Тянитолкай во Вьетнаме.
Добрый день! Решил опубликовать здесь статью про модель фирмы "ICM" О-2 А «Skymaster» , которую собирал для журнала " М-Хобби".
Сам самолет интересен в первую очередь тем, что у него силовая установка была весьма необычна – моторы (Continental IO-360-C/D) стояли на одной оси противоположно друг другу и снабжались тянущим и толкающим винтами, да еще двухбалочная схема придавала этому самолету характерный вид.
О-2А «Skymaster» являлся военной версией гражданского легкого самолета Cessna Model 337. Вот они на фото:
О-2 А использовались ВВС США для передовой авианаводки, в том числе и во Вьетнаме. Он поставлялся в ВВС США с 1967 года, и общее количество поставленных самолетов О-2 А составило 501 шутку.
Его применяли не только армейские летчики, но и летчики ЦРУ во время проведения секретных операций в Лаосе.
В настоящее время он широко применяется в легкомоторной гражданской авиации и даже стоит на вооружении нескольких стран. Некоторые "рамы" являются постоянными участниками многих авиашоу.
О-2А оснащался четырьмя подкрыльевыми пилонами МАU-3A для подвески блоков LAU - 59 с семью неуправляемыми ракетами - маркерами FFAR( ракеты со складывающимся управлением, в основном летчики использовали ракеты с белым фосфором М-156, которые назывались «Willy Pete» калибра 2,75 дюйма (69,85 мм.) со складным оперением и контейнеров SUU-11 с пулеметом Minigun калибра 7,62 мм., но их использовали редко.
Все это вооружение (4 штуки LAU - 59 и 2 штуки SUU-11) на выбор дает нам в модели фирма ICM.
Были и варианты в африканских странах поставить на крыло два курсовых пулемета.
Изюминкой самолета является еще и то, что на нем было смонтировано на задней стойке три типа радиостанций (СВЧ, УКВ и FM) для связи с самолетами ВВС и ВМС США, а также с наземными войсками. В состав радиооборудования еще входили системы опознавания «свой-чужой», «черный ящик» и аппаратура радионавигационной системы TACAN, поэтому летчики называли самолеты О-2А «летающей радиостанцией».
Самолеты выпускались без каких - либо заметных изменений, за исключением разве лишь увеличения площади остекления у пилота с левой стороны на поздней версии:
и установки двух ребер усиления в нижней части фюзеляжа на поздней версии:
Пилоты все время жаловались на плохой обзор, даже дополнительное остекление правой двери и носовой части фюзеляжа с правой стороны не давали пилоту хорошего обзора, особенно когда на правом кресле находился еще один человек. Так же пилоты хотели, чтобы с левой стороны открывалось пилотское окно для улучшения вентиляции кабины и чтобы лучше слышать огонь с земли. Поэтому после 1969 года на О-2А появилось увеличенное окно с левой стороны с улучшенным обзором вверх. Но открывающимся окно так и не стало, кроме отдельных версий по спец.заказу :
В правой двери остекление открывалось вверх.
Вот копию такого интересного самолета фирма ICM как раз дает нам возможность собрать. Эта модель первых серий, с низким левым окном, но с ребрами усиления в нижней части фюзеляжа. Здесь уже моделист должен сам определиться клеить ребра или нет в зависимости от выбранного прототипа.
Итак, приступим теперь к изучению модели.
Инструкция выполнена на прекрасной мелованной, цветной бумаге, даны тактико-технические характеристики самолета О-2А. Модель в пересчете на 48 масштаб соответствует размерам реального самолета, а именно: размах крыльев 24,12 см., длина модели -18,8 см. В чертежи модель входит хорошо. В инструкции дается привязка к используемым краскам фирм Ревелл и Тамия. Сама инструкция по сборке состоит из 7 страниц и даны 4 варианта окраски самолета, три стандартные в бело – сером варианте и один в черном цвете (ночной вариант). Жаль, что нет в камуфлированном двух или трехцветном варианте. Все варианты окраски даны без какой - либо исторической привязки и только на вариант 0-2А. При этом в модели имеются детали № 18,34 (коки винтов), дающие возможность собрать модель в гражданском варианте Cessna – М 337.
