К сожалению, данная статья не получится такой, как я хотел бы ее видеть, по двум причинам:
- я случайно удалил фото процесса сборки и программы по восстановлению удаленных файлов не смогли восстановить потерянные фото.
- результат… скажем так… не получился, но об этом позже.
Тем не менее, я все равно решил статью написать, т.к. не знаю, когда еще соберусь собрать двухмоторник с вращающимися винтами, да и процесс установки электродвигателей внутрь, собственно ничего из себя особенного не представлял, а свою цель данная статься все равно выполнит, даже в таком виде.
Забегая вперед скажу, что модель получилась жутким долгостроем и строилась с большими перерывами более 2-х лет, с периодически полным пропаданием дальнейшего желания работать над ней. После Тамиевского Ил-2 и ЭдуардовскогоSpitfire, пластик GWH вгонял меня в уныние, количество следов толкателей просто зашкаливало. Пластик оказался хрупким, неловким движением я умудрился сломать пополам одному из хвостовых балок Дожал я ее как раз к турниру "Двухмторники".
Идея собрать модель с вращающимися винтами посещался меня давно, но хотелось какой-то изюминки, и тут пришла мысль реализовать плавный запуск двигателей с постепенной раскруткой винтов, но что бы смотрелось более эффектно, решил, что это должен быть двухмоторник и двигатели должны стартовать асинхронно. И прежде чем приступать к реализации, нужно было решить вопрос с электрической схемой и определиться с некоторыми концептуальными вещами:
- схема должна быть максимально простой, аналоговой, без микросхем
- схема должна располагаться в подставке. Контакты эл. схемы должны быть выведены на поверхность подставки и представлять из себя две контактные площадки (точнее полоски), на которые должен колесами ставится самолет. Размер контактных площадок можно сделать очень маленьким, если эта подставка будет только для одного конкретного самолета, если же она будет универсальная, то ввиду разной колесной базы различных самолетов, ее размер должен охватывать весь возможный диапазон.
- в самолете должны располагаться только сами электродвигатели. Контакты от электродвигателей через тормозные шланги стоек шасси должны быть выедены на колеса, точнее на нижнюю поверхность покрышек и ставится на контактные площадки на подставке.
Первым делом нужно было нарисовать схему и собрать макет, дабы проверить как она будет работать и стоит ли вообще дальше с этим заморачиваться. За помощью в подборе эл. элементов я обратился на пару радиотехнических форумов, на одном из которых http://kazus.ru/, форумчанин с ником «Кустомер» охотно согласился помочь, за что ему огромное спасибо. В результате чего родилась следующая эл. схема:
Вот она же, нарисованная «Кустомером» в какой-то неизвестной мне программе, с графиком зависимости выходного напряжения U от времени t. Выход двигателя на полные обороты должен занять 3 секунды, с учетом значения переменного резистора 100кОм .
На данной схеме в отличии от той, что выше двигатель нарисован один, но суть не меняется, второй просто втыкается последовательно.
Принцип работы схемы:
Конденсатор заряжается через подстроечный резистор (переменный резистор 100кОм). Таким образом получаем плавно нарастающее напряжение.Но раскручивать им двигатель еще нельзя - слишком маленькая мощность этого напряжения. Для повышения мощности – каскад из двух транзисторов, образующих составной эмиттерный повторитель. На выходе транзисторов, где включен мотор, напряжение должно быть приблизительно как на конденсаторе (на пол-вольта меньше), но с уже достаточной мощностью. Два двигателя включаются последовательно, тогда они будут стартовать не одновременно без всяких специальных ухищрений, просто естественным порядком. Потому что тот двигатель, который (в силу трения и др. причин) начал раскручиваться быстрее, в последовательном соединении забирает на себя мощность от другого, и будет ускоряться еще больше, пока при достаточном напряжении нагрузка не выровняет их.
Оставалось собрать макет и опробовать, ниже приводится детальная информация по каждому элементу схемы, дабы если кто захочет, мог без труда собрать аналогичную.Никаких особых знаний в электротехнике тут не понадобится, сборка по инструкции да базовые навыки пайки.
1. Источник питания -2 батарейки АА и батарейный отсек для них, типа такого:
2. Электродвигатель QX-6C-N. Цифра 6 означает диаметр двигателя = 6 мм, из имеющихся 6мм я выбрал тот, который имел максимальную мощность при эл. питании от 3V (выделен красным). Если для кого-то 6мм много, есть варианты диаметром 4мм, естественно меньшей мощности, но возможно и ее будет достаточно. Мне для 1/48 двигатель диаметром 6 мм. был как раз.
