Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Швы и заклёпки на поверхности самолёта

Изображение элементов конструкции ЛА на модели всегда достаточно условно. Размеры реальных деталей крепежа самолёта, вертолёта, танка и даже паровоза, очень скромные, если не сказать маленькие. Например, головка заклёпки имеет диаметр от 5 до 10 мм. В масштабе 1/72 это будет от 0,07 до 0,13 мм, в 1/32 от 0,15 до 0,3 мм. С замками ДЗУС и винтами съёмных панелей чуть проще, там диаметры от 10 мм до 20 в зависимости от размеров ЛА, но в масштабе 1/32 это всё равно 0,6 мм и должно смотреться похожим на реальный самолёт, а не паровоз. 

 
Производители моделей зачастую грешат тем, что изображают заклёпки, винты и замки ДЗУС «ямками» на поверхности. Если это сделано достаточно миниатюрно, то зачастую смотрится «красиво», особенно для тех, кто самолёты видит на картинке, экране монитора или из рукава телетрапа при посадке в аэропорту. Но человека, знакомого с технологией клёпки и конструкцией ЛА, эти «ямки» приводят в состояние глубокого уныния, так как напоминают дорожный знак, по которому пальнули мелкой дробью.
Большинство цельнометаллических самолётов времён второй мировой войны были собраны при помощи заклёпок с полусферическими головками или чечевичными головками, которые имели толщину 3-7 мм. Даже заклёпки «потайной» головкой (или так называемая клёпка в потай) выступают над поверхностью обшивки не менее 0,2 мм (фото 1, 2). Когда на фотографиях ряды заклёпок хорошо видны, это не сами заклёпки, а грязь, скапливающаяся в уголках между головкой и обшивкой (фото 3, 4). Ещё чаще видно не заклёпки, а шлиц под крестообразную отвёртку на головках винтов, которыми крепятся съёмные в эксплуатации панели (фото 5, 6, 7). Но шаг таких винтов в 3 - 4 раза больше шага заклёпок и они также выступают над поверхностью на 0,5 – 1,5 мм (фото 4). 
Ещё в конце 30 годов 20 го века авиаконструкторы обратили внимание на необходимость уменьшения размеров швов между панелями обшивки самолётов, для уменьшения аэродинамического сопротивления и на необходимость уплотнения этих швов. Не вдаваясь в подробности истории этого процесса, сообщу о современной технологии уплотнения швов. Все стыки панелей обшивки заполняются специальным герметиком, так что собственно щели нет, а есть узенькая полоска неметаллического (полимер похожий на резину) материала между дюралюминовыми или углепластиковыми массивами (фото 8, 9). Особенностью этого материала является способность к изрядной пластической деформации, которой нет у краски, нанесённой на наружную поверхность ЛА. Краска быстро облетает с этой полоски герметика и становится виден его натуральный средне-серый цвет. На светлых поверхностях он может смотреться как тёмный, а на тёмных поверхностях может выглядеть белым или светло-серым. 
Поэтому выделять расшивку панелей и заклёпочные ряды на модели чёрным цветом, да ещё с ореолом чёрного цвета, по меньшей мере, безграмотно (но зато красиво). Головка заклёпки с ореолом сообщает инженеру и технику (неравнодушному пилоту тоже), что она перестала выполнять свою функцию и её надо срочно менять, иначе она сама вылетит через считанные минуты перегрузок в полёте. Изображение заклёпок «ямками» на модели является художественным приёмом, не имеющим ничего общего с реальностью. Автор модели сам волен выбирать, что ему ближе, красиво или правильно. Сделав красиво но неправильно одно, не надо стоять насмерть, что всё остальное он сделал «абсолютно» правильно. О других «допущениях» расскажу в следующий раз.

Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта 
Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта Швы и заклёпки на поверхности самолёта