Детали модели расположены на трех литниках, один из них прозрачный. Качество остекления чистое, стекла тонкие, прозрачные. Количество используемых деталей –172, из них 15 прозрачных. Элероны, рули высоты и поворота выполнены отдельными деталями, что не мешает их сделать при желании подвижными. Пластик серого цвета, не хрупкий, легко режется ножом и скрайбером, и прекрасно обрабатывается абразивными материалами. Расшивка тонкая, аккуратная и не замыленная. На лючках имеется имитация замков и крупной клепки. Хотя на реальном самолете имелась клепка на всей поверхности фюзеляжа, на модели её нет, но при желании можно купить декаль клепки или самому накатать её и восстановить историческую справедливость. Здесь производитель дал моделисту самому решить, что он желает видеть.
Скажу сразу: клеить модель желательно сверхтекучим клеем от фирмы «Тамия». Все дело в том, что детали модели очень мелкие, качественно и аккуратно все склеить, не испортив деталь или линии расшивки (особенно нижней части крыла), можно только таким клеем.
Интерьер кабины собирается из 40 деталей. Следов толкателей на внутренней части деталей фюзеляжа в районе кабины практически не видно, а те, что есть мелкие и будут закрыты деталями, и интерьером кабины, единственные два недолива – в местах крепления стоек крыла
Отсутствие обшивки внутри салона, особенно на потолке, вызвала у меня удивление. Хотя если моделист не будет открывать дверь, то особенно сильно салон не будет видно. В реальности имелась мягкая обшивка из дерматина внутри салона, которую я и попытался сделать при помощи двухкомпонентной шпатлевки фирмы «JAS».
Окрасив салон, как написано в инструкции в темно - зеленый цвет боковые панели и в светло - серый цвет верх кабины,
я приступил к сборке стойки для радиооборудования (собирается из 17 деталей) и установки самого оборудования. Все это хозяйство легко собирается в единое целое и окрашивается в черный и серебристый цвета (в зависимости от цвета корпусов оборудования). От себя я лишь добавил проводку от блоков оборудования, руководствуясь фотографиями.
Два сидения пилотов собираются из 4 деталей каждый, деталировка отличная и из дополнений я только добавил привязные поясные ремни (плечевые ремни крепились к потолку рядом с верхним остеклением кабины, поэтому надо будет заранее их смонтировать с внутренней части крыла, до приклеивания крыла к фюзеляжу). Фирма «Роден» дает в своем наборе 4 кресла, на некоторых фото реальных самолетов видно по 3 - 4 кресла, фирма ICM дает два кресла. Пол кабины и приборную доску я окрасил в черный матовый цвет, и очень удивила меня в этот раз декаль шкал приборов: диаметр циферблатов полностью совпадает с отлитыми в пластике отверстиями под них. Осталось только аккуратно вставить декаль в циферблаты приборной панели и капнуть по капле Футуры или другого глянцевого лака. От себя только добавил рычаги управления тягой двигателей и управлением шагом винтов на приборной панели.
Так же в комплект оснащения кабины входят две автоматические винтовки М-16, которые пилоты брали с собой на случай вынужденной посадки. Схемы, фото музейного экземпляра и воспоминания летчиков это подтверждают.
Чтобы правильно собрать кабину и не забыть вклеить задние боковые окна до установки стойки радиооборудования, руководствуйтесь всегда инструкцией. Остекление кабины клеить лучше на специализированный прозрачный клей на водной основе или в крайнем случае на нитро основе, но только очень осторожно!
Прицел оставил от производителя, но как он выглядел в реальности можно посмотреть на фото:
Как выглядел реальный салон можно посмотреть здесь:
Передний двигатель выполнен условно, что в последнее время не характерно для ICM, собирается из 4 деталей. После сборки модели его все равно видно не будет
Для тех, кому интересен сам двигатель и подкапотное пространство:
Заднего двигателя в наборе нет, хотя можно было бы сделать прекрасную модель с раскапотированными двигательными отсеками.
При установке воздушных винтов главное не перепутать их местами! Один тянущий (деталь А15) в носовой части и толкающий (деталь А16) в задней части фюзеляжа.
На оригинальном самолете в задней части фюзеляжа открывались заслонки охлаждения заднего двигателя,
ICM это все упростил и сделал их в виде расшивки. Но сейчас продаются фототравленные детали от Микродизайна и Эдуарда и все это можно лдегко исправить.
