Одна из черт, характерных для самолетов японской постройки, и отличающих эти машины от построенных в других странах – это пояснительные таблички к приборам (пилотажным и контролирующим работу двигателя), наносившиеся на приборные доски.
Обычно, пояснительная табличка (шильдик), представляла собой тонкую полоску металла, картона или бумаги, высотой примерно 10 мм, с нанесенным наименованием соответствующего прибора – это наименование специально упрощалось, по сравнению с маркировкой, обозначавшей модель
или тип.
Как правило, шильдик закреплялся над прибором, лишь иногда – под ним. Материал, из которого изготавливались шильдики, изменялся в течение всей тихоокеанской кампании; это относится и к стилю наносившихся иероглифов. Каждый производитель характеризовался «своими» особенностями написания; этот стиль мог сохраняться в течение всего военного периода, либо представлять определенный отрезок времени.
В первые годы войны, металлические шильдики были стандартными. Шильдик крепился к доске при помощи двух заклепок; их головкитщательно закрашивались в один цвет с фоном шильдика, если последний не был серебристым. Некоторые производители выпускали таблички с выступающими надписями, другие – с углубленными; в этом случае, углубления должны были заполняться контрастной краской. Нередко символы просто наносились поверх фонового цвета. Как правило, табличку обрамляла граница, того же цвета, что и надпись. Исключением служит фирма Кавасаки, использовавшая шильдики без обрамления.
Когда запасы металла иссякли, на смену металлическим шильдикам пришли бумажные; их по-прежнему крепили при помощи заклепок, а затем стали приклеивать к доскам. Приэтом, метод нанесения надписей остался прежним.
Ближе к концу войны, вместо шильдиков стали наносить маркировку с помощью декалей. Последним шагом стало нанесение надписей через трафарет, непосредственно на доску – отчаянная попытка, сохранить материал и устранить одну из стадий производственного процесса.
Выявленные различия в стиле написания, характерные для самолетов, находившихся в ведении армейской или морской авиации, необходимо описать. Читатель должен принять во внимание, что заметки, приведенные ниже, носят обобщенный характер, и не исключают выявления вариантов, отличающихся от стандартных.
черные шильдики с серебристыми надписями,. На самолетах, вошедших в строй в конце войны, таких, как N1K «Джордж», шильдики изготовлялись из картона и закреплялись на досках при помощи клея.
Кугисё
единый стиль оформления шильдиков здесь отсутствует, так как большинство самолетов Кугисё серийно выпускали другие фирмы, с их собственным стилем оформления.
Мицубиси
черные шильдики с серебристыми надписями, форма таблички строго прямоугольная. В конце войны, компания использовала декали, но формат печати при этом оставался прежним.
Накадзима
черные шильдики с серебристыми надписями, края таблички закругленные.
В конце войны, компания использовала декали, но формат печати при этом оставался прежним
– исключением служат выпускавшиеся истребители «Зеро», на которых использовались
шильдики «Мицубиси». Таблички были прямоугольной формы.
Армейская авиация
Кавасаки
черные шильдики с белыми надписями. Разметка под надписи в основном наносилась методом травления, в углубления затем заливалась белая краска – часто люминесцентная. Края таблички были закругленными, обрамление шильдика отсутствовало.
Мицубиси
черные шильдики с серебристыми или белыми надписями, прямоугольной формы.
Накадзима
на истребители, шильдики вовсе не наносились. На бомбардировщиках, шильдики были, но их формат не установлен.
Тахикава
черные шильдики с белыми надписями, края закругленные. Единственное исключение – двухмоторный Ki-77. На этой машине, предназначенной для установления рекорда дальности полета, использовались прямоугольные белые шильдики с черными надписями.
Компания Аиши использовала специальный образец, «привязывающий» фоновый цвет шильдика, к определенной самолетной системе. Здесь показан шильдик к вариометру: черная надпись на серебристом фоне, закругленное обрамление шильдика.
В той же компании, шильдики для приборов, контролирующих работу двигателя, выполнялись темными со светлыми надписями – в противоположность пилотажным приборам. На снимке – шильдик к термометру воды в системе охлаждения. Черный фон, надпись белая, либо краска просто не наносилась. Исключения не являлись редкостью.
