах форума. Темы две: ПД и РБТ. Строить и параллельно описывать все свои действия на форуме оказалось не простой задачей, тем более что все это длилось год и четыре месяца. Я хоть и старался как можно подробнее освещать стройку, но некоторые моменты все-таки пропущены. Поэтому лучше просмотреть обе темы. В принципе, самолеты строились одинаково и если что упущено в одной ветке можно посмотреть во второй.
ПД: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_84809.html
РБТ: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_84666.html
Кабина.
Смоляной набор от РезКит практически идеален. Понадобилось только добавить некоторые ручки и рычажки. Цвет 2x(Mr.Hobby, C391) + 1x(Mr.Hobby, C392)
Кресло которое идет в наборе кабины ResKit нужно менять.
Ремни и ручку катапульты лучше заменить на крашенные от травления.
Ниши шасси РезКит — покрасил, склеил и поставил. Чем больше выбрать пластика тем лучше. Но главное не перестараться. Я с одной стороны немного поплавил борт. Есть конечно некоторые трудности, но я думаю для того кто берется за такие вещи проблем в их решении быть не должно.
Поправил расшивку на носу
Дополнил его не достающими деталями.
Фарой
Антеннами РВ. Их выполнил из деталей травления.
Исправил вентиляционные отверстия на гаргроте за фонарем. Технология описана в теме стройки.
В месте вывода воздуха поставил гребни. Заменил ребра на латунные. Давно обратил внимание, что если менять пластиковые детали на травление, детали из латуни, жести, то это очень сильно оживляет модель.
Собираем воздухозаборники дополняя их деталями фототравления.
Один из самых важных и на мой взгляд интересных моментов стройки это переделка внутренней расшивки в сварные швы. Делается это тянутым литником. Подробности в теме стройки. Основная трудность это вытянуть литник нужного диаметра. Клей нужно использовать обязательно сверхбыстросохнущий.
Параллельно шпаклюем что не нужно и нарезаем что нужно.
Дополняем модель тормозным щитком и контейнером тормозного парашюта (сделал мастер-модель и отлил в смоле, продается в наборе вместе с воздухозаборником на правом киле). Исправленный контейнер есть в наборе сопел от РезКит, но там он не совсем правильный.
На нижний тормозной щиток добавил маленькие воздухозаборники, на фото 4 шт белого цвета.
Из игл от шприцов и игл для пирсинга добавил целую россыпь трубок и патрубков которые расположены снизу фюзеляжа.
Доработал посадочные фары
Исправил кили в соответствии с фотографиями ПД. Убрал лишнее, добавил недостающее.
Сделал отсутствующий в наборе воздухозаборник на правый киль.
Зашпаклевал все клепку на килях, выполнена она просто конской. Далее накатал новую.
На крыльях со швами повторил ту же работу что и на фюзеляже, сделал тяги рулей и закрылков. Сделал тяги к стабилизаторам.
Сопла от АМИГО выполнены практически идеально. Единственный момент придется повозиться с установкой средней части. Красил металликами от АК, далее пудреницы от Тамии, и в конце тонируется сильно разведенной черной смывкой от той же Тамии. Внутри сопла тонировал пегментами от Вайлдера.
Второй интересный момент этой стройки. На хвосте самолета с помощью декалей заклепок от HGW имитировал выпуклые заклепки. После тонировки очень украсило модель.
Распилил и занизил стойки шасси. Заменил штоки на металлические. И конечно же украсил все это проводкой. Хомуты имитировал тянутой ушной палочкой.
Из игл сделал трубки слива топлива
Проработал внутреннюю часть фонаря.
Сделал подпорку откидной части. В наборе она слишком крупная.
Поставил стекатели от Мастера. Место установки на крыльях я выбрал по-моему по единственному фото где они стоят возле элерона. На всех других фотографиях они стоят на конце крыла.