Фюзеляж собирается без проблем, самое главное не забыть положить в носовую часть 8 грамм груза – балласта, в противном случае модель будет опрокидываться на хвостовые балки. Шпатлевки после склеивания половинок фюзеляжа не требуется.
Самым слабым местом модели являются шасси! Передняя стойка очень слабенькая, а задние вообще тонкие и хиленькие, хотя отлиты одной деталью. Фирма решила не нарушать масштабности деталей. Хотя могла бы переднюю стойку и сделать помощнее, её все равно, кроме вилки не видно. Как бы я не старался быть аккуратным, перед покраской она сломалась. Пришлось усиливать её вставкой из стальной медицинской иглы.
Основные стойки шасси на самолете убирались с поворотом под задний двигатель, при этом открывались снизу и с боков створки шасси. После уборки или выпуска шасси створки закрывались.
Хотя имеются фото, где в стояночном положении все створки шасси находятся в выпущенном положении. Очень жаль, что производитель не сделал створки шасси отдельными деталями. Модель бы в этом виде только выиграла своей зрелищностью! Колеса не имеют протектора, что делает покрышки «лысыми».
Перед тем, как приклеивать основные стойки шасси к фюзеляжу, я их усилил полосками жести с нижней части, а сверху приклеил медную проволоку, имитирующую систему гидравлики тормозов. После этого с нижней части нанес слой шпатлевки, после шлифовки стойки приобрели обтекаемость и необходимую твердость .
При сборке крыла и хвостовых балок я впервые нарушил порядок инструкции, так как решил в начале собрать крыло и балки отдельно, а не так, как предлагает инструкция, где нижние половинки крыльев приклеиваются в самом последнем порядке.
Задняя кромка крыльев очень тонкая, так как отлита единым целым с верхней половинкой крыла. Нижние части крыла приклеиваются в задней части в месте расшивки закрылков, вот, где идеально подойдет сверхтекучий клей! При этом необходимо заранее просверлить отверстия под пилоны. Так же сделал в крыле имитацию верхней обивки потолка кабины из двухкомпонентной шпатлевки фирмы «JAS».
Цифрой 1 обозначены отверстия под пилоны, 2 – линия соединения нижней и верхней половинки крыла. 3- имитация обивки потолка дерматином.
Сборка крыльев, хвостовых балок, стабилизатора и фюзеляжа в единое целое тоже не вызывает трудностей. Шпатлевка опять не пригодится! Все детали подходят друг к другу идеально! Из дополнений я сделал фары в крыльях, по два отражателя от фирмы «Эльф» в каждой фаре. Так же сделал экраны у фар в носке крыла, которые предотвращали ослепление пилотов, из пластиковой крышки упаковки «Доширак».
Для последующего монтажа проволочной натяжной антенны приклеил две петли, выполненные из медной проволоки, в верхней части левого крыла и в вертикальном оперении левой хвостовой балки. Просверлил отверстия в крыле в обтекателях под антенны для радиостанций.
Вооружение для своей модели выбрал комбинированное - 2 блока LAU - 59 и 2 контейнера SUU-11 с пулеметами Minigun. Лучше бы производитель сделал ракеты отдельными деталями, так как красить их в таком виде очень неудобно. Окраска.
В качестве оригинала для окраски своей модели я взял борт за номером 21407, который напечатан на коробке модели. Это единственный борт, на который я нашел фото подтверждение. Этот самолет находится в Австралии, летает до сих пор и участвует в авиашоу.
По одной из версий, на нем летал австралийский пилот лейтенант Дэвид Робсон с эмблемой Кенгуру и Снуппи,
хотя по имеющейся информации, он летал на самолете с бортовым номером 10999 и левым окном большего размера. Возможно, за время службы он сменил несколько бортов. В отличии от стандартной схемы, на этом борту крыло полностью окрашивалось в белый цвет и опознавательный знак ВВС США располагался не стандартно – на правом крыле сверху и снизу. Производитель здесь ошибся только в схеме окраски крыла, указав в инструкции стандартную схему окраски крыла в серо - белую, хотя на картинке коробки модели все прекрасно видно.
Модель окрашивалась красками Mr.Hobby. Серый цвет намешивал сам. В качестве масок на прозрачные части модели использовал полоски скотча от Тamya и жидкую маску Micro Mask от «Microscale».