3. Подстроечный (переменный) резистор 100 кОм. Он позволяет регулировать время раскрутки двигателей до полных оборотов.Сейчас бы я поставил 150 кОм, т.к. все равно выкручиваю его сопротивление на максимум. Увеличение сопротивления ведет к увеличению времени раскрутки двигателей.
4. Конденсатор 100 мкФ. Чем выше емкость конденсатора, тем больше он будет заряжаться, соответственно увеличение его емкости ведет к увеличению времени раскрутки двигателей. На конденсаторе написано какая ножка «+», а какая «-», обычно длинная ножка это «+».
5. Транзистор КТ818А. Ниже привел картинку, что бы было понятно, где у него Эмиттер, База и Коллектор. Важно не перепутать, иначе схема правильно работать не будет.
6. Транзистор КТ342В. Так же привел картинку, не перепутайте Б,Э и К.
7. Ключ (Тумблер). Обычный трехконтактный тумблер типа того что ниже, нам нужны два контакта центральный и любой крайний.
Схема была нарисована на куске картона и на нем же собрана. Видео с рабочим макетом:
Вместо пропеллеров использовал две полоски картона.
Заработало!
Дальше решено было собрать подставку, для чего было закуплено:
- Лист фанеры
- Квадратная рамка для фотографии
- Плиты ПАГ-14 IСМ 1/48
- Трава
- Несколько уголков
Из них была собрана вот такая подставка. Плиты и трава посажены на ПВА, плиты окрашены, швы между ними заделаны ПВА, перемешанной с черной краской. Дальше немного сухих пигментов и готово. Ключ и подстроечный резистор были вынесены на переднюю стенку.
В качестве двухмоторника выбрал «Раму» Fw-189 1/48GWH, как выяснилось потом, она идеально для этого подошла, объясню почему:
1. В комплекте идет пластиковый двигатель, разделенный на две половинки. Это позволяет разместить электродвигатель внутри пластикового двигателя, что решает проблему его установки и центровки.
2. Колеса даны двумя половинками, что позволяет легко вывести контакты на нижнюю поверхность покрышек. А уже имитированная нагрузка, позволяет скрыть контактные площадки, когда самолет стоит на колесах.
Вал двигателя я удлинил при помощи иглы от медицинского шприца. Что бы электродвигатель влез внутрь пластикового, пришлось сточить внутренние стенки половинок пластикового двигателя. Если купить двигатель диаметром 4мм, то этой операции не потребуется. Для фиксации электродвигателя внутри пластикового, я использовал Greenstuff. Сделал две тонкие подушечки, прилепил их к внутренним стенками пластикового двигателя, поместил внутрь электродвигатель, сложил половинки и прижал. Под нажимом Greenstuff сам заполнил внутри все пустоты, лишнее выдавилось, а то что осталось внутри, после застывания, приняло как раз форму электродвигателя. Эту операцию надо проделывать с надетой на вал двигателя медицинской иглой, т.к. далеко торчащая игла позволяет отцентрировать электродвигатель внутри пластикового.
Я воссоздал процесс на двигателе от другого самолета, что бы показать наглядно. Кстати в него двигатель 6мм влез без всяких стачиваний стенок.
Далее от двигателей медные провода шли к нишам шасси и выходили из них медной проволокой диаметром 0.2 мм, имитируя тормозные шланги стоек шасси, контактные площадки на колесах сделал из расплющенной медной проволоки большей толщины.
Ниже фото готовой модели.
После установки электродвигателей внутрь пластиковых, и перед склейкой половинок фюзеляжа, я протестировал их работу – все работало, винты крутились как надо. Далее уже доделывал модель, не проверяя их работу до самого конца. К сожалению, после завершения всех работ и установки модели на подставку… запустился только один двигатель, а через несколько запусков и он перестал работать. Уж не знаю, в какой момент я умудрился что-то там сломать, но увы
Тут должна была быть ссылка на гордое видео, но уже не с макетом, а Рамой на подставке, но ее не будет
Задумано интересно, исполнено элегантно, но: как уже сказано, работающие моторы при пустой кабине - это нереально. Опять же уже сказано, что 3В питания при последовательном соединении двигателей недостаточно. С новыми батареями на каждый двигатель приходится всего по 1,25В, что явно маловато для трёхвольтового мотора. А если батареи немного подсели, то возникают описанные проблемы... Надо переходить на питание 6В.
Ещё один коварный момент: при запущенных двигателях на земле коки-турбинки не вращаются. Вращаются они только в полёте под набегающим потоком воздуха...
С уважением - Олег.
Ещё один коварный момент: при запущенных двигателях на земле коки-турбинки не вращаются. Вращаются они только в полёте под набегающим потоком воздуха...
С уважением - Олег.