Датчики и антенны использовал и фотортавление, и смоляные от Темпмоделс. Смоляные нужно клеить в последнюю очередь, уже на готовую модель, сделаны они все очень ажурно. На два самолета у меня ушло 4 набора. И то верхнюю антенну пришлось ставить не смоляную, пятый набор покупать не стал. Тут на фото это самодел, сейчас я ее заменил на травленую, стало гораздо лучше.
По поводу верхней антенны. Коллеги собирающие и собиравшие МиГ-25 от ICM, производитель в своих наборах ее не дает, ни в 72, ни в 48 масштабах. Пожалуйста, если не покупаете травление или смоляной набор, не поленитесь сделайте ее сами. У меня прямо сердце кровью обливается когда я вижу хорошо сделанную и покрашенную модель, а антенны нет. Как без трусов, честное слово... ))
Великолепно сделанные ракеты от РезКит необходимо сначала красить, а потом уже клеить крылья. Это кратно облегчает покраску. К сожалению РезКит дает только один тип ракет, а 4 одинаковых на самолет не ставились. Решил повесить по одной.
Ну и далее стандартно: грунотовка, прешейдинг, покраска (основной цвет H308, темно-серый Н69, колеса XF-5, лак LP-23), декали и визеринг. Прототипа нет. Декали клеил больше по фотографиям чем по инструкции.
Попробовал сделать потеки. Техника понятна, нужно тренироваться. Эффект очень оживляющий модель.
Полученным результатом доволен. Хотелось построить копийную модель, считаю что хоть и не на 100% но приблизиться к цели у меня получилось. Есть конечно моменты которые я бы переделал, которые делал бы иначе. Но все это муки творчества.
Если у кого-то будут вопросы - задавайте. С удовольствием поделюсь обретенным опытом и знаниями.
В живую модель можно будет посмотреть 19-20 ноября 2022 на выставке МАТРЕШКА в КРОКУС ЭКСПО
Не мой масштаб, но посмотрел с удовольствием - отличная работа ! Жаль, только, что при всем вложенном труде, не исправлены пилоны (на модели они меньше по высоте) и козырек кабины (угол наклона лобового стекла слишком пологий, т.е. козырек как-бы растянут в длину)...
Это к тому, что идеально что-то сделать невозможно.
Замечательная работа, впечатляет! Фото 107-108, сопла...Если не знать, что это модель, просто реальные сопла реального МиГ-25...Если раскроете процесс окраски сопел в подробностях- буду благодарен!
"У меня секретов нет..." )))
Лучше конечно в теме строек посмотреть ПД и РБТ, там поподробнее.
Но если вкратце: грунт/черный глянец/алюминий АК Xtreme Metall или Gunze SM-201 Super Fine Silver 2/лак/пудреница тамия/лак/фильтр из сильно разведенной Тамиевской черной смывки.
Вот в последнем наверное и секрет. Если сильно развести смывку уайтспиритом и наносить распушеной кистью тычками, то получается интересный эффект, как бы неравномерный фильтр. Таким же способом я "фольтровал" поверхности самолета. С такой технологией возможно и пришейдинга не нужно. Внутри покраска плюс Вайделоровские пигметы.
Ну и конечно внимательное изучение фото. Тут самое главное самому ничего не придумывать, природа все придумала за нас. Все побежалости сделаны формой и в местах как у реальных сопел, по крайней мере старался.
Не мой масштаб, но посмотрел с удовольствием - отличная работа ! Жаль, только, что при всем вложенном труде, не исправлены пилоны (на модели они меньше по высоте) и козырек кабины (угол наклона лобового стекла слишком пологий, т.е. козырек как-бы растянут в длину)...
Это слишком сильный запил, особенно правка кабины. Там весь фонарь и гаргрот пилить нужно, на это не решился. Низкий фонарь конечно сильно портит впечатление, благо он тут открытый.
Это к тому, что идеально что-то сделать невозможно.