Топливомер: красный фон с серебристой или белой надписью.
Указатель температуры масла – желтый фон с серебристой или белой надписью.
Показанные здесь таблички, снятые с торпедоносца М6А «Сейран» первых серий выпуска, послужили основой при восстановлении машины в экспозиции Национального
Аэрокосмического Музея.
Для морских самолетов Каваниши, общим правилом стало использование черных шильдиков с закругленными концами. Надпись была серебристой, либо светло-серой. На
снимке – шильдикк указателю низкогодавления.
Не характерный случай для самолетов Каваниши: приборная доска «Рекса» (N1K1), с белыми шильдиками. Ниже располагались приборы контроля над топливной системой. Надписи на шильдиках -углубленные (штамповка), с залитой черной краской, либо чернилами.
Эти таблички, предназначавшиеся для морских самолетов Мицубиси, никогда не использовались: среди прочих, они были взяты со склада фирмы. Характерная черта
Мицубиси
шильдики строго прямоугольной формы. Шильдики, как правило, черные;
надпись – неокрашенный алюминий, либо краска. Верхний шильдик размещался у
выключателя аэронавигационных огней, нижний – у предохранителя несанкционированного сброса полезной нагрузки.
Часть приборной доски «Зеро», с нанесенными шильдиками, характерными для Мицубиси.
Фирма Накадзима также использовала прямоугольные шильдики на своих самолетах,
предназначенных для морской авиации, Эти, снятые с истребителя J1N1 «Ирвинг», выглядят более неказистыми – без обрамления, и символы представляют собой неокрашенные участки алюминия. На снимке ниже -приборная доска истребителя А6М7. Бумажные шильдики с черными надписями на светлом фоне, без обрамления – свидетельствотого, что самолет был выпущен в последние дни войны. Прямоугольные очертания шильдиков, характерные для Мицубиси, сохранились – стоит отметить, тем неменее, что в действительности самолет был построен фирмой Накадзима.
Армейская авиация
Четыре шильдика, снятых с бомбардировщика Ki-48, демонстрируют различные варианты написания текста. Все шильдики – с закругленными концами, с черным фоном, без обрамления. Слева направо, сверху вниз – указатель оборотов двигателя, синхронизатор, указатель давления всасывания на левом двигателе, контакт.
Прямоугольные шильдики Мицубиси, сходные с теми, что применялись на машинах морской авиации той же фирмы. Эти, как говорят, сняты с разведчика Ki-46. Отметим различную толщину написания символов, а также тот факт, что обрамление присутствует только на одном из трех шильдиков.
Неиспользованные шильдики Мицубиси, предназначенные для легкого бомбардировщика Ki-51. Изъяты со склада готовой продукции. Верхний шильдик относится к противопожарному оборудованию самолета, нижний показывает положение капотных створок: «ноль» соответствует нейтральному давлению, «минус десять» - створки полностью закрыты и прижаты к фюзеляжу.
Шильдик к сигнальным лампам открытого/закрытого положения створок бомболюка. Бомбардировщик Ki-21. Шильдик уникален тем, что обрамление и надпись нанесены печатным способом прямо на некрашеный металл.
Электрощиток истребителя Ki-44 «Тодзё». Здесь представлена еще одна форма шильдиков – с выступами подзаклепки. Такая форма не характернадля самолетов Накадзима – возможно, шильдики поступали от субподрядчиков. Как уже указывалось, на армейские самолеты Накадзима, вообще не наносились шильдики.
Найденные на складе шильдики для радиооборудования истребителя Ki-84: приемника Hi-3, и дистанционного выключателя «Тип 4 Hi 3». Отметим необычную конфигурацию шильдиков: прямоугольное поле, но форма самой таблички – с закругленными концами.
Электрощиток Ki-84: пластиковые шильдики красновато-коричневого цвета с черными символами. Использование пластика говорит о дефиците металла в то время.
Тема: Re: Шильдики для авиационных приборов : Японское авиационное
супер огромное спасибо! сохранено на диск