Здравствуйте, уважаемые коллеги.
В рамках постройки диорамы с привязкой к историческому фото потребовалось построить ЗИС-5 для перевозки понтона из парка Н2П. Машина интересная, малоизученная, потому, полагаю, отдельная от диорамы статья не помешает.
Существующие чертежи ответов на вопросы не давали, да и не всегда были полны, не всегда точны, поэтому пришлось пристально изучать сохранившиеся архивные фотографии. А фото, увы, не так уж и много. Не претендуя на полноту и точность, делюсь своими находками и выводами.
Первое, что вызывает вопросы это некий механизм с рычагом, расположенный иногда слева, иногда справа на раме, закономерности расположения не нашёл. Ещё и двух видов, внешне имеющие некоторые различия. На первом присутствуют два зажима(?), которые, предположительно, притягивают понтон к раме.
На этом моменте я надолго завис, потому как никаких желобов на фото понтона не заметил. Да и крепление к раме у него иное, в нескольких точках по бокам рамы:
Очень сильно помогли фото, найденные на waralbum.ru:
Видно, что при опускании рычага выталкивается вверх поперечная круглая балка, которая, вероятно есть ролик. Такой же — поперек всей рамы - установлен сзади. Вероятно прорезинен. Процесс спуска становится более-менее понятен.
Другое дело подъём. "Перевозится на специально оборудованном, имеющем тяговую лебедку автомобиле ЗИС-5". Значит, понтон затягивали наверх лебёдкой, правильно его направляя при подъёме. В книге, посвященной нефте-газу нашел схему лебёдки на ЗИСе, которая объясняет и блоки и тросы:
Управление лебедкой происходило из кабины. Собственно всё, про механизацию.
Стоит ещё отметить, что были варианты, где у ЗИСа кабина скошенная, вероятно, чтобы понтон не зацепил:
Но не везде, в моем случае — прямая. Почему делали именно так, а не увеличивали высоту фермы - неизвестно. Возможно дело в центре тяжести и выше была критическая точка для опрокидывания. А может фермы завезли недостаточно высокие. Можно только гадать.
Также мне неизвестно точно предназначения бруса под днищем кузова. Практически на всех фото видно. Толстого, 100-120мм, по штату был положен, очевидно.
Модель окрашивал «Звездой» «Мастер акрил», фигурки — конверсия, ящики - «Miniart» и «Звезда». Сам ЗИС-5 - «Ark models». Колёса - «Комплект ЗИП». Еще травленая решётка радиатора «Eduard».
Благодарю за помощь в поиске и систематизации информации
Олега Ланского,
Виталия Земляного (Big_Brat),
Андрея (Kamaz161)
Тема: Конверсия Звезда 1/35 ЗИС-5 понтонного парка Н2П