Перевести ровно на скотч по лекалам маски из инструкции у меня не получилось. Форточку с левой стороны лобового окна сделал из полосок декальной бумаги, окрашенных вначале в цвет интерьера (темно-зеленый) и потом в серый цвет. После этого перевел на лобовое стекло как обычную декаль и закрепил жидкостью для декалей SOL фирмы «Microscale». Нанес декали на модель. Здесь я бы хотел обратить внимание на очень аккуратную работу с декалями! Дело в том, что декали отпечатаны на очень тонкой лаковой подложке, и как только они попадали на глянцевую поверхность модели, моментально «приварилась» к краске! Сами «технички», эмблемы, и опознавательные знаки и так очень маленькие и в придачу они никак не хотели позиционироваться! Приходилось под них загонять каплю воды, и только тогда их можно было как-то двигать по поверхности (при этом они старались еще и свернуться), но пока я приноровился к этой процедуре, испортил несколько надписей. Это еще та морока, скажу я вам! При работе с декалями я не пользовался жидкостями Set и Sol. После того, как декали были переведены, они прекрасно облегали всю поверхность, даже в местах расшивки. Качество технических надписей превосходное. Поэтому обращаю ваше внимание на этот нюанс, и будьте предельно внимательны на этом этапе.
После этого сделал смывку жидкой масляной краской (верх крыла серой, остальные поверхности темно-серой), где проявилась расшивка самолета и нанес следы эксплуатации у лючков и в нижней части фюзеляжа (подтеки масла, топлива и грязи). Конечной точкой окраски стало покрытие модели матовым лаком Mr.Hobby.
Кассеты и контейнеры для пулеметов окрасил в Olive Drab № 304. Окрашивать ракеты и наносить на них полосы в контейнере очень неудобно, лучше бы их производитель сделал по отдельности.
В заключительной части приклеил антенны радиостанций из синтетической нити и натянул антенну из эластомерной нити (спандекс) для бисероплетения, распустив её до необходимой толщины. На элеронах крыльев и рулях поворота были еще антенны, которые производитель отлил вместе с деталями. В результате сборки и окраски я их удачно частично обломил и поэтому тоже заменил на антенны из синтетической нити, приклеив на суперклей. Так они оказались более реалистичными.
В целом, модель оставила положительные впечатления. Особых трудностей в сборке не наблюдалось. Модель оказалась проста в сборке, но при этом сильно упрощена в деталировке для 48 масштаба. Эту модель я могу порекомендовать, как модель выходного дня или даже поучаствовать с ней в конкурсе «Собрать за 24 часа».
Всем спасибо за внимание и фото самой модели!
Статья отличная, впрочем как и предыдущая! +1
По модели: окраска на высоте, впрочем как обычно!
По остальному-каждый видит то, что хочет видеть! ...не в обиду ;-)
Да какие обиды! Было бы интересно услышать критику и сравнить со своими косяками!
Хорошо получился. Я тоже присматриваюсь к этому варианту, но мне показалось что на нем нет усиления снизу. Хороший обзор и полезные советы по сборке есть-особенно по полу.
Ещё очень полезно сделать своими силами огнетушитель, поскольку он ну очень хорошо просматривается через верхние панели остекления. И, это, ремни на винтовках, куда ж без них.
На этих фотках, кстати, видно, что пол в кабине - матовый чёрный, а на сколах виднеется Zinc Chromate Green. Стёганая ткань на бортах - голубовато-зелёная, потолок и переплёты изнутри - Zinc Chromate Green.
Перед сборкой фюзеляжа, традиционно - скрутить марлевый тампон и загнать его под этажерку с радиоаппаратурой, предварительно смочив в машинном масле. Будет пылинки собирать. И такой же тампон - в задний моторный отсек.
Задние выхлопные патрубки - снести, зашкурить, засверлить дырки, вставить новые патрубки из тянутой трубки Evergreen. Расшивку на попе желательно резать до этой процедуры.
Тема: Re: ICM 1/48 О-2А 1/48 Cessna Рама - для Вьетнама
По модели: окраска на высоте, впрочем как обычно!
По остальному-каждый видит то, что хочет видеть! ...не в обиду ;-)
Да какие обиды! Было бы интересно услышать критику и сравнить со своими косяками!