Здравствуйте, коллеги! Представляю Вашему вниманию участника «Танковой битвы - XVIII» - легкий колесно-гусеничный танк БТ-5 от Звезды.
О прототипе
БТ-5 – это модернизированная версия танка БТ-2. При модернизации был установлен отечественный 12-цилиндровый М-5 мощностью 400 л.с. (является авиационным мотором, который отработал летный ресурс). В последствии из-за недостаточной надежности и ограниченного количества двигателей М-5, которые поступали в ремонт, на танк стали устанавливать авиационный двигатель М-17 (выпускался в СССР по лицензии немецкой фирмы BMW).
Также установили топливные и масляные баки с большей емкостью, была усилена ходовая часть.
В процессе производства на танк устанавливали несколько типов башен: клепаная, сварная, эллиптическая. На последнюю стали устанавливать и рамочную антенну, так как часть выпускаемых танков оснащалась радиостанциями.
В целом, бронирование танка БТ-5 не отличалось от БТ-2. Надежность по сравнению с БТ-2 была значительно повышена.
Танк был принят на вооружение в 1933 году, а его выпуск был прекращен в конце 1934 г. по причине перехода на выпуск танка БТ-7. При этом БТ-5 поступали на вооружение механизированных соединений, а часть танков передавалась профильным учебным заведениям.
Танк применялся в Испании во время гражданской войны 1936 -1939 гг.; летом 1938 г. у озера Хасан; в 1939 г. на реке Халхин-Гол; в 1939 г. в Западной Белоруссии и Западной Украине; в советско-финской войне 1939-1940 гг.; активно во время Великой Отечественной Войны (битва за Москву,(1941 г.), наступление под Харьковом (1942 г.), в обороне Кавказа и Сталинграда (в 1942 г.), при окончательном освобождении Ленинграда от блокады (1944 г.). В течение войны активно применялись на Дальнем Востоке.
В данной статье остановимся на основных моментах сборки.
Доработки, выполненные на модели и связанные с добавлением или изготовлением следующих деталей:
- крепежа на крышках задних редукторов;
- крепежа и лючка на задний нижний бронелист;
- задних проушин из проволоки;
- рулевых тяг из проволоки от скрепки;
- деталей подвески из листового пластика;
- проводки из проволоки к фарам;
- имитация концов вертикальных шпилек подвески, концы которых видны в верхней части корпуса, из ватной палочки;
- элементов, изготовленных из листового пластика, на верхнюю часть корпуса;
- ремешков крепления траков с боков корпуса из жести и пряжек для них их проволоки;
- сварных швов в передней части корпуса из «тянутого» литника;
- крепежа на «маске» пушки;
- колец в верхней части башни.
Передние крылья было решено не устанавливать.
Окраска
Первым слоем при окраске был нанесен грунтTamiya Fine surface prime (L) из баллона. «Прешейдинг» выполнен акриловойкраской Tamiya цветом X-1 BLACK. Выступающие детали выделены цветом XF-2 FLAT WHITE.
Перед описанием процесса нанесения основного цвета, сделаем небольшое пояснение. В Сети размещено достаточно много моделей данной машины и значительное большинство из тех, что были встречены, окрашены однотонным зеленым цветом. Для того чтобы данная модель отличалась от большинства аналогичных моделей, было принято решение о покраске в какой-нибудь другой цвет. И инструкция в этом сильно помогла, так как один из предлагаемых вариантов окраски – двухцветный камуфляж на лето 1936 года.
Для его реализации использовались цвета: XF-58 OLIVE GREEN, XF-68 NATO BROWN. Также при окраске применены цвета: XF-52 FLAT EARTH – ремешки, XF-16 FLAT ALUMINUM – пряжки, XF-69 NATO BLACK – покрышки, концы шпилек подвески.
Далее был нанесен глянцевый лак. На этом этапе был применен новый материал – глянцевый лак от ZIPmaket с фирменным растворителем для акрила. Эксперимент оказался удачным.
Далее – декали и снова глянцевый лак. По причине наличия рельефных деталей в месте прилегания декалей в задней части башни, разместить их совсем точно не удалось.
«Смывка» - самостоятельного изготовления из масляной краски «Сажа газовая» и пинена (разбавитель №4).
Далее – сколы, выполненные тонкой кистью и снова слой глянцевого лака.
Потеки и тонировка производились масляными красками коричневого, белого и лимонного цветов в различных сочетаниях в несколько слоев с применением глянцевого лака между ними.
Пигменты фирмы ZIPmaket цветов «Земля пересохшая», «Ржавчина коричнавая темная», «Ржавчина» установлены на слой матового лака, который был нанесен на всю модель. Пигменты наносились как в сухом виде, так и на «мокрый» дополнительный слой матового лака. Их чуть большее количество в сочетании с «мокрым» слоем дает, по моему мнению, интересную фактуру загрязнения.
Итак, модель закончена. Ее постройка принесла немало положительных эмоций.
За что мне нравятся модели Звезды, особенно те, в адрес которых можно употребить термин «винтажные» (так на литниках этой модели стоит 1992 год), так это баланс относительной несложности и объема доработок, которые можно выполнить своими силами.
По итогам «Танковой битвы - XVIII» модель заняла 8 место из 9.
В процессе голосования по модели были сделаны следующие комментарии. Ссылка на голосование: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_69749.html
Предлагаю авторский ответ на них. pirovskikh: «Интересная попытка расписать танк целиком пастельными мелками». – Этот комментарий по-доброму повеселил. Конечно, вся модель окрашена по-другому. А если серьезно, то подобный эффект, возможно, объясняется не таким большим отличием оттенков пигмента и коричневого оттенка камуфляжа на фоне потеков. Seerg_von_Kugel: «Эстетика советских довоенных танков мне нравится, но Ваш не зацепил, возможно ввиду отсутствия гусениц. Понравилась работа с глушителем». – Этот танк специально был построен без гусениц. Так мне показалось интересней. Спасибо за оценку окраски глушителя. Секретов особых нет: основной цвет - XF-68 NATO BROWN, далее на слой лака, нанесенного кистью, после тычками с применением жесткой короткой кисти наносятся пигменты цвета ржавчины. Фактуру дает слой лака и количество пигментов. Кисть потом лучше очистить – на ней остаются пигменты и лак. Zaets54: «Эээ… Блестит уж местами сильно однако». – Модель покрыта матовым лаком ZIPmaket в несколько слоев. Возможно, его следовало перемешать более интенсивно не только перед наливкой в аэрограф, но и в процессе работы – может матирующий пигмент оседает.
Еще раз спасибо всем, кто голосовал и оставлял комментарии.
По модели готов принять конструктивную критику и ответить на возникшие у Вас вопросы.
С уважением, Marakar
P.S. Следующая статья будет посвящена израильской БМП от HobbyBoss.
omegaв 31.08.2017 - 09:22 Тема: Звезда 1/35 БТ-5(#11356) - обсуждение
Интересная работа, но я опять заострю внимание на качестве фото, да простят меня автор и недовольные моим вмешательством коллеги :grin:
Слишком тёмные фото с раздутой насыщенностью цветов. "Блеск" - от чрезмерного повышения чёткости при обработке. Так больше похоже на модель?
С уважением - Олег.
Здравствуйте, omega.
Спасибо за внимание и отзыв. Автор полностью согласен, что нужно повышать качество фото. :smile:
Ваша версия корректировки фото, не кажется, добавила "розовости". В реальности модель более коричневая. :smile:
Все равно спасибо!
С уважением, Marakar
в представленных Вами пятидесяти оттенках серого,
наблюдается намек на розовый.... ))
Во-о-от :wink: Это тест для настройки мониторов. У меня клин чисто серый.
XORST, спасибо.
Именно не совсем привычный типаж данного танка и хотелось получить в итоге. Поэтому и был выбран вариант камуфляжа и без гусениц.
С уважением, Marakar
Тема: Звезда 1/35 БТ-5(#11356) - обсуждение
Интересная работа, но я опять заострю внимание на качестве фото, да простят меня автор и недовольные моим вмешательством коллеги :grin:
Слишком тёмные фото с раздутой насыщенностью цветов. "Блеск" - от чрезмерного повышения чёткости при обработке. Так больше похоже на модель?
С уважением - Олег.