» Информация о статье
Просмотров: 12891
Опубликовано:
Вячеслав_Демченко в 23.01.2016 - 04:36
А что это, вообще, было?
Констатация давно известных фактов?
Или нравоучение? "Сделав красиво но неправильно одно, не надо стоять насмерть, что всё остальное он сделал «абсолютно» правильно." - пардон, но я сам буду решать, что мне надо или что мне не надо. Без подобных наставлений и, тем более, запретов.
Позабавило ещё вот это:
человека, знакомого с технологией клёпки и конструкцией ЛА, эти «ямки» приводят в состояние глубокого уныния Я человек (надеюсь) и знаком (ну, раньше думал, что знаком) с технологией сборки методом клёпки и конструкцией ЛА, но меня ничто не приводит в состояние уныния. Тем более, глубокого.
Интересно узнать, а какими нормами регламентируется "Даже заклёпки «потайной» головкой (или так называемая клёпка в потай) выступают над поверхностью обшивки не менее 0,2 мм"? Вот именно не менее 0,2мм, а заподлицо нельзя? А больше можно?
Боюсь огорчить, но, если "не менее 0,2мм", то это уже не впотай. Иначе, для чего тогда раззенковываются отверстия (даже специальное приспособление есть, "зенкер" называется!) и применяются клёпки с конусными головками?
Да! Всегда считал, что "впотай" - это одно слово.
А ещё у головок заклёпок, кажется, нет толщины. Есть, вроде, высота.
Ждём продолжения? :cool:
Borz в 23.01.2016 - 10:15
Вывод: правильно изображать швы и заклёпки, могут не все. Вернее изображать могут не только лишь все, мало кто может это делать :mrgreen:
Kirill125 в 23.01.2016 - 11:44
Самолеты находятся в различных условиях эксплуатации, их поверхности окрашиваются разными ЛКП или вообще не окрашиваются (вот где можно увидеть заклепки), да и швы бывают очень видны, особенно на быстросъемных или часто снимаемых панелях, да и не только. Автор совершенно напрасно показал нам на примере пассажирского самолета. Нельзя вообще сравнивать гражданский и военный самолет ибо разница ощутимая. Новый, свежеокрашенный самолет будет заметно отличаться от "ушатанного". Да и автор наверное ничего не слышал про психологию зрительного восприятия. Я сам эксплуатирую самолеты и стараюсь, чтобы настоящий самолет выглядел красиво, как игрушка и тщательно убираю следы эксплуатации, и наоборот: модель очень хорошо подчеркивается и прекрасно воспринимается, имея эти самые следы.
Aardvark в 23.01.2016 - 12:16
Да! Всегда считал, что "впотай" - это одно слово.
в потай
Ну когда как, вполне возможно что одним словом вместе может и "фамилиё такое" (как говаривал известный персонаж)
а если раздельно то это как минимум направление, а как максимум в контексте "Идите в потай!":mrgreen: ругательство,
и не факт что цензурное!!!!:mrgreen: :mrgreen:

:mrgreen:
Вывод: правильно изображать швы и заклёпки, могут не все. Вернее изображать могут не только лишь все, мало кто может это делать :mrgreen:
Капитан кличковидность? :shock: :mrgreen:
ЗЫ.
Да, ну! Как минимум в начале 90х "катать" начали**, а может даже
эта технология у О.В.Лагутина в "Самолете на столе" в конце 80х
была описана, если говорить о русскоязычной литературе.
Про забугорье вообще молчу!
Как вы понимаете даты конечно условны, где-то раньше, где-то позже, смысл от этого не меняется.
Это если дочитать до конца.
Высказывание от человека достаточно серьезно пишущего по фактологии в этой ветке:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_34495_start_120.html
несколько удивило, потому что как раз даты способны смысл поменять кардинально!
Примеров из современности когда выражением "где-то раньше, где-то позже" пытаются подменить какие-то устои, вагон и маленькая тележка, как характерный пример (понятно что гипертрофированный, но просто первое что пришло в голову) Победа над Германией где-то отмечается 8 мая, а где-то 9 мая, как говорится "где-то раньше, где-то позже", да? Вроде не существенно а смысл под это дело пытаются поменять кардинально....
Так что давайте все же придерживаться каких-то реальных временных исторических интервалов, а не создавать конструкции на
базе тезиса "где-то раньше, где-то позже", тем более что вопрос появления первых упоминаний о клепке при помощи шестеренок от часов в советской/российской модельно-авиационной в принципе относительно легко проверяем.
Nazar в 23.01.2016 - 12:41
Borz
правильно изображать швы и заклёпки, могут не все. Вернее изображать могут не только лишь все, мало кто может это делать :mrgreen:

А единственно правильно могут только те, кто видел настоящие самолеты... :lol: Причем исключительно гражданские.
Borz в 23.01.2016 - 14:01
Nazar
Володь, да, вывод примерно такой напрашивается :wink:
Но в статье…, как бы это помягче…, всё более туманно и расплывчато... :mrgreen:

Вывод: правильно изображать швы и заклёпки, могут не все. Вернее изображать могут не только лишь все, мало кто может это делать :mrgreen:
Капитан кличковидность? :shock: :mrgreen:
Ты знал, ты знал!!! :lol:
#
Серёж, судя по тексту, возможно он соавтор статьи :wink:
ast55 в 23.01.2016 - 14:14
Borz
грешно над ним смеяться..он столько раз в башку получал, мало кто из нас после таких ударов вообще бы смог говорить.
Пусть излагает как умеет. :smile:
Zliuka в 23.01.2016 - 21:36
Интересно, а где же сам виновник торжества?
mmoustaf в 29.01.2016 - 12:49
Тема: Швы и заклёпки на поверхности самолёта
Например, головка заклёпки имеет диаметр от 5 до 10 мм.

Открыл сортамент 18ЯР - от 1.9 до 15 - потайные
от 1.8 до 19.5 с круглой головкой
marselax в 04.09.2017 - 14:59
Тема: Швы и заклёпки на поверхности самолёта
Я так и не понял как правильно то делать? Дырочки не очень. То есть можно как то клёпку правдоподобнее сымитировать?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy